Статья по теме: "Организация внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в начальной школе"
статья

Бабаянц Анжелика Арутюновна

Статья посвящена теме организации внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в начальной школе.

   Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Сегодня, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.

      Слово учителя - своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя. Если ребенок этого не переживет, то ему будет чужда подлинная человеческая чуткость восприятия.

      У младших школьников может существовать противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона, общения). Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит несовпадение этических норм и личных желаний ребенка.

      Обратимся к опыту великих педагогов. В. А. Сухомлинский говорил: «В практической работе по нравственному воспитанию наш педагогический коллектив видит, прежде всего, формирование общечеловеческих норм нравственности». В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали:

  • Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим, тебя было хорошо.
  • Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.
  • Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
  • Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.
  • Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости.
  • Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.

    Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости.

Без хорошо организованной практической деятельности и её умелого педагогического стимулирования нельзя эффективно формировать нравственные отношения. Не менее существенным является и другое положение, что если те или иные отношения закрепляются в сознании и поведении личности, становятся привычными и определяют устойчивость её поведения в любых изменяющихся условиях, они превращаются в личностные качества.

    Проектирование и построение системы внеурочной деятельности учащихся является очень сложным делом, успешное осуществление которого не представляется возможным без опоры на теоретические, методические и практические разработки.

    Внеурочная деятельность - это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.

     Для достижения главной цели необходимо строить внеурочную деятельность в соответствии со следующими принципами:

Принцип гуманистической направленности

При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников, создаются условия для формирования у учащихся умений и навыков самопознания, самоопределения, самостроительства, самореализации, самоутверждения.

Принцип системности

     Создается система внеурочной деятельности школьников, в которой устанавливаются взаимосвязи между:

- всеми участниками внеурочной деятельности;

- основными компонентами организуемой;

- урочной и внеурочной деятельностью;

- региональной, муниципальной, общешкольной, классной, индивидуальной системами воспитания и дополнительного образования школьников.

 Принцип вариативности

     В образовательном учреждении используется широкий спектр видов (направлений), форм и способов организации внеурочной деятельности, представляющий для детей реальные возможности свободного выбора и добровольного участия в ней.

Принцип креативности

      Во внеурочной деятельности педагоги поддерживают развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством.

Принцип успешности и социальной значимости

      Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения учебного заведения.

     Реализация внеурочной деятельности в современной школе позволяет также решить ряд очень важных задач:

- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

- снизить учебную нагрузку обучающихся;

- улучшить условия для развития ребенка;

- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

     Для проектирования и построения системы внеурочной деятельности школьников возможно использование научно-методических разработок отечественных исследователей по классификации видов деятельности.

Создатели методического конструктора внеурочной деятельности считают, что в школе целесообразно использовать такие виды деятельности:

1) игровую деятельность;

2) познавательную деятельность;

3) проблемно-ценностное общение;

4) досугово-развлекательную деятельность (досуговое общение);

5) художественное творчество;

6) социальное творчество (социально преобразующую добровольческую   деятельность);

7) трудовую (производственную) деятельность;

8) спортивно-оздоровительную деятельность;

9) туристско-краеведческую деятельность.

Перечисленные формы внеурочной деятельности в современной школе должны способствовать формированию:

- целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур и народов;

- эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях;

- умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- установки на безопасный, здоровый образ жизни;

       Внеурочная деятельность организуется через следующие формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и др.

       Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь - это достижение личностных и метапредметных результатов.

Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.

    Результат - это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).

    Эффект - это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

То есть развитие личности ребенка - это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания (семья, друзья, ближайшее окружение) в том числе, сам ребенок достигли своих результатов.

     Исходя из задач, форм и содержания внеурочная деятельность может осуществляться через:

- учебный план образовательного учреждения;

- дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения;

- образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;

- организацию деятельности групп продленного дня;

- классное руководство;

- деятельность иных педагогических работников.

Для организации внеурочной деятельности необходимо взаимодействие:

  • со школой;
  •  с учреждениями дополнительного образования;
  • учреждениями культуры и спорта;
  • средствами массовой информации.

     Внеурочная деятельность играет важную роль  в духовно-нравственном воспитании детей:

- удовлетворяется потребность в  общении;

- учатся самовыражаться;

- самоутверждаются в коллективе сверстников;

- создаются благоприятные условия для включения воспитанников в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности;

- развиваются творческие способности.

    Для реализации программы духовно-нравственного воспитания в рамках внеурочной деятельности,  учителя нашей школы проводят классные часы по духовно-нравственному воспитанию, посещение школьной библиотеки и детской библиотеки,  посещение музея, выставок в шк, экскурсии в природу, экологическая акция «Покорми птиц зимой!», организация выставок поделок и рисунков и т.д.

