Статья "ЭЛЕКТРОННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБУЧЕНИЯ"
статья
В статье рассматриваются электронно образовательные ресурсы как дополнительный инструмент обучения и ресурс. Применение ЭОР и универсальные средства (электронные доски) позволяют сделать процесс обучения, повысить качество проведения занятий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ЭЛЕКТРОННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБУЧЕНИЯ
Электронный образовательный ресурс – образовательный ресурс в электронно-цифровой форме и содержащий определенную структуру, предмет и метаданные о них. Элементами ЭОР могут являться программное обеспечение, необходимое для его использования в процессе обучения, данные, информация. В своей работе «Электронные образовательные ресурсы. Общие требования и виды» Вербилова И.В. выделяет, что основными характеристиками ЭОР являются: интерактивность как возможность выполнения действий по выбору пользователя, мультимедийность как использование информации разных видов (видео, звук, графика), самодостаточность как наличие всех необходимых для использования ресурса материалов с учетом особенности категории пользователя. Содержание ЭОР должно иметь обучающий характер и материалы организационного характера.
Цели использования электронных образовательных ресурсов в обучении:
∙ повышение качества знаний обучающихся;
∙ развитие познавательной активности;
∙ повышение мотивации к изучаемому предмету;
∙ развитие аналитического мышления;
∙ формирование навыков работы с компьютером;
∙ формирование навыков групповой работы;
∙ формирование навыков самостоятельной работы.
Осин А. В. В своей книге «Создание учебных материалов нового поколения» приводит следующую классификацию электронных образовательных ресурсов по следующим направлениям.
1. По технологии создания: текстографические ресурсы - отличаются от традиционной литературы в основном тем, что материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге, кроме этого они имеют значительные отличия в навигации по тексту; мультимедиа ЭОР - ресурсы, состоящие из визуального или звукового содержания.
2. По среде распространения и использования: интернет-ресурсы онлайн, которые работают только в режиме подключения к сети Интернет; интернет-ресурсы офлайн: данные ресурсы можно использовать без подключения к сети Интернет.
3. По содержанию: учебники; рабочие тетради; лабораторные работы; электронные справочники и словари; викторины.
4. По принципу реализации: мультимедиа-ресурсы; презентационные ресурсы; системы обучения. 5. По составляющим входящего в них содержания: лекционные ресурсы; практические ресурсы; ресурсы-имитаторы (тренажеры); контрольно-измерительные материалы
В зависимости от назначения и объема учебного содержания ЭОР различаются по видам: электронный учебно-методический комплекс, электронный демонстрационный материал, электронный модуль проверки знаний, электронный практикум, электронный учебный модуль (дистанционный курс), электронное учебное пособие, электронное методическое пособие, видеотрансляция.
В современном учебном процессе используются многочисленные устройства, функционирующие под управлением микропроцессоров. Назовем некоторые из них, наиболее часто используемые:
∙ Персональные компьютеры, планшеты, смартфоны, «электронные книги».
∙ Мультимедиа-проекторы
. ∙ Интерактивные доски.
∙ Документ-камеры.
∙ Устройства виртуальной реальности.
О компьютерах и других устройствах из первой строки списка читатели данного пособия наверняка осведомлены и умеют ими пользоваться. Эти устройства неспецифичны именно для обучения. Ограничимся обсуждением менее универсальных устройств, часто используемых в учебных целях.
Интерактивная доска – это сенсорный дисплей, работающий как часть компьютерной системы. Интерактивная доска работает одновременно как монитор и устройство ввода данных: управлять компьютером можно, прикасаясь к поверхности доски. Интерактивная доска дает возможность демонстрировать слайды, видео, делать пометки, рисовать, чертить различные схемы, составлять игры, занятия в реальном времени, наносить на изображение пометки, вносить любые изменения и сохранять их в виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования, печатать на принтере.
Существует несколько разновидностей интерактивных досок.
Интерактивная доска прямой проекции представляет собой большой сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую также входят компьютер и проектор. С помощью проектора изображение рабочего стола компьютера проецируется на поверхность интерактивной доски. В этом случае доска выступает как экран. Компьютер обрабатывает сигнал, транслируя его через проектор на электронную доску, которая позволяет работать с ней с помощью пальцев или специальных пишущих инструментов.
