Разработка страничек Тетради обучающегося по теме Деньги, их виды и функции.
методическая разработка

Проданова Любовь Георгиевна

Прежде, чем начать разработку уроков по любому предмету, педагог должен ответить на самый важный для него вопрос: какую задачу поставило передо мной общество? 

Ведь именно от этого зависит не только тот материал, который будет отобран для передачи обучающимся, а и те методы, которыми это будет сделано.

В данной работе автор делает попытку разработки страничек "Тетради обучающегося" по теме  "Деньги, их виды и функции".

Использование при проведении уроков тетради обучающегося позволяет экономить время урока, освобождает педагога от разработки и оформления большого количества раздаточного материала.

Тем самым экономится и время педагога, затрачиваемое на подготовку к уроку.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл money.docx34.61 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Разработка страничек  «Тетради обучающегося»

по теме  «Деньги, их виды и функции»

  1. Введение.

Образование в изменяющемся мире.

Одно из основных положений современной концепции развития образования состоит в том, что образование рассматривается как процесс формирования творчески активной личности обучающегося.

Полноценная реализация функции образовательной организации зависит от состояния общества, его стабильности, от того внимания, которое оно проявляет к молодежи.

В современном обществе происходят сложные, а подчас и противоречивые процессы.

С одной стороны общество стремится к обновлению, демократизации и гуманизации. С другой стороны – экономические трудности, разрушение культурных ценностей, национальных традиций.  Все это не может не влиять на процесс образования. В образовании происходят огромные перемены. Общая цель этих перемен – непосредственное обращение к человеку.

Гуманизация и гуманитаризация образования – это путь и средство возрождения в обществе духовности и культуры. Цель и задачи гуманизации содержания образования  в том, чтобы вернуть его историческое и содержательное – к человеку обращенное – основание каждому учебному предмету. Придать не только формам и методам изучения гуманный, а не авторитарный характер, но и самому содержанию  предметов культурный, нравственный, духовный, к человеку обращенный смысл.

Слово «гуманитарный» по нормам русского языка как раз и означает «обращенный к человеческой личности, правам и интересам человека».

Под гуманизацией образования понимается решение главной стратегической задачи – формирование подлинно человеческого отношения обучающихся к окружающему миру, среде обитания, к обществу, к другим людям.

Интеграция – это принцип осуществления образовательного процесса, основанный на взаимодополнении разных форм постижения действительности и создающий условия для становления личностно-многомерной картины мира и постижении себя в этом мире.

Окружающую действительность юному гражданину помогает воспринимать экономика.

Одним из принципов обновления  содержания образования является принцип историзма.

В общем значении понятие «историзм» представляет собой требование изучать предмет или явление в процессе развития и изменения в конкретных условиях определенного этапа их генезиса. Историзм предполагает рассмотрение явлений в их развитии и связи с другими явлениями, позволяя, таким образом, сопоставлять их современные формы с изначальными, истоковыми. Принцип историзма формируется внутри самой науки как ее потребность более адекватно рассмотреть свой предмет.

Исторический подход обеспечивает глубокое понимание научной проблемы, позволяет видеть ее место в структуре данной науки, развитие ее ведущих идей, их историческую логику и диалектическую взаимосвязь. Все это делает актуализацию принципа историзма одной из методологических основ развития науки. Актуальность в истории можно определить «как свойство прошлого быть полезным в решении насущных проблем, выдвигаемых настоящим».

Внедрение в образовательный процесс элементов историко-научного подхода позволяет расширить кругозор обучающихся, стимулировать их интерес к изучаемому предмету.

Приобщение к истории науки в обучении означает не уход от актуальных проблем современности, а, напротив, более углубленную ориентацию в них с целью понимания истоков и перспектив научного творчества.

Целостное мировоззрение гражданина  ХХI века невозможно без знания об экономических отношениях, о тех процессах, которые существуют и развиваются в стране и за ее пределами.

Принцип интегративности подразумевает качественно новые пути поиска истины. Десятилетиями нас приучали к схоластически одномерному мышлению. Это не прошло даром и для педагога. Мы привыкли понимать мировоззрение как некий стержень, поддерживающий нас «физически и морально в общении с природой, обществом, наукой, людьми ( детьми )». Я – педагог, я должен, обязан   научить, я знаю, как это сделать…Но как говорит Ключевский : «Твердость убеждений, чаще инерция мысли, чем последовательность мышления».

