ВОЗМОЖНОСТИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СО СТУДЕНТАМИ, ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ».
статья
В статье представлен обмен опытом по воспитательной работе со студентами СПО специальности "Дошкольное образование"
Скачать:
Предварительный просмотр:
ВОЗМОЖНОСТИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СО СТУДЕНТАМИ, ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ».
В современных условиях развития среднего профессионально образования для формирования общекультурных и профессиональных компетенций у студентов особую значимость приобретают интерактивные методы организации деятельности.
Подготовка специалистов, отвечающих требованиям времени одна из важнейших задач профессионального образования. И сегодня в центре внимания стоит вопрос: как организовать образовательный и воспитательный процесс, чтобы сформировать у обучающихся активное отношение к познавательной и профессиональной деятельности, исходя из позиции их жизненного и профессионального самоопределения.
На данный момент реализация требований ФГОС СПО по формированию и развитию общих и профессиональных компетенций невозможна без применения альтернативных технологий: проблемного обучения, игровых, информационно-коммуникационных, технологии развития критического мышления.
Принцип активности обучающихся в процессе развития личности был и остается одним из основных в образовательном и воспитательном процессе и именно игровая деятельность, как педагогическая технология, как раз и является той мотивирующей средой для возникновения потребности в усвоении знаний, формировании профессионально значимых качеств. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее
добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации. А процесс усвоения знаний и формирования значимых качеств личности будущих педагогов во время игры носит естественный и непроизвольный характер.
Педагогическая суть игровых технологий заключается в активизации мышления, повышении самостоятельности обучающихся и обеспечении творческого подхода в реализации направлений воспитательной работы в системе СПО. Цель игры – формирование навыков и умении студентов в активном творческом поиске.
Игровая деятельность в образовательном и воспитательном процессе в системе СПО может применяться как самостоятельная технология для освоения понятия, расширения кругозора; как элемента более обширной технологии внеаудиторной работы.
Наиболее часто встречаемыми в педагогической практике в системе СПО являются деловые, организационно-деятельностные, ролевые, имитационные, инновационные и дидактические игры.
Игровая технология может быть представлена в виде этапов.
Первый этап – подготовка:
• разработка сценария,
• план игры,
• общее описание,
• содержание инструктажа,
• подготовка материального обеспечения.
Первый этап занимает наибольшее время, так как связан с выбором
идеи игры, определением цели и задач, разработкой положения. Необходимо продумать сценарий игры, перечень вопросов различной тематики и уровня сложности, на чем будет построен момент соревновательности.
Второй этап – проведение игры:
• постановка проблемы,
• условия,
• правила,
• регламент,
• распределение ролей,
• формирование групп,
На этапе проведения игры во внеаудиторной деятельности особое
внимание отводится организации, мотивации, которые должны быть просчитаны преподавателем на этапе подготовки. А соблюдение регламента достигается включением преподавателя и обучающихся и как непосредственных участников в процесс игры, так и как модераторов, тем самым реализуя направление воспитательной работы в рамках студенческого самоуправления.
Во время игры студенты могут выполнять отдельные роли или работать в группе. При групповой работе над заданием используются различные методы взаимодействия: мозговой штурм, межгрупповая дискуссия, выступление групп, представление результатов, работа экспертов.
Третий этап – анализ и обобщение:
• вывод из игры,
• рефлексия игры,
• оценка и самооценка работы,
• выводы и обобщения.
Подведение итогов является важным этапом игры, который представляет собой анализ хода и результатов игры, также ход игрового взаимодействия. На этом этапе необходимо осознать обучающимся: что нового узнали (термины, действия); чему научились (навыки, компетенции); в чем польза для будущей профессиональной деятельности.
Для повышения общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» организовывались и проводились следующие внеаудиторные мероприятия с применением игровых технологий:
- квест «В поисках Деда Мороза», своя игра «Знаменательные даты апреля», целью которых было расширение кругозора обучающихся, реализация профессионально-ориентированного направления воспитательной работы в системе СПО;
- онлайн-викторина «Народные традиции», своя игра «Защитники отечества», направленные на реализацию нравственно-патриотического направления воспитательной работы в системе СПО;
- своя игра «Знатоки театра», направленная на реализацию культурно-нравственного направления воспитательной работы в системе СПО;
- игры-викторины «Я за ЗОЖ», «Профилактика туберкулеза», способствовали реализации направления системы работы по формированию здорового образа жизни.
