Особенности формирования культуры педагогического взаимодействия у руководителя образовательной организации: содержание и проблемы
статья
В статье рассматриваются критерии и подходы эффективного коллективного взаимодействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_upravleniyu_leto.docx | 18.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ЯШКИНА К.Н.
Особенности формирования культуры педагогического взаимодействия у руководителя образовательной организации: содержание и проблемы
Аннотация. В статье рассматриваются критерии и подходы эффективного коллективного взаимодействия.
Социально-психологические основания управления работой школьного персонала играют исключительную роль в повышении качества обучения и воспитания учащихся. Социально-географический ареал определяет исторические традиции проживания населения в регионе, структуру их трудовой деятельности и характер избираемых профессий и, соответственно, – качество и уровень обучения в школе.
В этом отношении каждый регион и каждая школа отличается своей самобытностью в наборе правил и подходов при обучении и воспитании подрастающего поколения. Сегодня на характер взаимоотношений в школьном педагогическом коллективе влияет, прежде всего, размер населенного пункта, в котором находится школа, длительность ее существования, престиж в данном населенном пункте, что связано с уровнем профессионализма учителей и характером управления школьным коллективом.
Есть школы в маленьких деревнях, где все знают друг друга, и есть школы в крупных городах, где трудно определить микрорайон, конкретный квартал обучающихся. Сама социально-психологическая обстановка вокруг школы предопределяется качеством обучения и характером внутриколлективных взаимоотношений в школе.
Что касается психолого-педагогического ракурса рассмотрения проблемы, то В. А. Маликова определяет профессиональное взаимодействие педагогов как нестатическое, постепенно развивающееся, комплексное, целостное, процессуальное образование, обеспечивающее интеграцию индивидуальных действий педагогов в единую систему совместной деятельности [1]. Исследователь подчеркивает, что современные социальные реалии призывают учителя отказаться от учебно-дисциплинарной модели педагогического общения в пользу поиска компетенций продуктивного взаимодействия с субъектами образовательных отношений [4].
В рамках теоретического изучения проблемы эффективного взаимодействия педагогов не менее важным стал вопрос его периодизации. В контексте данного исследования наиболее актуальной является подход А. К. Марковой, выделившей три основные фазы взаимодействия педагогов:
1. Мотивационно-целевая фаза, включающая анализ ситуации, установление мотивов, постановку цели, задач, смыслов, условий и перспектив сотрудничества.
2. Операционально-технологическая фаза, подразумевающая уточнение осознания ключевых терминов и подходов, определение организационных форм, средств, оптимальных функциональных обязанностей педагогических работников на основе их потенциала и с ориентацией на результат, непосредственную интеракцию педагогов, систематический контроль за качеством взаимодействия, его коррекцию в соответствии с требованиями среды.
3. Рефлексивно-оценочная фаза, предполагающая коллективную оценку результативности труда и личного вклада взаимодействующих сторон с позиции количественных и качественных показателей, обозначение перспектив дальнейшего сотрудничества [3].
Наличие вводного и заключительного этапов свидетельствует о том, что эффективное взаимодействие само по себе не является самоцелью деятельности образовательного учреждения, однако выступает серьезной задачей, необходимой для ее успешного функционирования. Оценка уровня эффективности взаимодействия в команде – еще один важный вопрос нашей работы.
Опосредованными критериями оценки по праву можно считать открытость и прозрачность образовательной среды, качественные и количественные маркеры профессиональных контактов, содержание профессионального общения и коллективной деятельности, вариативность организационных форм и способов взаимодействия, степень вовлеченности всех субъектов образовательных отношений, готовность к осуществлению командных проектов, показатели преемственности и других видов совместного творчества и кооперации.
Однако предлагаемые показатели не могут в полной мере оценить качество самого процесса интеракции. С этой точки зрения интересен подход Ю. В. Орсаг, которая в работе «Принципы и техники эффективного взаимодействия в профессиональной среде» на основе базовых характеристик интеракции и исследования А. В. Афониной обосновала пять критериев эффективного коллективного взаимодействия:
– взаимопознание (информирование о сферах деятельности и ответственности коллег, объективность знания личностных особенностей, интересов, увлечений, взаимный интерес к узнаванию коллег);
– взаимопонимание (осознание и личностное принятие цели, задач, трудностей взаимодействия, понимание членов команды как целого, мотивов поведения, готовность к взаимопомощи, адекватность рефлексивно-оценочной деятельности, согласование установок коллективной деятельности);
– взаимоотношение (такт, внимание, уважение к мнениям и идеям коллег, эмоциональная готовность к интеракции, удовлетворенность процессом и результатами совместного труда, творческий подход к делу, инициативность, самостоятельность, эмпатия, стремление к формальной и неформальной коммуникации);
– взаимные действия (систематика контактирования, инициативность в их установлении, активная позиция участников, содействие, включенная координация действий, согласованность, срабатываемость, продуктивность, взаимная страховка, взаимопомощь, взаимоподдержка);
– взаимовлияние (стремление к поиску компромисса в решении проблем, учет мнений на каждом этапе деятельности, коллегиальное принятие решений, систематическая рефлексия деятельности, обоснованность и корректность замечаний, их изложение в форме конкретных рекомендаций, коррекция деятельности, способов поведения, видение профессиональных и личностных достоинств коллеги как примера для подражания) [2].
