доклад "МСетоды и приемы самостоятельной работы на уроках междисциплинарного куса"
статья

        Цели образования предполагают не только формирование специалиста, отвечающего требованиям     потребности рынка труда, но и   формирование личности, способной к самостоятельному определению способов деятельности. Качество образовательного процесса   зависит от степени активности и   самостоятельности обучающегося.  . В пункте №7.1. ФГОС СПО профессии Портной отмечено, что: при формировании ППКРС образовательная организация обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения; должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.  Формами аудиторной самостоятельной работы являются активные и интерактивные формы проведения урока, а именно: компьютерные презентации, разбор конкретных ситуаций, кейс-задачи и другие формы. Аудиторная самостоятельная работа проводится на уроке по заданию и под руководством преподавателя. Самостоятельная работа активизирует самостоятельное творчество обучающегося, поскольку выстраивается преподавателем с учетом его особенностей и интеллектуальных знаний, оказывает влияние на формирование основ профессиональных качеств личности, поскольку выступает средством формирования способности к самореализации, самоконтролю, самоанализу.

 

 

                                           

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_golubeva.docx730.53 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное областное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Елецкий лицей сферы бытовых услуг»

ДОКЛАД

ТЕМА: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ     САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ   НА УРОКАХ   МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА

Подготовила:

преподаватель Голубева С.Д.

Елец 2022 г.

«Развитие и образование ни одному человеку

не могут быть даны и сообщены.

Всякий, кто желает к ним приобщиться,

должен достигнуть этого собственной

деятельностью, собственными силами,

собственным напряжением»

 А. Дистервег

        Цели образования предполагают не только формирование специалиста, отвечающего требованиям     потребности рынка труда, но и   формирование личности, способной к самостоятельному определению способов деятельности. Качество образовательного процесса   зависит от степени активности и   самостоятельности обучающегося.  Нельзя допустить, чтобы обучающиеся воспринимали   материал, не находя ему применение в профессиональной практической деятельности. В настоящее время в связи с трудностями комплектования   групп с первых дней на уроках теоретического обучения возникает проблема приобретения новых знаний, так как у студентов разная мотивация учебной деятельности. Возникает вопрос. Как активизировать обучающихся, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний? В педагогической литературе отмечается, что заученное, не подкрепленное знание   еще далеко не знания. Хорошо усвоено то, что дает практическое применение, что добыто активным собственным трудом. Таким высоким уровнем усвоения считаю применение метода самостоятельной работы, которая вынуждает, а потом входит в привычку студента искать ответы на вопросы, черпать дополнительную информацию из средств массовой информации, интернет-ресурсов, дополнительной литературы, учит выделять главное, существенное, давать разъяснения.

      Обратимся к нормативному документу в области СПО, в котором имеется перечень требований, обязательных для реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии Портной. В пункте №7.1. ФГОС СПО отмечено, что: при формировании ППКРС образовательная организация обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения; должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся. Указанные документы выделяют в учебном процессе два вида самостоятельной работы: - аудиторная; - внеаудиторная.

        Формами аудиторной самостоятельной работы являются активные и интерактивные формы проведения урока, а именно: компьютерные презентации, разбор конкретных ситуаций, кейс-задачи и другие формы. Аудиторная самостоятельная работа проводится на уроке по заданию и под руководством преподавателя. Планируя самостоятельную работу, необходимо:

1. Определить ее место и роль в структуре урока.

2.Определить допустимый объем, который буде учитывать уровень подготовленности обучающихся и сложность изучаемого материала.

3. Предвидеть затруднения, с которыми могут столкнуться студенты при выполнении самостоятельной работы.

4. Определить форму заданий.

5. Установить временной промежуток работы.

6. Подобрать необходимый материал.

7. Предусмотреть способы проверки и самопроверки работ обучающихся.

    При планировании уроков по междисциплинарным курсам мной используется следующее направление: самостоятельную работу условно разделила на уровни:

I уровень: - изучение информации. Применяю на первом курсе в начале обучения. 1 семестр. Например, темы: Терминология ручных, машинных, влажно-тепловых работ, Технические условия, Ручные стежки, Машинные швы

II уровень: 1 курс -2 семестр, второй курс. Самостоятельная работа по образцу, поиск ответов на предложенные вопросы по текстам лекций, затем самостоятельная формулировка вопросов. Составление тестовых заданий по предложенным правилам.  Например 1, тема «Обработка мелких деталей» Задание -по образцам изучить обработку клапанов, шлёвок, хлястиков. Установить технологическую последовательность заданного узла. Например 2, тема «Обработка накладного кармана». Задание внимательно прочитайте текст. Выпишите технические условия в   обработке накладного кармана. Составленные материалы помогает студентам успешно провести аудиторную самостоятельную работу.

III уровень: второй курс (2 семестр), третий курс. Реконструктивные-самостоятельные работы: переформатирование информации в структурные   графы, составление кроссвордов, то есть работы этого типа учат обобщать технологию обработки швейных изделий.

        Так при обработке швейных изделий предусмотрены различные методы обработки узлов, называемые альтернативными, объединяемые в одну элементарную часть процесса. Каждая технологическая операция состоит из совокупности основных и вспомогательных приемов ее выполнения. Составление технологической последовательности при выполнении которой происходит качественное изменение обработки. Методы обработки узлов проектируемого изделия представляют в виде сборочных схем с указанием последовательности выполнения операций.

