Познавательная активность обучающихся как педагогический феномен
статья

Проданова Любовь Георгиевна

Познавательная активность представляет собой ту сторону деятельностной сущности человека, которая направлена на получение информации от различных сторон природной, социальной действительности, а также от самого человека.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznavatelnaya_aktivnost.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательная активность обучающихся как педагогический феномен

     

Познавательная активность представляет собой ту сторону деятельностной сущности человека, которая направлена на получение информации от различных сторон природной, социальной действительности, а также от самого человека.

Г.И. Щукина считает, что познавательную активность школьника следует рассматривать как «ценное и сложное личностное образование школьника, интенсивно формирующееся в школьные годы. Познавательную активность можно считать подготовительной ступенью самостоятельности».    

По мнению Т.И. Шамовой, познавательную активность следует рассматривать и как цель деятельности, и как средство достижения и как результат. В последнем плане она является одним из «ведущих качеств личности».

Г.Ц. Молонов определяет познавательную активность как сложное качество личности школьника, состоящее из единства и взаимосочетания познавательного интереса и стремления заниматься учебно-познавательной деятельностью. Именно это определение можно рассматривать как наиболее полно характеризующее познавательную активность.

Среди структурных элементов познавательной активности исследователи выделяют: стремление учиться, познавательный интерес, мотивы учения, особое умственное напряжение, активную мыслительную деятельность, наличие волевых усилий, а также совокупность разнообразных эмоциональных и нравственных процессов. Эти компоненты рассматриваются нами как основные критерии познавательной активности обучающихся.    

Исследователи выделяют три уровня развития качества познавательной активности у обучающихся: высокий, средний и низкий – с позиции количественного измерения; репродуктивный, интерпретирующий и продуктивный (творческий) – с позиции качественного измерения.

Основной формой проявления активности человека, его социального назначения является деятельность. Учебная деятельность необходима человечеству, без нее невозможна передача опыта от поколения к поколению. Понятие  «учебно-познавательная деятельность», с нашей точки зрения, наиболее полно характеризует процесс обучения: это специальная деятельность, необходимая обществу, и это совместная деятельность, форма сотрудничества педагога и обучающегося, а главное – в ней совершаются как познавательные процессы, так и социализация подрастающих поколений.

Развитие деятельности в педагогическом процессе знаменует собой поступательное развитие личности, поскольку меняется характер деятельности: вначале – исполнительская; затем – активно исполнительская; далее – активно самостоятельная; затем – творчески-самостоятельная. Изменение характера деятельности существенно влияет и на изменение позиции обучающегося: от исполнительской – к активной – к позиции субъекта.

Познавательным интересом называют избирательную направленность личности, обращенную к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Можно предложить такую схему воспитания у обучающихся увлечения учебным предметом: от любопытства к удивлению, от него к активной любознательности и стремлению узнать, от него к прочному знанию и научному поиску.

Познавательные интересы обучающихся, создающие и внешние и внутренние благоприятные условия обучения, способствуют активизации познавательной деятельности. Самым общим определением активизации учебно-познавательной деятельности можно считать следующее: это процесс, направленный на усиленную, совместную учебно-познавательную деятельность педагога и обучающихся, на побуждение к ее энергичному, целенаправленному осуществлению, на преодоление инерции, пассивных и стереотипных форм преподавания и учения.

Успешность воспитания познавательной активности обучающихся связана с активизацией их учебно-познавательной деятельности на основе умелой реализации дидактических принципов, в частности сознательности, активности, самостоятельности, учета возрастных и индивидуальных особенностей в обучении. Важную роль в повышении познавательной активности играет система коллективных отношений в учебном процессе, создание положительных эмоций и благоприятной атмосферы учебной деятельности.    

Одним из средств активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся можно считать использование различных форм диалогового общения. Познавательная активность обучающегося достигается с помощью взаимной диалогичности процесса мышления педагога и обучающегося. Развитие познавательной активности осуществляется как воспитание творческого мышления в условиях дидактически организованного диалога и ситуациях группового мышления.

          Интерес к диалоговым формам общения в системе образования возник, вероятно, в процессе развития демократических начал, пришедших на смену тоталитарной педагогике. Это потребовало таких стратегий обучения, которые бы в максимальной степени содействовали активному участию личности в совместной работе по освоению человеческой культуры.    

           Использование различных форм диалогового общения преследует двоякую цель:

  • в качестве средства для активизации деятельности обучающихся в процессе усвоения ими определенного учебного содержания;
  • как средство обучения человека, грамотного участника совместной деятельности, умеющего исполнять различные социально- психологические роли и функции в процессе коллективного принятия решения.

           Обе эти цели имеют одинаково высокую значимость, так как их достижение содействует развитию компетентности обучающегося в той или иной области содержания обучения и одновременно формирует его социально-психологическую готовность к полноправному участию в групповой работе, «в команде», решающей определенную проблему.

           По мере того как обучающийся включается в разнообразные формы решения проблем на основе диалогового общения, он приобретает определенный опыт и определенную культуру совместного поиска решений. Диалоговое общение развивает у человека подлинно открытое мышление, позволяющее индивиду свободно выражать свои мнения другим участникам диалога, и в то же время столь открыто обсуждать смыслы, которые передаются ему другими участниками. Но открытость – это важнейшее интеллектуально-личностное  качество индивида, необходимое ему не только в образовательной деятельности, но и в самых различных сферах его взаимодействия с людьми.

           Таким образом, диалоговое общение способствует активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, что приводит к развитию их познавательной активности.

           Познание не только субъективности, но и любой вещи может быть диалогическим через путь обсуждения и внутреннего диалога. Сущность человека раскрывается в свободном диалоге. Такой свободный диалог, пока существует Человечество, всегда будет разворачиваться между двух субъектов: педагога и обучающегося.

           Таким образом, большое воздействие на обучающегося оказывает общение, которое носит диалогический характер, вызывает егоглубокую внутреннюю активность. Задача педагога обеспечить совпадение и согласование внешнего и внутреннего диалога педагога и обучающегося, что приведет к развитию познавательной активности последнего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование современных образовательных технологий на уроках обществознания как средства развития познавательной активности обучающихся и создания условий для их самореализации».

Поддержание и развитие интереса к процессу обучения и учебному предмету, формирование умений в применении практических решений, развитие мышления и коммуникативных способностей учащихся, возникновение...

Статья:Личностно-ориентированное обучение как средство формирования познавательной активности обучающихся

Личностно-ориентированное обучение как средство формирования познавательной активности обучающихся...

Статья "Повышение познавательной активности студентов через применение инновационных педагогических технологий"

В статье рассматриваются вопросы повышения познавательной активности студентов дизайнеров Яковлевского педагогического колледжа в процессе проектной деятельности по разработке дидактических материалов...

Статья на тему: Психолого-педагогические особенности совершенствования работы педагога по развитию познавательной активности учащихся СПО

Педагогическое образование неразрывно связано с подготовкой молодого поколения к жизни в условиях непрерывного образования. Ведущим звеном всегда остаётся педагог – компетентный профессионал-пре...