Доклад "Факторы и пути повышения качества образования".
статья
Борьба за качество образования выдвигается как ведущая задача в деятельности образовательных учреждений. Каждый ищет пути ее решения по- своему. Повышение качества образования – одна из основных задач, которое включает в себя обучение и воспитание обучающихся, представляет собой систему показателей знаний, умений и навыков, а также норм ценностно- эмоционального отношения к миру и друг другОдним из способов повышения качества знаний обучающихся является организация учебного процесса. К современному уроку предъявляются высокие требования. Но мы не сможем добиться их выполнения, если будем относиться к уроку как к фрагменту жизни и превратим его в стихийный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_faktory_i_puti_povysheniya_kachestva_obrazovaniya_.docx | 27.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Факторы и пути повышения качества образования.
«Образование – величайшее из земных благ,
если оно наивысшего качества.
В противном случае оно совершенно бесполезно»
Р.Киплинг
Борьба за качество образования выдвигается как ведущая задача в деятельности образовательных учреждений. Каждый ищет пути ее решения по- своему. Повышение качества образования – одна из основных задач, которое включает в себя обучение и воспитание обучающихся, представляет собой систему показателей знаний, умений и навыков, а также норм ценностно- эмоционального отношения к миру и друг другу. Такой подход ориентирует на оценку деятельности учреждения по конечным результатам, среди которых следует выделить
основные показатели эффективности деятельности техникума(слайд)
- уровень обученности учащихся;
- готовность их к продолжению образования;
- уровень воспитанности учащихся;
- состояние здоровья детей;
- уровень выполнения стандартов образования.
Все перечисленные параметры взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Но на сегодняшний день показатель качества обученности учащихся был и остается первым и основным при оценке эффективности деятельности школы.
Для того чтобы успешно решать вопросы управления качеством образования, необходимо помнить, что образование – это процесс целостного развития растущего человека. При этом необходимо учитывать факторы, влияющие на развитие личности (слайд)
- Генетические факторы. Генетическая природа человека, как наиболее древняя и консервативная, в наименьшей степени поддаётся изменениям и, как правило, играет доминирующую роль.
- Социально-экономические факторы.
- Психолого-педагогические факторы, которые создают или не создают среду развития человека (престижность высоких результатов).
- Личностно-деятельностные факторы, которые влияют на социально-психологические новообразования в личности студента, в формировании личностной и духовной зрелости растущего человека.
Результаты, которые характеризуют все виды зрелости растущего человека на каждой ступени обучения: обученность, мотивация, творческие способности, здоровье, духовно- нравственное развитие . На всех ступенях обучения в техникуме существует связь между обученностью и интересом обучающихся к учебному предмету.
Контроль за качеством знаний (контроль результатов обучения) – выполняет три функции присущие процессу обучения в целом, и имеет чётко выраженное образовательное, воспитательное и развивающее значение. Обучающее значение его выражается в том, что позволяет студенту корректировать свои знания и умения. Постоянная проверка приучает обучающихся систематически работать, отчитываться перед группой за качество приобретённых знаний и умений. У обучающихся вырабатывается чувство ответственности, стремление добиваться лучших результатов. Результаты обучения должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.
Причины снижения качества знаний зависят от студента, преподавателя и контроля родителей.(слайд)
- слабый контроль за посещаемостью и со стороны родителей, и со стороны ОУ;
-пропуски занятий, как по болезни, так и без уважительных причин;
- отсутствие единства требований к ответу обучащихся со стороны преподавательского состава;
- слабое владение знаниями особенностей возрастной психологии студента;
- отсутствие мотивации к учению у студентов и слишком большая опека их со стороны преподавателей;
- невидение ими перспективы для приложения своих знаний;
- потеря связи с родительской общественностью.
Одним из способов повышения качества знаний обучающихся является организация учебного процесса. К современному уроку предъявляются высокие требования. Но мы не сможем добиться их выполнения, если будем относиться к уроку как к фрагменту жизни и превратим его в стихийный процесс. (слайд) Вовремя начатый урок, чёткая организация этапов урока,
разнообразные методы и формы урока, постоянный контроль знаний, глубина и системность преподавания, информационно- коммуникативные технологии- всё это влияет на образовательный результат деятельности обучающихся.
Урок не только обучает, но и глубоко воспитывает. Стоит только что—либо не предусмотреть на уроке, упустить последовательность в изложении и потерять контроль над вниманием учащихся, отвлечься, как это неизбежно отразится на работе учащихся. Вот почему на уроке необходимо использовать лучшие методы и приёмы обучения не ради их самих и не просто потому, что они передовые, и не во имя стремления к внешней красоте урока, а потому, что они нужны для достижения наилучшей эффективности урока. Каждое зернышко знания, посеянное на уроке, даст росток, если будет подпитано желанием его развивать.