Наукой, культурой человеческого бытия, культурой социальных отношений накоплен огромный багаж знаний. Задача педагога – передать их обучающемуся. Но какими путями?

Основная задача пелагога – научить обучающегося мыслить, помочь его интеллектуальному развитию. Необходимо включить обучающегося в диалог с миром, в диалог, который обогащен самыми разными способами постижения бытия.

Это требует  пересмотра содержания образования, методов обучения, организационных форм и средств обучения.

   В данной работе автор делает попытку разработки страничек «Тетради обучающегося» по теме  «Деньги, их виды и функции».

  1.  Различные подходы к рассмотрению темы «Что такое деньги?»

Уже с древних времен деньги привлекали к себе внимание человеческой мысли. И тем не менее, феномен денег остается во многом загадкой.

«Деньги – это центр, вокруг которого вращается вся экономическая наука», - говорил А.Маршалл.

Деньги являются одним из самых гениальных изобретений человечества Поверить в то, что их когда – то не было, трудно, но если окунуться в историю возникновения денег, то придется.

Когда английские колонисты впервые поселились в Новом свете, они привезли с собой совсем немного фунтов, шиллингов и пенсов, которыми пользовались дома. Но и они оказались никому не нужны. Коренные американцы, с которыми велась торговля, не хотели обменивать пищу на маленькие куски металла и бумаги. Но они готовы были торговать рыбой, мехом и другими предметами первой необходимости посредством бартера. Бартер – это обмен одного товара или услуги, на другие.

Бартер стал самой ранней формой торговли. Но у бартера есть множество недостатков: может не оказаться нужного товара; за то, что нужно тебе просят другой товар; можно вообще не найти то, что ты хочешь. Чаще всего получится целая цепочка последовательных обменов, пока доберешься до нужной вещи.

Как же разрешились эти трудности в процессе развития обмена?

Постепенно из всего мира товаров выделились наиболее ходовые товары. У разных народов такую роль играли скот, меха, зерно, соль и др. Так, у народов средней полосы основным орудием обмена был домашний скот. В Древней Руси первые металлические деньги носили название «скот». У чукчей роль денег выполняли меха. У южных народов (Индия, Китай, Филиппины, американские индейцы, восточное побережье Африки) деньгами были раковины.

Товар, который беспрепятственно обменивался на любой другой товар, получил название всеобщего эквивалента.

Однако, далеко не каждый товар был удобен в использовании в качестве денег.    

К ним начинают предъявлять ряд требований: 1) износостойкость; 2) портативность; 3) стабильность; 4) однородность; 5) делимость; 6) узнаваемость. Поэтому, в качестве денег стали постепенно выступать различные металлы. Вскоре эта функция  закрепилась за благородными металлами – золотом и серебром, т. к. они обладали всеми необходимыми для выполнения роли денег свойствами. Сначала люди расплачивались золотыми и серебряными слитками. Затем стали чеканить монеты.

Первые  золотые монеты приписываются лидийскому царю Гигесу (VII в до н. э). Около 500 года до нашей эры персидский царь Дарий  в своем государстве ввел в обращение монеты, заменив ими натуральный обмен.

Однако, золото, скот, меха можно объединить в одну группу – группу товарных денег.

Это возможно потому, что все они выполняют функции денег и одновременно являются товарами, т. е. имеют свою внутреннюю стоимость.

В древней Руси деньгами были серебряные слитки, а основной денежной единицей была гривна – кун. К XIII в. появились серебряные платежные слитки – гривны. Рубль (от слова «рубить») появился как следствие деления серебряных платежных слитков.

Русскую серебряную монету начинают чеканить во второй половине XIV в. Рубль из слитка превратился в счетный рубль. Он просуществовал до денежной реформы Петра I (начало XVIII в). В соответствии с этой реформой серебряная копейка была заменена медной, был введен серебряный рубль – монета по типу европейского талера, счетная гривна стала серебряной монетой в 10 копеек, стали регулярно чеканиться золотые червонцы, а с 1755 г. – империалы и полуимпериалы.

В обращении деньги выступают мимолетным посредником в товарообмене. Поэтому появилась идея удешевления денежного материала. В начале XVIII в. были предложения ввести деревянный рубль. Предлагалось  также чеканить на медной монете рублевый номинал. Но самым лучшим материалом оказалась бумага.

