Волшебный карандаш
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Волшебный карандаш» разработана на основе Закона РФ «Об образовании», ФГОС начального общего образования. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Программа разработана на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г, №273-ФЗ (ред. от 31.07.2020 с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.08.2020);
- Закона «Об образовании в РБ» от 13.12.2013г, №240-V.
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", зарегистрированным в Минюсте России 01 февраля 2011 г., регистрационный номер 19644 (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015г №1577);
- СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598 – 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» от 30.06.2020 №16;
- Письма Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»;
- Письма Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015г «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
- Методических рекомендаций по организации образовательной деятельности при реализации основных общеобразовательных программ общего образования в общеобразовательных организациях РБ от 07.08.2019 №02-11/3218;
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования;
- ООП ООО МБОО «Заводская СОШ».
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года,135 часов. В 1 классе-33 часа, 2-4 классы 102 часа.
Общая характеристика курса
Художественная деятельность связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.
Художественное воспитание в состоянии решать настолько важные задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место, отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть второстепенным.
Изобразительное искусство – одна из наиболее эмоциональных сфер деятельности детей. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.
Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.
Цель данной программы — раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребенке.
Задачи:
1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
2. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
3. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
4. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
5. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
6. Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
— репродуктивный (воспроизводящий);
— иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
— проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
— эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.
Большой интерес вызывают занятия, где для концентрации внимания и при подведении итогов привлекаются персонажи русских сказок — куклы. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку.
Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.
Основной формой работы являются внеурочные занятия. Это могут быть и занятия — вариации, занятия — творческие портреты, импровизации, занятия — образы по сценарию со специальной подготовкой детей, занятия — праздники, занятия — эксперименты.
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа.
Ценностные ориентиры содержания курса
Приоритетная цель курса «Волшебный карандаш»—духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
В результате изучения курса «Волшебный карандаш» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы по курсу «Волшебный карандаш»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения курса «Волшебный карандаш»:
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
2 . Структура программы
2.1. Основные разделы
1 класс - «Радужный мир»
2 класс - « Мы учимся быть художниками»
3 класс - «Мы рисуем и исследуем»
4 класс - «Мы художники»
2.2. Перечень УУД
1-й класс
Личностные результаты:
- осознавать роль художественного искусства в жизни людей;
- эмоционально «проживать» красоту художественных произведений, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к художественным произведениям, к творчеству своих товарищей, своему творчеству.
Метапредметне результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне рассказа, художественного изображения);
- понимать художественную речь других, понимать то, что хочет сказать художник своим произведением;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
2-й класс
Личностные результаты:
- осознавать роль художественной культуры в жизни людей;
- эмоционально «проживать» художественные произведения, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей о произведениях искусства, о собственных работах , работах своих товарищей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов, художественные сравнения, применение художественных терминов)
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в иллюстрациях, в работах художников;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: с помощью художественных образов передавать различные эмоции.
- Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне предложения, небольшого текста, рисунка);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмамипередачи эмоций с помощью художественных образов , перенесенных на бумагу;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
3-4-й классы
Личностные результаты
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, художекственных произведений, стремиться к совершенствованию собственной художественной культуры;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к художественных произведений, к ведению диалога с автором , посредством собственного мнения о конкретном произведении художника;
- интерес к рисованию, к созданию собственных рисунков, к художественной форме общения;
- интерес к изучению шедевров искусства великих художников;
- осознание ответственности за выполненное художественное произведение.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план последовательности работы над художественны произведением);
- пользоваться словарями, справочниками, эциклопедиями;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать художественные средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи с использованием терминологии художника.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы, находить ответы.
3.Содержание программы. Тематическое планирование.
1-й класс «Радужный мир»
Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка 6 – 7 лет необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет.
Программа состоит из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть:
- Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними.
- Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета.
- Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок.
- Беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме
- Заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира.
- Знакомство с творчеством лучших художников нашей страны и мира.