Рисунок- Обработка прорезного кармана с клапаном

Задание -Выполнить схемы машинных швов, применяемых в обработке узла.

IV уровень: третий курс Эвристические самостоятельные работы, разрешение проблемной ситуации, созданной преподавателем; составление своих проблемных задач, различных моделей, то есть студенты непосредственно участвуют в разработке моделей.

         На любом курсе обучения, когда у обучающихся формируется потребность узнать, освоить что-то новое, нужное, а средств удовлетворения такой потребности в учебном процессе нет. Например, те, кто хотел бы самостоятельно, сверх программы изучать сезонные направления современной моды, могут выполнять творческие самостоятельные работы: рефераты, проекты, информационные сообщения.  Здесь увлекательным должно быть само овладение новым материалом, то есть захватывающий обучающегося труд. Конечно, нельзя рассчитывать на то, что такой самостоятельной работой будут заниматься все, но создание условий и предпосылок для заинтересованных в этом   есть проявление   обучения. Самостоятельная работа на уроке должна содержать:

1.  Четко обозначенную цель и студент должен ознакомиться с путями достижения.

2. Соответствовать учебным возможностям обучающегося, переходить от простого к сложному, от изученного к неизвестному.

Формами внеаудиторной самостоятельной работы, которые определяются содержанием междисциплинарного курса, степенью подготовленности студента в зависимости от курса обучения, являются:

- работа с основной и дополнительной литературой, интернет ресурсами;

- подготовка выступлений, сообщений, рефератов, докладов, презентаций, составление бизнес-плана; проектов

- подготовка к контрольным работам, практическим занятиям, промежуточной аттестации

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию

преподавателя, но без его непосредственного участия. Пункт 7.14. Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.  Стоит отметить, что самостоятельная работа — это процесс сложный, последовательный и систематический, успех которого определен дидактическими условиями:

 1 – наличие у обучающихся знаний, позволяющих понять цель задания, его содержание и последовательность выполнения.

2 – присутствие в содержании задания нового материала, придающего заданию исследовательское направление, вызывающего познавательный интерес обучающихся и требующего самостоятельного решения.

3 – обязательна фиксация результатов самостоятельной работы в конспектах, рисунках, чертежах, схемах, картах

4 – работа с учебником должна сочетаться с различными видами самостоятельной работы на всем этапе обучения.

5 – самостоятельная работа студента должна получить оценку в соответствии с критериями

             Самостоятельная работа активизирует самостоятельное творчество обучающегося, поскольку выстраивается преподавателем с учетом его особенностей и интеллектуальных знаний, оказывает влияние на формирование основ профессиональных качеств личности, поскольку выступает средством формирования способности к самореализации, самоконтролю, самоанализу.

Используемые источники:

1. Гордеева В.В. Активные и интерактивные формы организации и педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов. Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. № 28 2012 г.

2.Ковалевский И. Организация самостоятельной работы студента// Высшее образование в России. – 2000. – №1.

3. Юшко Г.Н. Научно-дидактические основы организации самостоятельной работы студентов в условиях рейтинговой системы обучения: автореф. дисс. На соиск. Уч. Ст. канд. Пед. Наук. Ростов-на-Дону, 2011.

          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие у студентов навыков самостоятельной работы на уроках гуманитарных дисциплин

И.Я.Лернер отмечает: «Творчество ученика в учебном процессе рассматривается, как умение самостоятельно решать известные задачи новым для него способом».В первую очередь необходимо достаточно чет...

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Отчет преподавателя о применении педагогических технологий на уроках истории и обществознания...

Доклад на тему:Организация самостоятельной работы студентов по междисциплинарному курсу 02.01 Технология подготовки сырья и приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых и макаронных изделий, яиц, творога, теста

В настоящее время по многим учебным дисциплинам уменьшается объем аудиторных занятий, в связи с чем возросла роль самостоятельной работы студентов. По мнению ряда специалистов, самостоятельная ра...

Самостоятельная работа на уроке как способ развития познавательной самостоятельности младших школьников

Самостоятельная работа учеников подразумевается во всех классификациях методов. Это та часть любого метода, которая содержит к нему необходимое дополнение – обучение, выполнение учебных заданий ...

Методические указания для самостоятельной работы студентов по междисциплинарному курсу МДК.03.01. «Технология приготовления сложной горячей кулинарной продукции».

Методические указания для самостоятельной работы студентов по междисциплинарному курсу МДК.03.01. «Технология приготовления сложной горячей кулинарной продукции» для специальности 19.02.10 «Технология...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ КУРСУ МДК.05.01 ТЕХНОЛОГИЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ СЛОЖНЫХ ХОЛОДНЫХ И ГОРЯЧИХ ДЕСЕРТОВ

Самостоятельная работа выполняемая обучающимися в рамках междисциплинарного курса под руководством преподавателя, как в аудиторное, так и внеаудиторное время, направлена на формирование умений и навык...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по междисциплинарному курсу МДК 01.02 Основы технической эксплуатации и обслуживания электрического и электромеханического оборудования

Методические указания служат материалом для организации выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по курсу «Основы технической эксплуатации и обслуживания электрического и электромеханичес...