Презентация "Трудные ситуации на уроке: способы разрешения"
презентация к уроку на тему
В презентации рассмотрены причины конфликтов учитель - ученик, трудные ситуации на уроках и даны рекомендации психолога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trud._situats._na_uroke.ppt | 1.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Причины конфликтов «Учитель – ученик» 1. Недостаточный профессионализм педагога, проявляющийся в неверных взаимоотношениях учителя с учениками: - демонстрация своего превосходства, своего особого статуса; - плохая организация класса; - приказной тон; - крик учителя; - в занижении оценок школьникам; - в выделении «любимчиков»; - в неумении организовать познавательный интерес у школьников к своему предмету; - в навешивании ярлыков, например, неуспевающего школьника.
2. Нарушение школьных требований учениками: неподготовленность домашних заданий; умышленное нарушение дисциплины; пропуски уроков без уважительной причины. 3. Проявление личностных конфликтов как обучающегося, так и педагога.
Трудная ситуация 1. Школьник перестал выполнять домашнее задание и готовится к предмету, нарушал дисциплину. Парень способный, а двойки стали появляться по многим предметам, никакие уговоры на него не действовали. - Ваши действия в данной ситуации?
Рекомендации психолога: - пригласить родителей (выяснить какие - проблемы в семье); - поддерживать со школьником доброжелательные отношения; - индивидуальный подход; - найти и обеспечить сферу успеха; - правильно реагировать на поведение ученика; - взять ситуацию под собственный контроль и восстановить порядок.
Трудная ситуация 2. На уроке учитель несколько раз делал замечания ученику, который не занимался. На замечание учителя он не реагировал, продолжая мешать другим: достал резинку и начал стрелять бумажками в школьников. Учитель потребовал, чтобы ученик вышел из класса. Он грубо ответил и не вышел. Учитель прекратил вести урок. Так прошло 20 мин. Прозвенел звонок. Педагог сказал, что весь класс остаётся после уроков, все зашумели. - Ваши действия в данной ситуации?
Рекомендации психолога: - выяснить мотивы школьника, нужно найти причину отклоняющего поведения. Это может быть: - стремление привлечь к себе внимание- демонстративный тип; - стремление к самоутверждению; - нравственно — духовная незрелость; - стремление отомстить родителям.
- умение выделить и найти даже самые малые достижения; - индивидуальный подход (любая помощь будет эффективной насколько она учитывает уникальность и неповторимость школьника); - не демонстрировать свои негативные эмоции;
- не усиливать напряжение в ситуации (педагоги ошибаются, когда в ответ на выходку ученика — повышают голос, начинают кричать, используют сарказм, оценивают характер подростка, делают обобщение «все вы одинаковые», сравнивают одного с другим); - обсудите поступок позже один на один; - демонстрируйте модели неагрессивного поведения.
Трудная ситуация 3. Молодой учительнице казалось, что у неё с классом полное взаимопонимание, она много времени проводила с ними, ученицы буквально ходили за ней, но в классе было больше мальчиков. На одном из уроков учительница попыталась писать на доске, мел заскользил — доска была чем то натёрта. У учительницы резко сменилось настроение, и она рассерженная, обратилась к классу: «Кто это сделал?» В ответ молчание. «Неблагодарные! Я всё делала для Вас, а Вы...! В класс она пригласила администрацию, началось выяснение, кто это сделал, но школьники молчали. - Ваши действия в данной ситуации?
Рекомендации психолога: - профессиональная ответственность педагога за педагогически правильное разрешение ситуации; - различное понимание событий и их причин участниками, конфликт «глазами учителя» и «глазами учеников» видится по –разному; - профессиональная позиция педагога в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы школьника; - всякая ошибка педагога при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты.
Трудная ситуация 4. На уроке при проверке домашнего задания учительница трижды поднимала отвечать одного и того же ученика, но он молчал. В конце урока она объявила, что ставит ему «2». На следующем уроке учительница вновь начала опрос с этого ученика и, когда он отказался отвечать, удалила его с класса. Школьник перестал посещать уроки у этой учительницы. Избегал встреч с ней, но по другим предметам учился по — прежнему успешно. Учительница поставила этому ученику «2» за четверть. Узнав об этом, ученик перестал посещать школу. - Ваши действия в данной ситуации?
Рекомендации психолога: - проанализировать ситуацию; - на первом уроке, когда ученик молчал, учительнице необходимо после уроков надо было поговорить с учеником, разобраться в причине, постараться устранить назревающий конфликт; - на следующем занятии молчание ученика уже было проявлением протеста. Школьник, испытав нажим со стороны учительницы , проявил подростковую принципиальность и самолюбие, но в дальнейшем не смог управлять своими поступками (подростковый негативизм);
Учительница, в своих действиях допустила очень серьёзные педагогические ошибки: - не разобралась в причине отказа отвечать; - не увидела в школьнике «человека»; - показала своё недоброжелательное отношение к ученику, - и тем углубила конфликт, не учитывая особенностей подросткового возраста.