Игровые технологии в системе среднего профессионального образования позволяют активизировать и интенсифицировать воспитательный процесс:
меняется мотивация обучающихся (знания усваиваются не про запас, не для будущего времени, а для обеспечения непосредственных игровых успехов обучающихся в реальном для них процессе);
сокращение времени накопления опыта (опыт, который в обычных условиях накапливается в течение многих лет, может быть получен с помощью деловых игр в течение недели или месяца);
развиваются навыки коммуникативного взаимодействия, командный дух, происходит сплочение коллектива;
формируются лидерские качества, раскрывается природный потенциал, развиваются качества личности, способствующие самореализации обучающихся в профессиональной деятельности.
Итак, в современной воспитательной системе профессионального образования возрастает необходимость применения альтернативных технологий, в частности игровых, для формирования и развития профессиональных компетенций обучающихся в системе СПО.
Список использованных источников:
1. Зверева, Н. А. Применение современных педагогических технологий в среднем профессиональном образовании // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 161-164. — https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/8083/ (дата обращения: 19.04.2022).
2. Кальней, В.А., Милешкина, Е.Н. Тенденции развития игровых технологий в профессиональной подготовке специалистов СПО // Вестник
ФГОУ ВПО МГАУ. 2014. No 1 [Электронный ресурс]. https://cyberleninka.ru/article/v/tendentsii-razvitiya-igrovyh-tehnologiy-v- professionalnoy-podgotovke-spetsialistov-spo (дата обращения: 21.04.2022).
3. Лещенко Т.А. Игровые технологии как способ достижения образовательных результатов в условиях реализации ФГОС СПО. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://novagroteh.ucoz.ru/publ/kruzhki_sekcii_sorevnovanija/informacija_o_rab ote/leshhenko_t_a_igrovye_tekhnologii_kak_sposob_dostizhenija_obrazovateln ykh_rezultatov_v_uslovijakh_realizacii_fgos_spo_i_vypolnenija_edinoj_metod
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого занятия по дисциплине «Ритмика» ( студентов педагогического колледжа специальности «Дошкольное образование» - 2 курс)
«Творчеству можно учить, но это учение особое, оно не похоже на то, как учат знаниям и умениям» - И. Я. Лернер . Профессия педагога даёт широкий спектр возможностей для творчества, сл...
Методические рекомендации к лабораторным работам для студентов обучающихся по специальности Технология продукции общественного питания
Основная цель настоящего пособия – облегчить студентам самостоятельную подготовку к лабораторным работам по физической и коллоидной х...
Вопросы для студентов заочного отделения специальности "Дошкольное образование" по ПМ. 02.(МДК 02.05)
Материал содержит вопросы по МДК 02.05. с примерами заполнения таблиц....
Методические рекомендации к практическим работам для студентов обучающихся по специальности 43.02.10 "Туризм" МДК 03.01 Технология и организация туроператорской деятельности
Методические рекомендации к практическим работам для студентов обучающихся по специальности 43.02.10 "Туризм" МДК 03.01 Технология и организация туроператорской деятельности...
Методические рекомендации к практическим работам для студентов обучающихся по специальности 43.02.10 "Туризм" МДК 03.02 Маркетинговые технологии в туризме
Методические рекомендации к практическим работам для студентов обучающихся по специальности 43.02.10 "Туризм" МДК 03.02 Маркетинговые технологии в туризме...
Пособие по английскому языку для студентов колледжей по специальности "Дошкольное образование"
Данное пособие по английскому языку предназначено для студентов 2 и 3 курсов средне-профессионального образования по специальности "Дошкольное образование" по следующим темам: 1. В классной ...
План-конспект открытого урока по учебной дисциплине "Иностранный язык (английский) для студентов 2 курса специальности "Дошкольное образование" "Образование в Великобритании"
План-конспект открытого урока по учебной дисциплине "Иностранный язык (английский) для студентов 2 курса специальности "Дошкольное образование" "Образование в Великобритании"....