Уже в начальной школе большинство обучающихся занимают в учебном процессе пассивную роль и начинают терять интерес к учебе. Поэтому важно развивать способности и поддерживать стремление студента, не учить его, а помогать ему учиться и развиваться.
Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. По данным исследований, в памяти человека остается 10% прочитанного , 20% услышанного, 30% увиденного, 50% услышанного и увиденного, 70% сказанного или написанного им ,90% сказанного или написанного им по поводу его действия. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм. При активном использовании ИКТ успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать делать выбор и принимать решения.
Качество и уровень обучения во многом зависит от мастерства преподавателя и подготовке его к каждому конкретному уроку.
Задача преподавателя – всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить новое, неизвестное . Жизнь нередко ставит человека в тупик, а познание помогает найти из него выход. Педагог должен помнить, что на сегодняшний день интересно, полезно и актуально, и с этой точки зрения готовить материал для уроков.
Одной из важнейших форм нравственных отношений в педагогической среде является дисциплина учащихся на уроках. Преподаватели по-разному поддерживают дисциплину на уроке: одни – строгостью и безжалостным выставлением двоек, другие – мастерским построением урока, третьи – язвительными насмешками, которые носят характер грубости, и т.д. Как же правильнее воспитывать учащихся в школе? На этот вопрос я отвечу притчей,в котором напрямую прослеживается наставительный характер.
Молодая женщина пришла к мудрецу за советом.
-Как мне следует воспитывать свое дитя: в строгости или же в ласке?
Мудрец взял женщину и подвел к виноградной лозе:
- Посмотри на эту лозу. Если ты не будешь ее обрезать, если, жалея лозу, ты не будешь отрывать у нее лишние побеги, то лоза одичает. Потеряв контроль над ростом лозы, ты не дождешься сладких вкусных ягод. Но если ты укроешь лозу от солнца и его ласки, если не будешь заботливо поливать корни лозы, то она зачахнет и ты не получишь сладких вкусных ягод… Лишь при разумном сочетании того и другого удается вырастить изумительные плоды и вкусить их сладость!
Как разумное сочетание ласки и строгости способствует воспитанию нормально социализирующейся личности ?
Важнейшим условием положительного воздействия педагога на воспитуемого является такое отношение к личности студента, в котором сочетаются разумная требовательность и доверие к нему. Преподаватель, допускающий грубость, произвол в обращении с детьми, оскорбляющий их достоинство, не может иметь авторитет у учащихся. Они, как правило, сопротивляются воздействию такого учителя даже тогда, когда он бывает прав.
Выводы
Обучение — это как лечение. Нет единого готового рецепта.
В обучении как и в жизни нельзя не придавать значения мелочам. Ведь не зря говориться:
«Жизнь цепь, а мелочи в ней — звенья. Нельзя звену не придавать значения».
Современный учитель должен не только многое знать и уметь, но также постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство, открывать перед собой новые горизонты, осваивать новые направления и активно внедрять в свою работу новые технологии.
«Чтобы качество образования было высоким, должно быть высоким качество преподавания» - вот такой бесспорный вывод, с которым я думаю, каждый из нас согласится.
Хочу обратиться ко всем учителям с прекрасными словами Ш.Амонашвили.
Учитель, будь солнцем, излучающий человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в душах и сердцах!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути повышения качества среднего профессионального образования в ГПОУ ТО "ТГМК им. Н. Демидова"
Выступление на стажировке (в рамках обучающего семинара) в Москве в Академии DMG MORI (2016 г.) с докладом «Пути повышения качества среднего профессионального образования в ГПОУ ТО «ТГМК им. Н. Демидо...
Научно-исследовательская работа – один из путей повышения качества образования профильного обучения
Научно-исследовательская работа студентов – важный фактор подготовки молодого специалиста, выявления его творческого потенциала. Студенты приобретают навыки, которые пригодятся им в каких...
3.10.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования.
Блок 3. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образованияПоказатель 10. Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования...
2.6.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования
2.Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования 6.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельст...
3. 10.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования
3.Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования10.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующи...
3.14 Награды, поощрение органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования
Благодарность Министрества образования и науки Республики Тыва за реализацию государственной политики в области добровольчества среди обучающихся и студентов учреждений среднего профессионального обра...
2.6.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования
6.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования (муниципального и регионального уровня ...