«Аутопсихологические особенности мастера производственного обучения»
статья
Современные педагоги сталкиваются с множеством трудностей. На мой взгляд помочь им в преодолении трудностей преподавания может аутопсихологическая компетентность как современная составляющая успеха современного специалиста в сфере образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
autopsihologicheskie_osobennosti_mastera_proizvodstvennogo_obucheniya.docx | 22.14 КБ |
Предварительный просмотр:
«Аутопсихологические особенности
мастера производственного обучения»
Мастер производственного обучения
МБОУ «СОШ № 12 им. В.Г. Распутина»
г. Братск, Иркутская область
Прокофьев Руслан Александрович
Как отмечают Денисова А.А. и Якушева Л.М.: «Педагогическая деятельность преподавателя, по своему характеру, давно и однозначно отведена в научных исследованиях к творческим видам деятельности и рассматривается как весьма нелегкий труд. Её сложность проявляется в многообразии компонентов, в разноплановости взаимосвязей между ними, а также между этими компонентами и внешней средой».
Педагог становится мастером своего дела, профессионалом по мере того, как он осваивает и развивает педагогическую деятельность, овладевает педагогическим капиталом, признавая педагогические ценности.
Деятельность мастера производственного обучения непосредственно влияет на заключение лежащего в основе стандарта общественного договора, обеспечивая новый тип взаимоотношений между личностью, семьей и образовательным учреждением, представляющим интересы общества и государства. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия обозначенных сторон – субъектов образовательного процесса, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств. В условиях реализации новых образовательных стандартов мастеру производственного обучения отведена роль сопровождающего и поддерживающего обучающегося в образовательном процессе. Его деятельность должна способствовать формированию инновационного поведения обучающихся, создавать условия для проявления инновационной активности.
Во всяком случае, особое значение в своей работе должно отводится творческому мышлению, направленному на создание новых идей. Главное для творческого мышления – умение охватить деятельность во всех её отношениях, а не только те, которые закреплены в привычных понятиях и представлениях.
На становление и развитие творческого мышления оказывают воздействие большое количество факторов. Одним из основных и главных таких факторов являются аутопсихологические способности мастера производственного обучения.
Аутопсихологическая компетентность рассматривается как личностное образование, входящее в любой вид профессиональной компетентности, и как условие успешной адаптации к изменениям социальной жизни. Термин «аутопсихологическая компетентность» используется в отечественной психологии сравнительно недавно, в основном при характеристике и в структуре различных видов компетентности педагога. Однако достаточного научно-экспериментального изучения аутопсихологическая компетентность еще не получила. Описание этого феномена в системе профессиональной деятельности педагога встречается в работах А. А. Деркача, Н. В. Кузьминой, Г. И. Метельского.
Отдельные аспекты АК рассматривались в отечественной психологии в прикладном значении, в частности, в качестве структурного элемента в профессиональной компетентности педагога. А.К. Маркова в блок педагогических умений включает педагогическую рефлексию, которая предполагает обращенность сознания на самого себя, уточнение представлений о себе, пользуясь изучением восприятия себя учениками.
В каждом деле должны работать высококвалифицированные мастера. Никто не захочет сесть в транспортное средство, за рулём которого непрофессионал, ведь это связано с риском для жизни.
Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к тому, что возросла потребность в инициативных, предприимчивых, компетентных специалистах. Все это усиливается ростом реальной потребности в неординарных, творческих личностях, даже если это просто водитель автотранспортного средства. Вот почему все обучающиеся работают над проектами - презентациями различных автомобилей, готовят практикумы-зачёты по вождению, защищают свои новые проекты дизайна автомобилей.
Поэтому в первую очередь необходимо:
- обучить квалифицированному вождению автотранспортных средств;
- развивать интерес, “разбудить воображение” и активизировать познавательную деятельность;
- научить разрабатывать идеи,
- воспитывать коммуникативные качества личности.
На мой взгляд, это невозможно, если мастер не владеет аутопсихологическими компетентностями, включающих:
- готовность в каждый момент к оценке происходящего события и своего состояния, вызванного этим событием, с целью оптимального способа действования;
- готовности к принятию нового опыта из различных сфер жизнедеятельности (уровень технологичности мышления);
- условий организации профессиональной деятельности.
Примером аутопсихологической компетентности мастера может служить оценка и разбор произошедших событий на дороге и техническое состояние транспортных средств, когда специалист спрашивает обучающихся о их видении ситуации с акцентом на чувства, мысли, действия.
Мастер производственного обучения играет главную роль в воспитательном процессе. Но просто так, на пустом месте и ничего не делая, не вкладывая душу, ничего не получится. Что для этого необходимо, сегодня каждый работающий педагог для себя определил.
Список литературы и интернет источники
- Глуханюк М.Н. «Аутопсихологическая компетентность как основа профессиональной деятельности педагога» https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/31286/1/edscience_1999_01_026.pdf
- Денисова А.А., Якушева Л.М. Аутопсихологические способности как фактор развития творческого мышления преподавателей высшей школы.
- Деятельность мастера производственного обучения в условиях ФГОС https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2016/02/04/deyatelnost-mastera-proizvodstvennogo-obucheniya
- Понятие аутопсихологической компетентности https://studbooks.net/1714806/psihologiya/ponyatie_autopsihologicheskoy_kompetentnosti
- Туаева А.В. «Обобщение опыта работы учителя технологии (автодела)» https://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2016/01/12/praktiko-orientirovannoe-obuchenie-na-urokah-tehnologii
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кейс-метод при изучении спецдисциплин и проведении производственного обучения и производственной практики
Кейс технологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истиннос...
Перечень учебно- производственных работ по производственному обучению
0506000 «Парикмахерское искусство и декоративная косметика». 2 курс...
Методическое пособие разработка урока производственного обучения Комплексная разработка урока-конкурса по производственному обучению Гордиенко Елена Григорьевна - мастер производственного обучения СПБ ГБПОУ «Техникум «Автосервис» (МЦПК)»
Данный урок производственного обучения является заключительным в профессии «повар» и поскольку учащиеся уже получили определённый профессиональный опыт, на уроке организуется осмысление, формулировани...
План – конспект открытого урока производственного обучения По профессии «Повар, кондитер» - 1 курс Урок производственного обучения.
План – конспект открытого урока производственного обученияПо профессии «Повар, кондитер» - 1 курсУрок производственного обучения....
ДОКЛАД «Взаимодействие мастера производственного обучения и обучающихся в процессе организации производственного обучения»
Основной целью данного доклада является не только описание имеющегося опыта организации учебного процесса производственного обучения (на практическом вождении), но в приглашении всех коллег к со...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной и производственной практики (производственного обучения) по профессии 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
Рабочая программа учебной и производственной практики (производственного обучения) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования...
ДОКЛАД «Взаимодействие мастера производственного обучения и обучающихся в процессе организации производственного обучения»
Основной целью данного доклада является не только описание имеющегося опыта организации учебного процесса производственного обучения (на практическом вождении), но в приглашении всех коллег к сотрудни...
Комментарии
Прошу изменить фамилию
Уважаемые специалисты. При скачивании сертификата обнаружена ошибка в моей фамилии. Правильно Прокофьев Руслан Александрович. Спасибо.
сертификат
Как получить сертификат?