Презентация "Трудные ситуации на уроке: способы разрешения"
презентация к уроку на тему

Манаенкова Марина Анатольевна

В презентации рассмотрены причины конфликтов учитель - ученик, трудные ситуации на уроках и даны рекомендации психолога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon trud._situats._na_uroke.ppt1.02 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Трудные ситуации на уроке: способы разрешения педагог – психолог М.А.Манаенкова

Слайд 2

Причины конфликтов «Учитель – ученик» 1. Недостаточный профессионализм педагога, проявляющийся в неверных взаимоотношениях учителя с учениками: - демонстрация своего превосходства, своего особого статуса; - плохая организация класса; - приказной тон; - крик учителя; - в занижении оценок школьникам; - в выделении «любимчиков»; - в неумении организовать познавательный интерес у школьников к своему предмету; - в навешивании ярлыков, например, неуспевающего школьника.

Слайд 3

2. Нарушение школьных требований учениками: неподготовленность домашних заданий; умышленное нарушение дисциплины; пропуски уроков без уважительной причины. 3. Проявление личностных конфликтов как обучающегося, так и педагога.

Слайд 4

Трудная ситуация 1. Школьник перестал выполнять домашнее задание и готовится к предмету, нарушал дисциплину. Парень способный, а двойки стали появляться по многим предметам, никакие уговоры на него не действовали. - Ваши действия в данной ситуации?

Слайд 5

Рекомендации психолога: - пригласить родителей (выяснить какие - проблемы в семье); - поддерживать со школьником доброжелательные отношения; - индивидуальный подход; - найти и обеспечить сферу успеха; - правильно реагировать на поведение ученика; - взять ситуацию под собственный контроль и восстановить порядок.

Слайд 6

Трудная ситуация 2. На уроке учитель несколько раз делал замечания ученику, который не занимался. На замечание учителя он не реагировал, продолжая мешать другим: достал резинку и начал стрелять бумажками в школьников. Учитель потребовал, чтобы ученик вышел из класса. Он грубо ответил и не вышел. Учитель прекратил вести урок. Так прошло 20 мин. Прозвенел звонок. Педагог сказал, что весь класс остаётся после уроков, все зашумели. - Ваши действия в данной ситуации?

Слайд 7

Рекомендации психолога: - выяснить мотивы школьника, нужно найти причину отклоняющего поведения. Это может быть: - стремление привлечь к себе внимание- демонстративный тип; - стремление к самоутверждению; - нравственно — духовная незрелость; - стремление отомстить родителям.

Слайд 8

- умение выделить и найти даже самые малые достижения; - индивидуальный подход (любая помощь будет эффективной насколько она учитывает уникальность и неповторимость школьника); - не демонстрировать свои негативные эмоции;

Слайд 9

- не усиливать напряжение в ситуации (педагоги ошибаются, когда в ответ на выходку ученика — повышают голос, начинают кричать, используют сарказм, оценивают характер подростка, делают обобщение «все вы одинаковые», сравнивают одного с другим); - обсудите поступок позже один на один; - демонстрируйте модели неагрессивного поведения.

Слайд 10

Трудная ситуация 3. Молодой учительнице казалось, что у неё с классом полное взаимопонимание, она много времени проводила с ними, ученицы буквально ходили за ней, но в классе было больше мальчиков. На одном из уроков учительница попыталась писать на доске, мел заскользил — доска была чем то натёрта. У учительницы резко сменилось настроение, и она рассерженная, обратилась к классу: «Кто это сделал?» В ответ молчание. «Неблагодарные! Я всё делала для Вас, а Вы...! В класс она пригласила администрацию, началось выяснение, кто это сделал, но школьники молчали. - Ваши действия в данной ситуации?

Слайд 11

Рекомендации психолога: - профессиональная ответственность педагога за педагогически правильное разрешение ситуации; - различное понимание событий и их причин участниками, конфликт «глазами учителя» и «глазами учеников» видится по –разному; - профессиональная позиция педагога в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы школьника; - всякая ошибка педагога при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты.

Слайд 12

Трудная ситуация 4. На уроке при проверке домашнего задания учительница трижды поднимала отвечать одного и того же ученика, но он молчал. В конце урока она объявила, что ставит ему «2». На следующем уроке учительница вновь начала опрос с этого ученика и, когда он отказался отвечать, удалила его с класса. Школьник перестал посещать уроки у этой учительницы. Избегал встреч с ней, но по другим предметам учился по — прежнему успешно. Учительница поставила этому ученику «2» за четверть. Узнав об этом, ученик перестал посещать школу. - Ваши действия в данной ситуации?

Слайд 13

Рекомендации психолога: - проанализировать ситуацию; - на первом уроке, когда ученик молчал, учительнице необходимо после уроков надо было поговорить с учеником, разобраться в причине, постараться устранить назревающий конфликт; - на следующем занятии молчание ученика уже было проявлением протеста. Школьник, испытав нажим со стороны учительницы , проявил подростковую принципиальность и самолюбие, но в дальнейшем не смог управлять своими поступками (подростковый негативизм);

Слайд 14

Учительница, в своих действиях допустила очень серьёзные педагогические ошибки: - не разобралась в причине отказа отвечать; - не увидела в школьнике «человека»; - показала своё недоброжелательное отношение к ученику, - и тем углубила конфликт, не учитывая особенностей подросткового возраста.