Можно сделать следующий вывод о том, что отношение руководителя образовательной организации к отдельным членам коллектива зависит от проявления у них профессионально-личностных и нравственно-психологических качеств, то есть добросовестности, педагогического мастерства, исполнительности, и так далее, что в наибольшей степени опосредуется учебно-воспитательной и исполнительской деятельностью.
Отношение членов коллектива к руководителю образовательной организации обуславливается преимущественно проявлением его социально-психологических качеств, особенно нравственно-коммуникативных.
Наиболее важные качества здесь – это коллегиальность в руководстве, применяемые методы и стиль организаторской деятельности руководства.
Важна коммуникативная деятельность, направленная на удовлетворение социально-психологических потребностей членов коллектива. В условиях традиционного общества взаимоотношения в коллективе опосредуются национальной ментальностью, куда входит совокупность представлений о себе и обществе, религиозные взгляды.
Список использованных источников
- Антипина, У. Д. Синдром профессионального выгорания / У. Д. Антипина, С. Н. Алексеева, Г. П. Антипин, С. В. Протодьяконов // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Медицинские науки. – 2017. – № 1 (6). – С. 99-106. – Текст непосредственный.
- Арапова, П.И., Илюшина Н.Н. Реализация идей гуманной педагогики в международном образовательном пространстве // Известия Воронежского Государственного педагогического университета. - 2019. - Т. 284. - №3. – Стр. 6 – 9. – Текст непосредственный.
- Валицкая, А. П. Философские основания современной парадигмы образования / А. П. Валицкая // Педагогика. – 1997. – № 3. – С. 15-19. – Текст непосредственный.
- Восканян Р.А. Мотивация трудовой деятельности персонала на предприятии // Р.А Восканян, И.Е. Новикова, О.В. Шугаева // Управление социально-экономическим развитием регионов: проблемы и пути их решения: сборник научных статей 6-й Международной научно-практической конференции. – Курск, 2016. – С. 35–38. – Текст непосредственный.
- Гессен, С.Ф. Основы педагогики : Введ. в прикл. философию : Учеб. пособие для вузов / С. И. Гессен. – М.: Школа-пресс, 1995. – 447 с. – Текст непосредственный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерный индивидуальный план педагогического работника для образовательных организаций СПО на текущий год.
Индивидуальный план работы составляется педагогом ежегодно с указанием целей и задач на новый учебный год. В течении года план реализуется, проводится отчет по проделанной работе и выставляется ...
240 руководителей образовательных организаций СПО пройдут обучение в Школе лидеров СПО: кластерное взаимодействие
ФГАОУ ДПО «ГИНФО» проводит отбор кандидатов на обучение по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки руководителей и управленческих команд профессиональных ...
120 руководителей образовательных организаций СПО пройдут обучение в Школе лидеров СПО: кластерное взаимодействие во втором полугодии 2019 г.
ФГАОУ ДПО «ГИНФО» проводит отбор кандидатов на обучение во втором полугодии 2019 г. по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки руководителей и управленчес...
Сущностная характеристика системы управления педагогическим коллективом и личностных качеств руководителя образовательного учреждения
Характеристика системы управления педагогическим коллективом и личностных качеств руководителей образовательного учреждения...
Конкурс "Педагогический дебют - 2021". Эссе "Деятельность педагогического коллектива моей образовательной организации для создания системы образования, достойной войти в десятку лучших в мире".
Эссе на тему: «Деятельность педагогического коллектива моей образовательной организации для создания системы образования ,достойной войти в десятку лучших в мире»...
Региональный конкурс методических разработок и лучших практик педагогических работников профессиональных образовательных организаций Смоленской области «Моя педагогическая копилка»
Ведущая идея данной методической разработки – повышение качества подготовки обучающихся к сдаче демонстрационного экзамена на основе практических занятий....
Психолого-педагогические технологии в образовательной организации
Психолого-педагогические технологии - это определенная система содержания, средств и методов обучения и воспитания, направленных на решение психологических задач (примером является технология развиваю...