Программа кружка " В мире литературы"
рабочая программа
Курс кружка предполагает систематическое чтение художественной литературы, знакомство с новинками современной литературы, публицистики. Разнообразие форм подачи материала повышает эффективность учебно-воспитательного процесса и его результативность, позволяет активизировать деятельность студентов и самого преподавателя. Данная программа помогает решать задачи литературного образования, связанные как с читательской деятельностью студентов, так и с эстетической функцией литературы, она направлена на совместную работу студента и преподавателя, совместную работу ума, воли, чувств, на воспитание читающего, грамотного гражданина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_-_v_mire_literatury-_.docx | 22.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Обращение к данной теме кружка не случайно. В наше время технического прогресса, всеобщей компьютеризации, связи с Интернетом наблюдается значительный спад интереса к книге, к художественной литературе. Кроме того, с экранов телевизора почти ежедневно пропагандируется насилие и жестокость, что не может не сказаться на нравственном состоянии подростков.
Курс кружка предполагает систематическое чтение художественной литературы, знакомство с новинками современной литературы, публицистики. Разнообразие форм подачи материала повышает эффективность учебно-воспитательного процесса и его результативность, позволяет активизировать деятельность студентов и самого преподавателя. Данная программа помогает решать задачи литературного образования, связанные как с читательской деятельностью студентов, так и с эстетической функцией литературы, она направлена на совместную работу студента и преподавателя, совместную работу ума, воли, чувств, на воспитание читающего, грамотного гражданина.
Особенностью текстов, включённых в программу, является то, что по жанровой природе это рассказы и небольшие повести. Такие произведения удобны для текстуального анализа. Программа допускает сокращение или увеличение материала.
В программе указано примерное распределение учебного времени по блокам. На занятиях возможно варьирование материала: углубление, сокращение и их замена, использование освободившегося времени на различного рода практические литературные работы.
Проверка знаний, умений, навыков проводится в виде тестов, практических заданий и других форм.
Цели :
- Становление духовного мира человека
- Создание условий для непрерывного совершенствования и развития своих творческих возможностей
- Овладение мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью
Задачи:
- Воспитать читателя, умеющего размышлять над прочитанным, извлекая из него уроки
- Развивать творческие способности студентов через разные формы работы
- Подготовить студентов к более качественному выполнению творческой части экзамена
- Повысить качество публичных выступлений на разных студенческих конкурсах, конференциях
Ожидаемые результаты
В процессе обучения студенты получат теоретические знания, которые помогут им при выполнении творческих работ: написании учебно-исследовательских работ, написании сочинений.
Студенты, прошедшие курс кружка, более свободно и грамотно будут выстраивать свои устные выступления перед аудиторией, свободно комментировать прочитанные тексты, создавать отзывы и рецензии, а главное – понимать текст и создавать собственные тексты (поэтические) и тексты статей, сочинений и т.д.
Оценка результативности:
В качестве форм подведения итогов организуются публичные чтения произведений собственного сочинения, выступление на концертах, участие в различных конкурсах.
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Всего часов | Теор. часы | Практ. часы | Форма занятий |
1 | Вводное занятие. Цели и задачи кружка. | 1 | 1 | - | Беседа . |
2-4 | Нравственная сила древнерусской литературы. Обзор произведений. Великая сила притчи. | 3 | 3 | - | Экспресс-повтор с обобщением |
5-9 | Эти непростые 30-е годы. «Так это было на Земле». Тема «раскрестьянивания» в романах Б. Можаева «Мужики и бабы», С.Антонова «Овраги». | 5 | 1 | 4 | Лекция. Семинар. |
10- 15 | Годы репрессий. «Сильней надежд мои воспоминания». Жизнь и творчество В.Шаламова. «Колымские рассказы». О.Волков «Погружение во тьму». Судьба русской интеллигенции. | 6 | 2 | 4 | Лекция. Читательская конференция |
16-21 | Остаться человеком в пламени войны. Тема памяти живых и погибших. Тема исторической правды в рассказе Е.Носова «Костёр на ветру». Образ молодого солдата. (В. Кондратьев «Сашка». «Написанная кровью сердца …» (Повесть К.Воробьёва «Это мы, Господи…» . Женщина и война .Стихи Ю. Друниной. «Афганская и Чеченская проза» | 6 | 2 | 4 | Лекция. Исследование текста. Презентация книг |
22-25 | Береги в себе человека. Слово, необходимое России. В Распутин «Прощание с Матёрой» и «В ту же землю». Связь с историей, с родовыми корнями. Нравственная красота простого человека. Е Носов «Яблочный спас». Б.Екимов «Ночь исцеления». Проблема совестливости человека. Повести В. Распутина. О нравственности языком поэзии. | 4 | 1 | 3 | Лекция. Круглый стол. Практикум. |
26-29 | Человек и природа. Тема «Человек и природа в современной литературе». Образы-символы и их роль в произведениях В. Распутина В Астафьева. Боль за родную землю. Экологические и нравственные проблемы. Красота природы «врачует» душу человека. Человек, природа и будущее цивилизации. | 4 | 2 | 2 | Лекция. Исследовательские работы. |
30-31 | Современная авторская песня. Б. Окуджава, А.Галич, В Высоцкий, А. Розенбаум и др. | 2 | 1 | 1 | Лекция. Беседа.Анализ поэтического текста. |
32-34 | Человек на Земле. Вопросы смысла жизни. Ф Абрамов «Деревянные кони», «Пелагея», «Алька». Человек в кругу семьи. Г.Бакланов «Кондратий» и др. Сердечное понимание мира. Б.Екимов «Пастушья звезда» | 3 | 1 | 2 | Беседа. Диспут. Обзор литературы. |
Содержание программы
Блок №1
Нравственная сила древнерусской литературы. Обзор произведений. Великая сила притчи. Притча о блудном сыне. Содержание, сюжет, смысл. Аргументация к сочинению.
