Требования к современному уроку
статья на тему

Маткаримова Юлия Юрьевна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremen.urok_.docx27.8 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на занятиях по основам педагогического мастерства 17.10.13.

Тема: Требования к современному уроку.

 

Урок - это, систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности постоянного состава преподавателей и учащихся в определенный отрезок времени. Урок - это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы. Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет преподавателю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

I. Дидактические требования к современному уроку:

- четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;

- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

- прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;

- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;

- реализация на уроке всех дидактических принципов;

- создание условий успешного учения учащихся.

II. Психологические требования к уроку.

Психологическая цепь урока:

- проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;

- учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

- предусмотрение отдельных средств  психолого-педагогического воздействия.

Стиль урока:

1. Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:

- соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

- определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;

- планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов преподавателя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;

- выполнение преподавателем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);

- учет контроля, анализа и оценки деятельности учащихся, осуществляемых преподавателем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

- соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.).

2. Особенности самоорганизации преподавателя:

- подготовленность к уроку и главное - осознание психологической цели и внутренняя готовность к ее осуществлению;

- рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);

- педагогический такт (случаи проявления конфликтных ситуаций);

- психологический климат па уроке (поддержание атмосферы толерантности, эмпатии, радостного, искреннего общения, деловой контакт и д.р.)

Организация познавательной деятельности учащихся:

1. Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

- планирование путей восприятия учащимисями изучаемых объектов и явлений, их осмысления;

 - использование установок в форме убеждения, внушения;

 - планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;

- использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);

2. Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:

- определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», формулирования выводов);

- опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;

- планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система  вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);

- руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;

- использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы).

 3. Закрепление результатов работы:

- формирование навыков путем упражнений;

- обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

Организованность учащихся:

- отношение учащихся к учению, их самоорганизация и уровень умственного развития;

- возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.

Учет возрастных особенностей учащихся:

- планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;

- проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;

- дифференцированный подход к «сильным» и «слабым» ученикам.

III. Гигиенические требования к уроку:

- температурный режим;

- физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);

- освещение;

- предупреждение утомления и переутомления;

- чередование видов деятельности;

- соблюдение правильной рабочей позы учащегося;

- соответствие классной мебели росту учащегося.

IV. Требования к технике проведения урока:

- урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать, потребность в знаниях;

- темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия преподавателя и учащихся завершенными;

- необходим полный контакт во взаимодействии преподавателя и учащихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт;

- доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

- оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;

- обеспечить соблюдение единого орфографического режима ОУ;

- преподаватель должен обеспечить активное учение каждого подростка.

СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКА И ПОДГОТОВКИ К НЕМУ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

1. Разработка системы уроков по теме или разделу.

2. Определение образовательных, воспитательных, развивающих задач урока на основе программы, методических пособий, учебников по социологии (экономики) и дополнительной литературы по данным предметам.

3. Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей, выделение опорных знаний, дидактическая обработка.

4. Выделение главного материала, который учащийся должен понять и запомнить на уроке.

5. Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения на нем.

6. Нахождение связей данного материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся.

7. Планирование всех действий преподавателя и учащихся на всех этапах урока, прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях.

8. Подбор дидактических средств урока (учебных кинофильмов и других видео программ, графиков, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и презентаций).

9. Проверка оборудования и технических средств обучения.

10. Планирование записей и зарисовок на доске преподавателем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.

11. Предусмотреть объем и формы самостоятельной работы учащихся на уроке и ее направленности на развитие их самостоятельности.

12. Определение форм и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемов обобщения и систематизации знаний.

13.Составление списка учащихся, знания которых будут проверяться соответствующими формами и методами с учетом уровней их сформированности, планирование проверки умений учащихся.

14.Определение содержания, объема и форм домашнего задания, продумывание методики самостоятельной работы дома учащимся.

15. Продумывание форм подведения итогов урока.

16.Планирование внеклассной работы по данной теме.

17. Запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА:

- организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку;

- проверка домашнего задания;

- проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме;

- постановка цели занятия перед учащимися;

- организация восприятия и осмысления новой информации, т.е. усвоение исходных знаний;

- первичная проверка понимания темы занятия (урока);

- организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в том числе смена вариантов) по образцу;

- творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных па основе ранее усвоенных знаний и умений;

 - обобщение поучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;

- контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый преподавателем и учащимися, оценка знаний;

- домашнее задание к следующему уроку;

- подведение итогов урока.