Календарно-тематический план (Практическая часть)
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Содержание занятия |
1 | «Знакомство с королевой Кисточкой». | 1 | 04.09. | Урок-игра. Условия безопасной работы. (Введение в образовательную программу.) |
2 | «Что могут краски?» | 1 | 11.04. | Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Радуга. |
3 | «Изображать можно пятном». | 1 | 18.04. | Акварель, отработка приёма рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приёмом «размыть пятно». |
4 | «Изображать можно пятном».. | 1 | 25.04. | Кляксография в чёрном цвете. Превратить пятно в зверушку |
5 | «Осень. Листопад». | 1 | 02.10. | Смешение теплых цветов. Акварель. Отработка приёма: приманивание кисти боком, от светлого к тёмному. Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала. Творчество великих художников. |
6 | «Силуэт дерева». | 1 | 09.10. | Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Изображение дерева с натуры. |
7. | «Грустный дождик». | 1 | 16.10. | Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал. |
8. | «Изображать можно в объёме». | 1 | 23.10. | Превратить комок пластилина в птицу. Лепка. |
9 | Обзорная экскурсия «Здравствуй, мир!» | 1 | 30.10. | Наблюдение за окружающим: неживой природой, людьми, жизнью животных и птиц. Обсуждение увиденного. |
10 | «Красоту нужно уметь замечать». | 1 | 13.11. | Изображение спинки ящерки. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии. |
11 | «Узоры снежинок». | 1 | 20.11. | Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приёма: смешение цвета с белилами. |
12 | Рисуем дерево тампованием. | 1 | 27.11. | Создание творческие работы на основе собственного замысла с использованием художественных материалов. |
13 | «Зимний лес». | 1 | 04.12. | Характер деревьев. Ограниченная палитра. Изобразительные свойства гуаши. |
14 | «Портрет Снегурочки». | 1 | 11.12. | Пропорции человеческого лица. Холодные цвета. Урок – игра: общение по телефону. |
15 | «К нам едет Дед Мороз».. | 1 | 18.12. | Фигура человека в одежде. Контраст тёплых и холодных цветов. Урок – игра: общение по телефону |
16 | «Снежная птица зимы».. | 1 | 25.12. | Холодная гамма цветов. Гуашь. Орнаментальная композиция |
17 | «Дом снежной птицы». | 1 | 15.01. | Ритм геометрических пятен. Отработка приема в декоре дома – линия зигзаг. |
18 | «Ёлочка – красавица». | 1 | 22.01. | Впечатления о прошедшем празднике. Творческая работа. Свободный выбор материала. |
18 | «Кто живёт под снегом». | 1 | 29.01. | Урок – игра на развитие воображения. Холодные и тёплые цвета. Гуашь, акварель (по выбору). |
19 | «Красивые рыбы». | 1 | 05.02. | Гуашь..Отработка приёма – волнистые линии. Закрепление навыка – примакивание кистью. Беседа с показом иллюстративного и природного материала |
20 | «Мы в цирке». | 1 | 12.02. | Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем. |
21 | «Волшебная птица весны». | 1 | 19.02 | Тёплая палитра. Гуашь. Пятно, линия, точка. |
22 | «Моя мама». | 1 | 26.02. | Творческая работа. Беседа с показом детских работ, иллюстраций по иконописи. |
23 | «Цветы и травы» | 1 | 05.03. | Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, мелков. Ритм пятен и линий. Игра «Мы.– гномики». |
24 | «Цветы и бабочки». | 1 | 12.03. | Декоративное рисование. Композиция в круге. Гуашь. |
25 | «Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика». | 1 | 19.03. | Понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные. |
26 | «Моя семья» | 1 | 02.04. | Творческая работа. Беседа с показом детских работ. Рассказы детей о своей семье. |
27 | «Веселые фигуры» | 1 | 09.04. | Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем. |
28 | «Домашние питомцы» | 1 | 16.04. | Рисование натюрморта |
29 | «Победителям –Слава! | 1 | 23.04. | Творческая работа. Беседа о великом Дне 9 мая, о героизме защитников родины в дни Вов. |
30 | «Весенняя клумба» | 1 | 30.04. | Тёплая палитра. Гуашь. Рисование первых весенних цветов. |
31 | «Веселая игра» | 1 | 14.05. | Урок-игра. Творческая работа. Беседа с показом детских работ. Рассказы детей о любимых играх. |
32 | «Лето, здравствуй!» | 1 | 23.05. | Фантазия . Творческая работа. |
33 | «Маленькая галерея» | 1 | 28.05. | Заключительное занятие: выставка работ, награждение активных кружковцев |
2-й класс «Мы учимся быть художниками»
На этом этапе формируется художественно- эстетическое и духовно-нравственное развитие ребенка, качества, отвечающие представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности восприятия мира.
