программа кружка "Азбука родного края"
рабочая программа
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы внеурочной деятельности.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения является одним из основных источников обогащения в членах кружка знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Она играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Работа историко-краеведческого кружка осуществляется в двух направлениях:
- теоретическом (беседы, лекции, доклады, конференции, викторина, самостоятельная работа);
- практическом (экскурсии, походы, экспедиции, практикумы в музеи, архивы, библиотеки).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_azbuka_moego_kraya.docx | 34.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Кружок «Азбука моего края»
Руководитель Кондакова Т.А.
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы внеурочной деятельности.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения является одним из основных источников обогащения в членах кружка знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Она играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Работа историко-краеведческого кружка осуществляется в двух направлениях:
- теоретическом (беседы, лекции, доклады, конференции, викторина, самостоятельная работа);
- практическом (экскурсии, походы, экспедиции, практикумы в музеи, архивы, библиотеки).
Программа рассчитана на 10-14 летний возраст членов кружка. Количество часов – 64 в год, из расчета 2 часа в неделю. Количество членов кружка – 20 человек.
Расписание – с 14:00 по 14.45: вторник, среда
Цели программы: создание условий для появления и развития у ребенка своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Задачи программы: формирование представления о краеведение, как о предмете исторического и культурного развития общества; приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа; развитие духовно нравственных ориентиров для жизненного выбора, развитие уважения к старшим и окружающим; формирование потребности к поисковой, исследовательской, творческой деятельности; умение анализировать свое поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях; воспитание гражданственности и патриотизма, уважительного, бережного отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:
- системность и последовательность знаний
- научность
- доступность
- наглядность
- деятельностный подход
- активность и сознательность
- прочность знаний (завершенность обучения)
- принципы уважительного отношения к детскому творчеству.
Формы и методы работы:
- игровая,
- познавательная,
- краеведческая,
- просмотр презентаций и видеофильмов,
- проектная деятельность,
- встреча с интересными людьми,
- конкурсы,
- посещение библиотеки,
- заочной экскурсии.
Результатами изучения курса является: умение объяснять, что такое краеведение, что оно изучает, называть достопримечательности края, рассказывать о своей семье, друзьях, классе, школе, охранять природу родного микрорайона, наблюдать и выделять характерные особенности природы, соблюдать общепринятые правила поведения в обществе, выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами, ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью взрослого , анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях и разных из источников информации, создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклада, фото коллажи с помощью взрослых или самостоятельно, вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых, создание проекта виртуальный музей школы (начальный этап).
Содержание программы.
- Этнографический экскурс – 4 часа Народы Чувашии. Происхождение. Основные события в их истории. Их роль в истории великой Родины. Образование государственности.
- Культурное наследие Чувашии. Быт Преданья старины глубокой – дела давно ушедших. Народные традиции народов Чувашии – 12 часов Бытовые особенности народов. Костюмы. Фольклор, старинные обычаи, сказы , эпос. Верования. Письменность
- «Застывшая музыка», Край тысячи песен, Художники Чувашии, Чувашское слово – 10 часов Архитектура: старинная и современная . Музыка, театр и балет. Первые чувашские фильмы и телевидение. Музеи. Писатели и поэты.
- Игра – викторина «Знаток родного края»- 2 часа Викторина по пройденной теме
- Старинный мой город, ты в сердце моем. Экскурсия в краеведческий музей – 10часов История города Алатыря. Его роль в жизни страны. Современный Алатырь. Перспективы развития. Известные люди – уроженцы Алатыря. Алатырь на старом фото. Трудовой Алатырь.
- Экскурсия к святым местам -4 часа Посещение монастырей и скита
- Заочная экскурсия по Алатырскому району - 6 часов Образование Алатырского района. История сел и деревень. Составление карты «Памятные места», Известные люди нашего района.
- Уголок России - отчий дом - 6 часов История поселка. Ими гордится поселок. Предприятия поселка. Посещение краеведческого уголка в ДК. Встреча с главой поселка и старожилами. Фото поселка и его жителей – экскурсия во времени.
- Здесь каждый дом знаком – игра - 2часа. Викторина – путешествие домой.
- Выбор тем для проектов. Подготовка и защита – 8 часов
Основными направлениями реализации программы:
- Духовно-нравственное: цель - осознание членами кружка в процессе патриотического воспитания в высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций и практической деятельности.
- Историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познании исторического культурных корней, Осознание неповторимости отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастности, исторической ответственности за происходящее в обществе
- Гражданско-патриотическое воспитание: воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических правовых событий и процессов в обществе и в государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу в исполнении конституционного долга.
- Социально-патриотическое направление: направленная на активизацию духовно-нравственное культурно исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувства благородство и сострадания, появление забота о людях пожилого возраста.
- Военно-патриотическое: ориентировано на формирование у молодёжи высокого патриотического сознания, идея служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
- Героико-патриотическое: составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий, а также знаменательный героических исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим детям предков и их традиции.
Ведущими направлениями деятельности историко-краеведческого направления являются: поисковой деятельности работа с архивными документами; работа с периодической печатью, сбор газетных, журнальных статей об интересных людях и событиях посёлка, встреча с участниками очевидцами исторических событий, записях воспоминаний, фотографирование. Переписка с земляками, проживающими за пределами поселка района, области, родного края. Посещение района исследования, изучение данного вопроса на месте, фотографирование здания и других исторических объектов. Поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры. Консультации с работниками в библиотек, архивов, музеев и так далее. Описание ученических исследовательских работ в форме докладов и проектов и участие в научно-практических конференциях, конкурсах семинарах, на уровне школы и муниципалитета области.
Оформительская работа: составление альбом, дневников докладов отчетов, рефератов оформление выставок, плакатов планшетов, стенгазет, альбомов раскладушек, созданию рукописной Книги памяти.
Просветительская деятельность: проведение встреч, праздников, экскурсии, по содержанию составления литературных композиций, участие в литературно-краеведческий конференциях по опубликованным печати исследовательским работам учащихся школы, участие в районных конкурсах в сочинении, краеведческих чтениях, презентациях историко-краеведческий клубов и объединений.
При достижении метапредметных результатов и школьников будут сформированы следующие виды (регулятивные, познавательные, коммуникативные) УУД:
- Познавательные универсальные учебные действия: члены кружка научатся осуществлять поиск необходимой информации, осуществлять запись выборочные информации, выражать речь в устной письменной форме, проводить анализ, сравнение, классифицирование, обучающийся получит возможность научиться осуществлять расширенный поиск информации, записывать, фиксировать, осуществляется выбор наиболее эффективных способов решения задач, осуществляет синтез как составление целого из частей, строить логическое рассуждение включающую установление причинно-следственных связей.
- Регулятивные универсальные учебные действия: член кружка научится планировать, учитывать установленные правила в планировании и контроле способы решения, осуществлять итоговые пошаговый контроль по результату, оценивать правильность выполнения деятельности, адекватно воспринимать предложение и оценка учителей товарищей и родителей, различать способ и результат действия получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу, оценивать правильность выполнения заданий.
- Коммуникативные универсальные учебные действия: член кружка научиться адекватно использовать речевые средства, допускать возможность существования у людей различных точек зрения, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию, договаривается и приходить к общему значению, задавать вопросы, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности обучающий получит возможность научиться учитывать и координировать, учитывать разные мнения, аргументировать свою позицию, содействовать решению конфликтов на основе учета интересов позиций всех участников, адекватно использовать речевые средства, осуществляет взаимный контроль и оказывать сотрудничество.
