"Патриотическое воспитание обучающихся"
статья

Никитина Наталья Васильевна

 

«Патриотическое воспитание обучающихся"

 

Сегодня эта тема очень актуальна. Еще совсем недавно проблема воспитания патриотизма не стояла так остро, как сейчас. Ей уделялось немало внимания, но особой и столь очевидной необходимости в этом не было, ибо дети с молоком матери впитали понятия “Родина”, “великая держава”, “мы, советский народ” ... Раньше ученик смотрел на карту СССР и думал: “Я живу в самой большой, самой могущественной, самой хорошей стране”. Такое сознание закладывалось в нас не только при советской власти, оно круто замешивалось веками и вдруг – шок. На сегодняшний день картина изменилась и наши дети видят совершенно другую страну.

В наших детях практически полностью атрофировалось чувство патриотизма. Это проявляется во всем: в выбираемых ими тетрадях с иностранными обложками, в обожании западной музыки и кинофильмов, в употреблении свиста и возгласов, как это делают американские подростки и т.п.

Бесстрастные социологические срезы фиксируют деформацию у молодежи глубинных человеческих ценностей. 17-летние юноши и девушки на вопрос, что, по их мнению, является для молодежи самым важным в жизни, ответили:

деньги – 32,7 %;

деловая карьера и образование – 20 %;

получить от жизни по-больше удовольствия – 18,7 %.

Извечные же ценности собрали такие цифры:

любовь – 5,1 %;

действия ради будущего России – 4,4 %;

идеалы и вера – 2,7 %.

Среди учащихся школы было проведено социологическое исследование, которое показало, что считают подростки 11-14 лет наивысшими ценностями (в порядке убывания):

здоровье;

родители;

счастье;

деньги;

любовь;

жизнь;

природа;

мама-92 %;

2 % ответили “не знаю”.

На вопрос “Самое главное в жизни – это ... ” были даны следующие ответы:

здоровье;

моя семья;

родители;

учеба;

счастье;

мама;

доброта к окружающим;

любовь;

окружающие тебя люди;

хорошо закончить учебный год;

иметь собачку;

сама жизнь;

внимание.

Из этих данных можно сделать вывод, что чувство патриотизма у детей очень слабо, личностные заботы наших учащихся лежат, в основном, в области собственного “я”. А, тем не менее, воспитание любви к Родине может осуществляться ежеминутно – родителями, чтением “классики”, просмотром наших кинофильмов, телепередач, рассказывающих о событиях и людях, которыми мы можем гордиться, о вечных ценностях: любви к своей земле, национальных корнях.

Дети более очень часто, слышат о том, что миром правят деньги. СМИ, телевидение, газеты и Интернет словно соревнуются в том, кто быстрее и скандальнее преподнесет какую-нибудь “изюминку”. Что же делать педагогу в такой ситуации? Что противопоставить губительной для ума и души информации и страшной действительности, лезущей во все окна и двери? Как сделать высшим элементом национального сознания идею служения Отечеству, научить “Отчизне посвящать души прекрасные порывы ... ”?

Эту непростую проблему в меру своих сил и возможностей мы должны решать.

Так что же такое “патриотизм”? Дадим несколько определений.

Патриотизм (от греческого patris) – родина, отечество и преданность своему отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов.

Патриотизм – это олицетворение любви к своей Родине, сопричастность с ее историей, природой, достижениями, проблемами. Патриотизм представляет своего рода фундамент общественной и государственной систем, духовно-нравственную основу их жизнеспособности и эффективного функционирования.

Патриотизм это формирование гражданской позиции и потребности в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Отечеству.

А что же тогда патриотическое воспитание?

Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению своего гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Давайте познакомимся с основополагающими принципами патриотического воспитания:

научность;

гуманизм;

демократизм;

приоритетность исторического и культурного наследия, духовных ценностей и традиций Родины;

системность;

преемственность и непрерывность в развитии молодежи;

многообразие форм, методов и средств;

индивидуальный подход.

Основными задачами патриотического воспитания являются:

Воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности родине, готовности к служению Отечеству и его защите.

Изучение истории и культуры Отечества и родного края.

Участие в подготовке и проведении мероприятий по увековечиванию памяти защитников Отечества.

Противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодежной среде.

Передача и развитие лучших традиций российского воинства.

Физическое развитие молодежи и детей, формирование здорового образа жизни.

Эта разноплановая и интересная работа может быть проведена в различных направлениях деятельности:

Пропаганда отечественной истории и культуры.

Разработка и внедрение элементов и форм гражданско-патриотического воспитания в системе общеобразовательных школ и дополнительного образования.

Развитие системы взаимосвязей армии и молодежи.

Развитие различных форм гражданско-патриотического воспитания в летних лагерях отдыха и функционирование клубов по месту жительства.

Поддержка деятельности объединений, направленной на реставрацию, восстановление и содержание памятников истории, культуры и архитектуры, мемориальных комплексов.

Воспитание у подрастающего поколения любви к Отечеству, гордости за победы и достижения старших поколений по обеспечению безопасности и стабильного развития государства, ответственности за будущее Отчизны.

Поддержка и развитие молодежной инициативы в деле освоения воинских профессий, изучения военной истории и военного дела.

Подготовка молодежи к военной службе, поднятие престижа профессии защитника Отечества.

Выявление инновационных форм и направлений работы по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи.

Оказание помощи ветеранам, семьям погибших при исполнении воинского долга.

Про ведение мероприятий, связанных с памятными днями, событиями истории родного края, воинской славы России, боевыми традициями армии и Флота.

В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей и подростков, в которой, помимо традиционных задач, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, социального работника, пожарного, сотрудника правоохранительных органов.

