Методы и формы самостоятельной работы на уроках
статья

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Доклад60 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное областное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Елецкий лицей сферы бытовых услуг»

Доклад на тему:

Формы и методы самостоятельной работы на уроках

        Подготовила

        преподаватель  

                                                                                                            Голубева С.Д.

        Елец 2021г.

          Становление  обучающихся  самостоятельности, инициативности, ответственности,  в первую очередь,  воспитания,  умения учиться, понимается как ведущая ценность и цель образования 21 века. Мы должны воспитывать человека, умеющего учиться, то есть способного и склонного самостоятельно расширять свои знания и умения сообразно новым жизненным задачам.  Важное место в системе классификации методов в зависимости от основной дидактической задачи занимает самостоятельная работа. Широко известно, что именно самостоятельная деятельность способствует большому усвоению обучающимися  знаний, развитию умений, навыков. Поэтому при организации учебного процесса необходимо это учитывать и при проведении уроков обязательно продумывать формы и методы организации самостоятельной работы.  

          На своих уроках, учитывая этот подход, я применяю такие методы как словесный, поисковый, исследовательский и другие. Формы работы тоже разнообразны это и индивидуальная, парная, групповая и другие. Самостоятельную работу провожу на всех этапах урока в зависимости от цели.  Например, на уроках конструирования, для того чтобы обучающиеся имели возможность добывать знания в процессе самостоятельной поисковой деятельности и путём коллективного обсуждения находить верный ответ, я применяю элементы критического мышления, это позволяет развивать у обучающихся высокое чувство ответственности, проявить им свои индивидуальные способности.
        На уроках междисциплинарного курса (МДК), кроме различных карточек, тестов, тестовых заданий я применяю работу по сложностям технологических обработок. Ценностью данной работы является то, что у  студента есть выбор. Он выбирает, то задание, которое ему по силам. Задания составляются таким образом, что все уровни соответствуют ФГОС СПО. Отличаются тем, что один  уровень расширяет и усложняет материал, второй и третий уровень поднимает обучающихся на осознанное творческое применения знаний.  

             На первом курсе обучения я начала применять, как метод самостоятельной работы,   технологию модульного обучения.  А это требует от обучающихся собранности, ответственности за выполняемую работу : читать, самостоятельно организовывать учебную деятельность.  Работая в этой технологии, студенты добывают знания самостоятельно, а затем, пройдя проверку, имеют возможность закрепить и углубить полученные знания через проверку других обучающихся. Эта форма самостоятельной работы позволяет создать такую обучающую среду, когда обучающийся исходит не только из своих особенностей, но и поставлен в такие обстоятельства, что вынужден постоянно проявлять активность, действовать в условиях выбора, преодолевать трудности, формировать в себе самостоятельность, которая является составной частью любого личностного качества.

            “Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью”, - сказал Л.Н.Толстой”. И с ним можно только согласиться, так как обучающиеся прочно усваивают только то, что прошло через их усилие. Проблема самостоятельности обучающихся при обучении не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые всех времен. Особенно четкие концепции о роли самостоятельности в приобретении знаний имеются в трудах Константина Дмитриевича Ушинского, Николая Григорьевича Чернышевского, Дмитрия Ивановича Писарева. Эта проблема актуальна и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении профессионального  образования, но и   после завершения обучения по выбранной профессии, то есть  в дальнейшей трудовой деятельности. Основа любой профессии – это знание.

          Но как научить своих учеников учиться, мыслить самостоятельно и вслушиваться в слово, его музыку, его тайные смыслы?

Выход один: нужно дать ребятам возможность самим искать ответ – искать, может быть, мучительно, всю жизнь, но всерьез. Значит нужно научить их думать.

Результат нашей совместной работы скажется: научившись думать самостоятельно, мои студенты сами смогут овладеть знаниями и анализировать проблемы. Я не смогу их всегда опекать, они окончат лицей и уйдут, но механизм работы мысли уже приведен в действие. Вот тогда, может быть, и будет реализовано назначение образования. Появятся новые вопросы. И мы будем жить дальше.