Теоретическая часть:
- Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь.
- Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе.
- Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.
- Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.
- Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.
- Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.
- Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные зарисовки на пленере. Выставки, праздничные мероприятия.
Календарно-тематический план (Практическая часть)
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Содержание занятия |
1 | Творческие работы на тему «Мои увлечения» | 1 | 04.09. | |
2 | Рисунки на тему «Я и моя семья» | 1 | 11.04. | |
3 | Конкурс на самый красивый фантик. | 1 | 18.04. | |
4 | Портрет Зайчика – огородника. | 1 | 25.04. | |
5 | Иллюстрация к сказке «Три медведя» (акварель) Иллюстрация к сказке «Три медведя» (акварель) | 1 | 02.10. | |
6 | Рисунки «Осенние сказки лесной феи» (акварель) | 1 | 09.10. | |
7. | Конкурс рисунков на тему: «Правила дорожные знать каждому положено» (цв. карандаши) | 1 | 16.10. | |
8. | Конкурс рисунков на тему: «Мои любимые сказки» | 1 | 23.10. | |
9 | Конкурс рисунков на тему: «Мамочка любимая моя» | 1 | 30.10. | |
10 | Рисунки на тему «Братья наши меньшие» | 1 | 13.11. | |
11 | Конкурс рисунков «Мы рисуем цветы». | 1 | 20.11. | |
12 | Конкурс рисунков на тему: «Птицы – наши друзья». | 1 | 27.11. | |
13 | Праздник русской матрёшки. Знакомство с хохломой. | 1 | 04.12. | |
14 | Рисунки на тему: «Вселенная глазами детей». | 1 | 11.12. | |
15 | Изготовление новогодних карнавальных масок. | 1 | 18.12. | |
16 | Иллюстрация к сказке «Петушок – золотой гребешок». | 1 | 25.12. | |
17 | Былинные богатыри. Илья Муромец. | 1 | 15.01. | |
18 | Рисунки на тему: «Зимние забавы» | 1 | 22.01. | |
18 | Рисование на тему: «Подводное царство» | 1 | 29.01. | |
19 | Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» | 1 | 05.02. | |
20 | Конкурс рисунков «Слава армии родной!». | 1 | 12.02. | |
21 | Конкурс поздравительных открыток «Милой мамочке!» | 1 | 19.02 | |
22 | Рисование на тему: « Красота вокруг нас». | 1 | 26.02. | |
23 | Рисунок-декорация «Сказочный домик» | 1 | 05.03. | |
24 | Рисунки на тему «Любимые герои» | 1 | 12.03. | |
25 | Рисование на тему: «Люблю природу русскую» | 1 | 19.03. | |
26 | Рисование на тему «Родина моя». | 1 | 02.04. | |
27 | Изготовление праздничной открытки. | 09.04. | ||
28 | Конкурс рисунков: «Слава Победе!» | 1 | 16.04. | |
29 | Иллюстрация к сказке «Гуси – лебеди». | 1 | 23.04. | |
30 | Портрет живых персонажей из сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино» | 1 | 30.04. | |
31 | Рисование на тему: «Весенние картины» | 07.05. | Беседа о весенних изменениях в природе.. Рисование по представлению на заданную тему. | |
32 | Фантастические персонажи сказок: Баба – Яга, Водяной, Кащей – Бессмертный. | 1 | 14.05. | Изображение сказочных и фантастических персонажей |
33 | Рисование на тему: «Моя любимая игрушка» | 1 | 23.05. | Беседа о любимых игрушках детей. Рисование по теме |
34 | Рисование на тему: «Лето красное» | 1 | 28.05. | Просмотр картин художников по теме. Рисование по представлению. |
4-й класс «Мы - художники»
Изобразительное искусство – наиболее применимая область эмоциональной сферы ребёнка. На этом этапе он исследует форму, экспериментирует с изобразительными материалами, знакомится с мировой культурой. Более свободное владение различными художественными средствами позволяют ребёнку самовыразиться.
- Основы художественной грамоты.
Теоретическая часть.
- Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь.
- Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе.
- Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.
- Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.
- Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.
- Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.
- Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные зарисовки на пленере. Выставки, праздничные мероприятия.