Государство осознало, что эта тема очень важна, и работа данного направления взята под государственный контроль: разработана нормативно-правовая база, на которую необходимо опираться в своей работе.

Патриотические чувства не возникают у людей сами по себе. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе – это все формирует патриотизм. В патриотизме народа – сила государства. Любому обществу нужны мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать, учиться на его благо, и в случае необходимости встать на его защиту

 

 

Патриотизм и гражданственность в понимании

современных подростков

Ключевые слова: гражданственность, патриотизм, ценности,  качества личности.

Аннотация: Одной из важнейших черт современной личности, ее внутренним стержнем, влияющим на ценностные ориентации, является формирование гражданско-патриотических качеств личности, которые  можно формировать средствами музейного краеведения.

Общественный и специальный педагогический интерес к проблемам гражданского и патриотического воспитания не теряет своей остроты в России, что связано с непреходящим значением в обществе ценностей «Родина», «Отечество», «патриотизм», «гражданственность». Одной из важнейших черт современной личности, ее внутренним стержнем, влияющим на ценностные ориентации и установки, определяемые Президентской инициативой «Наша новая школа», а также Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования является формирование гражданско-патриотических качеств личности [5].

Различные аспекты формирования гражданских и патриотических качеств личности школьника мы находим в работах А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинского, В.А. Караковского,  В.И. Лутовинова, А.Н.Тубельского и др. Так В.А.Сухомлинский считал, что необходимо развивать «гражданские чувства», которые «возвеличивают человека, утверждают в нем общественное сознание, честь, гордость». Он замечал, что у молодых людей следует развивать «гражданское видение мира», что «гражданские чувства являются главным источником моральной чистоты» [3; с.268  ].  

Теоретические и практические педагогические наработки, необходимые для исследования социально-педагогических проблем развития гражданских и патриотических ценностей, качеств у школьников находим в работах: Ф. Адлер (воспитание гражданственности в условиях социально ориентированной школьной практики), Л.Кольберг (формирование морального сознания человека для проявления нравственных качеств); В.Крысяк (воспитание гражданственности как интегративной характеристики личности); А.Н.Тубельский (воспитание гражданских качеств, гражданской позиции, универсальных компетенций в условиях демократического уклада школы); Г.Н.Филонов (феномен гражданственности в структуре личностного развития); И.Д.Фрумин (формирование демократических ценностей в современном образовании как основы для гражданского становления личности).

Исследуя педагогические условия формирования гражданско-патриотических качеств у подростков средствами музейного краеведения,  мы рассматриваем гражданственность как социальную ценность, важную для  государственности как социального института общества и самого человека, а патриотизм как нравственную характеристику, основанную на чувстве принятия Родины, и ценность, которая сложилась исторически в обществе.

В исследовании мы предположили, что в подростковом возрасте, на протяжении всего этого периода, у школьника  наблюдается изменяющееся понимание сущности гражданственности и патриотизма, а формирование гражданственности предстает как проявление более развитой интегративной характеристики патриотизма, которая наступает уже в позднем подростковом возрасте. Для подтверждения или опровержения своих предположений мы провели следующую диагностику, которая проходила в несколько этапов. И  представляла собой анкеты с открытыми ответами. В диагностическое исследование, которое проводилось на базе гимназии № 30 г. Ульяновска, участвовало 396 подростков  в возрасте от 10 до 17 лет. Репрезентация осуществлялась по трём параметрам: пол, возрастные группы, национальность.  

Основываясь на классификации подросткового возраста, данной  Д. Б. Элькониным [2, с.135], мы выделяем младший подростковый возраст и старший подростковый возраст, отдельно выделяя в группу детей кризиса подросткового возраста. Согласно этому делению, известно, в каждом возрасте доминирует определенный вид деятельности: личностное общение  – ведущая деятельность для младших подростков, учебно-профессиональная деятельность – для старшего подросткового  возраста.  В процентном соотношении дети младшего подросткового возраста в нашем исследовании составили  36 %, учащиеся переходного возраста  – 18 %, старшего подросткового возраста – 46 %.

Ответ на вопрос «кто является для тебя образцом поведения?» более 78%  назвали родителей. Этим самым подтверждаются некоторые особенности этого возраста, связанные с тем, что для младшего подросткового возраста более значим эмоциональный компонент, а знаниевый компонент второстепенен. Все суждения и само мировосприятие младшего школьника идет через чувства. На этом жизненном этапе огромную роль  в формировании личностных характеристик и ценностей характеристик играют родители.  Но именно в этом возрасте трудно говорить о патриотизме и гражданственности как о развитых характеристиках личности школьника. Здесь целесообразнее говорить о формировании патриотизма как чувстве принятия Родины.  Особенностью младшего подросткового возраста является принятие ценностей родителей. А родина и микросоциум отождествляются у младшего подростка с мамой, папой, бабушками и дедушками, и тем, что их окружает рядом и сейчас. Это связано во многом еще с механизмами подражания учащихся и в поведении, и в ценностных оценках своим родителям.  

По выбору ответа на вопрос: «как ты понимаешь, что такое патриотизм?» 57% младших подростков ответили «любить нашу Родину», а на второе место по рейтингу вышел ответ «хорошо учиться 42%». Это может быть связано с тем, что часть учащихся видят свой долг в том, чтобы хорошо учиться, и именно этим по их представлению можно проявлять любовь к родине, а может быть, – со сложным для их восприятия слова «патриотизм».