         Размышляя, таким образом, я пришла к выбору темы по самообразованию “ Самостоятельное мышление  на уроках - как основа профессионализма» Обучающийся, получая знания и теоретически обоснованные способы действий, может сам вырабатывать пути решений поставленных проблем. Одним из инструментов развития мышления, ведущего к формированию творческой деятельности, является самостоятельная работа.

            В ходе работы отметила, что в сохранении активности мыслительной деятельности обучающегося к тому, что он делает на уроке и дома, большую роль играет интерес.

Поэтому поставила перед собой ряд целей:

  • формирование и дальнейшее развитие мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения;
  • развитие и тренинг творческого мышления;
  • стимулирование интереса к познавательной деятельности обучающихся, активности, самостоятельности, упорства в достижении цели;
  • регулярный контроль за успеваемостью обучающихся по дисциплине.

Анализируя свои уроки, пришла к выводу, что самостоятельная работа должна  занимать от 12 до 88% времени занятия. Поэтому для управления процессом познания были выделены конкретные задачи:

  • разнообразить методы обучения с широким внедрением элементов самостоятельной работы обучающихся на уроке;
  • совершенствовать формы, методы контроля и оценку знаний, умений и навыков обучающихся;
  • осуществлять индивидуальный подход к обучающимся.

Уверена, что правильная организация учебного труда – самый главный фактор успешного самообразования, а значит и развитие самостоятельности обучающихся. Академик Николай Евгеньевич Введенский писал: “Устают и изнемогают не оттого, что много работают, а оттого, что плохо организуют свою деятельность”. Совершенствование методики преподавания и методов обучения неразрывно связано с вопросами развития самостоятельности. Поэтому использую различные приемы работы с учеником. На занятиях ориентируюсь на всех обучающихся в целом и на каждого в отдельности, имея в виду общие знания. Считаю, что такой подход побуждает к работе слабого ученика и стимулирует сильного.

Для этого выбираю разные методы работы:   устный;  словесно-графический;

наглядный;  практический.

Каждый из них реализуется в системе приемов, таких как: фронтальный опрос,  устные контрольные работы, построение графиков, диаграмм, фигур на плоскости и в пространстве, работа с ними,  моделями по алгоритму, практические занятия, работа над проектами, выпускными квалификационными работами.

Использую дифференцированные средства обучения: таблицы, учебник, схемы, модели фигур и плоскостей, проекты, описание работ, чертежные и измерительные приборы, карточки для устной и письменной работы, дополнительную и справочную литературу. Провожу самостоятельные работы, которые различаются: по дидактическим целям:  

обучающие;  тренировочные; закрепляющие; повторительные; развивающие;

творческие.

по уровню самостоятельности учащихся:

по образцу (репродуктивные);

реконструктивные, вариативные;

эвристические (частично-поисковые);

исследовательские (творческие: кроссворды, занимательные задачи, ребусы, анаграммы и др.)

по степени индивидуальности:

общеклассные (по вариантам, дифференцируемые);

групповые (в группах, парах);

индивидуальные.

по источнику и методу приобретения знаний:

работа с книгой  

решение и составление задач;

лабораторные и практические работы;

подготовка докладов, рефератов.

по форме выполнения:

устные;

письменные;

тесты.

Все эти виды работы помогают устанавливать связь между новым материалом и  ранее изученным. Навыки, полученные обучающимся  в процессе самостоятельной работы, используются им в решении задач, в работе с учебником аудиторной  и внеурочной работе. Культура мыслительной деятельности студента значительно повышается, он успешнее овладевает теоретическими знаниями, более умело применяет их в своей самостоятельной практической работе, которая играет роль своеобразного мостика. Через него должен пройти каждый ученик на пути от понимания к овладению знаниями. Как правило, однообразие снижает интерес учеников к работе. Разнообразие самостоятельных работ позволяет поддерживать интерес обучающихся к темам. От того, как организован контроль знаний и умений, зависит эффективность учебной работы. Поэтому в учебной практике уделяю серьезное внимание его методам, приемам, формам и видам.