- Графика.
Теоретическая часть.
- Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, перо – ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними.
- Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка.
- Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка.
- Монотипия, творческие композиции с применением приёмов монотипии.
- Гравюра на картоне.
- Прикладная графика. Открытка, поздравление, шрифт.
- Связь с рисунком, композицией, живописью.
Календарно-тематический план третьего года обучения (Практическая часть)
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Содержание | |||
Основы художественной грамоты. 16 ч. | |||||||
1 | Вводное занятие. | 1 | 03.09. | Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы. | |||
2 | . Орнаментальная композиция. Организация плоскости. | 1 | 10.04. | Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг | |||
3 | Натюрморт из трёх предметов. | 1 | 17.04. | Понятие «тон». Одноцветная акварель – «гризайль». Тоновая растяжка. Самостоятельное составление натюрморта. | |||
4 | Рисующий свет. | 1 | 24.04. | Трансформация плоскости в объём. Организация пространственной среды. Карандаш, бумага. | |||
5 | Холодные цвета. Стихия – вода. | 1 | 03.10. | Акварель. Рисование по методу ассоциаций. | |||
6 | Теплые цвета. Стихия- огонь | 1 | 08.10. | . Акварель. рисование по методу ассоциаций. | |||
7. | « Осенние листья». | 1 | 15.10. | Зарисовки растений с натуры. Пластика линий. Изобразительные свойства карандаша. .Линия, штрих, тон, точка. | |||
8. | Природная форма – лист. | 1 | 22.10. | Тоновая растяжка цвета, акварель. | |||
9 | Натюрморт. | 1 | 30.10. | Основные и дополнительные цвета. Изобразительные свойства гуаши. | |||
10 | «Красоту нужно уметь замечать». | 1 | 12.11. | Изображение спинки ящерки. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии. | |||
11 | «Узоры снежинок». | 1 | 19.11. | Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приёма: смешение цвета с белилами | |||
12. | «Цветы зимы». | 1 | 26.11. | Изобразительные свойства акварели. Беседа о натюрморте, как о жанре живописи. Иллюстративный материал. | |||
14. | Рисуем дерево тампованием. | 1 | 03.12. | Создание творческие работы на основе собственного замысла с использованием художественных материалов | |||
15. | «Зимний лес». | 1 | 10.12. | Создание творческие работы на основе собственного замысла с использованием художественных материалов | |||
Графика. 8 ч. | 18.12. | ||||||
17 | Вводное занятие, введение в тему. | 1 | 24.12. | Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы с графическими материалами и приспособлениями. Разнохарактерные линии. Тушь, перо. | |||
18 | «Листья и веточки». | 1 | 14.01. | Рисование с натуры. Тушь, перо. Упражнения на выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие. | |||
19 | «Осенние листья» | 1 | 21.01. | Композиция и использование листьев гербария в качестве матриц. «Живая» линия – тушь, перо. | |||
20 | Натюрморт | 1 | 28.01. | Набросочный характер рисунков с разных положений, положение предметов в пространстве. Свет и тень – падающая . собственная. | |||
21 | «Село родное» | 1 | 04.02. | Цветовой фон в технике монотипии. Дома – линиями, штрихами. Люди – силуэты. Цвет как выразитель настроения. | |||
22 | «Терема». . | 1 | 11.02. | Гравюра на картоне. Беседа о русской архитектуре с использованием иллюстративного материала | |||
23 | Открытка – поздравление «Защитникам Отечества» | 1 | 18.02 | Использование шаблона и трафарета. Штрих. Выделение главного | |||
24 | Открытка – поздравление «8 марта –мамин праздник» | 1 | 25.02. | . Использование аппликации, орнаментики. Шрифт. Творческая работа. | |||
Наше творчество. 1ч. | 05.03. | ||||||
25 | «Мир вокруг нас» | 1 | 11.03. | Рисование с натуры. Гуаш . Беседа о экологических проблемах окружающей среды. | |||
Техники изобразительного искусства.4ч. | 19.03. | ||||||
26 | Волшебные нитки. | 1 | 05.04. | Практическая работа. Работа выполняется с помощью красок и нити. | |||
27 | Кляксография. | 1 | 06.04. | Практическая работа. Работа выполняется с помощью красок и зубной щетки. | |||
28 | Выдувание. | 1 | 14.04. | Практическая работа. Работа выполняется с помощью красок. | |||
29 | Пальчиковая живопись | 1 | 21.04. | Практическая работа. Работа выполняется пальцами | |||
Наше творчество. 5 ч. | 30.04. | ||||||
30 | Рисование по теме: «Победа!» | 1 | 14.05. | Свободный выбор тем и материалов для исполнения | |||
31 | Рисование по теме «Я за здоровый образ жизни» | 1 | 15.05. | Свободный выбор тем и материалов для исполнения | |||
32 | «Мы рисуем бабочку». | 1 | 23.05. | Свободный выбор тем и материалов для исполнения | |||
33 | Рисование по теме:«Мечты о лете!» | 26.05. | Свободный выбор тем и материалов для исполнения | ||||
34 | Творческая аттестационная работа. Свободный выбор техники и материалов. Выставка рисунков. Подведение итогов. | 1 | 28.05. |
4 -й класс «Рисуем и исследуем»
На данном этапе важной становится цель – научить детей вести исследовании доступных им проблем. Развить их способность ставить перед собой задачу и осуществить её выполнение.