Различия в понимании патриотизма современного и старшего поколения подмечает Т. Черникова в  своих размышлениях о патриотизме в подростковом и юношеском возрасте [4;с. 48], В.А. Караковский считает,  что новое поколение школьников выросло в иных условиях, чем их старшие братья и сестры, не говоря уж о родителях [3; с.94.].

Несколько меняется эталон подражания в период кризиса подросткового возраста.  Здесь уже меньшее количество учащихся обращаются к образу родителей, а формирующим фактором выступает информация, которая чаще всего воспринимается из СМИ и интернета. В процентном отношении учащихся в возрасте 13-14 лет составили 18 %. И вот из них более 52% считают, что на их информированность влияет телевидение, 43% – интернет. Старшие подростки способны уже осмысливать информацию, идущую не от учителя, не от родителей. Но вместе с тем, следует признать, что эта информация зачастую предъявляется и воспринимается ими еще в несколько иллюстрированном, наглядно-образном виде, иногда воспринимается в качестве некоего примера отношения к родине.

В старшем подростковом возрасте средством формирования качественных характеристик выступает микросоциум: одноклассники, друзья, сверстники, но уже не родители. Основу для формирования ценностных и качественных характеристик личности составляют знания. В этом возрасте учащиеся вступают в стадию самоопределения: личностного, гражданского, профессионального. И уже здесь сложно говорить не только о патриотизме как чувстве, но и о гражданственности как позиции. Старшие подростки понимают и принимают не только понятие родины, но и государства. Это возраст начала собственного осознанного выбора.

Для нас показателен и интересен не просто факт выбора, а то, что старшие подростки осознанно проводят связь своей жизни  с государством, в котором живут. На все перечисленные процессы мало влияет пол учащихся, а вот национальная страта несет высокое влияние. Так надо отметить, что те учащиеся, которые уже в старшем подростковом возрасте стали гражданами РФ, мало идентифицируют себя с государственностью нашего государства (32%), а учащиеся, которые прошли через систему начальной школы, вступили в подростковый возраст, будучи гражданами, они воспринимают и проявляют (различают) чувство родины и чувство гражданственности (18%). Следует заметить, что настораживает тот факт, что большая часть учащихся, которая приняла гражданство РФ в старшем подростковом возрасте, не относит себя ни к какому государству, чем являет некий маргинальный характер своей «гражданственности».

В ходе исследования мы обратили внимание, что и в понятие патриотизма и гражданственности учащиеся вкладывают разные смыслы. Фактором, влияющим на разные взгляды подростков и патриотизме и гражданственности, выступают не только возрастные, но и личностные особенности: ценностный, мотивационный, нравственный и знаниевый. Поэтому мы предложили учащимся выполнить следующие задания: для детей младшего и старшего подросткового возраста сформулировали всего один вопрос, но механизм его выполнения был различный. Вопрос звучал так: «для меня любить Родину это…? «

Для младшего подростка была предложена целая система утверждений, которые мы разделили на блоки: историческо-культурологический, экологический, правовой, морально-нравственный.  В результате анкетирования оказалось: утверждения, которые содержали исторический и культурологический аспект доминируют, но нельзя сказать что преобладают (42% из опрошенных), второе место занимает морально-нравственное понимание патриотизма  (38%). Самыми низкими по популярности оказались экологический (12%) и правовой блоки (8%). Полученные данные иллюстрируют, что формирование патриотизма через знания об истории и культуре своего государства  может выступать одним из важнейших (или предпочитаемых детьми) педагогических условий, а музей – как хранитель культурно-исторического достояния – быть средой воспитания. Мы наблюдаем, что традиционное понимание патриотизма как нравственной категории, не теряет своей актуальность. А вот экологический и правовой компонент не пользуются популярностью в связи с низким уровнем экологической и правовой культуры взрослого поколения, которое воспитывалась в другой социальной общности.

Для старших подростков ситуация выбора в анкетах отсутствовала, им было предложено написать пять характеристик в продолжение ответа. Анализ выявил тенденцию, что понимание любви к Родине в данном возрасте базируется на правовых аспектах, которые мы считаем синонимом государственности (34%), но также как и для младших подростков остается важным и культурно-исторический аспект понимания патриотизма. Вероятно, это связано с  тем, что наша система образования по-прежнему строится с преобладанием знаниевого компонента, содержание которого строится на доминировании  принципа историзма.

Таким образом, понимание патриотизма и гражданственности является важной стороной формирования гражданско-патриотических качеств у подростков и актуальной образовательной задачей для педагога. Гражданско-патриотическое воспитание подростков предполагает использование образовательных возможностей микросоциума, в частности,  в лице музея с тем, чтобы культурно-историческое наследие малой родины работало на комплексное формирование гражданских и патриотических качеств личности подростка.

Литература

Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека./ И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюницкий – Москва: издательство «Академический проспект», 2001 г. – 420 с.

Караковский, В.А. Воспитание для всех / В.А. Караковский – Москва: «Просвещение», 1990. – 210 с.

Сухомлинский В.А. Рождение гражданина.// В.А. Сухомлинский- М., 1977 -375 с.

Черникова, Т. Размышления о воспитании патриотизма в подростковом и юношеском возрасте/ Т. Черникова// Воспитательная работа в школе. – 2011. – №5. – С. 47-58.

Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы// Режим доступа: http

 

 

Гражданское воспитание старшеклассников в современной российской школе.

