Проект «Как много я хочу сказать!» в рамках темы «Знаю, умею, могу»
проект
Проект «Как много я хочу сказать!» в рамках темы «Знаю, умею, могу»
Актуальность проекта:
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека, но специфические нарушения развития ребёнка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.
Использование разных форм коммуникации может помочь таким детям взаимодействовать как со сверстниками, так и со взрослыми.
В ратифицированной Россией в 2012 г. Конвенции о правах инвалидов говорится о необходимости использования технологий, учитывающих разные формы инвалидности, содействии использованию жестовых языков, дополнительных и альтернативных способов общения и других доступных способов и методов общения.
Коммуникация предполагает общение не только с помощью слов. Есть много альтернативных средств, облегчающих как понимание речи окружающих, так и выражения своих потребностей и просьб.
Целенаправленная работа по развитию импресивной и экспрессивной речи и альтернативной коммуникации у детей с тяжёлыми множественными нарушениями развитиями способствует наиболее полной их социализации.
Цель проекта:
Сформировать потребность в общении, по возможности опираясь на сохранные речевые механизмы, включить в арсенал взаимодействия альтернативные средства коммуникации, эмоционально обогатить детей, снять «режим молчания».
Задачи проекта:
- формирование либо повышение речевой мотивации детей, способности к пониманию речи окружающих;
- формирование коммуникативной функции речи;
- расширение арсенала альтернативных средств общения;
- формирование доверия и желания взаимодействовать со взрослыми и другими детьми;
- повышение активности ребёнка в различных ситуациях взаимодействия;
- формирование и развитие общей и мелкой моторики;
- получение детьми знаний об изучаемых предметах и явлениях;
- накопление сенсорного опыта;
- развитие психических функций.
Предмет исследования: возможность овладения различными средствами коммуникативного общения.
Продолжительность проекта: долгосрочный (1 год)
Доминирующая деятельность: обучающая, игровая, творческая.
Тип проекта: обучающий.
Участники проекта: разновозрастные воспитанники, воспитатели, учитель-логопед, младшие воспитатели, помощники воспитателя.
Успешность выполнения проекта обеспечивается следующими условиями:
- составление плана работы;
- подбор необходимых наглядных материалов, дидактических игр, пособий;
- вовлечение воспитанников в проектную деятельность;
- стремление и желание участников проекта;
Этапы реализации проекта:
1-й этап. Подготовительный:
- разработка проектного задания (цели проекта и его актуальность);
- выбор средств альтернативной и дополнительной коммуникации с учётом индивидуального развития ребёнка;
- подбор наглядных материалов, дидактических игр, пособий;
- подбор карточек с графическими изображениями предметов, действий и т.д.
2-й этап. Реализация проекта:
- логопедические занятия;
- индивидуальные занятия воспитателей по теме «Альтернативная коммуникация» и групповые занятия по темам «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи», «Ознакомление с художественной литературой»;
- выполнение режимных моментов;
- игры;
- совместная творческая деятельность;
- экскурсии.
3-й этап. Заключительный:
- подведение итогов реализации проекта;
- создание презентации.
Ожидаемый результат:
Активизация звуковой активности в игровой деятельности, на занятиях с воспитателем и специалистами; выражение своих желаний, просьб невербальными средствами общения: жестами, мимикой, взглядом, коммуникативными карточками. Важно, чтобы ребёнок понял, что таким образом он может контактировать с окружающими и добиваться удовлетворения своих потребностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_gruppa_2b_dekabr2021.docx | 18.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект группа 2Б «Волшебный мир игры»
Актуальность проекта:
Почему мы выбрали эту тему? Очевидно, что игра – это наиболее естественная деятельность для любого ребёнка. В ней незаметно и без особой сложности раскрываются все познавательные возможности, которые заложены в каждом из них. Учить детей играть- очень важно. Игра позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования социально- коммуникативного, двигательного, интеллектуального развития. В игре дети учатся следовать сюжету, подчиняться правилам общественного поведения, строить отношения со взрослыми и сверстниками. При этом, умение играть в нашей группе складывается очень медленно. Поэтому организована специальная, длительная работа не только по вовлечению в игру, но и для вызывания потребности, желания играть.
Это наибольшая трудность.
Цель проекта: использование игровой деятельности как универсального средства социализации детей с ТМНР.