Блок №2
Эти непростые 30-е годы.
«Так это было на Земле». Тема «раскрестьянивания» в романах Б.Можаева «Мужики и бабы», С.Антонова «Овраги». Крушение мечты о «всеобщем счастье».
Блок №3
Годы репрессий.
«Сильней надежд мои воспоминания». Жизнь и творчество В.Шаламова. «Колымские рассказы». О.Волков «Погружение во тьму». Судьба русской интеллигенции.
Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве. Судьба российской интеллигенции. Тема памяти живых и погибших.
Блок №4
Остаться человеком в пламени войны.
Тема памяти живых и погибших. Тема исторической правды в рассказе Е.Носова «Костёр на ветру». Образ молодого солдата. (В. Кондратьев «Сашка». «Написанная кровью сердца …» (Повесть К.Воробьёва «Это мы, Господи…» . Женщина и война .Стихи Ю.Друниной. «Афганская и Чеченская проза»
В.Закруткин «Матерь человеческая»
Углубление темы Вов в современной литературе. Духовные истоки массового героизма народа в защите Отечества. Образ молодого бойца. Суровая правда войны.
Блок №5
Береги в себе человека.
Слово, необходимое России. В Распутин «Прощание с Матёрой» и «В ту же землю». Связь с историей, с родовыми корнями.
Нравственная красота простого человека. Е Носов «Яблочный спас».
Б.Екимов «Ночь исцеления».
Проблема совестливости человека. Повести В. Распутина.
О нравственности языком поэзии.
Блок №6
Человек и природа.
Тема «Человек и природа в современной литературе».
Образы-символы и их роль в произведениях В. Распутина, В Астафьева.
Боль за родную землю. Экологические и нравственные проблемы.
Красота природы «врачует» душу человека.
Человек, природа и будущее цивилизации.
Публицистичность и лиризм произведений В. Распутина «Прощание с Матёрой», В.Астафьева « Царь-рыба».
Экологические и нравственные проблемы современности.
Блок №7
Современная авторская песня.
Б. Окуджава, А.Галич, В. Высоцкий, А. Розенбаум и др. Актуальность творчества. Юбилей В.Высоцкого (январь)-открытое мероприятие.
Блок №8
Человек на Земле.
Вопросы смысла жизни. Ф Абрамов «Деревянные кони», «Пелагея», «Алька».
Человек в кругу семьи. Г.Бакланов «Кондратий» и др.
Сердечное понимание мира. Б.Екимов «Пастушья звезда»
Проблема ответственности человека за своё жизненное поведение ( проблема жизненного выбора).
Литература для студентов и преподавателя.
- В мире литературы. Пособия с 7-11 класс. М., Дрофа, 2008 г.
- Литература. Нестандартные уроки 5-11 классы. Волгоград: Учитель, 2007.
- Чудинова Г.В. Творчество Б Екимова в школьном изучении. Методические рекомендации, Пермь, 2009.
- Дидактический материал к лекциям по современной литературе. Пермский областной институт повышения квалификации работников образования. Пермь-2003
- Сборник элективных курсов . Литература 10-11 классы. Составитель Вялкова Г.М. Волгоград: Учитель -2009
- Журнальные публикации (журналы «Новый мир», «Современник», «Роман-газета», «Знамя» и др.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области « Ртищевский политехнический лицей»
Программа кружка " В мире литературы"
На 2021- 2022 учебный год
Руководитель: Кодема М.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА КРУЖКА «Правовая культура молодёжи»
Несовершеннолетие - один из самых сложных периодов развития лич¬ности. Именно в подростковом возрасте происходит завер¬шение формирования характера и становление личности при активном влиянии социальн...
Рабочая образовательная программа кружка "Витраж".
Рабочая образовательная программакружка "Витраж"....
программа кружка "Юный эколог"
программа "Юный эколог"...
Программа кружка "Деревья из бисера"
Программа кружка "Деревья из бисера", а также календарно-тематическое планирование по программе кружка...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива «В мире рисунка» по программе профессиональной подготовки по профессиям «Повар, кондитер», «Пекарь»
Программа факультатива "В мире рисунка" составлена на основе федеральных государственных образовательных стандартов по профессиям "Повар, кондитер", "Пекарь"....
Программа кружка по русскому языку "В мире русского языка"
Министерство образования Республики БурятияГАПОУ РБ «Техникум строительства и городского хозяйства»ПРОГРАММА КРУЖКА «В МИРЕ РУССКОГО ЯЗЫКА»...
Рабочая программа кружка по русскому языку и литературе "Слово"
Данная программа позволяет студентам ознакомиться со многими интересными вопросами языкознания, литературоведения, культуры речи, грамматики русского языка, выходящими за рамки программы, расширить це...