Воспитать гражданина и патриота в период кардинальных перемен в государстве – задача очень сложная [1]. Утвердившееся в общественном сознании недоверие к государству, очевидность расхождения декларируемых демократических принципов с реалиями жизни привело к обесцениванию образования, падению престижа педагогической деятельности, разочарованию в жизни. Этому, в первую очередь, способствовало и резкое экономическое расслоение общества. К числу регионов, где социальноэкономическое ухудшение было особенно значительным, относится Республика Дагестан. В 2002 году за чертой бедности по показателю денежных душевых доходов находилось 64,8% многодетных семей [4]. Коренной перелом в общественном сознании все же стал осуществляться при государственной поддержке вопросов образования, в частности, патриотического воспитания, составным элементом которого отдельными учеными называется гражданственность. Проблема гражданского образования стала актуализироваться примерно с 1996 года. Данная государственная установка отражена в ряде нормативных актов. В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» отмечается, что система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социальнозначимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов; массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами, общественными движениями и организациями; деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов, направленную на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.

В другом документе – Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года - отмечается, что важной задачей государства и общества на сегодня является формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законах РФ и РД «Об образовании», раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года и других нормативных актах.

Педагогическая наука же исходит из того, что воспитание осуществляется не только в процессе целенаправленного воздействия на личность, но также через социализирующее влияние многочисленных факторов, в том числе средств массовой информации, общественных организаций, семейного быта и отношений между детьми и родителями. Каков в данном случае воспитательный потенциал семьи, если родители сами не обладают опытом жизнедеятельности в условиях гражданского общества и, следовательно, не являются активными гражданами. Следовательно, социальный опыт и опыт семейных отношений не вооружает школьников гражданственностью, так как, согласно положению психологической науки, дети не усваивают словесные формулы воспитания, декларируемые родителями в семье и педагогами в школе, а воспроизводят их конкретные поступки и поведение, усваивают оптимальные, на их взгляд, модели поведения.

Проблема воспитания гражданственности у старших школьников приобретает особую актуальность в связи с психологическими особенностями данной возрастной категории – сензитивность, потребность в самореализации, поиск смысла жизни и т.п. Определенный поворот в исследовании проблем воспитания начался с 90-х гг.

ХХ в., когда идеи демократизации и гуманизации общества стали привлекать к себе внимание широкой общественности, представителей интеллектуальной элиты, педагогов, рядовых граждан. Однако почти отсутствовали комплексные теоретические исследования, что свойственно и работам современных ученых. Чрезмерная политизация жизнедеятельности отразилась и на научных изысканиях.

Разными авторами гражданственность рассматривается по-разному: от широкого смысла его понимания как «активной и сознательной включенности в дела политического сообщества и готовности выступать в роли гражданина», до более узкого – «гражданственность – интегративное качество личности, включающее в себя внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения» [5].

Существует мнение о том, что идею гражданственности следует воспринимать как вненациональное образование, так как правовой опыт показывает, что в мире практически нет государств со стопроцентным мононациональным населением [2].

Следовательно, интегративность понятия «гражданственность» в этом случае заключается в том, что она сплачивает людей разных национальностей как представителей, граждан единого государства. Таким образом, гражданственность, на наш взгляд, это проявление не только патриотизма, но и дружбы народов людей разных национальностей, являющихся гражданами одного государственного образования, это единение людей по территориальной общности, национальной и религиозной принадлежности (не обязательно), общности исторической памяти. При соблюдении конституциональных норм, основных прав и свобод личности этот фактор разобщающего значения не имеет, однако, при их ущемлении может приобрести негативный характер.

В значительной части диссертационных работ последних лет по исследуемой проблеме исследователи акцентируют внимание на знаниевом подходе к решению обозначенной проблемы. Вступая в полемику с ними, мы утверждаем, что, согласно поэтапному алгоритму процесса воспитания, знания, не подкрепленные адекватными им убеждениями, чувствами и поведением, не подтверждают сформированности искомого качества. Исходя из этого, полагаем, что эффективность процесса гражданского воспитания старшеклассников будет обеспечена включением их в такие виды социально-значимой деятельности, как: социально-милосердная, общественно-полезная, трудовая, управленческая и т.п. Оптимальными возможностями для формирования гражданской культуры как результата гражданского воспитания в условиях школьного обучения обладает воспитательный процесс. Мониторинг воспитательного процесса показал следующую динамику формирования гражданской культуры в экспериментальных классах (табл. 1).

Анализируя приведенные материалы, мы пришли к следующим выводам:

Гражданственность является стержневым качеством личности, определяющим смысл существования человека; небезразличное отношение к утвердившимся в общественном (общенациональном (российском) и национальном)) сознании ценностям;

Эффективность гражданского воспитания старшеклассников обусловлена взаимодействием социальных институтов воспитания.

В формировании гражданственности особая роль принадлежит семье, обеспечивающей базовую культуру личности старшеклассника.

Воспитание гражданственности является приоритетным направлением государственной политики.

Воспитание гражданственности является актуальной социальнопедагогической проблемой.

Гражданственность является социально востребованным качеством личности на современном этапе.

Сущность гражданственности - в интегративности, следовательно, она формируется в процессе комплексного решения задач воспитания (гражданственность подразумевает собой патриотизм, как нравственное свойство личности, а патриотизм, в свою очередь, формируется как гражданское и нравственное свойство личности)

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_patriot_vospit.docx43.55 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание детей и подростков"

Сегодня эта тема очень актуальна. Еще совсем недавно проблема воспитания патриотизма не стояла так остро, как сейчас. Ей уделялось немало внимания, но особой и столь очевидной необходимости в этом не было, ибо дети с молоком матери впитали понятия “Родина”, “великая держава”, “мы, советский народ” ... Раньше ученик смотрел на карту СССР и думал: “Я живу в самой большой, самой могущественной, самой хорошей стране”. Такое сознание закладывалось в нас не только при советской власти, оно круто замешивалось веками и вдруг – шок. На сегодняшний день картина изменилась и наши дети видят совершенно другую страну.

