Статья "ЭЛЕКТРОННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБУЧЕНИЯ"
статья

Попова Лариса Анатольевна

В статье рассматриваются  электронно образовательные ресурсы как дополнительный инструмент обучения и ресурс. Применение ЭОР и универсальные средства (электронные доски) позволяют сделать процесс обучения, повысить качество проведения занятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭЛЕКТРОННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБУЧЕНИЯ

Электронный образовательный ресурс – образовательный ресурс в электронно-цифровой форме и содержащий определенную структуру, предмет и метаданные о них. Элементами ЭОР могут являться программное обеспечение, необходимое для его использования в процессе обучения, данные, информация. В своей работе «Электронные образовательные ресурсы. Общие требования и виды» Вербилова И.В. выделяет, что основными характеристиками ЭОР являются: интерактивность как возможность выполнения действий по выбору пользователя, мультимедийность как использование информации разных видов (видео, звук, графика), самодостаточность как наличие всех необходимых для использования ресурса материалов с учетом особенности категории пользователя. Содержание ЭОР должно иметь обучающий характер и материалы организационного характера.

 Цели использования электронных образовательных ресурсов в обучении:

 повышение качества знаний обучающихся;

  развитие познавательной активности;

  повышение мотивации к изучаемому предмету;

  развитие аналитического мышления;

 формирование навыков работы с компьютером;

 формирование навыков групповой работы;

 формирование навыков самостоятельной работы.

Осин А. В. В своей книге «Создание учебных материалов нового поколения» приводит следующую классификацию электронных образовательных ресурсов по следующим направлениям.

 1. По технологии создания: текстографические ресурсы - отличаются от традиционной литературы в основном тем, что материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге, кроме этого они имеют значительные отличия в навигации по тексту; мультимедиа ЭОР - ресурсы, состоящие из визуального или звукового содержания.

 2. По среде распространения и использования: интернет-ресурсы онлайн, которые работают только в режиме подключения к сети Интернет; интернет-ресурсы офлайн: данные ресурсы можно использовать без подключения к сети Интернет.

 3. По содержанию: учебники; рабочие тетради; лабораторные работы; электронные справочники и словари; викторины.

4. По принципу реализации: мультимедиа-ресурсы; презентационные ресурсы; системы обучения. 5. По составляющим входящего в них содержания: лекционные ресурсы; практические ресурсы; ресурсы-имитаторы (тренажеры); контрольно-измерительные материалы

В зависимости от назначения и объема учебного содержания ЭОР различаются по видам: электронный учебно-методический комплекс, электронный демонстрационный материал, электронный модуль проверки знаний, электронный практикум, электронный учебный модуль (дистанционный курс), электронное учебное пособие, электронное методическое пособие, видеотрансляция.

В современном учебном процессе используются многочисленные устройства, функционирующие под управлением микропроцессоров. Назовем некоторые из них, наиболее часто используемые:

 Персональные компьютеры, планшеты, смартфоны, «электронные книги».

 Мультимедиа-проекторы

.  Интерактивные доски.

  Документ-камеры.

 Устройства виртуальной реальности.

 О компьютерах и других устройствах из первой строки списка читатели данного пособия наверняка осведомлены и умеют ими пользоваться. Эти устройства неспецифичны именно для обучения. Ограничимся обсуждением менее универсальных устройств, часто используемых в учебных целях.

 Интерактивная доска – это сенсорный дисплей, работающий как часть компьютерной системы. Интерактивная доска работает одновременно как монитор и устройство ввода данных: управлять компьютером можно, прикасаясь к поверхности доски. Интерактивная доска дает возможность демонстрировать слайды, видео, делать пометки, рисовать, чертить различные схемы, составлять игры, занятия в реальном времени, наносить на изображение пометки, вносить любые изменения и сохранять их в виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования, печатать на принтере.

Существует несколько разновидностей интерактивных досок.

Интерактивная доска прямой проекции представляет собой большой сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую также входят компьютер и проектор. С помощью проектора изображение рабочего стола компьютера проецируется на поверхность интерактивной доски. В этом случае доска выступает как экран. Компьютер обрабатывает сигнал, транслируя его через проектор на электронную доску, которая позволяет работать с ней с помощью пальцев или специальных пишущих инструментов.