МНОГООБРАЗИЕ СТРУКТУР УРОКА РАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА

 Структура урока — это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

Примерная структура урока изучения нового материала:

- первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;

- указание на то, что учащиеся должны запомнить;

- мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;

- сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);

- первичное закрепление под руководством преподавателя посредством прямого повторения, частичных выводов;

- контроль результатов первичного запоминания;

- регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;

- внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;

- частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

Примерная структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков:

- сообщение учащимся цели предстоящей работы;

- воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;

 - выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;

- проверка выполненных работ;

- обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

- задание на дом (если это необходимо).

Примерная структура урока формирования умений и навыков:

- постановка цели урока;

- повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;

- проведение проверочных упражнений;

- ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;

- упражнения на их освоение;

- упражнения на их закрепление;

- тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;

- упражнения па перенос в аналогичную ситуацию; « упражнения творческого характера;

- итог урока;

- задание на дом.

Примерная структура урока повторения:

- организация начала урока;

- постановка дидактических, воспитательных, развивающих задач;

- проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;

- подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;

- задание на дом.

Примерная структура урока проверки знаний:

- организация начала урока (необходимо создать спокойную, деловую обстановку в которой дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как преподаватель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала);

- постановка задач урока (преподаватель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать; просит, чтобы дети вспомнили соответствующие основные понятия и пользовались ими в работе; напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы);

- изложение' содержания контрольной или проверочной работы (тестирование, ответы на контрольные вопросы, семинары, учебные деловые или ролевые игры и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого учащегося;

- подведение итогов урока (преподаватель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующее занятие или урок);

- определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

Примерная структура урока применения знаний, умений и навыков:

- организация начала урока (психологический настрой учащихся);

- сообщение темы урока и его задач;

- изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;

- формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных общественных или социально-экономических ситуациях;

- упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;

- творческое применение знаний и умений;

- упражнение по отработке навыков;

- домашнее задание;

 итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

Примерная структура повторно-обобщающего урока:

- организационный момент;

- вступительное слово преподавателя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;

- выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений;

- проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);

- формулирование выводов по изученному материалу;

- оценка результатов урока;

- подведение итогов;

- задание на дом (не обязательно).

Примерная структура комбинированного урока (имеет две или несколько дидактических целей):

- организация начала урока;

- проверка домашнего задания, постановка цели урока;

- подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний, практических и умственных умений;

- изучение нового материала, в том числе и объяснение;

- закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;

- обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

- подведение итогов и результатов урока;

- задание на дом;

- подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).

Структура уроков по  может строиться по тематическим разделам учебной программы:

Вариант 1

1. Рассказ обзорного типа по всей теме раздела.

2. Занятие (урок) вопросов учеников учителю и дополнительных разъяснений.

3. Занятие (урок) - семинар (практическая работа).

4. Занятие (урок) обобщающего типа с карточками-заданиями, ориентирующими на выделение и усвоение основных понятий и главных элементов учебного материала.

5. Заключительный опрос по теоретическому материалу.

Вариант 2 (Система уроков, разработанная Н.П. Гузиком для изучения каждой темы)

1. Уроки теоретического разбора материала преподавателем.

2.Уроки самостоятельного разбора темы учащимися (разбитыми на группы) по заданной программе, планам, алгоритмам.

3. Уроки-семинары.

4. Уроки-практикумы.

5. Уроки контроля и оценки.

Вариант 3 (Система уроков, предлагаемая Р. Г. Хазанкиным)

1. Урок-лекция по всей теме.

2. Уроки решения ключевых задач.

3. Урок-консультация.

4. Урок-зачет.

В любом случае технологический подход к обучению ставит целью сконструировать учебный процесс, отправляясь от заданных исходных установок (социальный заказ, образовательные ориентиры, цели и содержание обучения). В разработках по технологическому конструированию учебного процесса этот подход обычно схематизируется следующим образом: Обобщенные цели и содержание обучения - Конкретные учебные цели – Обучение - Оценка.

 В такой общей последовательности можно проследить особенность, присущую именно технологическому подходу: направленность на достижение заранее поставленной цели и на этой основе коррекция учебного процесса, оперативная обратная связь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок в условиях реализации требований ФГОС общего образования

В статье рассматриваются особенности подготовки и проведения урока начальной школы в рамках Федерального государственного образовательного стандарта ....

Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Методические рекомендации посвящены специфике современного урока в начальной школе в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...

Методическое обеспечение образовательной деятельности в колледже: реализация требований ФГОС к современному уроку.

В статье перечислены дидактические подходы к уроку, педагогические техники. Дан ответ на вопрос, как формируется методическое обеспечение образовательной деятельности в колледже....

Конструирование современного урока в свете требований ФГОС

Одним из главных требований ФГОС является формирование совокупности «универсальных учебных действий». Напомню, что УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ – это совокупность  действ...

Основные требования к современному уроку

Основные требования к современному уроку...