Профориентационная работа
рабочая программа
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ
ИМЕНИ М. И. ГЛИНКИ»
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
«____» ___________2018 г.
ПРОГРАММА
по профориентации,
профессиональному самоопределению
Составитель И.И. Вожлакова, председатель предметно-цикловой комиссии «Дополнительный инструмент - фортепиано»
высшая квалификационная категория по должности "преподаватель"
Смоленск
2018
Поиск новых форм профессиональной ориентации выпускников – актуальная задача преемственности традиций профессионального искусства.
Профессиональная ориентация (от фран. orientation – установка) – это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о профессии: её психофизических характеристиках, востребованности на рынке труда.
Сделать правильный выбор профессии – это значит найти профессию, которая интересна и привлекательна, имеет спрос на рынке труда, доступна и посильна.
Проблема востребованности на рынке труда молодых педагогических кадров стоит очень остро, что решает вопрос трудоустройства выпускников средних и высших учебных заведений. Таким образом, для успешного решения задач по профориентации учащихся необходимо:
помочь разобраться в содержании профессии педагога-музыканта, определить привлекательные стороны этой профессии;
научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами, научить анализировать свои возможности и способности;
сформировать положительное отношение к своему труду.
Основными направлениями профориентационной работы в являются:
- профессиональная информация;
- профессиональное воспитание;
- профессиональная консультация.
Профессиональная информация включает в себя сведения о профессии, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для выбора этой профессии, о системе учебных заведений и путях её получения, о потребностях общества в кадрах.
Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов учащихся. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить уровень своих музыкальных склонностей и способностей.
Профессиональное консультирование – изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация носит индивидуальный характер.
Цель профориентационной работы:
- Создание условий эффективного обучения и развития обучающихся для дальнейшего получения профессионального образования в сфере искусства и трудоустройство по профилю полученной специальности.
Задачи:
- Развитие и воспитание личности, способной к творческой самореализации.
- Оказание студенту профессиональной поддержки и психологической помощи в самоопределении и выборе будущей профессии.
- Поиск новых форм профессиональной ориентации выпускников.
Для успешного решения задач по профориентации учащихся необходимо:
- помочь разобраться в содержании профессии педагога-музыканта, определить привлекательные стороны этой профессии;
- научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами, научить анализировать свои возможности и способности;
- сформировать положительное отношение к своему труду.
В Смоленском областном музыкальном училище имени М.И.Глинки на протяжении многих лет проводится работа по профориентации выпускников. Это прежде всего концерты преподавателей и студентов музыкального училища в училище, консультации кураторов, их беседы с родителями, работа преподавателей в жюри школьных, городских конкурсов, родительские собрания учащихся с приглашением заместителя директора, преподавателей музыкального училища.
Одним из важных направлений профессиональной ориентации учащихся являются также различные конкурсы и фестивали, участвуя в которых студенты имеют возможность пообщаться друг с другом, послушать выступления, увидеть себя в будущей профессии, а также посещение мастер-классов ведущих музыкантов, творческие встречи с выпускниками училища.
Чтобы результат профориентационной работы в училище был устойчивым и более эффективным, она должна быть систематической и идти по четырём направлениям:
информационная работа в училище,
работа с педагогами,
работа с родителями,
работа со студентами.
Критерии и показатели эффективности профориентационной работы.
Достаточная информация о профессии и путях её получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии студент не сможет сделать обоснованного выбора. Показателем достаточности информации является ясное представление им требований профессии к человеку, потребности общества к данному специалисту.
Потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности профессии в обоснованном профессиональном выборе профессии – это самостоятельно проявляемая активность ученика по получению необходимой информации о будущей профессии, пробы своих сил в конкретной области деятельности.
Уверенность ученика в социальной значимости труда, сформированное отношение к труду как к жизненной ценности.
Степень самопознания студента. Обоснованность выбора профессии будет зависеть от того, насколько глубоко ученик сможет изучить свои профессионально важные качества.
Наличие у студента обоснованного профессионального плана. Обоснованность профессионального выбора считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности.
План работы:
№ | мероприятие | сроки |
1 | Посещение мастер-классов. | октябрь-май |
2 | Олимпиада на знание музыкальных терминов. | октябрь |
3 | Практикум по чтению с листа. | ноябрь |
4 | Концерты ПЦК «Дополнительный инструмент». | декабрь |
5 | Творческие встречи с выпускниками училища. | январь |
6 | Конкурс по концертмейстерскому мастерству. | март |
7 | Конкурс на лучшее исполнение этюдов. | апрель |
8 | Академические концерты. | май |
9 | Отчетный концерт студентов и преподавателей. | май-июнь |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта профориентационной работы
Проведение профориентационной работы в школах среди будующих абитуриентов техникума...
Профориентационная работа
Профориентация...
Организация профориентационной работы и содействие трудоустройству выпускников в ГБОУ СПО «Топкинский технический техникум» подразделение с.Тарасово
Данная работа является актуальной в современном мире, профессиональная ориентация учащихся тесно связана с процессом социализации. Профессиональная ориентация - это педагогическая проблема подведения ...
Социально-психологическое сопровождение профориентационной работы в коррекционной школе-интернате.
Для того чтобы обучающиеся могли изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор специальности, по...
Профориентационная работа в Вольском медицинском колледже.
Профориентационная работа в Вольском медицинском колледже....
Профориентационная работа средствами краеведения в современной школе
Применение средств краеведения в профориентационной работе...
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ
а последние годы сложился и продолжает развиваться рынокобразовательных услуг. В этой сфере стали действовать законы рыночнойэкономики, появилась конкурентная среда, существенно изменилисьтребов...