Основные требования к современному уроку
методическая разработка
Предварительный просмотр:
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ПЦК МАТЕМАТИЧЕСКИХ И ОБЩИХ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН
НА ТЕМУ «Основные требования к современному уроку»
(протокол № 3 от 17.10.2019 г.)
Выполнил преподаватель
Иностранного языка
Вопросова Л. А.
Ногинск 2019 г.
Методический доклад на тему «Основные требования к современному уроку».
(протокол № 3 от 17. 10. 2019 г.)
Актуальность рассматриваемых требований к проведению современного урока в условиях СПО, основана на введении стандартов нового поколения, где специфике современного занятия уделяется огромное внимание.
На современном этапе модернизации образования в России система профессионального образования рассматривается как стратегический ресурс социально-экономического развития страны, а подготовка квалифицированных рабочих и специалистов в учреждениях профессионального образования - как необходимое условие успешной реализации инвестиционной политики государства в различных сферах производства.
Федеральный институт развития образования Минобрнауки России провел опрос работо-дателей, который показал, что:
- подготовка работников высокой квалификации невозможна без получения среднего (пол ного) общего образования;
- изучение общеобразовательных предметов существенно влияет на освоение специальной технологии, формирование общих и профессиональных компетенций, способствует овла-дению специальностью на более высоком уровне, повышению эффективности адаптации выпускников СПО на рабочих местах;
- содержание общеобразовательной подготовки должно находиться во взаимосвязи с про-фессиональной подготовкой и иметь профильную направленность.
Общеобразовательная подготовка - один из содержательных компонентов ОПОП СПО по профессиям и специальностям с получением среднего (полного) общего образования, поз-воляющая наиболее полно усвоить специальные дисциплины.
Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности преподавателя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.
Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих преподавателей. Ими поднимаются вопросы по проведению, проектированию урока на современном этапе.
Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты?
Какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока?
Какие методы и приёмы работы будут эффективными?
Какие формы организации деятельности обучающихся стоит применять?
Какие требования необходимо применить к современному уроку?
На данном этапе требования, которые необходимо предъявить к современному уроку, просты и сложны одновременно.
Просты, т.к. все преподаватели в той или иной мере их используют на своих уроках. Сложны, т.к. необходимо применить максимально возможное требований, избежав перенасыщения методикой преподавания и информацией.
Требования, предъявляемые к современному уроку:
- Хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
- Преподаватель должен спланировать свою деятельность и деятельность обучающихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока.
- Урок должен быть проблемным и развивающим: преподаватель сам нацеливается на сотрудничество с студентами и умеет направлять их на сотрудничество с преподавателем и одногруппниками.
- Преподаватель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность обучающихся. Вывод делают сами обучающиеся.
- Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества.
- Времясбережение и здоровьесбережение.
- В центре внимания урока – обучаемые; учет уровня и возможностей обучающихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль группы, стремление обучающихся, настроение студентов.
- Умение демонстрировать методическое искусство преподавателя.
- Планирование обратной связи.
- Урок должен быть добрым.
Рассмотрим определения урока.