    В результате реализации программы и проведения мероприятий,  при выходе из начальной школы мы должны получить выпускника со следующими личностными характеристиками:

  • Любящего свой народ, свой край и свою Родину
  • Уважающего и принимающего ценности общества
  • Любознательного
  • Готового самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом
  • Доброжелательного, умеющего слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение
  • Выполняющего правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

     

        Программа внеурочной деятельности  «Дорогою добра»  направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.                                    Программа предполагает создание условий для духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы,  формирования  идентичности гражданина России ,  воспитания ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны,  развития  творческих способностей и формирования основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье. 

Важным является и своевременность нравственного воспитания ребенка, и его активность в присвоении опыта поколений. Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко-обществоведческих знаний, тем адекватнее будет воспринимать и активнее действовать в сложной системе отношений «Я - моя страна - мой мир». Именно в младшем школьном возрасте в силу его психологических особенностей необходимо формировать представления о малой родине, Отечестве, показывать неразрывную связь с ближайшим социумом и национальным сообществом. Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы

     Цель обеспечить системный   подход   к   созданию   условий   для   становления   и   развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного, толерантного гражданина России.

     Задачи :

— формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре разных народов;

—  воспитывать в каждом ученике уважение к правам и свободам человека, любовь            к окружающей природе, Родине, семье;

— воспитывать нравственные качества личности ребёнка;

— способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;

— приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.

           Программа  внеурочной деятельности «Дорогою добра» реализуется                в течение одного учебного года (34 ч). Занятия проводятся один раз в неделю.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Дорогою добра»

 Личностные результаты:

 – осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,

 – осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

– уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

 – способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметные результаты:

 – способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

– умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

 – освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);

 – способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, ответы товарищей;

– приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);

 – совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы.

– владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования;

 – владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме.

Содержание курса внеурочной деятельности «Дорогою добра»

 1.“Я и я”.

 Формирование гражданского отношения к себе, другим людям. Я – ученик. Мой режим дня. Азбука безопасности на улицах  и дорогах. Правила культурного общения со взрослыми, сверстниками.  Подготовка сообщения о своих увлечениях.  Воля и выдержка, как воспитать в себе эти качества. Здоровый образ жизни - мой образ жизни.  Диагностика.

2.“Я и семья”.

Формирование гражданского отношения к своей семье.  Рассказы о мамах. Рассказы о защитниках Отечества - членах семьи. Конкурс чтецов, выставка рисунков, творческие мастерские.

 3.“Я и культура”

Формирование отношения к искусству. Музеи родного края. Народные традиции. Любимые книги. Экскурсии в музеи.

4.“Я и школа”

Формирование гражданского отношения к школе. Обязанности ученика в школе. По каким правилам мы живем в школе?  История школьной формы.

 5.“Я и мое Отечество”

Формирование гражданского отношения к Отечеству. Урок Мира. Символы родного края (герб, флаг). Люди, прославившие родной край.  Мы и наши права. 4 ноября – День народного единства. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского Союза – наши земляки. Конкурсы рисунков, экскурсии в музеи, виртуальные экскурсии. Выпуск стенгазеты «День Победы». Коллективный творческий проект «Праздник Победы».

 6.“Я и планета”

Формирование гражданского отношения к планете Земля. Наблюдения в природе. Знай и люби свой край. Экология нашего края. Животные  из «Красной книги». Обсуждение экологических проблем. Ознакомление с заповедниками России. Виртуальные путешествия по заповедным местам.

Календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности

«Дорогою добра»   в 2 классе  на 2022-2023 учебный год

Всего 34 часа

Тема

Характеристика деятельности

Дата проведения

по плану

фактически

1

Урок Победы.

Обсуждать, какое  значение для людей имеет мир.

сентябрь

02.09

2

Правила школьной жизни «Пусть будет добрым ум у вас…»

Обсуждать правила поведения в школе, взаимоотношения  с взрослыми, сверстниками

10.09

3

Азбука безопасности на улицах  и дорогах. «Добрый пешеход».

Изучать и выполнять правила дорожного движения

17.09

4

День освобождения

Смоленщины. Герои Советского Союза.

Изучение истории родного края. Экскурсия в музей, презентация.

24.09

5

«Ты - частица

родимой Смоленщины».

Знакомство с символикой Темкинского района, достопримечательностями.

октябрь

01.10

6

Прогулка по осеннему саду

Наблюдать за природой и делиться увиденным.

08.10

7

  Режим дня второклассника.