Предмет исследования: возможность овладения различными средствами коммуникативного общения.
Продолжительность проекта: долгосрочный (1 год)
Доминирующая деятельность: обучающая, игровая, творческая.
Тип проекта: обучающий.
Участники проекта: разновозрастные воспитанники, воспитатели, учитель-логопед, младшие воспитатели, помощники воспитателя.
Успешность выполнения проекта обеспечивалась следующими условиями:
- составлялся план работы;
- подбирался необходимый наглядный материал, дидактические игры, пособия;
- воспитанники вовлекались в проектную деятельность;
- у участников проекта было стремление и желание ;
Этапы реализации проекта:
1-й этап. Подготовительный:
- разработка проектного задания (цели проекта и его актуальность);
- выбор средств альтернативной и дополнительной коммуникации с учётом индивидуального развития ребёнка;
- подбор разного вида игр и наглядных материалов, дидактических игр, пособий;
- подбор карточек с графическими изображениями предметов, действий и т.д.
2-м этап. Реализация проекта:
- проводились логопедические занятия;
- индивидуальные занятия воспитателей и специалистов по теме «Альтернативная коммуникация» и групповые занятия по темам игровой деятельности, «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи», «Ознакомление с художественной литературой»;
- выполнялись режимные моменты;
- игры;
- проводилась совместная творческая деятельность;
- экскурсии.
Реализуя проект, мы проводим такие игры, как: -
- игры с куклами Би-ба-бо - сначала кратковременные манипуляции с ними, эмоциональное озвучивание взрослыми, соотнесение пиктограммы «эмоции радость и грусть» с персонажем куклы;
- подвижные игры, именно игры, а не спортивные занятия: «Гуси- лебеди», «У медведя во бору», «Наседка и цыплята», «Солнышко и дождик», «Самолёты», «Ловишки» и др.;
- сюжетно – ролевые игры: «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Учимся готовить», «Угости чаем» и др.;
- дидактические игры: «Лото», «Парные картинки»;
-театрализованные игры: «Под грибом», «Колобок», «Репка», «Масленица», «Как Зайка искал дорогу домой».
Эти игры требуют длительной подготовки. К «Зайке» мы только начали готовиться.
Так же в нашей группе ведётся работа по ознакомлению детей с карточками – пиктограммами на стенде по режиму дня. Дети научились узнавать себя на фотографии. В настоящее время ведётся работа по сопоставлению изображения на пиктограмме и выполняемым действием.
Ведётся работа с карточками – визуальными помощниками, находящимися в помещениях группы. С детьми проводятся индивидуальные занятия.
Так как работа с пиктограммами только началась, воспитанникам требуется значительная помощь взрослых.
Проводиться работа по обучению детей жестам методом игровой деятельности.
3-й этап. Заключительный:
- подведение итогов реализации проекта;
- создание презентации.
Результат:
1). Наши дети стали выражать желание играть: подводят за руку к куклам би-ба-бо. Таким образом, просят показать, озвучить куклы.
2). Во время взаимодействия с куклами стали ярче выражать положительные эмоции.
3). При организации групповой сюжетной или подвижной игры стали активнее взаимодействовать со взрослыми.
Пока у нас не получается в полной мере сформировать умение согласовывать действия между детьми. И всё же наши дети при возникновении желания играть обращаются к взрослому.
Активизация звуковой активности в игровой деятельности, на занятиях с воспитателем и специалистами; выражение своих желаний, просьб невербальными средствами общения: жестами, мимикой, взглядом, коммуникативными карточками. Важно, чтобы ребёнок понял, что таким образом он может контактировать с окружающими и добиваться удовлетворения своих потребностей.
Работа по обучению детей игре потребует много усилий и времени.
Работа это необходима, она приносит позитивные результаты, поэтому_ продолжаем в том же направлении.
Реализуя проект, мы проводим такие игры, как: -
- игры с куклами Би-ба-бо - сначала кратковременные манипуляции с ними, эмоциональное озвучивание взрослыми, соотнесение пиктограммы «эмоции радость и грусть» с персонажем куклы;
- подвижные игры, именно игры, а не спортивные занятия: «Поезд»,«У медведя во бору», «Наседка и цыплята», «Солнышко и дождик», «Самолёты», «Ловишки» и др.;
- сюжетно – ролевые игры: «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Учимся готовить», «Угости чаем» и др.;
- дидактические игры: «Лото», «Парные картинки»;
-театрализованные игры: «Под грибом», «Колобок», «Репка», «Масленица», «Как Зайка искал дорогу домой».
