РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству»
рабочая программа
Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки «Воспитание и обучение детей в системе дошкольного образования». Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 27.10.2014 № 1351) и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
14_praktikum_po_hudozh_obrabotke_materialov_1.docx | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Иркутской области
«Братский педагогический колледж»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
______/К.В. Кулинич/
«___»_________2021г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Практикум по художественной обработке материалов
и изобразительному искусству»
Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки «Воспитание и обучение детей в системе дошкольного образования»
2021 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 27.10.2014 № 1351) и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 № 761н).
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Братский педагогический колледж»
Разработчик: Кудашкина М. П., преподаватель
Рекомендована кафедрой общей и дошкольной педагогики и психологии
Протокол заседания кафедры № 8 от «24» мая 2021г.
Согласована с научно-методическим советом колледжа
Протокол заседания научно–методического совета № 3 от «14» июня 2021г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 7 |
| 10 |
| 12 |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Практикум по художественной обработке материалов
и изобразительному искусству»
1.1.Область применения программы
Программа учебной дисциплины «Практикум по обработке материалов и изобразительному искусству» является частью дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки «Воспитание и обучение в системе дошкольного образования» Братского педагогического колледжа.
1.2. Место дисциплины в структуре дополнительной профессиональной программы переподготовки
Программа «Практикум по обработке материалов и изобразительному искусству» входит в блок «Профессиональные дисциплины» дополнительной профессиональной программы переподготовки «Воспитание и обучение в системе дошкольного образования».
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины
Цель: подготовить обучающихся к освоению практических умений по художественной обработке материалов и изобразительному искусству для обучения детей дошкольного возраста и овладению соответствующими профессиональными компетенциями.
В результате освоения учебной дисциплины слушатель должен уметь:
– определять цели, задачи, содержание, методы и средства руководства игровой, трудовой, продуктивной деятельностью и художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста;
– планировать работу по художественно-эстетическому развитию детей в соответствии с возрастом и режимом работы образовательного учреждения;
- организовывать посильный труд дошкольников с учетом возраста и вида трудовой деятельности (хозяйственно-бытовой, по самообслуживанию, в природе, ручной труд);
- общаться с детьми, использовать вербальные и невербальные средства стимулирования и поддержки детей, помогать детям, испытывающим затруднения в общении;
- руководить продуктивными видами деятельности с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей группы;
- оценивать продукты детской деятельности;
- изготавливать поделки из различных материалов;
- рисовать, лепить, конструировать;
- осуществлять показ приемов работы;
- анализировать приемы организации и руководства посильным трудом дошкольников и продуктивными видами деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование) с учетом возраста и психофизического развития детей;
В результате освоения учебной дисциплины слушатель должен знать:
- теоретические основы и методику планирования различных видов деятельности и общения детей;
- сущность и своеобразие, содержание и способы организации и проведения игровой и трудовой деятельности дошкольников;
- сущность и своеобразие продуктивной деятельности дошкольников;
- содержание и способы организации продуктивной деятельности дошкольников;
- технологии художественной обработки материалов;
- основы изобразительной грамоты, приемы рисования, лепки, аппликации и конструирования;
- особенности планирования продуктивной деятельности дошкольников вне занятий;
- теоретические основы руководства различными видами деятельности и общением детей;
- способы диагностики результатов игровой, трудовой, продуктивной деятельности детей.
На основе полученных знаний и приобретённых умений в дальнейшем возможно формирование следующих общих компетенций (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
И профессиональных компетенций (ПК):
ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.
ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.
ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание.
ПК 2.4. Организовывать общение детей.
ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста.
ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.
ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.
1.4. Количество часов на освоение учебной дисциплины
Максимальная учебная нагрузка слушателя 40 часов, в том числе:
- обязательная учебная нагрузки слушателя составляет 20 часов;
- самостоятельная работа слушателя составляет 20 часов.
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
(выписка из плана учебного процесса ДПП переподготовки «Воспитание и обучение детей в системе дошкольного образования», 1080 ч.)