Формы контроля и проверки достижения ожидаемых результатов:
В качестве текущего контроля используются опрос учащихся во время занятий, проверка их исследовательских работ, в качестве средств итогового контроля применяется защита членами кружка своих творческих и исследовательских работ с последующими обсуждением в группе, в качестве дополнительных средств контроля и проверки используются личные наблюдения руководителя кружка , индивидуальные беседы с родителями.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы: выставка творческих исследовательских работ, оформление летописи семьи, конкурс сочинений, фотовыставки, и так далее.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | Теоритические часы | Практические часы | Дата проведения | |
планируемая | фактическая | |||||
Этнографический экскурс «Мой край: Чувашия родная» | ||||||
1 | Народы Чувашии. Происхождение | 1 | 1 | |||
2 | Основные события в их истории | 1 | 1 | |||
3 | Их роль в истории великой Родины | 1 | 1 | |||
4 | Образование государственности. | 1 | 1 | |||
Культурное наследие Чувашии. Быт Преданья старины глубокой – дела давно ушедших. Народные традиции народов Чувашии | ||||||
5 | Бытовые особенности народов. | 1 | 1 | |||
6-7 | Костюмы | 2 | 1 | |||
8-10 | Фольклор, старинные обычаи, сказы , эпос | 3 | 1 | |||
11-13 | Верования | 3 | 1 | |||
14-16 | Письменность | 3 | 1 | |||
«Застывшая музыка», Край тысячи песен, Художники Чувашии, Чувашское слово | ||||||
17-18 | Архитектура: старинная и современная | 2 | 1 | |||
19-20 | Музыка, театр и балет | 2 | 1 | |||
21-22 | Первые чувашские фильмы и телевидение | 2 | 1 | |||
23-24 | Музеи | 2 | 1 | |||
25-26 | Писатели и поэты | 2 | 1 | |||
Игра – викторина «Знаток родного края» | ||||||
27-28 | Викторина по пройденной теме | 2 | 1 | |||
Старинный мой город, ты в сердце моем. Экскурсия в краеведческий музей | ||||||
29-30 | История города Алатыря. Его роль в жизни страны | 2 | 1 | 1 | ||
31-32 | Современный Алатырь. Перспективы развития. | 2 | 1 | 1 | ||
33-34 | Известные люди – уроженцы Алатыря | 2 | 1 | 1 | ||
35-36 | Алатырь на старом фото. | 2 | 1 | 1 | ||
37-38 | Трудовой Алатырь. | 2 | 1 | 1 | ||
Экскурсия к святым местам | ||||||
39-42 | Посещение монастырей и скита | 4 | 1 | 1 | ||
Заочная экскурсия по Алатырскому району | ||||||
43 | Образование Алатырского района. | 1 | 1 | |||
44 | История сел и деревень | 1 | 1 | |||
45-46 | Составление карты «Памятные места» | 2 | 1 | 1 | ||
47-48 | Известные люди нашего района | 2 | 1 | |||
Уголок России - отчий дом | ||||||
49 | История поселка | 1 | 1 | |||
50 | Ими гордится поселок | 1 | 1 | |||
51 | Предприятия поселка | 1 | 1 | |||
52 | Посещение краеведческого уголка в ДК | 1 | 1 | 1 | ||
53 | Встреча с главой поселка и старожилами | 1 | 1 | 1 | ||
54 | Фото поселка и его жителей – экскурсия во времени | 1 | 1 | 1 | ||
Здесь каждый дом знаком – игра | ||||||
55-56 | Викторина – путешествие домой | 2 | 1 | |||
57-64 | Выбор тем для проектов. Подготовка и защита | 8 | 1 |
Список членов кружка
5 класс
1.Копеева Анастасия
2Лычагина Любовь
3Вавилкин Кирилл
4Ильдеркина Ангелина
5Илларионова Мария
6 класс
6Ильичев Андрей
7Сетямин Иван
8Сетямина Варвара
9Семочкин Иван
10 Мишин Александр
7 класс
11 Вавилкина Наталья
12Потапов Денис
13Костылев Алексей
14Рузавина Ирина
15Буданов Кирилл
8 класс
16Ястребов Леон
17Ахмеров Давид
18Водопьянов Артем
19Переберин Данила
20 Климашин Александр
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по дисциплине "Культурное наследие родного края"
Рабочая программа дисциплины «Культурное наследие родного края» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего профессионального образования (СПО) по по...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экология родного края» для профессии 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой
Рабочая программа дополнительной учебной дисциплины разработана для программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой....
Рабочая программа по учебной дисциплине "Природа и экология родного края"
Программа учебной дисциплины одр. 09 Природа и экология родного края разработана на основе примерной программы учебной дисциплины (рекомендована распоряжением Министерства образовани...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОУД.17 «История родного края»» (наименование учебной дисциплины) Профессия 43.01.02 «Парикмахер»
Рабочая программа учебной дисциплины «История родного края» ОУД.17 «Парикмахер»разработана на основе:ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения допо...
Рабочая программа ОУД.17 «История родного края » по профессии 08.01.10 «Мастер жилищно-коммунального хозяйства»
Рабочая программа для групп НПО и СПО...
Рабочая программа "История родного края"
Данная программа предназначена для реализации в группах ППКРС...
«Родной край - Приморье» методическая разработка интегрированного мероприятия, посвященного 80 -летию образования Приморского края
Данная работа посвящена 80- летию образования Приморского края. В работе представлены: история образования Приморского края, г. Дальнере...