В наших детях практически полностью атрофировалось чувство патриотизма. Это проявляется во всем: в выбираемых ими тетрадях с иностранными обложками, в обожании западной музыки и кинофильмов, в употреблении свиста и возгласов, как это делают американские подростки и т.п.

Бесстрастные социологические срезы фиксируют деформацию у молодежи глубинных человеческих ценностей. 17-летние юноши и девушки на вопрос, что, по их мнению, является для молодежи самым важным в жизни, ответили:

деньги – 32,7 %;

деловая карьера и образование – 20 %;

получить от жизни по-больше удовольствия – 18,7 %.

Извечные же ценности собрали такие цифры:

любовь – 5,1 %;

действия ради будущего России – 4,4 %;

идеалы и вера – 2,7 %.

Среди учащихся школы было проведено социологическое исследование, которое показало, что считают подростки 11-14 лет наивысшими ценностями (в порядке убывания):

здоровье;

родители;

счастье;

деньги;

любовь;

жизнь;

природа;

мама-92 %;

2 % ответили “не знаю”.

На вопрос “Самое главное в жизни – это ... ” были даны следующие ответы:

здоровье;

моя семья;

родители;

учеба;

счастье;

мама;

доброта к окружающим;

любовь;

окружающие тебя люди;

хорошо закончить учебный год;

иметь собачку;

сама жизнь;

внимание.

Из этих данных можно сделать вывод, что чувство патриотизма у детей очень слабо, личностные заботы наших учащихся лежат, в основном, в области собственного “я”. А, тем не менее, воспитание любви к Родине может осуществляться ежеминутно – родителями, чтением “классики”, просмотром наших кинофильмов, телепередач, рассказывающих о событиях и людях, которыми мы можем гордиться, о вечных ценностях: любви к своей земле, национальных корнях.

Дети более очень часто, слышат о том, что миром правят деньги. СМИ, телевидение, газеты и Интернет словно соревнуются в том, кто быстрее и скандальнее преподнесет какую-нибудь “изюминку”. Что же делать педагогу в такой ситуации? Что противопоставить губительной для ума и души информации и страшной действительности, лезущей во все окна и двери? Как сделать высшим элементом национального сознания идею служения Отечеству, научить “Отчизне посвящать души прекрасные порывы ... ”?

Эту непростую проблему в меру своих сил и возможностей мы должны решать.

Так что же такое “патриотизм”? Дадим несколько определений.

Патриотизм (от греческого patris) – родина, отечество и преданность своему отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов.

Патриотизм – это олицетворение любви к своей Родине, сопричастность с ее историей, природой, достижениями, проблемами. Патриотизм представляет своего рода фундамент общественной и государственной систем, духовно-нравственную основу их жизнеспособности и эффективного функционирования.

Патриотизм это формирование гражданской позиции и потребности в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Отечеству.

А что же тогда патриотическое воспитание?

Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению своего гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Давайте познакомимся с основополагающими принципами патриотического воспитания:

научность;

гуманизм;

демократизм;

приоритетность исторического и культурного наследия, духовных ценностей и традиций Родины;

системность;

преемственность и непрерывность в развитии молодежи;

многообразие форм, методов и средств;

индивидуальный подход.

Основными задачами патриотического воспитания являются:

Воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности родине, готовности к служению Отечеству и его защите.

Изучение истории и культуры Отечества и родного края.

Участие в подготовке и проведении мероприятий по увековечиванию памяти защитников Отечества.

Противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодежной среде.

Передача и развитие лучших традиций российского воинства.

Физическое развитие молодежи и детей, формирование здорового образа жизни.

Эта разноплановая и интересная работа может быть проведена в различных направлениях деятельности:

Пропаганда отечественной истории и культуры.

Разработка и внедрение элементов и форм гражданско-патриотического воспитания в системе общеобразовательных школ и дополнительного образования.

Развитие системы взаимосвязей армии и молодежи.

Развитие различных форм гражданско-патриотического воспитания в летних лагерях отдыха и функционирование клубов по месту жительства.

Поддержка деятельности объединений, направленной на реставрацию, восстановление и содержание памятников истории, культуры и архитектуры, мемориальных комплексов.

Воспитание у подрастающего поколения любви к Отечеству, гордости за победы и достижения старших поколений по обеспечению безопасности и стабильного развития государства, ответственности за будущее Отчизны.

Поддержка и развитие молодежной инициативы в деле освоения воинских профессий, изучения военной истории и военного дела.

Подготовка молодежи к военной службе, поднятие престижа профессии защитника Отечества.

Выявление инновационных форм и направлений работы по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи.

Оказание помощи ветеранам, семьям погибших при исполнении воинского долга.

Про ведение мероприятий, связанных с памятными днями, событиями истории родного края, воинской славы России, боевыми традициями армии и Флота.

В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей и подростков, в которой, помимо традиционных задач, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, социального работника, пожарного, сотрудника правоохранительных органов.

Государство осознало, что эта тема очень важна, и работа данного направления взята под государственный контроль: разработана нормативно-правовая база, на которую необходимо опираться в своей работе.

Патриотические чувства не возникают у людей сами по себе. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе – это все формирует патриотизм. В патриотизме народа – сила государства. Любому обществу нужны мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать, учиться на его благо, и в случае необходимости встать на его защиту

Патриотизм и гражданственность в понимании

современных подростков

Ключевые слова: гражданственность, патриотизм, ценности,  качества личности.

Аннотация: Одной из важнейших черт современной личности, ее внутренним стержнем, влияющим на ценностные ориентации, является формирование гражданско-патриотических качеств личности, которые  можно формировать средствами музейного краеведения.

