План - конспект урока по дисциплине «Теоретические и методические основы музыкально- исполнительской деятельности» для студентов по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
план-конспект урока по теме
План - конспект урока по дисциплине «Теоретические и методические основы музыкально- исполнительской деятельности» для студентов по специальности 44.02.02 преподавание в начальных классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_-_konspekt_uroka_po_predmetu_-_obuchenie_muzykalnomu_instrumentu.doc | 241 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГАПОУ СО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И.Панфёрова»
План - конспект урока педагогического мастерства по дисциплине «Теоретические и методические основы музыкально-
исполнительской деятельности»
для студентов по специальности
44.02.02 Преподавание в начальных классах
подготовила
преподаватель специальных дисциплин
Помыткина Нина Юрьевна
Вольск, 2014г.
Цели:
Дидактическая: совершенствование музыкально – исполнительских навыков
игры музыкальных произведений; закрепление теоретических знаний,
с целью формирования необходимых профессиональных компетенций необходимых для реализации профессиональных задач на уроках музыки и внеурочных музыкальных занятиях в начальной школе.
Воспитательная: воспитывать эстетический вкус; любовь к музыке; усидчивость и трудолюбие.
Развивающая: развитие познавательной и творческой активности через различные виды деятельности студентов, умение организовывать собственную деятельность по освоению новых знаний по предмету, стимулировать устойчивый интерес для успешного решения профессиональных задач.
Вид занятия: урок, 45мин
Тип урока: урок закрепления и совершенствования знаний.
Методы занятия:
- Словесный,
- Объяснительно-иллюстративный.
- Метод активизации музыкально-слуховых представлений.
- Метод эмоционального воздействия и убеждения.
- Здоровьесберегающих технологий.
Внутрипредметные связи: теория музыки и практикум, музыкальная литература.
Межпредметные связи: литература, педагогика, психология.
Оборудование и методическое обеспечение урока:
Студент должен:
Знать: нотописание, длительности нот, основные приемы звукоизвлечения, динамические оттенки, аппликатуру.
Уметь: исполнить по нотам изучаемый песенный материал 1 класса, упражнения, этюд и пьесу, направленные на освоение основных приемов исполнения.
Ход занятия
№ элемента занятия | Элементы занятия | Время, минут | Методы |
Организационная часть. Сообщение темы урока. Сегодня мы продолжим работать над освоением основных приемов игры на фортепиано. Тема урока: изучение основных приемов звукоизвлечения_ | 2 | Словесный | |
Мотивация учебной деятельности -Что такое музыка? (Это поэзия, выраженная звуками) - послушайте как поэт Вадим Семернин отвечает на этот вопрос. Ветер чуть слышно поёт, Липа вздыхает у сада… Чуткая музыка всюду живёт - В шелесте трав, В шуме дубрав – Только прислушаться надо. Звонко струится ручей, Падает гром с небосвода – Это мелодией вечной своей Мир наполняет природа! И вот эти чудесные звуки, чувства, мысли, воплощенные в нотном тексте должен выразительно исполнить музыкант. И не только передать, но заставить нас пережить эти чувства, эти образы вместе с композитором или с героем, которого изображает музыка. И поэтому нам необходимо овладеть секретами выразительного исполнения на инструменте. Можно прикасаться к инструменту по-разному, в зависимости от того, что нам нужно звуками передать. | 3 | Словесный. Метод активизации музыкально-слуховых представлений. | |
3. | Актуализация опорных знаний студентов, работа над упражнениями, подготовка к исполнению музыкальных произведений. -А какие основные приемы звукоизвлечения ты знаешь? Legato Non legato Staccato Найди на карточках обозначение штрихов. Подготовим руки к исполнению. Упражнение «Радуга» Надя, представь, что ты находишься в лесу после дождя. И вдруг ты видишь радугу – она такая красивая, что тебе сразу захотелось ее нарисовать, а под рукой нет ни красок, ни бумаги. Ну ничего страшного – нарисуем ее в воздухе (Рисует радугу) А теперь перенесем руку на инструмент и будем рисовать над клавиатурой, приговаривая стишок. В конце каждой строчки нажимаем клавишу любым на выбор пальцем. Сначала правой рукой, затем левой.