Первые бумажные деньги появились в Китае в 1260 – 1263 гг. При капитализме первые партии бумажных денег были выпущены в 1690 г. английской колонией Массачусетс в Северной Америке и предназначались для выплаты жалованья солдатам. В России первые бумажные деньги (казначейские векселя и банкноты) появились в 1769 г..

Казначейские билеты просуществовали под названием  «ассигнации» до 1843 г.

Каковы же основные функции денег?

В разных учебниках называют от трех до пяти функций. Автор считает необходимым остановиться на основных четырех.

А) Деньги как мера стоимости или средство измерения.

Эта функция связана со способностью денег измерять стоимость абсолютно всех товаров и услуг. Общество считает удобным использовать денежную единицу в качестве масштаба для соизмерения относительных стоимостей различных товаров и услуг.  Все товары измеряют свои стоимости в деньгах, представляемых мысленно, т.е. в идеальных деньгах. Цена – показатель величины стоимости товара.

 Б) Деньги как средство обращения или средство обмена.

Деньги можно использовать при покупке и продаже  товаров и услуг. Поэтому, деньги позволяют избежать неудобств бартерного обмена.

Деньги играют роль посредника в обмене товаров ( Т – Д – Т ). Средством обращения выступают только реальные деньги.  

Посредническая роль денег в процессе обращения мимолетна. Продавец придает значение не тому, имеют ли деньги собственную стоимость, а тому, в какой степени они пользуются общественным признанием. Поэтому деньги из благородных металлов можно заменить условными знаками – бумажными деньгами.

Существует два вида наличных денег: монеты и бумажные деньги.

Монета – это слиток металла определенной формы, вес и проба которого официально подтверждены поставленным на нем штемпелем государства.

Бумажные деньги практически не имеют никакой стоимости, так как затраты на их печатание незначительны. Лишь в процессе обращения они приобретают представительную стоимость.

В сфере обращения всегда должно находиться определенное количество денег, которое регулируется законами денежного обращения. Он может быть сформулирован так:

Количество денег, обслуживающих товарооборот, должно находиться в прямой пропорциональной зависимости от суммы цен товарной массы и в обратной пропорциональной зависимости от скорости обращения денег.

М =( Р х Q ) / V

 

В) Деньги как средство образования сокровищ и накоплений или средство сбережения.

В качестве средства сбережения деньги являются способом перенесения нынешних покупок на будущее. Тем самым деньги изымаются из обращения  и образуют сокровище.

Эту функцию могут выполнять только полноценные и реальные деньги: золото и серебро в виде монет и слитков. Кроме того, накопление сокровищ осуществляется в виде предметов роскоши, изготовленных из золота и серебра.

Сокровища накапливают не только частные лица, а и государство. Государство имеет золотой запас страны, хранящийся в центральном банке.

Почему люди копят деньги? Причины разные. Одни откладывают деньги на случай непредвиденных обстоятельств. Другие откладывают деньги на покупку дорогостоящей вещи ( автомобиля, телевизора, мебели и т.д.)

Можно копить и бумажные деньги, но они подвержены обесцениванию. Чтобы этого избежать, в нашей стране стали обращать рубли в СКВ.

Г) Деньги как средство платежа или мера отложенных платежей.  

Товары не обязательно продавать и покупать за наличные средства. В силу различных причин возникает необходимость купли – продажи товаров в кредит, т.е. с отсрочкой платежа. В этом случае средством обращения служат не сами деньги, а выраженные в них долговые обязательства. По истечении срока действия обязательства заемщик обязан уплатить кредитору указанную в обязательстве сумму. Выполняя роль средства погашения долгового обязательства, деньги реализуют функцию средства платежа.

Все большее значение приобретает особая форма денег – кредитные деньги.

Остановимся на некоторых формах кредитных денег.

Вексель – это письменное обязательство заемщика об уплате кредитору определенной суммы денег по истечению указанного в нем срока. Векселя бывают простые и переводные.

Чек – это письменный приказ владельца текущего счета банку о выплате наличными или переводе на текущий счет другого лица определенной суммы денег.

Кредитная карточка – это платежно-расчетный документ, выдаваемый банком своим вкладчикам и дающий им право на приобретение товаров и услуг без уплаты наличными.

Таков в конспективном изложении смысл каждой из четырех функций денег.


  1. Содержание страниц «Тетради обучающегося»

Тема урока: Деньги, их виды и фунеции.

Он любил и страдал. Любил деньги и страдал от их недостатка.

Илья Ильф, Евгений Петров.