Общественный и специальный педагогический интерес к проблемам гражданского и патриотического воспитания не теряет своей остроты в России, что связано с непреходящим значением в обществе ценностей «Родина», «Отечество», «патриотизм», «гражданственность». Одной из важнейших черт современной личности, ее внутренним стержнем, влияющим на ценностные ориентации и установки, определяемые Президентской инициативой «Наша новая школа», а также Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования является формирование гражданско-патриотических качеств личности [5].

Различные аспекты формирования гражданских и патриотических качеств личности школьника мы находим в работах А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинского, В.А. Караковского,  В.И. Лутовинова, А.Н.Тубельского и др. Так В.А.Сухомлинский считал, что необходимо развивать «гражданские чувства», которые «возвеличивают человека, утверждают в нем общественное сознание, честь, гордость». Он замечал, что у молодых людей следует развивать «гражданское видение мира», что «гражданские чувства являются главным источником моральной чистоты» [3; с.268  ].  

Теоретические и практические педагогические наработки, необходимые для исследования социально-педагогических проблем развития гражданских и патриотических ценностей, качеств у школьников находим в работах: Ф. Адлер (воспитание гражданственности в условиях социально ориентированной школьной практики), Л.Кольберг (формирование морального сознания человека для проявления нравственных качеств); В.Крысяк (воспитание гражданственности как интегративной характеристики личности); А.Н.Тубельский (воспитание гражданских качеств, гражданской позиции, универсальных компетенций в условиях демократического уклада школы); Г.Н.Филонов (феномен гражданственности в структуре личностного развития); И.Д.Фрумин (формирование демократических ценностей в современном образовании как основы для гражданского становления личности).

Исследуя педагогические условия формирования гражданско-патриотических качеств у подростков средствами музейного краеведения,  мы рассматриваем гражданственность как социальную ценность, важную для  государственности как социального института общества и самого человека, а патриотизм как нравственную характеристику, основанную на чувстве принятия Родины, и ценность, которая сложилась исторически в обществе.

В исследовании мы предположили, что в подростковом возрасте, на протяжении всего этого периода, у школьника  наблюдается изменяющееся понимание сущности гражданственности и патриотизма, а формирование гражданственности предстает как проявление более развитой интегративной характеристики патриотизма, которая наступает уже в позднем подростковом возрасте. Для подтверждения или опровержения своих предположений мы провели следующую диагностику, которая проходила в несколько этапов. И  представляла собой анкеты с открытыми ответами. В диагностическое исследование, которое проводилось на базе гимназии № 30 г. Ульяновска, участвовало 396 подростков  в возрасте от 10 до 17 лет. Репрезентация осуществлялась по трём параметрам: пол, возрастные группы, национальность.  

Основываясь на классификации подросткового возраста, данной  Д. Б. Элькониным [2, с.135], мы выделяем младший подростковый возраст и старший подростковый возраст, отдельно выделяя в группу детей кризиса подросткового возраста. Согласно этому делению, известно, в каждом возрасте доминирует определенный вид деятельности: личностное общение  – ведущая деятельность для младших подростков, учебно-профессиональная деятельность – для старшего подросткового  возраста.  В процентном соотношении дети младшего подросткового возраста в нашем исследовании составили  36 %, учащиеся переходного возраста  – 18 %, старшего подросткового возраста – 46 %.

Ответ на вопрос «кто является для тебя образцом поведения?» более 78%  назвали родителей. Этим самым подтверждаются некоторые особенности этого возраста, связанные с тем, что для младшего подросткового возраста более значим эмоциональный компонент, а знаниевый компонент второстепенен. Все суждения и само мировосприятие младшего школьника идет через чувства. На этом жизненном этапе огромную роль  в формировании личностных характеристик и ценностей характеристик играют родители.  Но именно в этом возрасте трудно говорить о патриотизме и гражданственности как о развитых характеристиках личности школьника. Здесь целесообразнее говорить о формировании патриотизма как чувстве принятия Родины.  Особенностью младшего подросткового возраста является принятие ценностей родителей. А родина и микросоциум отождествляются у младшего подростка с мамой, папой, бабушками и дедушками, и тем, что их окружает рядом и сейчас. Это связано во многом еще с механизмами подражания учащихся и в поведении, и в ценностных оценках своим родителям.  

По выбору ответа на вопрос: «как ты понимаешь, что такое патриотизм?» 57% младших подростков ответили «любить нашу Родину», а на второе место по рейтингу вышел ответ «хорошо учиться 42%». Это может быть связано с тем, что часть учащихся видят свой долг в том, чтобы хорошо учиться, и именно этим по их представлению можно проявлять любовь к родине, а может быть, – со сложным для их восприятия слова «патриотизм».

Различия в понимании патриотизма современного и старшего поколения подмечает Т. Черникова в  своих размышлениях о патриотизме в подростковом и юношеском возрасте [4;с. 48], В.А. Караковский считает,  что новое поколение школьников выросло в иных условиях, чем их старшие братья и сестры, не говоря уж о родителях [3; с.94.].

Несколько меняется эталон подражания в период кризиса подросткового возраста.  Здесь уже меньшее количество учащихся обращаются к образу родителей, а формирующим фактором выступает информация, которая чаще всего воспринимается из СМИ и интернета. В процентном отношении учащихся в возрасте 13-14 лет составили 18 %. И вот из них более 52% считают, что на их информированность влияет телевидение, 43% – интернет. Старшие подростки способны уже осмысливать информацию, идущую не от учителя, не от родителей. Но вместе с тем, следует признать, что эта информация зачастую предъявляется и воспринимается ими еще в несколько иллюстрированном, наглядно-образном виде, иногда воспринимается в качестве некоего примера отношения к родине.