Знания и умения, полученные за годы обучения, применяются в создании творческих работ.
- Основы изобразительной грамоты.
Теоретическая часть.
- Художественные материалы. Акварель, тушь, гуашь – свободное владение ими.
- Рисунок. Значение рисунка в творчестве художника. Упражнения набросочного характера. Передача пространства на плоскости, представление о перспективе – линейной, воздушной.
- Графика. Материалы – тушь, перо, типографская краска, картон, клише, матрицы из различных материалов.
- Эстамп, монотипия. Создание образных работ с использованием знаний по композиции, рисунку, цветоведению.
- Цветоведение. Воздействие цвета на человека. Гармония цветовых отношений.
- Композиция. Основные правила композиции:
- объединение по однородным признакам;
- соблюдение закона ограничения;
- основа живой и статичной композиции;
- группировка элементов, обеспечение свободного пространства между группировками;
- подчёркивание субординации между группировками и их взаимосвязь (линией, пластикой, «Законом сцены»).
- Беседы по истории мировой культуры с показом иллюстративного материала. Посещение выставок. Работа на воздухе.
Календарно-тематический план четвертого года обучения (Практическая часть)
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Содержание | ||||
Основы изобразительной грамоты.15 ч | ||||||||
1 | Вводное занятие. Рисунок – тест « Впечатление о лете». | 1 | 04.09. | Материалы, Инструменты. Условия безопасной работы. Фломастеры. | ||||
2 | Рисование простейших форм .«Деревья». | 1 | 11.04. | Пленэрные зарисовки. Акварель, гуашь. Принцип «от общего к частному». Воздушная перспектива. Форма, структура. | ||||
3 | Натюрморт .Свет и тень. | 1 | 18.04. | Принципы естественного положения, пластика. Группировка элементов. Акварель. Принципы естественного положения, пластика. Группировка элементов. Акварель. | ||||
4 | Монотипия. «Отражение в воде». | 1 | 25.04. | Интерпретация явлений природы: акварель, тушь чёрная, заострённые палочки.. | ||||
5 | «Терема» - штрих | 1 | 02.10. | Ассиметричная композиция. Тёплая цветовая гамма. Гуашь, акварель. | ||||
6 | Рисунки птиц. Попугай Кеша | 1 | 09.10. | Использование цвета в живописи для отражения эмоционального состояния. Творческая работа – иллюстрация прочитанных стихотворений, личный опыт | ||||
7. | Орнамент Арабеска. | 1 | 16.10. | Круг. | ||||
8. | «Осенние листья». | 1 | 23.10. | Движение в композиции. Ритм цветочных пятен. Фигура человека в движении. Личный опыт. Гуашь. | ||||
9. | «Листья и веточки» | 1 | 30.10. | Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. Пластика природных форм и линий. Беседы с обращением к иллюстративному материалу, натуральный материал. | ||||
10. | « Красоту нужно уметь замечать». | 1 | 13.11. | Ритм геометрических форм. Холодная цветовая гамма. Гуашь. | ||||
11. | «Узоры снежинок». . | 1 | 20.11. | Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приёма: смешение цвета с белилами . | ||||
12. | Рисуем дерево тампованием | 1 | 27.11. | Характер деревьев. Ограниченная палитра. Изобразительные свойства гуаши. | ||||
13. | «Зимний лес». | 1 | 04.12. | Рисование по представлению на заданную тему | ||||
14. | Портрет Снегурочки | 1 | 11.12. | Пропорции человеческого лица. Холодные цвета. Урок – игра: общение по телефону. | ||||
15. | «К нам едет Дед Мороз» | 1 | 18.12. | Фигура человека в одежде. Контраст тёплых и холодных цветов. Урок – игра: общение по телефону. | ||||
Декоративно – прикладное искусство. 15ч | 25.12. | |||||||
16. | Введение в тему. | 1 | 15.01. | Планирование работы. Знакомство с новым материалом, инструментом. | ||||
17. | «Цветы». | 1 | 22.01. | Композиция в круге. Эскиз монохромной декоративной росписи. Освоение приёма - кистевая роспись. Беседа «Голубая сказка Гжели». | ||||