Деньги  ______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основные функции денег:

1) мера стоимости _________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) средство обращения  _____________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наличные деньги:

а) Монета  ________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Бумажные деньги  ________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Закон денежного обращения: ___________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3)  средство образования сокровищ и накоплений  _______________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Государственный (национальный) золотой запас страны  ______________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4)  средство платежа  ________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кредитные деньги:

а) Вексель ___________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Чек  _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) Кредитная карточка  _________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПОДУМАЙ, ОТВЕТЬ, РЕШИ.

1. Расположите формы стоимости в соответствии с историческим развитием процесса товарного обмена:

. ) 1 копье

= 20 клыков кабана

. ) 15 головок сыра

      5 мешков зерна

    10 топоров

      8 бобров

= 1 руб.

. )  5 мешков зерна

   10 топоров

     1 бык

     8 бобров

= 10 г золота

. ) 15 головок сыра

      5 мешков зерна

     1 бык

     8 бобров

= 10 топоров

2. Один европеец, путешествовавший по тропической Африке в середине XIX в, писал в своих путевых заметках: « Забавно было видеть, как мне пришлось платить наемную плату за лодку не рынке в Кавеле, на  берегу Танганьики. Агент Саида требовал уплаты слоновой костью, которой однако, у меня не было; тогда я узнал, что Магомет Ибн Салиб располагал  слоновой костью и желал иметь сукно;  однако это известие принесло мне еще немного пользы, пока, наконец, я не услышал, что Магомет Ибн–Гариб имел сукно и желал иметь проволоку. Эта последняя у меня., к счастью, была, и, таким образом, я дал Магомету Ибн-Гарибу требуемое количество медной проволоки, он передал Магомету Ибн- Салибу сукно, а этот последний  дал агентам Саида требуемую слоновую кость; тогда только я получил от последнего право воспользоваться лодкой».

Назовите причины, вызвавшие большие затруднения в обмене товаров в описанной выше ситуации. Разрешаются ли трудности в товарном обмене с появлением денег?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Обведите букву правильного ответа.

Шар для кегельбана непригоден в качестве денег, так как у него нет одного необходимого качества. Какого?

а) Стабильности.

б) Портативности.

в) Износостойкости.

г) Узнаваемости.

4. Почему металлические деньги вытеснили примитивные формы денег и почему все прочие металлы были вытеснены благородными металлами?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Назовите функции, в которых выступают деньги при использовании их для следующих целей:

а) выплата заработной платы         _________________________________________

б) покупка товаров за наличные    _________________________________________

в) покупка товаров в кредит           _________________________________________

г) оплата коммунальных услуг       _________________________________________

д) установление цены товара         _________________________________________

е) помещение денег в банк.            _________________________________________

6. Как вы думаете, какая из четырех функций денег является основной?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Обведите букву правильного ответа.

Чек приравнивается к деньгам, так как…

а) его легко получить в банке;

б) он обычно принимается в качестве оплаты за товары и услуги;

в) его удобнее носить, чем металлические монеты;

г) он выглядит примерно так же, как бумажная валюта.

8. Что такое ликвидность?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Расположите в порядке убывания их ликвидности следующие предметы, учитывая, что ликвидность оценивается на российском рынке в городе Санкт- Петербурге.

- автомобиль «Лада» 2017 года выпуска

- доллары

- российские рубли в кошельке

- российские рубли на срочном вкладе в  Сберегательном банке

- дом в Новгородской области

10. Что такое денежная эмиссия?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Обведите букву правильного ответа.

Что случится в экономике, если количество денег в обращении увеличится, в то время как скорость обращения денег и реальный объем национального производства не изменится?

а) уровень цен в экономике повысится;

б) уровень цен в экономике не изменится;

в) уровень цен в экономике снизится;

г) изменение количества денег не повлияет на уровень цен в экономике.

12. Обведите букву правильного ответа.

Что из нижеперечисленного составляет в нашей стране больщую часть денежного оборота?

а) банкноты Федеральной резервной системы США (т. е. доллары);

б) банкноты Центрального банка России (т. е. бумажные деньги);

в) безналичные расчеты;

г) монеты.

При составлении заданий использовался материал следующих авторов:

Е. В. Савицкой, А. В. Романова, Ю. Н. Сконечной.


  1. Заключение.