№ пп | Наименование дисциплин | Диф. зачет (№ сессии) | Учебная нагрузка слушателей, ч. | Распределение нагрузки по сессиям 2021-2022 уч. год | ||||||||
максим. | самостоятельная учебная работа | обязательная | ||||||||||
всего занятий | в том числе практ. занятий | 1 сессия | 2 сессия | 3 сессия | 4 сессия | 5 сессия | 6 сессия | |||||
очн | очно-заоч | очн-заоч | очно-заоч | очно-заоч | очно-заоч | |||||||
|
|
|
|
|
|
| 04.10-16.10 | 08.11-20.11 | 17.01-29.01 | 14.03-26.03 | 04.04-16.04 | 16.05-28.05 |
Профессиональные дисциплины: |
|
|
|
|
|
|
| |||||
1. | Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству | 6 | 40 | 20 | 20 | 12 | 20 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству»
№ | Тематическое содержание | СРС | Аудиторные занятия | ||
Всего | Лекционные, семинарские | Практические, лабораторные | |||
Раздел 1. Основы изобразительного искусства. | 4 | 4 | 2 | 2 | |
1.1 | Виды и жанры изобразительного искусства. Основные понятия. Средства выразительности | 2 | 2 | ||
1.2 | Подготовка электронной картотеки произведений разных видов искусства в разных жанрах | 2 | |||
1.3 | Основы цветоведения и построение композиции | 2 | 2 | ||
1.4 | Подготовка картотеки упражнений по смешению цвета и отработке графических навыков | 2 | |||
Раздел 2. Технология обработки бумаги, картона. | 5 | 8 | 8 | ||
2.1 | Технология изготовления трафарета, штампа, шаблона. | 2 | 2 | ||
2.2 | Изготовление образцов различных техник рисования, окрашивание бумаги | 2 | 2 | ||
2.3 | Оформление образцов в портфолио «Педагогическая копилка» | 1 | |||
2.4 | Конструирование подвижной игрушки из бумаги и картона. | 2 | 2 | ||
2.5 | Изготовление игрушек из бумаги в технике оригами: создание базовых форм. | 2 | 2 | ||
2.6 | Изучение основных обозначений в оригами. Выполнение игрушки по чертежам. | 2 | |||
2.7 | Изготовление игрушки в технике папье – маше: создание основы из бумажной массы. | 2 | |||
Раздел 3. Технологическая обработки тканей и ниток | 5 | 2 | 2 | ||
3.1 | Возможности применения ткани и ниток в ДОУ, виды работ, технология выполнения различных работ | 2 | 2 | ||
3.2 | Выполнение раскроя и пошив игрушки-примитив | 3 | |||
3.3 | Выполнение народной игрушки (мотанка, пеленашка) | 2 | |||
Раздел 4. Технология обработки пластичных материалов. | 2 | 2 | 2 | ||
4.1 | Виды пластичных материалов. Основные приемы работы с пластичными материалами | 2 | 2 | ||
4.2 | Выполнение картины из пластилина | 2 | |||
Раздел 5. Технологическая обработки природного материала. | 4 | 4 | 2 | 2 | |
5.1 | Технология выполнения поделок и аппликаций из природного материала | 2 | 2 | ||
5.2 | Аппликация из семян и злаков, макаронных изделий, семечек. | 2 | |||
5.3 | Подготовка к дифференцированному зачету | 2 | |||
5.4 | Дифференцированный зачет | 2 | 2 | ||
Итого: | 20 | 20 | 8 | 12 |
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Оборудование учебного кабинета предполагает:
- рабочие места по количеству слушателей;
- автоматизированное рабочее место преподавателя;
- программное и учебно-методическое обеспечение дисциплины (текстовый процессор, программы для демонстрации и создания презентаций; рекомендации студентам для выполнения СРС и практических работ);
- наглядные пособия (видеоролики, презентации по темам курса, альбомы);
- технические средства обучения компьютер/ноутбук, мультимедийный проектор.
- демонстрационное оборудование для проведения практических занятий (бумага цветная, кртон, клей ПВА, краски гуашевые, акварельные, кисти и др.)
- Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Дошкольное образование. Практикум по дисциплинам профессионального учебного цикла (мдк. 01. 02, 02. 04, 02. 05, 03. 02, 03. 04, 03. 05) : учебное пособие для среднего профессионального образования / О. М. Газина [и др.] ; под редакцией О. М. Газиной, В. И. Яшиной. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Юрайт, 2021.
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2021.
- Погодина С. В. Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству: учеб. пособие / С. В. Погодина. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. –208с.