Стратегии поведения в конфликтных ситуаций: Компромисс Соперничество Приспособление Сотрудничество Избегание
Вывод: 1 . Трудные ситуации на уроках, особенно в подростковых классах, признаются типичными, закономерными. 2.Для их разрешения: - учителю надо уметь организовать коллективную учебную деятельность школьников; - трудные ситуации доходят до конфликта, как правило, с трудными школьниками; - педагогу лучше изучить именно таких учеников, проявить к ним внимание и индивидуальный подход; - нельзя наказывать за поведение плохими отметками по предмету — это приведёт к затяжному личностному конфликту с учителем и вызовет снижение интереса у ученика к предмету; - предупредить конфликт, разрешить его на уровне педагогической ситуации — это наиболее оптимальный для обоих сторон выход из трудной ситуации.
Тест «Оцените уровень своей конфликтности» 1.В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция? а) не принимаю участие; б) кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой; в) активно вмешиваюсь, чем « вызываю огонь на себя» 2.Выступаете ли вы на собраниях с критикой? а) нет; б) только, если имею для этого веские основания; в) критикую по любому поводу не только начальство, но и тех, кто его защищает. 3.Часто ли спорите с друзьями? а) только, если люди необидчивые; б) лишь по принципиальным вопросам; в) споры – моя стихия.
4.Очереди, к сожалению, прочно вошли в нашу жизнь. Как вы реагируете, если кто – то лезет в обход? а) возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже; б) делаю замечание; в) провожу вперёд и начинаю наблюдать за порядком. 5.Дома на обед подали недосолённое блюдо. Ваша реакция? а) не буду поднимать бучу из – за пустяков; б) молча, возьму солонку; в) не удержусь от едких замечаний, и быть может, демонстративно откажусь от еды. 6.Если на улице, в транспорте вам наступили на ногу… а) с возмущением посмотрю на обидчика; б) сухо сделаю замечание; в) выскажусь, не стесняясь в выражениях!
7.Если кто – то из близких купил вещь, которая вам не понравилась: а) промолчу; б) ограничусь коротким тактичным комментарием; в) устрою скандал. 8.Не повезло в лотерее. Как вы к этому относитесь? а) постараюсь казаться равнодушным, но в душе дам себе слово никогда больше не участвовать в ней; б) не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш. в) проигрыш надолго испортит настроение.
Теперь подсчитайте набранные очки, исходя из того, что каждое «а» - 4 очка, «б» - 2, «в» - 0. От 22 до 32 очков. Конфликтность не выражена. Вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Изречение « Платон мне друг, но истина дороже!» никогда не было вашим девизом. Может быть, поэтому вас иногда называют приспособленцем. Наберись смелости, если обстоятельства требуют высказываться принципиально, невзирая на лица .
От 12 до 20 очков. Конфликтность выражена слабо. Вы слывёте человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете, лишь если нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Вы твёрдо отстаиваете своё мнение, не думая о том, как это отразиться на вашем служебном положении или приятельских отношениях. При этом не выходите за рамки корректности, не унижайтесь до оскорблений. Всё это вызывает к вам уважение.
До 10 очков. Явно выраженная конфликтность . Споры и конфликтность – это воздух, без которого вы не можете жить. Любите критиковать других, но если слышите замечания в свой адрес, можете « съесть живьём». Ваша критика – ради критики, а не для пользы дела. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами – на работе и дома. Ваша несдержанность и грубость отталкивает людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Словом, постарайтесь перебороть свой вздорный характер!
« У мный человек найдёт выход из любого положения. Мудрый в этом положении не окажется». Ю.Рихтер
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: «Работа мастера по созданию проблемных ситуаций на уроках производственного обучения»
Проблемное обучение - это тип обучения, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное со...
Кейс – ситуация «Красотка». Урок по МДК 01.01 «Стрижки и укладки волос».
Кейс – ситуация «Красотка». Урок по МДК 01.01 «Стрижки и укладки волос».Разработан: Ивановой Татьяной Николаевной, преподавателем дисциплин профессионального цикла...
Медицинские ситуации Конспект урока
Конспект урока по Профессионально-ориентированному авиационному английскому языку....
Медиативные технологии – способы разрешения разногласий и предупреждения конфликтов
Для нашей страны медиация – это новый, альтернативный метод, урегулирования споров и конфликтов, ставший, сначала предметом обсуждения среди юристов, а затем, приобретающий все больше стороннико...
Методическая разработка открытого урока по модулю ПМ.03 Выполнение каменных работ МДК.03.01 Технология каменных работ Тема урока: «Способы кладки кирпича»
Методическая разработка открытого урока по модулю ПМ.03 Выполнение каменных работМДК.03.01 Технология каменных работТема урока: «Способы кладки кирпича»Продолжительность учебно...
Методическая разработка открытого урока по модулю ПМ.03 Выполнение каменных работ МДК.03.01 Технология каменных работ Тема урока: «Способы кладки кирпича»
Методическая разработка открытого урока по модулю ПМ.03 Выполнение каменных работМДК.03.01 Технология каменных работТема урока: «Способы кладки кирпича»Продолжительность учебно...
Презентация к уроку по дисциплине "Сервисная деятельность" на тему "Психология конфликта. Виды, причины и способы разрешения".
Презентация к уроку по дисциплине "Сервисная деятельность" на тему "Психология конфликта. Виды, причины и способы разрешения"....