Прежде, чем начать разработку уроков по любому предмету, педагог должен ответить на самый важный для него вопрос: какую задачу поставило передо мной общество?  Ведь именно от этого зависит не только тот материал, который будет отобран для передачи обучающимся, а и те методы, которыми это будет сделано.

В стандарт образования включен предмет – экономика. В соответствии с этим стандартом результатом школьного образования является достижение обучающимися определенного уровня образованности. Таких уровней три:

  1. Грамотность – знакомство с основными экономическими терминами. (уровень начальной школы)
  2. Функциональная грамотность – знание сведений, правил, принципов, усвоение общих понятий и умений. Это умение читать экономические тексты, умение составлять  деловые бумаги, заполнять различные бланки, ориентироваться в среде проживания – умение пользоваться кредитом и взять кредит в банке, организовать свои личные финансовые дела, знать свои права и обязанности гражданина, потребителя. (уровень основной школы)
  3. Компетентность – выражается в овладении теоретическими средствами познавательной или практической деятельности.

Условно можно выделить три компонента компетентности:

а) допрофессиональная – уровня образованности достаточно для получения профессионального экономического образования, а именно:

  • знание основных фактов, общих и частных понятий, закономерностей
  • овладение методами решения прикладных задач по экономике и бизнесу (10-11 классы общеобразовательной школы).

б) общекультурная – уровень образованности, достаточный для самообразования в области экономики, ориентации в экономическом пространстве, определении своей позиции, умение принимать решения. (10-11 классы социально-экономического профиля)

в) методологическая – решение мировоззренческих проблем, исследовательских и творческих задач. (10-11 классы углубленного уровня изучения).

Таким образом, при изучении темы «Деньги, их виды и функции» должна быть достигнута функциональная грамотность обучающихся. При отборе материала  к страницам тетради обучающегося автор учитывал это требование стандарта.

В образовании происходят огромные перемены. Стало недостаточно  просто передать обучаюшемуся знания, умения и навыки. Необходимо научить его мыслить. Обществу в современных условиях нужны молодые люди, способные не просто работать в коллективе, а самостоятельно принимать решения.

Этому способствует изучение экономических дисциплин. Большое количество деловых и имитирующих экономических (ролевых, настольных, компьютерных) игр, научно-практические конференции, тестирование, экономические диктанты, сочинения стали неотъемлемой частью уроков экономики. Все это способствует развитию мышления обучающихся.

В наше время люди еще больше стали ценить время. «Время – это деньги». Сегодня это не нужно доказывать никому.

Использование при проведении уроков тетради обучающегося позволяет экономить время урока, освобождает педагога от разработки и оформления большого количества раздаточного материала. Тем самым экономится и время педагога, затрачиваемое на подготовку к уроку.

Тетрадь с ответами остается у обучающегося, что способствует более качественному повторению пройденного материала, так как позволяет вспомнить рассуждения при рассмотрении отдельных вопросов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока (моделирующая игра) на тему "Деньги.Банки. Банковская система."

Материал предназначен для преподавания  в профессиональном училище. Может быть интересен на уроках экономики  в 9-11 классах средней школы....

открытый урок на тему: "Деньги, их сущность и функции"

комбинированный урок с элементами соревнования и игры на тему "Деньги, их сущность и функции"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для обучающегося Тема: Лекарственные средства, влияющие на функции исполнительных органов. Средства, влияющие на дыхательную систему.

Заболевания системы органов дыхания – самая большая, по числу вновь заболевающих, группа. Болезни органов дыхания развиваются на фоне инфекционных процессов, вызванных микробами, вирусами или гр...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для обучающегося Тема: Лекарственные средства, влияющие на функции исполнительных органов. Лекарственные средства, влияющие на сердечно -

Сердечно-сосудистая система, как и другие системы организма, имеет большой, но не беспредельный запас прочности. К естественному старению, обусловленному снижением скорости обновления клеток, добавляю...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для обучающегося Тема: Лекарственные средства, влияющие на функции исполнительных органов. Лекарственные средства, регулирующие водно-солевой обмен.

Мочегонные средства, или диуретики, применяются для коррекции нарушений водно-солевого обмена. В практической медицине мочегонные средства широко применяются при отеках различного происхождения (серде...

Методическая разработка открытого урока «Система налогов и сборов РФ: понятие, функции налогов и их виды»

СОГБПОУ  СПО «Козловский многопрофильный аграрный колледж», УЦПК г. Ельня      Методическая разработкаоткрытого занятия по дисциплинеОП.07 Налоги и налог...