Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа «Шахматная азбука»
рабочая программа
Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа «Шахматная азбука» целью которой является физическое, духовно- нравственное и интеллектуальное развитие личности средствами шахмат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа «Шахматная азбука» | 49.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство труда и социального развития Краснодарского края
Государственное казенное учреждение социального обслуживания
Краснодарского края «Отрадненский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая
программа
«Шахматная азбука»
Возраст обучающих – 8-17 лет
Срок реализации – 3 месяца
Объем программы – 12 академических часов
Составитель:
Саакян Кристина Славаевна
воспитатель
ст. Попутная
2022 год
- Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной, общеразвивающей программы
- Пояснительная записка
В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы.
Шахматы – это одна из самых популярных в мире игр, причём с каждым днём она становится всё более популярнее. О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований.
Люди самых разных возрастов во всём мире с большим энтузиазмом играют в шахматы: в школах, клубах, парках и даже по Интернету. Шахматы – интеллектуальная игра. Она сочетает в себе элементы логики, спорта и творчества. Но прежде всего, по своей природе шахматы остаются игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру, которая дает возможность ему раскрыть свои способности, само реализоваться, найти талантливых и умных друзей.
Программа «Шахматная азбука» относится к физкультурно-спортивной направленности, призвана приобщить детей к здоровому образу жизни через формирование умений и навыков игры в шахматы. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т. д.
Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в воспитанниках эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.
Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3;
Концепция развития дополнительного образования на 2022-2030 годы от 31 марта 2022 г. № 678-р;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (ред. 30. 09.2020 г.);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»;
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41);
Письмо Министерство образования и науки РФ от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»;
Методические рекомендации «Структурирование программы дополнительного образования», разработанных ГКУ КК «Краевой методический центр» (г. Краснодар, 2022 год);
Лицензия на осуществление образовательной деятельности ГКУ СО КК «Отрадненский СРЦН» № 07136 от 02 октября 2015г.;
Устав ГКУ СО КК «Отрадненский СРЦН» согласован 01.02.2016г. №132, утвержден 09.03.2016г. № 259.
Новизна данной программы заключается в том, что она рассчитана на детей, как играющих, так и не имеющих представление о шахматах и основана на индивидуальном подходе к каждому воспитаннику при помощи подбора заданий разного уровня сложности.
Новизной данной программы считается, также, поэтапное освоении воспитанниками предлагаемого курса, что даёт возможность детям, находящимся в учреждении в определенный промежуток времени, а также, с разным уровнем развития освоить те этапы сложности, которые соответствуют их способностям и сроку нахождения в учреждении.
Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга воспитанников, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности, это своеобразный выход из одиночества, утоление жажды общения и самовыражения. Обучение игре в шахматы, по программе «Шахматная азбука», с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, расширяет круг общения детей, дает возможность полноценного самовыражения, самореализации, позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность, развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
Педагогическая целесообразность данной программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен детям как старшего, так и младшего школьного возраста. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т.д.
Адресат программы: данная программа рассчитана на обучающихся от 8 до 17 лет, находящихся в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, как имеющие начальную подготовку игры в шахматы, так и совсем не владеющие знаниями о шахматах.
К занятиям допускаются все желающие дети, не имеющие медицинских противопоказаний. Количество детей в группе неограниченно. Набор воспитанников осуществляется по желанию и может быть переменным. Исполнители могут быть как с запасом знаний, так и не имеющие представления о шахматах, в возрасте от 8 до 17 лет.
Возрастные и индивидуальные особенности обучающихся учитываются педагогом при выборе формы и способов подачи материала и организации занятий.
Объем программы: 12 академических часов.
Программа «Шахматная азбука» разработана для детей, как играющих, так и не имеющих представления об этой игре, при этом осуществляется дифференцированный подход с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Программа состоит из двух курсов обучения:
1. Краткосрочный (1месяц)
2. Основной (2 месяца).
Краткосрочный курс носит ознакомительный характер, куда входит раздел: «Из истории шахмат. Шахматная доска и фигуры». На этих занятиях воспитанники знакомятся с историей возникновения шахмат, с правилами игры, получают первое знакомство с шахматной доской и фигурами на начальной позиции.
Основной курс обучения нацелен на обучение азам шахматной игры. Сюда входят разделы: «Ходы и взятия фигур», «Цель и результат шахматной партии». На этом этапе обучения воспитанники знакомятся с ходами фигур; с ценностями, сравнительной силой фигур; с основными шахматными понятиями, с целью и результатом шахматной партии.