В старшем подростковом возрасте средством формирования качественных характеристик выступает микросоциум: одноклассники, друзья, сверстники, но уже не родители. Основу для формирования ценностных и качественных характеристик личности составляют знания. В этом возрасте учащиеся вступают в стадию самоопределения: личностного, гражданского, профессионального. И уже здесь сложно говорить не только о патриотизме как чувстве, но и о гражданственности как позиции. Старшие подростки понимают и принимают не только понятие родины, но и государства. Это возраст начала собственного осознанного выбора.

Для нас показателен и интересен не просто факт выбора, а то, что старшие подростки осознанно проводят связь своей жизни  с государством, в котором живут. На все перечисленные процессы мало влияет пол учащихся, а вот национальная страта несет высокое влияние. Так надо отметить, что те учащиеся, которые уже в старшем подростковом возрасте стали гражданами РФ, мало идентифицируют себя с государственностью нашего государства (32%), а учащиеся, которые прошли через систему начальной школы, вступили в подростковый возраст, будучи гражданами, они воспринимают и проявляют (различают) чувство родины и чувство гражданственности (18%). Следует заметить, что настораживает тот факт, что большая часть учащихся, которая приняла гражданство РФ в старшем подростковом возрасте, не относит себя ни к какому государству, чем являет некий маргинальный характер своей «гражданственности».

В ходе исследования мы обратили внимание, что и в понятие патриотизма и гражданственности учащиеся вкладывают разные смыслы. Фактором, влияющим на разные взгляды подростков и патриотизме и гражданственности, выступают не только возрастные, но и личностные особенности: ценностный, мотивационный, нравственный и знаниевый. Поэтому мы предложили учащимся выполнить следующие задания: для детей младшего и старшего подросткового возраста сформулировали всего один вопрос, но механизм его выполнения был различный. Вопрос звучал так: «для меня любить Родину это…? «

Для младшего подростка была предложена целая система утверждений, которые мы разделили на блоки: историческо-культурологический, экологический, правовой, морально-нравственный.  В результате анкетирования оказалось: утверждения, которые содержали исторический и культурологический аспект доминируют, но нельзя сказать что преобладают (42% из опрошенных), второе место занимает морально-нравственное понимание патриотизма  (38%). Самыми низкими по популярности оказались экологический (12%) и правовой блоки (8%). Полученные данные иллюстрируют, что формирование патриотизма через знания об истории и культуре своего государства  может выступать одним из важнейших (или предпочитаемых детьми) педагогических условий, а музей – как хранитель культурно-исторического достояния – быть средой воспитания. Мы наблюдаем, что традиционное понимание патриотизма как нравственной категории, не теряет своей актуальность. А вот экологический и правовой компонент не пользуются популярностью в связи с низким уровнем экологической и правовой культуры взрослого поколения, которое воспитывалась в другой социальной общности.

Для старших подростков ситуация выбора в анкетах отсутствовала, им было предложено написать пять характеристик в продолжение ответа. Анализ выявил тенденцию, что понимание любви к Родине в данном возрасте базируется на правовых аспектах, которые мы считаем синонимом государственности (34%), но также как и для младших подростков остается важным и культурно-исторический аспект понимания патриотизма. Вероятно, это связано с  тем, что наша система образования по-прежнему строится с преобладанием знаниевого компонента, содержание которого строится на доминировании  принципа историзма.

Таким образом, понимание патриотизма и гражданственности является важной стороной формирования гражданско-патриотических качеств у подростков и актуальной образовательной задачей для педагога. Гражданско-патриотическое воспитание подростков предполагает использование образовательных возможностей микросоциума, в частности,  в лице музея с тем, чтобы культурно-историческое наследие малой родины работало на комплексное формирование гражданских и патриотических качеств личности подростка.

Литература

Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека./ И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюницкий – Москва: издательство «Академический проспект», 2001 г. – 420 с.

Караковский, В.А. Воспитание для всех / В.А. Караковский – Москва: «Просвещение», 1990. – 210 с.

Сухомлинский В.А. Рождение гражданина.// В.А. Сухомлинский- М., 1977 -375 с.

Черникова, Т. Размышления о воспитании патриотизма в подростковом и юношеском возрасте/ Т. Черникова// Воспитательная работа в школе. – 2011. – №5. – С. 47-58.

Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы// Режим доступа: http

Гражданское воспитание старшеклассников в современной российской школе.

Воспитать гражданина и патриота в период кардинальных перемен в государстве – задача очень сложная [1]. Утвердившееся в общественном сознании недоверие к государству, очевидность расхождения декларируемых демократических принципов с реалиями жизни привело к обесцениванию образования, падению престижа педагогической деятельности, разочарованию в жизни. Этому, в первую очередь, способствовало и резкое экономическое расслоение общества. К числу регионов, где социальноэкономическое ухудшение было особенно значительным, относится Республика Дагестан. В 2002 году за чертой бедности по показателю денежных душевых доходов находилось 64,8% многодетных семей [4]. Коренной перелом в общественном сознании все же стал осуществляться при государственной поддержке вопросов образования, в частности, патриотического воспитания, составным элементом которого отдельными учеными называется гражданственность. Проблема гражданского образования стала актуализироваться примерно с 1996 года. Данная государственная установка отражена в ряде нормативных актов. В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» отмечается, что система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социальнозначимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов; массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами, общественными движениями и организациями; деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов, направленную на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.