Сенсорная резистивная электронная интерактивная доска состоит из двух слоев тончайших проводников, которые реагируют на прикосновение к поверхности экрана. С помощью такой доски можно управлять всеми приложениями одним касанием, писать и рисовать виртуальными красками. Доска воспринимает любое прикосновение как нажатие кнопки мыши.
«Прозрачная доска» позволяет преподавателю писать и рисовать маркером на стеклянной поверхности, стоя лицом к студентам и, тем не менее, не загораживая собой доску, поскольку физически преподаватель находится за ней. Видеокамера, нацеленная на доску, записывает и оцифровывает изображение «на ходу», оно отзеркаливается и проецируется на видимую студентам сторону доски; при необходимости, изображение дополняется элементами презентации, управляемой преподавателем. Такие доски используются в основном для проведения видеолекций при дистанционном обучении.
Одной из основных задач в обучении является развитие у учащихся познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному нахождению и расширению знаний и умений, совершенствованию умения применять их в своей практической деятельности. Одним из средств повышения эффективности урока математики являются лабораторные работы – работы, предполагающие выполнение определенных практических заданий, которые помогают учащимся воспринимать и осмысливать новый учебный материал или закрепить полученные ранее знания. Если педагог стремится повысить активность и самостоятельность учащихся, получить высокое качество знаний по предмету, научить обучающихся понимать абстрактные теоретические положения, то лабораторная работа для него станет одним из часто используемых методов.
Список использованной литературы
- Борытко, Н. М. Педагогические технологии [Текст]: Учебник для студентов педагогических вузов/ Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков / Под ред. Борытко Н.М. — Волгоград: Издательство во ВГИПКРО, 2006.— 59 с.
- Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании [Текст]: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Г. Захарова. – М: Издательский центр «Академия», 2003 – 192 с.
- Ильин, В.А. Электронные образовательные ресурсы. Виды, структуры, технологии [Текст] / В.А. Ильин // Программные продукты, системы и алгоритмы. – 2014. - № 2 .
- Концепция развития математического образования в Российской Федерации [Текст] // Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N 2506-р.
- Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров / Под ред. Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.
- Пушкарева Т.А. Электронные образовательные ресурсы на уроках математики в начальных классах [Текст] / Пушкарева Т.А., Рыбалко О.А. // Перспективы развития информационных технологий. – 2014. - №17. – С. 129-134 с.
- Роберт, И.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании [Текст]: учебное пособие / И.В. Роберт – М.: Дрофа, 2008. – 312 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс по теме «Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках производственного обучения»
Данный мастер-класс предназначен для преподавателей и мастеров производственного обучения.Цель мастер-класса: познакомить педагогов и мастеров производственного обучения с технологией конструирования ...
Использование электронных образовательных ресурсов в современном образовательном процессе.
Применение электронных образовательных ресурсов сегодня необходимо, так как именно они позволяют сделать обучение более разнообразным, а правильная методическая организация работы с ними способствует ...
Использование электронный образовательных ресурсов в образовательном процессе
Перечень ЭОР, используемых в образовательном процессе...
Электронный образовательный ресурс "Устройство и обслуживание локальной сети коммутатор" Электронный образовательный ресурс "Создание электронного учебного курса" (Сиденко О.Н.,Нюргечкин Н.С.)
Электронный образовательный ресурс "Устройство и обслуживание локальной сети коммутатор" Электронный образовательный ресурс "Создание электронного учебного курса" (Сиде...
Повышение мотивации к предмету и качества обучения средствами электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и ИКТ
В презентации представлен опыт использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и ИКТ для повышения мотивации к предмету и качества обучения математике в образовательном учреждении СПО....
Комплект цифровых образовательных ресурсов по применению интерактивных форм обучения в начальной школе
Комплект цифровых образовательных ресурсов по применению интерактивных форм обучения в начальной школе предназначен для учителей начальной школы для подготовки к урокам и их проведению их или для допо...
Электронный образовательный ресурс по иностранному (английскому) языку для студентов колледжа первого года обучения
Образовательный ресурс преднезначен студентам, обучающимся в колледже первый год. Профессионально ориентированные задания на английском языке, формирующие общие компетенции студентов, доступны д...