Каждый из курсов обучения представляет с собой цикл занятий. Общий объем занятий составляет 12 часов
Срок освоения программы: срок освоения программы определяется содержанием программы и составляет:
краткосрочный курс обучения – 1 месяц (4 академических часа);
основной курс обучения – 2 месяца (8 академических часов).
Режим занятий: четыре академических часа в месяц, продолжительностью 40 минут (групповые, индивидуальные).
- Цель и задачи программы
Цель программы: физическое, духовно- нравственное и интеллектуальное развитие личности средствами шахмат.
Задачи программы:
Обучающие:
познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами, с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур, правилами игры в шахматы;
научить ориентироваться на шахматной доске, правильно помещать шахматную доску между партнерами, правильно расставлять фигуры перед игрой, различать горизонталь, вертикаль, диагональ, играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами, решать шахматные задачи, комбинации на разные темы;
учить анализировать свои и чужие ошибки, планировать свою деятельность, принимать правильные решения;
Развивающие:
развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением;
Воспитательные:
воспитывать целеустремленность, усидчивость, уважительное отношение в игре к противнику, потребность в здоровом образе жизни и привычку проведения содержательного и здорового досуга.
Коррекционные:
помочь гиперактивным детям длительно сосредоточиться на одном виде деятельности, стать спокойнее, уравновешеннее.
- Учебный план
дополнительной общеобразовательной, общеразвивающей
программы
«Шахматная азбука»
№ | Название курса, модулей | Количество часов | ||
Всего | Теоретические | Практические | ||
1. 1.1 | Краткосрочный Из истории шахмат Шахматная доска и фигуры | 4 | 3 | 1 |
2. 2.1
| Основной Ходы и взятия фигур
| 3 5 | 1.5 2 | 1.5 3 |
Итого: | 12 | 6.5 | 5.5 |
- Содержание программы
Краткосрочный курс обучения
«Из истории шахмат. Шахматная доска и фигуры»
Занятие 1. «Вводное занятие. Краткая история шахмат»
Возникновение и родина шахмат. Место шахмат в мировой культуре. Сильнейшие юные шахматисты мира. Роль шахмат в воспитании и развитии личности.
Занятие 2. «Правила поведения во время игры. Инструктаж по ТБ»
Правила шахматного этикета. Правило «тронул-ходи». Техника безопасности во время игры.
Занятие 3. «Шахматная доска – поле шахматных сражений»
Расположение доски между партнерами. Знакомство с основными понятиями: горизонтали, вертикали, диагонали, их обозначения. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Центр шахматной доски. Белые и черные поля. Чередование черных и белых полей в горизонтали и вертикали.
Занятие 4. «Шахматные фигуры. Первое знакомство. Начальная позиция»
Белые и черные фигуры. Ладья, конь, слон, ферзь, пешка, король. Расположение каждой из фигур в начальном положении. Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.
Основной курс обучения
«Ходы и взятия фигур»
Занятие 1. «Знакомство с ходами ладьи и коня»
Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие. Место коня в начальном положении. Ход коня. Взятие. Конь – легкая фигура.
Занятие 2. «Знакомство с ходами слона и ферзя»
Место слона в начальном положении. Ход слона. Взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя. Взятие. Ферзь – тяжелая фигура.
Занятие 3. «Знакомство с ходами короля и пешки»
Место пешек в начальном положении. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки. Ход пешки. Взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Место короля в начальном положении. Ход короля. Взятие.
«Цель и результат шахматной партии»
Занятие 1. «Знакомство с понятиями «шах», «мат», «пат»
Шах – угроза королю. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха (3 способа). Мат – цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, пешкой. Мат в один ход (простые примеры). Пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры патовых ситуаций.
Занятие 2. «Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур»
Единица измерения ценности. Виды ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске.
Занятие 3. «Нападение, защита, размен»
Виды размена. Контроль полей. Ограничение подвижности фигур. Материальный перевес. Легкие и тяжелые фигуры, их качество.
Занятие 4. «Рокировка и ее правила»
Что такое рокировка? Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.
Занятие 5. «Игра всеми фигурами из начального положения»
Повторение программного материала. Демонстрация воспитанниками своих теоретических знаний, и умений применять их на практике от начала до конца игры в шахматы.