18. | «Цветы и травы». | 1 | 29.01. | Декоративная роспись. Ассиметричная композиция. Декоративная переработка природной формы. Кистевая роспись, гуашь. Ограниченная цветовая палитра. Беседа о жостовской росписи. | ||||
19. | «Цветы и бабочки» | 1 | 05.02. | Декоративная роспись подготовленной деревянной основы. Творческая работа. | ||||
20. | Плакат – вид прикладной графики. | 1 | 12.02. | Цветы, как носитель настроения. Шрифт. Использование трафарета и шаблона в изобразительных элементах. | ||||
21. | Поздравления к 23 февраля. | 1 | 19.02 | Эскиз. Работа с материалом в подгруппах, использование знаний по композиции, живописи, графике. Применение приёмов аппликации, техники бумажной пластики, кистевой росписи. | ||||
22 | Открытка – поздравление к 8 марта. | 1 | 26.02. | Свободный выбор материалов и техники. Индивидуальная творческая работа. | ||||
23 | Холодный батик – особенности его как вида декоративно – прикладного искусства. | 1 | 05.03. | Связь с живописью, композицией, графикой. Техника безопасности при работе с резервирующим составом. Связь с живописью, композицией, графикой. Техника безопасности при работе с резервирующим составом. | ||||
24 | «Осенние листья». | 1 | 12.03. | Роспись по ткани. Использование в эскизе натуральных зарисовок. | ||||
25 | «Туманный день».. | 2 | 19.03. | Интерпретация явлений природы. Свободная роспись по ткани без резерва. Связь с живописью, композицией | ||||
26 | Кукольный антураж. | 1 | 02.04. | Роспись ткани для кукольного платья. Орнамент. Работа над образом. | ||||
27 | Цветоведение. | 1 | 09.04. | Несложные цветы из ткани. Оформление цветка в композиции. Связь с флористикой, батиком. | ||||
28 | Флористика.. | 1 | 16.04. | Применение основных принципов построения композиции. Объединение и выявление главного. Выражение образа, чувств с помощью природных форм и линий | ||||
29 | Оформление работ, выставки, посещение выставок. | 1 | 23.04. | |||||
Наше творчество. 5ч | 30.04. | |||||||
30 | «День Победы» | 1 | 07.05. | Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. Пластика природных форм и линий. Беседы с обращением к иллюстративному материалу, натуральный материал | ||||
31 | Творческая аттестационная работа.. | 1 | 14.05. | Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. | ||||
32-33 | Оформление работ к выставке | 23.05. | Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. | |||||
34 | «Наша галерея». | 1 | 28.05. | Выставка творческих работ |
4. Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 1-го класса
Обучающиеся должны знать:
- названия основных и составных цветов;
- понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, роспись;
- изобразительные основы декоративных элементов;
- материалы и технические приёмы оформления;
- названия инструментов, приспособлений.
Обучающиеся должны уметь:
- пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;
- полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
- подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
- владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;
- моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;
- пользоваться материалами.
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 2-го класса
Обучающиеся должны знать:
- особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
- разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;
- творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной – Лебедевой;
- правила плоскостного изображения , развитие силуэта и формы в пятне. ,
- Обучающиеся должны уметь:
- пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;
- различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
- рисовать кистью элементы растительного орнамента;
- выполнять орнамент в круге, овал, ленту;
- проявлять творчество в создании работ.