В небе ты повисла, словно коромысло… Я красивую такую в полминуты нарисую. Следующее упражнение: «Командир и солдаты» Голова-командир. Пальцы солдаты. Солдаты (пальцы) спят. Командир их будит. Например: Проснись первый солдат – ребенок шевелит первым пальцем и т. д. Сначала делаем правой рукой, затем левой. Пальчиковая гимнастика. - Надуваем шарик. Кончики пальцев обеих рук прижать друг к другу, ладошками образовать маленький, а затем большой шарик. Когда воздух выходит, принять исходное положение. - «Вертолет». Пальцы обеих рук ( кроме указательных и больших) – в положении плетеной корзинки. Указательные пальцы выдвинуть вперед соединить их подушечками (это хвост вертолета). Большими пальцами выполнять совместные, быстрые круговые движения, как лопасти вертолета. Упражнение №23. С. Барсуковой | 10 | Словесный. Метод активизации музыкально-слуховых представлений. Здоровьесберегающих технологий. Работа по карточкам. |
4. | Воспроизведение ранее полученных знаний и способов деятельности. Работа над совершенствованием музыкального и теоретического материала урока
Работа над исполнением песни:
Композитор сочинила много пьес для начинающих пианистов, и одной главной своих целей считала воспитание художественного мышления. Пьески удобны для исполнения, и очень интересны по музыкальному содержанию. Что такое «Полька»- Глоссарий Исполнение Польки. Работа над штрихами и динамическими оттенками. Работа по карточкам- определи музыкальный термин (Приложение №1) | 15 | Словесный, эмоционального воздействия и убеждения; активизации музыкально-слуховых представлений. Работа с карточками. Работа с Глоссарием. Приложение №1 |
5. | Самостоятельное выполнение практической части работы. Сочинение небольшой музыкальной пьесы по предложенной картинке. Приложение №1 (Медведь - Мышь). Исполнение двух контрастных по характеру небольших музыкальных пьес (Медведь, Мышка). Показ картинки студентке, гости отгадывают название и образ данной пьесы. | 5 | Словесный. Метод активизации музыкально-слуховых представлений. Работа с карточками. Приложение №1 |
6. | Обобщение и систематизация знаний. Разгадывание кроссворда. | 6 | Словесный. Работа с карточками. Метод активизации музыкально-слуховых представлений. Кроссворд |
7. | Подведение итогов, оценка | 2 | Словесный. |
8. | Задание на дом | 2 | Найти и оформить данные о композиторе А. Филиппенко. Продолжить работу над музыкальными произведениями. |
Приложение №1
Как называется этот прием? | Что обозначает лига? | |
Как называется прием исполнения мелодии? | Что обозначает этот термин? Crescendo Cresc. | |
Что обозначает этот термин? Diminuendo | Что обозначает этот термин? Forte Piano | |
Приложение№2
По горизонтали:
- Собирательное название семейства клавишных струнных музыкальных
инструментов, в которых звук извлекается при помощи ударяющих о струны молоточков. Существует в двух разновидностях.
2.Указание об отрывистом, коротком исполнении звуков мелодии; один из
приемов звукоизвлечения, противоположный легато.
3. Связное исполнение звуков, когда один звук как бы переходит в другой без
перерыва между ними. Один из основных приемов звукоизвлечения.
4. Знак постепенного усиления звука, нарастающей силы музыкального
звучания.
По вертикали:
1.Знак, применяемый для записи музыкальных звуков и указывающий их
длительность.
2. Автор музыкальных произведений.
3. Одноголосно выраженная музыкальная мысль. Важнейшее
выразительное средство музыки. «Душа музыкального произведения».
Список литературы
- Барсукова С.А. Весёлая музыкальная гимнастика. Изд.«Феникс», 2010.- 48с.
- Милич Б. Фортепиано – маленькому пианисту. Учебное пособие. Изд.
Кифара .- 2008 г, 92 с.
- Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.,М.- 1988
- Николаев А. А. «Школа игры на фортепиано». М., М.- 2007 -199 с.
- Способин И. В. Элементарная теория музыки. Переиздание 1963 г., 202 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МДК 01.01 Теоретические основы организации обучения в начальных классах ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 01 Преподавание по программам начального общего образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Составлен в соответствиис Федеральным государственным образовательным стандартомдля специальности «Преподавание в начальных классах»,программой МДК 01.01 Теоретические основы организ...
Конспект урока по курсу "Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста"
Понятие сюжетного рисования, рисунки детей по сюжетному рисованию, методические приёмы...
Конспект урока по МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников II курс специальность 44.02.01 Дошкольное образование по теме: «Методика формирования самообслуживания в разных возрастных группах»
Урок по теме “Методика формирования самообслуживания в разных возрастных группах” проведен с целью обобщение и систематизации знаний, умений и навыков по планированию и организ...
Конспект по МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников II курс специальность 44.02.01 Дошкольное образование по теме: Деловая игра «Творческий пробег по трудовому воспитанию»
Конспектпо МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольниковII курсспециальность 44.02.01 Дошкольное образованиепо теме:Деловая игра «Творческий пробег...
Презентация к конспекту по МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников II курс специальность 44.02.01 Дошкольное образование по теме: Деловая игра «Творческий пробег по трудовому воспитанию»
Презентация к конспекту по МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников II курс специальность 44.02.01 Дошкольное образование по теме:...
Конспект по МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников II курс специальность 44.02.01 Дошкольное образование конкурс по теме: «Разработки различных видов игр по патриотическому воспитанию детей дошкольного
Конспектпо МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольниковII курсспециальность 44.02.01 Дошкольное образованиеконкурс по теме:«Разработки различных в...
Презент. к консп. по МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников II курс специальность 44.02.01 Дошкольное образование конкурс по теме: «Разработки различных видов игр по патриотическому воспитанию детей
Презент. к консп. по МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников II курс специальность 44.02.01 Дошкольное образование конкурс по теме: &la...