- Погодина С. В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / С. В. Погодина. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. –272 с., 4с. ил.
Дополнительные источники:
- Аранова, С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического [Текст]: модернизация общего образования / С.В. Аранова. – СПб.: КАРО, 2004. – 176 с.
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество.Методическое пособие для воспитателей и педагогов.[Текст]/ Т.С. Комарова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2005.-120 с.:цв.вкл.
- Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.[Текст]/ Т.С. Комарова. - М.: Просвещение, 2003.
- Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.[Текст]/ Т.С. Комарова. - М.: Просвещение, 2003.
- Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография.- [Текст]/ Т.С. Комарова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. -144 с.:цв.вкл.
- Комарова, Т.С. Детское художественное творчество [Текст] /Т.С. Комарова – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 120 с.
- Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Н.М. Сокольникова – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 368с., 12 л. ил.: ил.
- Яковлева, Т.Н. Пластилиновая живопись [Текст]: Т.Н. Яковлева- Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
- Ячменёва, В.В. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми с 7-14 лет [Текст] / В.В. Ячменёва – М.: ВЛАДОС, 2003. – 184 с.
Интернет-ресурсы:
- Тестопластика – занятие интересное и полезное. [Электр. ресурс] .-Режим доступа: https://multiurok.ru/files/testoplastika-zaniatie-interesnoe-i-poleznoe.html. Мультиурок
- Все самое интересное. Соленое тесто- рецепты и способы лепки. http://interesko.info/solyonoe-testo-recepty-i-sposoby-lepki/#more-1272. interesko.info
- Детский сад. ру. Портал для родителей [Электронный ресурс] - Режим доступа – http://www.detskiysad.ru/index.html
- Карины из пластилина. Пинтерест. [Электр. ресурс] .-Режим доступа: https://in.pinterest.com/pin/415246028122561111/.
- Пластилинография для развития творческих способностей детей и ее виды. [Электр. ресурс] .- Режим доступа: https://www.myintelligentkids.com/plastilinografiya-dlya-razvitiya-tvorcheskix-sposobnostej-detej-i-ee-vidy. Мой ребенок.
- Цветы: мастер-класс по аппликации из крупы [Электр. ресурс] .-Режим доступа:https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-cvety-iz-krupy.html. Маам.
- Общие требования к организации образовательного процесса
Теоретические и практические занятия организуются преподавателем в оборудованных учебных кабинетах, соответствующих требованиям к минимальному материально-техническому обеспечению.
В организации и проведении аудиторных занятий используются лекции – презентации, лекции с практическими заданиями, ИК-технологии для демонстрации, практический метод – выполнение творческих работ и работ по образцу; для организации дистанционных занятий – лекция в режиме онлайн, лекция в режиме офлайн, учебно-методические материалы, размещенные в дистанционной системе Moodle. Видеоконференции на платформе Zoom, видеозвонки в мессенджере Veber и ВК.
- Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по учебной дисциплине:
- высшее профессиональное образование по профилю преподаваемого предмета;
- курсы повышения квалификации (каждые 3 года) или стажировка в образовательной организации.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству» осуществляется преподавателем в процессе проведения дифференцированного зачета.
Результаты обучения:
Освоенные умения |
|
Освоенные знания |
|
Приложение
Комплект материалов для проведения дифференцированного зачета
- Форма проведения: дифференцированный зачет.
- Процедура проведения:
- Вид контроля: выполнение практического задания
2.2. Место проведения: учебная аудитория
- Условия проведения, ресурсы:
Каждый из слушателей готовит к зачету портфолио с творческими работами, выполненными на учебных занятиях и предусмотренными для самостоятельного выполнения.
На учебном занятии слушатели вытягивают задание, демонстрируют выполненную работу и поясняют технологию её выполнения, согласно заданию. Время выступления 5 -7 минут.
Критерии оценки:
1. Аккуратность выполнения работы
2. Отсутствие нарушений в технологии выполнения (соответствие требованиям)
3. Пояснение особенностей применения техники в работе с детьми дошкольного возраста.
Перечень заданий для дифференцированного зачета
- Продемонстрировать упражнений по смешению цвета и отработке графических навыков, используя портфолио. Пояснить к какому возрасту применимы данные упражнения.
- Продемонстрировать работу, выполненную с помощью трафарета, штампа, шаблона. Дать пояснение с какого возраста используется данная техника в ДОУ.