- народные игры: «Карусель», «По ровненькой дорожке», «Гуси-лебеди», «Зайка беленький сидит», «Кот и мыши», «Золотые ворота», «Птички в гнездышках», «Воробышки и кот», «Весёлый воробей» и др.
Эти игры требуют длительной подготовки. Мы подготовили и провели открытое занятие «Мы за солнышком идём».
Цель:
формирование умений детей исполнять элементарное инсценирование сказки, отражать некоторые игровые действия, передавать простые эмоциональные состояния персонажей, используя альтернативные средства коммуникации – мимику, жесты, движения.
Задачи:
Обучающие: обучать выражать свои эмоции и желания в различных ситуациях.
Развивающие: развивать интерес и желание к совместной игровой деятельности; зрительное и слуховое внимание, координацию движений.
Воспитательные: формировать умение согласовывать свои действия с другими детьми, создавать условия для воспитания эмоционально-положительного отношения детей к совместной деятельности, дружеского отношения между собой, воспитывать доброту, бережное отношение к окружающему миру.
Во время летних каникул мы также вели работу по реализации проекта. В лагере подготовили и показали русскую народную сказку «Репка» на новый лад. Дети с удовольствием инсценировали сказку и получили огромное количество положительных эмоций.
Так же в нашей группе ежедневно ведётся работа по ознакомлению детей с карточками – пиктограммами на стенде по режиму дня. Дети научились узнавать себя на фотографии. В настоящее время ведётся работа по сопоставлению изображения на пиктограмме и выполняемым действием.
Ведётся работа с карточками – визуальными помощниками, находящимися в помещениях группы. С детьми проводятся индивидуальные занятия.
Во время работы с пиктограммами воспитанникам требуется значительная помощь взрослых.
Проводится работа по обучению детей жестам методом игровой деятельности. Часть воспитанников освоили жесты: «привет», «да», «спасибо», «помоги», «извините», «пожалуйста», «дай», «пить», «где», «молодец», «до свидания», «туалет». Дети научились их показывать, но чтобы пользоваться ими в быту , нужно продолжать работу проекта.
Работа по коммуникации и социализации детей, подготовке их к самостоятельному обслуживанию потребует много усилий и времени.
Работа это необходима, она приносит позитивные результаты, поэтому_ продолжаем в том же направлении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект Ворожейуиной М., студентки 3 курса в рамках темы "Негативное пространство"
Учебная творческая работа студентки тертьего курса, работа выполнена в графическом редакторе Adobe Illustrator в рамках программы курса "Компьютерная графика", раздел "Векторная графика",тема "Негатив...
Макет студентки 1 курса Замуленко Саши в рамках темы "Основы цифровой живописи в Adobe Photoshop"
Работа выполнена в редакторе Adobe Photoshop в рамках темы "Основы цифровой живописи в Adobe Photoshop" курса "Компьютерная графика", раздел "Растровая графика"...
Заседание кулинарного клуба "ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ" по теме "Новогодний карнавал"
Данный материал описывает сценарий проведения кулинарного клуба...
Проект "Быть здоровым я хочу!"
Все родители желают видеть своего ребенка здоровым, сильным, физически развитым и большинство прекрасно понимают, что для развития и крепкого здоровья детей необходимо движение. Я считаю, что гл...
Проект для кейс - чемпионата "Энергия будущего" в рамках Х Сибирского энергетического форума
Проект "Развитие теплоэнергетики в Сибирском федеральном округе" подготовлен студентами Назаровского энергостроительного техникума, под руководством Макаровой Е.В., занял 1 место в кейс- чем...
Презентация к уроку "О чём может сказать язык поэзии". (Тема назначения поэта и поэзии в творчестве Фета А.А. и Некрасова Н.А. )
Презентация к открытому уроку по литературе О чём может сказать язык поэзии… (Тема назначения поэта и поэзии в творчестве Фета А.А. и Некрасова Н.А. ) для студентов 1 курса...
КОНКУРС - ИГРА « ЗНАЮ, УМЕЮ, СДЕЛАЮ».
В рамках месяца открытых методических недель объединений преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения швейного, изобразительного ци...