Сенсорная резистивная электронная интерактивная доска состоит из двух слоев тончайших проводников, которые реагируют на прикосновение к поверхности экрана. С помощью такой доски можно управлять всеми приложениями одним касанием, писать и рисовать виртуальными красками. Доска воспринимает любое прикосновение как нажатие кнопки мыши.

«Прозрачная доска» позволяет преподавателю писать и рисовать маркером на стеклянной поверхности, стоя лицом к студентам и, тем не менее, не загораживая собой доску, поскольку физически преподаватель находится за ней. Видеокамера, нацеленная на доску, записывает и оцифровывает изображение «на ходу», оно отзеркаливается и проецируется на видимую студентам сторону доски; при необходимости, изображение дополняется элементами презентации, управляемой преподавателем. Такие доски используются в основном для проведения видеолекций при дистанционном обучении.

Одной из основных задач в обучении является развитие у учащихся познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному нахождению и расширению знаний и умений, совершенствованию умения применять их в своей практической деятельности. Одним из средств повышения эффективности урока математики являются лабораторные работы – работы, предполагающие выполнение определенных практических заданий, которые помогают учащимся воспринимать и осмысливать новый учебный материал или закрепить полученные ранее знания. Если педагог стремится повысить активность и самостоятельность учащихся, получить высокое качество знаний по предмету, научить обучающихся понимать абстрактные теоретические положения, то лабораторная работа для него станет одним из часто используемых методов.

Список использованной литературы

  1. Борытко, Н. М. Педагогические технологии [Текст]: Учебник для студентов педагогических вузов/ Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков / Под ред. Борытко Н.М. — Волгоград: Издательство во ВГИПКРО, 2006.— 59 с.
  2. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании [Текст]: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Г. Захарова. – М: Издательский центр «Академия», 2003 – 192 с.
  3. Ильин, В.А. Электронные образовательные ресурсы. Виды, структуры, технологии [Текст] / В.А. Ильин // Программные продукты, системы и алгоритмы. – 2014. - № 2 .
  4. Концепция развития математического образования в Российской Федерации [Текст] // Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N 2506-р.
  5. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров / Под ред. Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.
  6. Пушкарева Т.А. Электронные образовательные ресурсы на уроках математики в начальных классах [Текст] / Пушкарева Т.А., Рыбалко О.А. // Перспективы развития информационных технологий. – 2014. - №17. – С. 129-134 с.
  7. Роберт, И.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании [Текст]: учебное пособие / И.В. Роберт – М.: Дрофа, 2008. – 312 с.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс по теме «Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках производственного обучения»

Данный мастер-класс предназначен для преподавателей и мастеров производственного обучения.Цель мастер-класса: познакомить педагогов и мастеров производственного обучения с технологией конструирования ...

Использование электронных образовательных ресурсов в современном образовательном процессе.

Применение электронных образовательных ресурсов сегодня необходимо, так как именно они позволяют сделать обучение более разнообразным, а правильная методическая организация работы с ними способствует ...

Использование электронный образовательных ресурсов в образовательном процессе

Перечень ЭОР, используемых в образовательном процессе...

Электронный образовательный ресурс "Устройство и обслуживание локальной сети коммутатор" Электронный образовательный ресурс "Создание электронного учебного курса" (Сиденко О.Н.,Нюргечкин Н.С.)

Электронный образовательный ресурс "Устройство и обслуживание локальной сети коммутатор"  Электронный образовательный ресурс "Создание электронного учебного курса"  (Сиде...

Повышение мотивации к предмету и качества обучения средствами электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и ИКТ

В презентации представлен опыт использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и ИКТ для повышения мотивации к предмету и качества обучения математике в образовательном учреждении СПО....

Комплект цифровых образовательных ресурсов по применению интерактивных форм обучения в начальной школе

Комплект цифровых образовательных ресурсов по применению интерактивных форм обучения в начальной школе предназначен для учителей начальной школы для подготовки к урокам и их проведению их или для допо...

Электронный образовательный ресурс по иностранному (английскому) языку для студентов колледжа первого года обучения

Образовательный ресурс преднезначен студентам, обучающимся в колледже первый год.  Профессионально ориентированные задания на английском языке, формирующие общие компетенции студентов, доступны д...