В другом документе – Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года - отмечается, что важной задачей государства и общества на сегодня является формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законах РФ и РД «Об образовании», раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года и других нормативных актах.

Педагогическая наука же исходит из того, что воспитание осуществляется не только в процессе целенаправленного воздействия на личность, но также через социализирующее влияние многочисленных факторов, в том числе средств массовой информации, общественных организаций, семейного быта и отношений между детьми и родителями. Каков в данном случае воспитательный потенциал семьи, если родители сами не обладают опытом жизнедеятельности в условиях гражданского общества и, следовательно, не являются активными гражданами. Следовательно, социальный опыт и опыт семейных отношений не вооружает школьников гражданственностью, так как, согласно положению психологической науки, дети не усваивают словесные формулы воспитания, декларируемые родителями в семье и педагогами в школе, а воспроизводят их конкретные поступки и поведение, усваивают оптимальные, на их взгляд, модели поведения.

Проблема воспитания гражданственности у старших школьников приобретает особую актуальность в связи с психологическими особенностями данной возрастной категории – сензитивность, потребность в самореализации, поиск смысла жизни и т.п. Определенный поворот в исследовании проблем воспитания начался с 90-х гг.

ХХ в., когда идеи демократизации и гуманизации общества стали привлекать к себе внимание широкой общественности, представителей интеллектуальной элиты, педагогов, рядовых граждан. Однако почти отсутствовали комплексные теоретические исследования, что свойственно и работам современных ученых. Чрезмерная политизация жизнедеятельности отразилась и на научных изысканиях.

Разными авторами гражданственность рассматривается по-разному: от широкого смысла его понимания как «активной и сознательной включенности в дела политического сообщества и готовности выступать в роли гражданина», до более узкого – «гражданственность – интегративное качество личности, включающее в себя внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения» [5].

Существует мнение о том, что идею гражданственности следует воспринимать как вненациональное образование, так как правовой опыт показывает, что в мире практически нет государств со стопроцентным мононациональным населением [2].

Следовательно, интегративность понятия «гражданственность» в этом случае заключается в том, что она сплачивает людей разных национальностей как представителей, граждан единого государства. Таким образом, гражданственность, на наш взгляд, это проявление не только патриотизма, но и дружбы народов людей разных национальностей, являющихся гражданами одного государственного образования, это единение людей по территориальной общности, национальной и религиозной принадлежности (не обязательно), общности исторической памяти. При соблюдении конституциональных норм, основных прав и свобод личности этот фактор разобщающего значения не имеет, однако, при их ущемлении может приобрести негативный характер.

В значительной части диссертационных работ последних лет по исследуемой проблеме исследователи акцентируют внимание на знаниевом подходе к решению обозначенной проблемы. Вступая в полемику с ними, мы утверждаем, что, согласно поэтапному алгоритму процесса воспитания, знания, не подкрепленные адекватными им убеждениями, чувствами и поведением, не подтверждают сформированности искомого качества. Исходя из этого, полагаем, что эффективность процесса гражданского воспитания старшеклассников будет обеспечена включением их в такие виды социально-значимой деятельности, как: социально-милосердная, общественно-полезная, трудовая, управленческая и т.п. Оптимальными возможностями для формирования гражданской культуры как результата гражданского воспитания в условиях школьного обучения обладает воспитательный процесс. Мониторинг воспитательного процесса показал следующую динамику формирования гражданской культуры в экспериментальных классах (табл. 1).

Анализируя приведенные материалы, мы пришли к следующим выводам:

Гражданственность является стержневым качеством личности, определяющим смысл существования человека; небезразличное отношение к утвердившимся в общественном (общенациональном (российском) и национальном)) сознании ценностям;

Эффективность гражданского воспитания старшеклассников обусловлена взаимодействием социальных институтов воспитания.

В формировании гражданственности особая роль принадлежит семье, обеспечивающей базовую культуру личности старшеклассника.

Воспитание гражданственности является приоритетным направлением государственной политики.

Воспитание гражданственности является актуальной социальнопедагогической проблемой.

Гражданственность является социально востребованным качеством личности на современном этапе.

Сущность гражданственности - в интегративности, следовательно, она формируется в процессе комплексного решения задач воспитания (гражданственность подразумевает собой патриотизм, как нравственное свойство личности, а патриотизм, в свою очередь, формируется как гражданское и нравственное свойство личности)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа патриотического воспитания обучающихся ГБОУ СПО «Кинельский государственный техникум» на 2012-2015 г.г.

Программа патриотического воспитания обучающихся разработана в соответствии с Государственной  программой “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2012 - 2015 годы” (утв. постан...

Патриотическое воспитание обучающихся при изучении дисциплины "Физика"

В материале представлен опыт преподавателя организации среднего профессионального образования по патриотическому воспитаю обучающихся при изучении дисциплины "Физика"...

Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся.

Статья посвящена 71 годовщине Полного снятия блокады города-героя Ленинграда....

Реферат на тему: «Гражданско – патриотическое воспитание обучающихся в ГБПОУ СО «ВСЛ»

Реферат  на тему: «Гражданско – патриотическое воспитание обучающихся в ГБПОУ СО «ВСЛ»...

Основы гражданско-патриотического воспитания обучающихся в техникуме

Круглый стол для тьюторов учебных групп— с целью познакомиться с основными документами, регламентирующими деятельность педагогов пов области  патриотического воспитания  и обобщить опыт...

Методическая разработка классного часа на тему «Ценностные приоритеты патриотического воспитания обучающихся в учебном заведении».

Цель проведения классного часа: 1.Развитие у обучающихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных ценностей. 2.Формирование у них профессионально значимых качеств, умений и ...