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 3-го класса
Обучающиеся должны знать:
- особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
- разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;
- творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной – Лебедевой;
- основы графики;
Обучающиеся должны уметь:
- пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;
- пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки);
- различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
- рисовать кистью элементы растительного орнамента;
- выполнять орнамент в круге, овал, ленту;
- проявлять творчество в создании работ.
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 4-го класса
Обучающиеся должны знать:
- разнообразие возможных выразительных средств изображения;
- значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная и воздушная перспективы;
- различные виды декоративного творчества: батик, флористика, цветоделие;
- основы дизайна;
- творчество мастеров русского искусства: А.К. Саврасова, В.А. Серова, М.А. Врубеля, И.И. Левитана, М. В. Нестерова, К.Е. Маковского.
- правила создания экспозиций, основы прикладной графики.
Обучающиеся должны уметь:
- работать в определённой цветовой гамме;
- добиваться тональной и цветовой градации при передаче объёма предметов несложной формы;
- передавать пространственные планы способом загораживания;
- передавать движение фигур человека и животных;
- сознательно выбирать средства выражения своего замысла;
- свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного характера;
- решать художественно творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком.
5. Литература и средства обучения
5.1. Литература
- Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? – М.,1998г.
- Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,1985г.
- Маслов Н.Я. Пленэр. – М.,1989г.
- Межуева Ю.А. Сказочная гжель. – М.,2003г.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М.,1987г.
- Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,1994г.
- Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М.,1983г.
- Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.,1998г.
- Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.– М., 1981г.
- Программно – методические материалы. Изобразительное искусство.Сост. В.С.Кузин.
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999 г.
- Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996г.
- Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996г.
- Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г.
- Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 1978г.
- Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..1988г.
- Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г.
18.Энциклопедия мирового искусства «Шедевры русской живописи». «Белый город». 2006г.
19. ЖУРНАЛ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»
20. «Начальная школа» - журнал и приложение к газете « Первое сентября»
21. В.С. Кузин «Изобразительное искусство». Рабочие тетради 1-4 кл. «Дрофа».2004г.
22. В.С. Бадаев «Русская кистевая роспись». М: «Владос». 2007г
5.2. Печатные пособия:
Таблицы к основным разделам материала по изобразительному искусству, содержащегося в стандарте начального образования.
Репродукции картин.
5.3. Технические средства обучения:
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
Телевизор (по возможности).
Видиоплейер ( по возможности).
Магнитофон ( по возможности).
Компьютер( по возможности).
Сканер ( по возможности).
Принтер ( по возможности).
Фотокамера цифровая ( по возможности).
5.4. ЭОРы: .
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collektion.edu/ru
Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты «Русский язык»: http://www.rus.1september.ru
Коллекция «Мировая художественная культура»: http://www.art.september.ru
Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала: http://www.musik.edu.ru
Журнал «Начальная школа»: www.openworld/school
Газета «1 сентября»: www.1september.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Подставка для карандашей"
Очень много есть подставок для карандашей, особенно сейчас в продаже, но я все таки , предлагаю сделать простую подставку вместе с детьми. Ведь этот процесс сближает родителей и детей, а также р...
"Цветные карандаши и "Детский альбом" П.И.Чайковского
Методическая разработка содержит творческие задания - раскраски на примере "Детского альбома" П.И.Чайковского....
Проектирование и создание макета подставки для карандашей - разработка занятия кружка профессиональной направленности
Методическая разработка занятия кружка профессионально – технической направленности. Методическая разработка для краевого конкурса методических материалов по применению информационно-коммуникацинных т...
Правильная организация процесса рисования карандашами.
Методическая разработка для районного заседания методического объединения педагогов дополнительного образования. Цель данной разработки - показать педагогам как правильно организовать процесс рисовани...
"В гостях у Мастера-Карандаша"
Вместе с детьми побывали в студии Мастера "Карандаша". Узнали об истории возникновения карандаша. Затем начались волшебные превращения. С помощью карандашей превратили геометрические фигуры ...
Сценарий мероприятия "Цветные карандаши"
Вниманию предлагается разработка развлекательного мероприятия в начальной школе....
КТП Волшебный карандаш
КТП Волшебный карандаш...