«Урок — это организационная форма, при которой преподаватель в течение точно установленного времени руководит в специально отведенном месте коллективной познавательной деятельностью постоянной группы обучающихся с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все студенты овладевали основами изучаемого непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей обучающихся»
"Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины»
«Стратегия современного урока далеко выходит за пределы простой передачи знаний: путь к истине - путь расширения и обогащения духовного мира личности подростка, приобретения способности осознавать жизнь, оценивать жизнь и определять своё отношение к миру как таковому»
«Современный урок - это организованное педагогом духовное общение группы, содержанием которого является научное знание, а ключевым результатом - интеллект каждого субъекта урочного общения, его духовное обогащение»
«Урок есть часть жизни подростка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. Современный урок есть протекание полуторачасового момента жизни как продолжение её, домашней, уличной, как часть истории личностной судьбы подростка»
«Современный урок - это урок, порожденный стремлением гуманизировать действительность, признать человека как наивысшую ценность, представить ему максимум свободы для индивидуального развития»
«Урок – система управления познавательным процессом с обратной связью. Построенный в диалоговом режиме, он позволяет не просто обмениваться информацией, но и получать данные друг о друге: о состоянии знаний и умений, об отношениях и оценках»
«Урок – стимул и средство роста студента и преподавателя. На конкретном уроке они работают на пределе возможностей: студенту надо стараться получить лучшую отметку, а преподавателю – провести урок если уже не мастерски, то, по крайней мере, не провалить его. И та, и другая стороны работают в экстремальной ситуации»
«Урок — это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы обучающихся с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все обучающиеся овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил студентов»
«Современный урок – это урок, соответствующий времени»
Таким образом, современный урок – есть веление нынешнего времени с позиций его сути. А суть нынешнего образовательного времени состоит в противоречии между усиливающейся потребностью обучающегося поколения в самореализации и устаревшей системой образования, продолжающей применять неэффективные формы и содержание обучения. При переходе на стандарты нового поколения это противоречие должно быть нейтрализовано.
Урок должен проводиться на таком уровне, который бы позволил в первую очередь эффективно работать системе преподаватель – обучающийся.
Урок, который бы позволил максимально самореализоваться студенту, а преподавателю- применять современные эффективные методики, которые бы сработали в системе СПО на наиболее полное усвоение программы, в дальнейшем-положительно повлияли на подготовку высокопрофессионального специалиста.
Литература:
Гин А. А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная Связь. Идеальность. М.: Вита-Пресс, 2011 г.
Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2011 г.
Общеобразовательный цикл в учебном плане основной профессиональной образовательной программы НПО/СПО: Л.Ю.Березина, Е.А.Рыкова // Научные исследования в образовании. Приложение к журналу Профессиональное образование «Столица». №12, 2011 г.
Положение по итоговому контролю учебных достижений обучающихся при реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования в пределах основной профессиональной образовательной программы НПО/СПО // Одобрено научно-методическим советом Центра профессионального образования «ФИРО»; протокол №1 от 15 февраля 2012 г. www.firo.ru;
Рабочие программы общеобразовательных учебных дисциплин основной профессиональной образовательной программы НПО/СПО. - Е.А.Рыкова // Научные исследования в образовании. Приложение к журналу Профессиональное образование «Столица». №5, 2012 г.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 2010 г.
Хуторской Андрей Викторович, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, директор Института образования человека, г. Москва ПЕДАГОГИКА: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. Что такое современный урок, Издательство «Школа-Пресс», 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный урок в условиях реализации требований ФГОС общего образования
В статье рассматриваются особенности подготовки и проведения урока начальной школы в рамках Федерального государственного образовательного стандарта ....
Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Методические рекомендации посвящены специфике современного урока в начальной школе в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...
Основные требования и идеи ФГОС на уроке
1. Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?2. Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному ур...
Требования к современному уроку
статья...
Методическая разработка урока. Тема: «Основные требования по прокладке надземных газопроводов. Оборудование для трубоукладочных работ, монтажные и захватные приспособления для монтажа надземных газопроводов».
Активизация познавательной деятельности студентов в процессе коллективного взаимодействия;- изучение основных нормативных требований по прокладке надземных газопроводов;- изучение оборудования для тру...
Основные требования ТБ при производстве двигателей внутреннего сгорания и охрана окружающей среды. Интегрированный урок охраны труда и английского языка.
В настоящее время самым распространенным видом тепловых двигателей является двигатель внутреннего сгорания (ДВС). Урок проходит в виде деловой ролевой игры....
Методическая разработка и сценарий урока с использованием инновационных педагогических технологий. Тема урока: «Классификация сварных конструкций и основные требования к ним»
Методическая цель урока - активизация позновательной деятельности обучаемых профессии "Сварщик" на разных этапах урока теоретического обучения через использование развивающихся и...