1.5. Планируемые результаты
К концу краткосрочного курса обучения воспитанники должны знать:
- шахматную доску;
- правила поведения во время игры;
- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- начальную позицию фигур;
уметь:
- ориентироваться на шахматной доске;
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять начальную позицию;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ
К концу основного курса обучения воспитанники должны знать:
- названия шахматных фигур, правила хода и взятия каждой фигуры;
- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, начальное положение, ход, взятие, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; сравнительную силу фигур;
уметь:
- играть, не нарушая шахматный кодекс;
- рокировать;
- объявлять шах;
- ставить мат.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
дополнительной общеобразовательной программы
«Шахматная азбука»
№ п/п | Дата проведения | Название курса, разделов и тем | Кол-во часов | ||
Всего | Теорети ческие занятия | Практи | |||
1. | Краткосрочный | 4 | |||
1.1 | Из истории шахмат. | 4 | 3 | 1 | |
1.1.1 | Вводное занятие: Краткая история шахмат | 1 | 1 | - | |
1.1.2 | Правила поведения во время игры. Инструктаж по ТБ | 1 | 1 | - | |
1.1.3 | Шахматная доска- поле шахматных сражений | 1 | 0.5 | 0.5 | |
1.1.4 | Шахматные фигуры. Первое знакомство. Начальная позиция | 1 | 0.5 | 0.5 | |
2. | Основной | 8 | |||
2.1 | Ходы и взятия фигур | 3 | 1.5 | 1.5 | |
2.1.1 | Знакомство с ходами ладьи и коня | 1 | 0.5 | 0.5 | |
2.1.2 | Знакомство с ходами слона и ферзя | 1 | 0.5 | 0.5 | |
2.1.3 | Знакомство с ходами короля и пешки | 1 | 0.5 | 0.5 | |
2.2 | Цель и результат шахматной партии» | 5 | 2 | 3 | |
2.2.1 | Знакомство с понятиями «шах», «мат», «пат» | 1 | 0.5 | 0.5 | |
2.2.2 | Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур | 1 | 0.5 | 0.5 | |
2.2.3 | Нападение, защита, размен | 1 | 0.5 | 0.5 | |
2.2.4 | Рокировка и ее правила | 1 | 0.5 | 0.5 | |
2.2.5 | Игра всеми фигурами из начального положения. Повторение программного материала | 1 | - | 1 | |
Всего: | 12 | 6.5 | 5.5 |
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение
Просторное, светлое помещение;
магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами;
комплекты шахматных фигур с досками;
шахматные часы;
дидактические игры и упражнения для обучения игре в шахматы;
обучающие презентации и видеоролики по шахматам;
технические средства обучения: компьютер, проектор, акустическая
система.
- Формы контроля (аттестации) планируемых результатов
Формы подведения итогов реализации программы: шахматный турнир.
Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.
- Оценочные материалы
собеседование;
тестирование;
цифровой, графический и терминологический диктант;
наблюдение за практической деятельностью обучающихся;
разно уровневые практические задания;
решение ситуационных задач, направленные на проверку умений использовать приобретенные знания на практике.
- Методическое обеспечение программы
Реализация программы основывается на следующих принципах:
принцип единства диагностики и коррекции, который обеспечивает целостность педагогического процесса;
принцип единства коррекционных и развивающих задач;
принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей получателей социальных услуг;
принцип интегративности программы заключается во взаимосвязи различных видов деятельности получателей социальных услуг;
принцип доступности и последовательности предполагает построение учебного процесса от простого к сложному;
принцип деятельностного подхода - любые знания приобретаются получателями социальных услуг во время активной деятельности.
Методы работы:
словесный (объяснение, беседа, рассказ педагога);
игровой (использование упражнений в игровой форме);
наглядный (показ презентаций, плакатов);
частично-поисковый (самостоятельный выбор ребенком выхода из сложных ситуаций во время игры);
метод проблемного обучения (решение шахматных задач, проблемных ситуаций).
Формы работы: индивидуальная и групповая.
Разделы программы | Формы занятий | Приёмы и методы организации образовательного процесса (в рамках занятия) | Дидактический материал | Техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов |
1.Из истории шахмат. Шахматная доска и фигуры. | Индивидуальная, групповая. | Игровой, наглядный, словесный | Плакат, карточки с загадками | Магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами; ноутбук; проектор; акустическая система. | Тестирование |
2.Ходы и взятие фигур | Индивидуальная, групповая, парная | Игровой, наглядный, словесный | Карточки с загадками, стихотворениями по шахматам | Комплекты шахматных фигур с досками; магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами; ноутбук; проектор; акустическая система. | Собеседование, тестирование |
3.Цель и результат шахматной партии | Индивидуальная, групповая, парная | Игровой, наглядный, словесный, частично-поисковый, метод проблемного обучения | Ребусы по шахматам, шахматные задачи | магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами; комплекты шахматных фигур с досками; шахматные часы; ноутбук; проектор; акустическая система. | Шахматный турнир |
- Кадровое обеспечение
Реализацию данной программы осуществляет воспитатель Саакян Кристина Славаевна, имеющая среднее профессиональное образование, высшую квалификационную категорию, 14 летний стаж работы в должности воспитателя социально-реабилитационного центра.