Составлять и анализировать режим дня, обсуждать пословицы об отношении людей к рабочему и свободному времени.

15.10

8

       4 ноября – День народного единства.

Изучение истории родной страны. Виртуальная экскурсия

22.10

9

 

Праздник первой оценки.

Классный праздник. Выяснение значения оценки в жизни второклассников. Выступление с концертной программой перед родителями. Родители и учительница поздравляют детей. Вручение медалей-талисманов и призов.

ноябрь

05.11

10

Экологическое мультпутешествие.

 Обсуждение экологических проблем. Просмотр и обсуждение фрагментов мультфильмов экологической тематики.

12.11

11

Мы и наши права. Всемирный день прав ребёнка – 20 ноября.

Обсуждение прав и обязанностей ребёнка. Встреча с работниками районной детской библиотеки и ДК.

19.11

12

«Давайте, друзья, потолкуем о маме»

Выступление с концертной программой перед мамами и бабушками. Выставка портретов мам. Вручение мамам подарков.

декабрь

26.11

13

Викторина  «Я живу в   России»

Изучение прав и обязанностей граждан. Выставка рисунков. Участие в викторине

14

 По заповедным местам России.  

Составление маршрута путешествия по заповедным местам России.  Ознакомление с заповедниками России

15

Мир моих увлечений.

Подготовка сообщения о своих увлечениях

16

Зимние праздники России                                                        

Знакомство с народными традициями. Работа в группах. Подготовка сообщений о праздниках

январь

17

Зимние загадки.

Наблюдать за природой. Участвовать в конкурсе загадок

18

 Воля и выдержка

Ознакомление с понятиями воля и выдержка. Анализировать свое поведение

19

Юные герои Великой Отечественной войны.

Изучать историю своей страны. Презентация

февраль

20

 История моей школы.

Ознакомление с историей школы.

21

Защитники Отечества в моей семье.

 Ознакомление с историей празд-ника. Рассказы  о родных, слу-живших в армии. Изготовление подарков.

22

Светофор здоровья

Формулировать и обсуждать правила здорового образа жизни.

23

Праздник 8 Марта.  Готовим подарки .

Изготавливать подарки к празд-нику. Участвовать в конкурсе

март

24

Наш край в годы войны. Огненная деревня  

Изучать историю родного края. Экскурсия в музей

25

Путешествие по Книжному царству  

Участвовать в игре,  сотрудничать в группе

26

Герой Советского Союза           Г. В.Громов. Его имя носит школа.

Изучать биографию Г.В.Громова. Рассказывать о жизни и деятельности Громова.

апрель

27

Космические дали

(конкурс рисунков)

Участвовать в конкурсе рисунков.

28

Голубая планета Земля

Рассказывать о своей планете, обсуждать экологические проблемы

29

 « Ежели вы вежливы»  

Обсуждать правила поведения,  отношение  к взрослым, сверстникам.

30

 Фронтовые письма

Изучать историю страны. Писать сочинение- письмо

31

День Победы

Подготовка праздника. Выпуск стенгазеты

май

32

Игра  «Светофорик».

Изучать правила дорожного дви-жения. Сотрудничать в группе.

33

 Знай и люби свой край. Викторина

 Рассказывать о своей малой ро-дине,  читать стихи, петь песни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

по классному руководству на тему: Мировоззренческие и духовно-нравственные основы воспитания во взаимосвязи с прикладной этикой

Обращение к названной теме  обусловлено рядом причин:необходимостью преподавания педагогики, в том числе и проблемы духовно-нравственного воспитания с различных мировоззренческих пози...

ПЕРЕЧЕНЬ заданий для проведения экзамена по ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования Для студентов по специальности 050715 Корр

ПЕРЕЧЕНЬзаданий для проведения экзаменапо ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего обр...

Статья на тему: Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов

Рассматриваются некоторые вопросы организации научно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов: содержание, направления и ...

Материал к занятию курса внеурочной деятельности "Основы духовно-нравственной культуры народов России" (6-7 классы). Тема: "Потомству в пример. Духовные защитники России"

Занятие по курсу внеурочной деятельности по ОДНКНР, 6-7 классы. Материал к теме: «Потомству в пример». Духовные защитники России»Актуальность и новизна:Одной из основных за...

РП внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Защитники Отечества"

Программа «Защитники Отечества» предназначена для организации внеурочной деятельности по духовно-нравственному  направлению  в 10-11 классах.   Курс предусматривае...

ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: «ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ С ЦЕЛЬЮ УГЛУБЛЕНИЯ И РАСШИРЕНИЯ ЗНАНИЙ»

Проблема формирования познавательных интересов обучающихся в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогических исследованиях. От решения этой проблемы в значительн...