Мастер класс "Проблемные ситуации на уроке"
учебно-методический материал
Материал презентации используется для проведения мастер класса при работе с молодыми (начинающими)специалистами на примере физики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_postanovki_problemy_na_uchebnom_zanyatii.pptx | 1.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
(от греч. —преграда , трудность, задача) , объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретич еский интерес. Проблема в широком смысле — сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения; в жизни проблема формулируется в понятном для людей виде «знаю что, не знаю как», то есть известно, что нужно получить, но неизвестно, как это сделать Проблема
Проблемная ситуация Проблемная ситуация – это психическое состояние интеллектуального затруднения , вызванное, с одной стороны, острым желанием решить проблему , а с другой – невозможностью это сделать при помощи наличного запаса знаний или с помощью знакомых способов действия и создающее потребность в приобретении новых знаний или поиске новых способов действий. Проблемная ситуация — условия, порождающие проблему.
Способы постановки проблемы Прием «Удивляй!» При помощи вопроса, предложения Продолжи предложение Прием «Да- нетка » Прием «Необъявленная тема» Лови ошибку! Прием «Яркого пятна» Подводящий диалог
универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока.(Теория решения изобретательских задач) Пример: урок физики начинается с эксперимента: на каждой парте стоят две чашки с водой, обучающимся предлагается в каждую чашку насыпать на поверхность воды молотый перец, затем в одну из них капнуть воду, в другую каплю мыльного раствора. Какого же их удивление, когда в первом случае не изменилось ничего, а во втором перец «разбегается» к краям чашки. И мы подходим к изучению одного из важнейших свойств воды – поверхностное натяжение Прием «Удивляй!»
Проблемный вопрос(предложение) – это простейшая проблемная задача, требующая обычно «одного действия ». Пример : При изучении темы «Кипение», обучающимся сообщается, что в горах вода закипает при 80 градусах При обсуждении условий, приходим к выводу, что необходимо понизить давление При помощи вопроса, предложения
приём, который позволяет обучающимся оценить изучаемый объем, высказать свое собственное мнение, суждение и отношение . Пример: при обобщении темы «Свойства жидкостей и газов» предлагается закончить предложение -Мама открыла окно, потому что… -Мальчик решил переодеться, потому что … Вариантов ответов может быть много, но педагогу нужно подводить к теме Продолжи предложение
Преподаватель загадывает нечто (число, предмет, прибор, литературного или исторического героя и др.). Обучающиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые можно отвечать "да", "нет", "и да и нет ". прием учит : связывать разрозненные факты в единую картину: систематизировать уже имеющуюся информацию: слушать и слышать соучастника. После работы обязательно краткое обсуждение: какие вопросы были сильными? какие (и почему) -слабыми ? Пример: я загадала предмет лампочка Это современный предмет или старинный (и да и нет) Человек может без него обходиться (и да и нет) Детям можно его использовать (да) ( средней силы, сложность, опасность) Это есть в наших домах (да) Это электрический прибор (да) ( сильный вопрос, сужает поиск ответа) и т.д. Прием «Да - нетка !»
Универсальный приём ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач), направленный на создание внешней мотивации изучения темы урока. Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами. Пример : Преподаватель записывает на доске слово «Тема», выдерживает паузу до тех пор, пока все не обратят внимание на руку учителя, которая не хочет выводит саму тему. Преподаватель: Ребята, извините, но моя рука отказалась написать тему урока, и, кажется, неслучайно! Вот вам еще одна загадка, которую вы разгадаете уже в середине урока: почему рука отказалась записать тему урока? - Данный вопрос записывает в уголке классной доски. Преподаватель: Ребята, вам предстоит проанализировать и доказать, с точки зрения полезности, отсутствие темы в начале урока! Но начинать урок нам все равно надо, и начнем с хорошо знакомого материала … Пример: от понятия «скорости» к понятию «ускорение» Прием «Необъявленная тема»
Объясняя материал, преподаватель допускает ошибку. 1. Сначала обучающиеся заранее предупреждаются об этом. Иногда им можно даже подсказывать «опасные места» интонацией или жестом. Научите обучающихся мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением , когда оно требуется. Приучайте их мгновенно реагировать на ошибки. Поощряйте внимание и готовность вмешаться! 2. Обучающийся получает текст (или, скажем, разбор решения задачи) со специально допущенными ошибками. Тексты могут быть заранее приготовлены обучающимися других групп, в том числе старшими . Пример: при решении задач у доски, выражая нужную физическую величину, допускаю ошибку и объявляю об этом. Первому кто найдет ее, обещаю «4». Прием «Лови ошибку!»
В качестве « яркого пятна » могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, шутки, ребусы, кроссворды. Словом, разнообразный материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но обязательно связанный с темой урока . Прием «Яркого пятна» напоминает прием «Удивление» Пример : При изучении темы «Магнитное поле» История открытия магнитов рассказывает о том, что однажды пастух по имени Магнус , бродя по незнакомому ему полю наткнулся на камень, который странным образом притягивал железный наконечник его палки, а сапоги с металлической набойкой с трудом отрывались от земли . С тех пор этот камень стали называть «камнем магнуса » , спустя некоторое время просто магнит, в том пустынном поле, где Магнус обнаружил первый магнитный камень, позже были найдены залежи, после чего началось добывание железной руды и создание первых магнитов. Прием «Яркого пятна»
Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. Подводящий диалог — это логически выстроенная цепочка заданий и вопросов — «локомотив», движущийся к новому знанию, способу действия. (По определению Е.Л. Мельниковой автора технологии проблемного диалога ) Варианты проблемно-поисковых вопросов: –Насколько типична данная ситуация? В чем заключается ее типичность? – Какие явления в данной ситуации вступили в явное противоречие? – Можно ли изменить сложившуюся систему возникающих противоречий? – Что нужно для этого сделать? – Как обычно разрешается данное противоречие на практике? – Какие условия при этом необходимо соблюдать? и др. Подводящий диалог
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс на тему "Урок-диспут по философии как интерактивная педагогическая технология и площадка межпредметного взаимодествия" (обобщение педагогического опыта)
Презентация мастер-класса, проводившегося на базе ТГУ им. Г.Р. Державина преподавателем ТОГБПОУ "Жердевский колледж сахарной промышленности" С.Н. Костяевым. Представляет собой об...
Методическая разработка: «Работа мастера по созданию проблемных ситуаций на уроках производственного обучения»
Проблемное обучение - это тип обучения, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное со...
Кейс – ситуация «Красотка». Урок по МДК 01.01 «Стрижки и укладки волос».
Кейс – ситуация «Красотка». Урок по МДК 01.01 «Стрижки и укладки волос».Разработан: Ивановой Татьяной Николаевной, преподавателем дисциплин профессионального цикла...
Презентация "Трудные ситуации на уроке: способы разрешения"
В презентации рассмотрены причины конфликтов учитель - ученик, трудные ситуации на уроках и даны рекомендации психолога....
Медицинские ситуации Конспект урока
Конспект урока по Профессионально-ориентированному авиационному английскому языку....
Мастер-класс «Приёмы создания проблемной ситуации на уроках»
Мастер-класс для педагогов«Приёмы создания проблемной ситуации на уроках»...
Выступление на методическом объединении начальных классов по теме "Создание учебных ситуаций на уроках в начальной школе"
Выступление на методическом объединении начальных классов по теме "Создание учебных ситуаций на уроках в начальной школе"....