Педагогические технологии используемые
при реализации программы
№ п/п | Название | Цель | Механизм | Результат применения |
1. | Технология развивающе го обучения | Развитие личности и ее способностей | Обеспечение совместной или самостоятельной деятельности обучающихся, при которой они сами «додумываются до решения проблемы» | Развиваются мыслительные способности, активизируется самостоятельная деятельность, происходит творческое овладение предложенным материалом |
2. | Личностно-ориентиро- ванная технология | Максимальное развитие индивидуальных способностей, обучающихся на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности | Выработка индивидуального пути развития каждого обучающегося через создание альтернативных форм, индивидуальных программ обучения | Саморазвитие личности каждого обучающихся, исходя из его индивидуальных особенностей |
3. | Здоровьесбе регающая технология | Формирование, укрепление и сохранение социального, физического, здоровья | Создание совокупности организационных, обучающих условий | Приобретение привычки заботиться о собственном здоровье, реализуя специальные техники и технологии его сохранения и укрепления |
4. | Игровая технология | Создание оптимальных, соответствующих возрасту условий усвоения, обучающихся информации, знаний, получения опыта | Включение обучающихся в процесс игровой деятельности | Повышается мотивационный уровень обучающихся, мобилизуются личностные ресурсы каждого участника |
5. | Технология дифференци рованного обучения | Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития способностей обучающихся | Подбор методов индивидуального обучения | Обучающиеся усваивают программный материал на различных уровнях, в соответствии с их способностями, возможностями и возрастом |
3. Список используемой литературы
Основная
1. Авербах, Ю. Л., Котов, А. А., Юдович, М. М. Шахматная школа – Издательство: Ростов на Дону. «Феникс», 2019г.
2. Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. / М.: ФиС, 2017г.
3. Барский В.В. Шахматная школа (Первый год обучения). – Москва. «ВАКО», 2018г.
4. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. / Л.: Детская литература, 2019г.
5. Злотник Б., Кузьмина С. Курс-минимум по шахматам. / М.: ГЦОЛИФК, 2018г.
Дополнительная
6. Князева В. Азбука шахматиста. / Ангрен, 2018г.
7. Костров В.В. Шахматы в школе и дома. Издательство Дом «Литера», 2018г.
8. Сухин И. Волшебные фигуры. / М.: Новая школа, 2019г.
9. Хенкин В. «Шахматы для начинающих» М.: «Астрель» 2019г.
10. Чеваннес С. Шахматы для детей. – Москва: Эксмо, 2020г.
Интернет ресурсы
11. Дидактические игры при обучении детей игре в шахматы – http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/03/24/didakticheskie-igry-pri-obuchenii-detey-igre-v-shakhmaty.
12. Лекции педагогов шахматной школы – А.А. Карпова; видеоуроки – М. Дворецкого, С. Макарычева – Chesmasner.ru.
13. Шахматы для всех – http://www.bgunb.ru/sources/ Publishing/08.07.2019/ chess.pdf
14. Шахматная библиотека – http://whychess.ru/new6.html.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа "Клавишный синтезатор"
Внедрение инновационных технологий в традиционный процесс обучения – занятие очень увлекательное и интересное, требующее от педагога-музыканта информационной грамотности, стремления к самообразованию,...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «МАТЕМАТИКА»
Программа для дополнительного образования студентов 1 курса технических специальностей . Рассчитана на 72 часа....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ПРЕСС - ЦЕНТР» НАПРАВЛЕНИЕ: ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ПРЕСС - ЦЕНТР» НАПРАВЛЕНИЕ: ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ...
Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно - спортивной направленности по морскому делу «Гардемарины»
Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно - спортивной направленности по морскому делу «Гардемарины»...
Дополнительная общеобразовательная программа – - дополнительная общеразвивающая программа «Измерение физических величин»
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа кружка «Физические величины и их измерения» разработана на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта (далее – ...
Дополнительная общеобразовательная программа подготовительных Английский язык (разговорный курс) по методике New Headway Pre-Intermediate (уровень ниже среднего) для дополнительного образования
РП для подготовительных курсов...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Размещенная методическая разработка "Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительной общеобразовательной программы" будет полезна студентам,педагогам и спецалистам в обла...