Слайд 15

Стратегии поведения в конфликтных ситуаций: Компромисс Соперничество Приспособление Сотрудничество Избегание

Слайд 16

Вывод: 1 . Трудные ситуации на уроках, особенно в подростковых классах, признаются типичными, закономерными. 2.Для их разрешения: - учителю надо уметь организовать коллективную учебную деятельность школьников; - трудные ситуации доходят до конфликта, как правило, с трудными школьниками; - педагогу лучше изучить именно таких учеников, проявить к ним внимание и индивидуальный подход; - нельзя наказывать за поведение плохими отметками по предмету — это приведёт к затяжному личностному конфликту с учителем и вызовет снижение интереса у ученика к предмету; - предупредить конфликт, разрешить его на уровне педагогической ситуации — это наиболее оптимальный для обоих сторон выход из трудной ситуации.

Слайд 17

Тест «Оцените уровень своей конфликтности» 1.В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция? а) не принимаю участие; б) кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой; в) активно вмешиваюсь, чем « вызываю огонь на себя» 2.Выступаете ли вы на собраниях с критикой? а) нет; б) только, если имею для этого веские основания; в) критикую по любому поводу не только начальство, но и тех, кто его защищает. 3.Часто ли спорите с друзьями? а) только, если люди необидчивые; б) лишь по принципиальным вопросам; в) споры – моя стихия.

Слайд 18

4.Очереди, к сожалению, прочно вошли в нашу жизнь. Как вы реагируете, если кто – то лезет в обход? а) возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже; б) делаю замечание; в) провожу вперёд и начинаю наблюдать за порядком. 5.Дома на обед подали недосолённое блюдо. Ваша реакция? а) не буду поднимать бучу из – за пустяков; б) молча, возьму солонку; в) не удержусь от едких замечаний, и быть может, демонстративно откажусь от еды. 6.Если на улице, в транспорте вам наступили на ногу… а) с возмущением посмотрю на обидчика; б) сухо сделаю замечание; в) выскажусь, не стесняясь в выражениях!

Слайд 19

7.Если кто – то из близких купил вещь, которая вам не понравилась: а) промолчу; б) ограничусь коротким тактичным комментарием; в) устрою скандал. 8.Не повезло в лотерее. Как вы к этому относитесь? а) постараюсь казаться равнодушным, но в душе дам себе слово никогда больше не участвовать в ней; б) не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш. в) проигрыш надолго испортит настроение.

Слайд 20

Теперь подсчитайте набранные очки, исходя из того, что каждое «а» - 4 очка, «б» - 2, «в» - 0. От 22 до 32 очков. Конфликтность не выражена. Вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Изречение « Платон мне друг, но истина дороже!» никогда не было вашим девизом. Может быть, поэтому вас иногда называют приспособленцем. Наберись смелости, если обстоятельства требуют высказываться принципиально, невзирая на лица .

Слайд 21

От 12 до 20 очков. Конфликтность выражена слабо. Вы слывёте человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете, лишь если нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Вы твёрдо отстаиваете своё мнение, не думая о том, как это отразиться на вашем служебном положении или приятельских отношениях. При этом не выходите за рамки корректности, не унижайтесь до оскорблений. Всё это вызывает к вам уважение.

Слайд 22

До 10 очков. Явно выраженная конфликтность . Споры и конфликтность – это воздух, без которого вы не можете жить. Любите критиковать других, но если слышите замечания в свой адрес, можете « съесть живьём». Ваша критика – ради критики, а не для пользы дела. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами – на работе и дома. Ваша несдержанность и грубость отталкивает людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Словом, постарайтесь перебороть свой вздорный характер!

Слайд 23

« У мный человек найдёт выход из любого положения. Мудрый в этом положении не окажется». Ю.Рихтер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: «Работа мастера по созданию проблемных ситуаций на уроках производственного обучения»

Проблемное обучение - это тип обучения, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное со...

Кейс – ситуация «Красотка». Урок по МДК 01.01 «Стрижки и укладки волос».

Кейс – ситуация  «Красотка». Урок по МДК 01.01 «Стрижки и укладки волос».Разработан: Ивановой Татьяной Николаевной, преподавателем  дисциплин профессионального цикла...

Медицинские ситуации Конспект урока

Конспект урока по Профессионально-ориентированному авиационному английскому языку....

Медиативные технологии – способы разрешения разногласий и предупреждения конфликтов

Для нашей страны медиация – это новый, альтернативный метод, урегулирования споров и конфликтов, ставший, сначала предметом обсуждения среди юристов, а затем, приобретающий все больше стороннико...

Методическая разработка открытого урока по модулю ПМ.03 Выполнение каменных работ МДК.03.01 Технология каменных работ Тема урока: «Способы кладки кирпича»

Методическая разработка открытого урока по модулю ПМ.03   Выполнение каменных работМДК.03.01 Технология каменных работТема урока: «Способы кладки кирпича»Продолжительность учебно...

Методическая разработка открытого урока по модулю ПМ.03 Выполнение каменных работ МДК.03.01 Технология каменных работ Тема урока: «Способы кладки кирпича»

Методическая разработка открытого урока по модулю ПМ.03   Выполнение каменных работМДК.03.01 Технология каменных работТема урока: «Способы кладки кирпича»Продолжительность учебно...

Презентация к уроку по дисциплине "Сервисная деятельность" на тему "Психология конфликта. Виды, причины и способы разрешения".

Презентация к уроку по дисциплине "Сервисная деятельность" на тему "Психология конфликта. Виды, причины и способы разрешения"....