- Продемонстрировать образцы различных техник рисования и окрашивание бумаги. Дать пояснение как используются данные техники в ДОУ.
- Продемонстрировать образец подвижной игрушки из бумаги и картона. Дать пояснение в каком возрасте такую игрушку могут выполнить дети, раскрыть особенности её выполнения.
- Продемонстрировать образцы базовых форм в технике оригами. Дать пояснение, с какого возраста привлекаются дети дошкольного возраста к выполнению игрушек в технике оригами.
- Продемонстрировать образец выполненной игрушки по чертежам в технике оригами. Раскрыть значение условных обозначений техники.
- Продемонстрировать образец выполненной игрушки в технике папье-маше. Пояснить особенности изготовления игрушек в технике маширования и бумажной массы.
- Продемонстрировать образец выполненной игрушки-примитив. Пояснить технологию её изготовления.
- Продемонстрировать образец народной игрушки (мотанка, пеленашка). Пояснить технологию её изготовления.
- Продемонстрировать образец работы в технике пластилинография. Раскрыть основные приемы работы с пластичными материалами.
- Продемонстрировать образец аппликации из семян и злаков, макаронных изделий, семечек. Пояснить порядок выполнения работы.
Индикаторы оценивания:
«отлично» – работа выполнена аккуратно в соответствии с требованиями к оформлению и с технологией изготовления, имеет свои творческие идеи; объяснение технологии изготовления излагается четко, без заминок и ошибок; демонстрируется знание об особенностях применения указанной техники в ДОУ (соответствие возрасту, усложнение применения)
«хорошо» – работа выполнена аккуратно в соответствии с требованиями к оформлению и с технологией изготовления; в объяснение технологии изготовления присутствуют незначительные ошибки; при объяснении особенностей применения указанной техники в ДОУ (соответствие возрасту, усложнение применения) возникают затруднения, требуются наводящие вопросы.
«удовлетворительно» – работа выполнена с нарушением технологии изготовления имеет замечания по оформлению (небрежность в изготовлении, низкое качество выполнения); в объяснение технологии изготовления присутствуют ошибки; при объяснении особенностей применения указанной техники в ДОУ (соответствие возрасту, усложнение применения) возникают затруднения, даются сбивчивые ответы.
«неудовлетворительно» – работа выполнена не выполнена либо представлен образец другой техники; в объяснение технологии изготовления присутствуют ошибки; при объяснении особенностей применения указанной техники в ДОУ (соответствие возрасту, усложнение применения) даются ошибочные ответы или не даются вовсе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА для специальности: «Парикмахерское искусство»
СОДЕРЖАНИЕ ...
Рабочая программа учебной дисциплины СПЕЦРИСУНОК И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГРАФИКА 2808 Моделирование и конструирование швейных изделий (базовый уровень среднего профессионального образования) Квалификация – модельер-конструктор
Рабочая программа учебной дисциплины " Спецрисунок и художественная графика" 2808 Модлирование и конструирование швейных изделий (базовый уровень среднего профессионального оброазования). Квалификация...
Рабочая программа учебной дисциплины «История гримерного искусства» по специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа
Рабочая программа учебной дисциплины «История гримерного искусства» используется в программе подготовки специалистов среднего звена как вариативная....
Рабочая программа учебной дисциплины «История изобразительного искусства» для специальности 43.02.03. Стилистика и искусство визажа (углубленная подготовка)
Учебная дисциплина включена в программу подготовки специалистов среднего звена с целью углубления знаний по специальности за счет часов вариативной части....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПО.02.УП.02 "Беседы об искусстве" Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа В области Театрального искусства «Искусство театра»
Программа по учебному предмету «Беседы об искусстве» разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями (далее – ФГТ) к минимуму содержания, структуре и условиям...
Развитие профессионального творчества студентов на учебной дисциплине "Практикум по художественной обработке материалов"
Развитие профессионального творчества студентов на учебной дисциплине "Практикум по художественной обработке материалов"...
Использование документ – камеры на уроках учебной дисциплины «Практикум по художественной обработке материалов
В статье рассматривается возможности использования документ - камеры в подготовке квалифицированного специалиста на учебной дисциплине, раскрываются условия, функции, формы работы с докуме...