На уроках применяю следующие виды проверки: текущая; рубежная, промежуточная.

Использую различные формы контроля:

по способу предъявления (письменный и устный);

по числу проверяемых (индивидуальный, групповой, фронтальный);

по степени дифференцируемости (дифференцируемый или нет);

по характеру предъявляемых знаний (вопросы, работа с печатными средствами: карточки,   тесты,   работа над ошибками, схемы, таблицы, диаграммы, графики).

         Регулярное использование разнообразных самостоятельных работ, например,  Модульная система обучения – суть технологии заключается в том, что ученик самостоятельно или с определенной долей помощи достигает конкретных целей обучения в процессе работы с учебным модулем. Преимущество данной технологии: модули (целевые функциональные учебные блоки) позволяют перевести обучения на субъект – субъективную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать индивидуальную помощь, измерить формы общения педагога с учениками. Учебная программа состоит из комплекса модулей и последовательно осложненных дидактических задач. При этом обеспечивается входной и промежуточный контроль, что позволяет ученику вместе с педагогом осуществлять управление процессом обучения.

позволило добиться высокой успеваемости (98%, 99%, 100%)   и за последние три года роста качества знаний.

Процесс обучения – всегда процесс творческий.

 В результате моей  работы можно сделать следующие выводы:

  1. одним из путей развития самостоятельной работы учащихся, совершенствования процесса обучения технологии изготовления швейных изделий  является организованная система работ;
  2. систематическое проведение самостоятельных работ и повышение их учебно-познавательной роли в учебном процессе содействует значительному улучшению качества изучения тем.
  3. связывая изучение теоретических вопросов с практической деятельностью, самостоятельные работы дают возможность учащимся самим ликвидировать пробелы, расширять знания, творчески применять их в решении различных задач;
  4. контроль за выполнением таких работ содействует организации тематического учета знаний, помогает мобилизовать деятельность, способствует развитию мышления студентов

Итак, самостоятельность – это качество человека, которое характеризуется сознательным выбором действия и решительностью в его осуществлении. Оно присуще в той или иной степени каждому из нас.

Жизнь человека – это движение по пути познания. Каждый шаг может обогащать нас, если благодаря новому мы начинаем видеть то, чего ранее не замечали или не понимали, чему не придавали значение.

Как будет вести себя человек, столкнувшись с незнакомым, неизведанным и непонятным? Один обойдет стороной, другой понаблюдает издалека, а кто-то попробует разобраться. Вот тут-то ему и пригодятся воля, навыки, мужество и самостоятельность.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие у студентов навыков самостоятельной работы на уроках гуманитарных дисциплин

И.Я.Лернер отмечает: «Творчество ученика в учебном процессе рассматривается, как умение самостоятельно решать известные задачи новым для него способом».В первую очередь необходимо достаточно чет...

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Отчет преподавателя о применении педагогических технологий на уроках истории и обществознания...

Применение активных и интерактивных методов и форм методической работы для активизации инновационной деятельности педагогов

В статье рассмотрена роль активных и интерактивных методов и форм в работе  по  активизации инновационной деятельности педагогов....

Профессиональная направленность в организации самостоятельной работы на уроках физики

      Самостоятельная работа является средством получения глубоких и прочных знаний обучающимися, средством формирования у них активной самостоятельности, как черт личности,...

«Методы и приёмы самостоятельной работы обучающихся на уроках математики»

Статья: "Методы и приёмы самостоятельной работы обучающихся на уроках математики"...

Самостоятельная работа на уроке как способ развития познавательной самостоятельности младших школьников

Самостоятельная работа учеников подразумевается во всех классификациях методов. Это та часть любого метода, которая содержит к нему необходимое дополнение – обучение, выполнение учебных заданий ...