Мозаика, как средство формирования пространственного мышления у обучающихся
статья

Каштанова Екатерина Юрьевна

Мозаика-вид монументальной живописи. Бывает разных жанров. Изображения формируются посредством компановки, набора и закрепления на поверхности разноцветных модулей (камней, смальты).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Пространственное мышление26.8 КБ

Предварительный просмотр:

Мозаика, как средство формирования пространственного мышления у обучающихся

  Мозаика — это вид монументальной живописи. Бывает разных жанров. Изображения формируются посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности разноцветных модулей (камней, керамических плиток, стекла, смальты). Модуль определённой формы позволяет выложить весьма точный рисунок с мягкими переливами полутонов.

 Мозаика широко использовалась в оформлении дворцов правителей Востока, Византии, Египта, древнем Риме. Мозаичное искусство связано с архитектурой и строительством. Модули можно как вдавливать, так и приклеивать, равномерно распределяя на поверхности, учитывая расстояния между кусочками материала.

В работе с детьми можно использовать не камни и глиняные осколки, а цветную бумагу и картон, само клеящуюся плёнка. Дети с удивлением узнают, что из различных деталей (заготовок) получаются замечательные картины, изображения, узоры. Ребёнок учится комбинировать цвета, подбирать по форме и размеру, получать удовольствие от проделанной работы.

 Существует два основных вида наборов мозаики: прямой и обратный.
В прямом: модули (кусочки) закрепляются на изображение лицевой стороной к верху.
В обратном: модули выкладываются лицевой стороной к низу, а после, когда всё изображение набрано, закрепляется и переворачивается лицом вверх.

Во время мозаичных наборов формируются полезные навыки:

1) Логика. Подбирая модули, ребёнок учится сопоставлять фрагменты, таким образом, чтобы они прилегали друг к другу. Набирая изображение, ребёнку приходится размышлять, почему он делает так, а не иначе.

2) Память. Складывая изображение раз за разом, совершенствуя своё мастерство — ребёнок тренирует свою визуальную память.

3) Внимательность. Порой ребёнок никак не может найти нужную деталь, но чем чаще он упражняется, тем больше развивает у себя навык, выхватывает взглядом нужную деталь.

4) Образное и пространственное мышление. Ребёнок обращает внимание на то, что в результате получается изображение, картина, образ. Умение собирать целостное из частей определяется развитием пространственного мышления. Здесь и закрепление понятий — сверху-снизу; слева-справа; большой-маленький; толстый-тонкий; длинный-короткий; закрепление геометрических форм (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал и т. д.).

5) Мелкая моторика и глазомер. Сначала ребенок будет ставить их под углом, криво, косо, как бы «примеряя» фрагмент. Но потом, появится ловкость и кусочки сами, легко будут ложиться на поверхность.

6) Терпение и усидчивость. Для того, чтобы сложить картину, требуется время. Именно желание самому, во что бы то ни стало, справиться с задачей, заставляет ребёнка проводить за выкладыванием мозаики достаточно длительное время.

 При работе над мозаичным изображением нужно учитывать следующие рекомендации: − величина модуля и количество должны соответствовать возрасту, чем младше ребёнок, тем крупнее должны быть детали и тем меньше их должны быть и наоборот: чем старше ребёнок, тем мельче модуль и их должно быть больше по количеству. Изображение также может быть цветным, что позволит ребёнку ориентироваться по цвету и рассортировать модули.

Научить ребенка создавать мозаичное изображение складывается из нескольких условных этапов:

Этап первый— взрослый собирает всё практически сам, показывая и комментируя свои действия. Ребёнок наблюдает.

Этап второй— взрослый предлагает ребёнку самому вложить в практически собранную картинку несколько элементов, и так по нарастающей.

Этап третий— ребёнок собирает сам, помощь взрослого заключается лишь в том, чтобы словесно подсказать ребёнку в моменты его затруднения.

Этап четвёртый — ребёнок создаёт изображение без помощи взрослого, с каждым разом выбирая более сложную технику и увеличивая скорость сборки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3 Выпускная квалификационная работа студента "Формирование навыка продуктивного чтения младших школьников средствами технологии критического мышления"

Необходимым условием успешности обучения чтению и литературного образования детей в начальной школе является обязательность собственной читательской и учебной деятельности ученика, при которой обучающ...

Статья "Способы и средства формирования профессиональных компетенций у обучающихся по профессии "Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)" в ГАПОУ "Краснокаменский горно-промышленный техникум"

В настоящее время основой формирования профессиональных компетенций, обуславливающей объективное качество подготовки выпускников образовательных учреждений НПО/СПО, являются федеральные государс...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Статья посвящена значению и роли здоровьесберегающих технологий учебного процесса как фундаментальному условию формирования культуры здоровья и ценностей здорового образа жизни подрастающего поколения...

Математическое моделирование как средство формирования информационной коммуникационной компетентности обучающихся на занятиях по физике.

В статье представлены работы по математическому модельрованию в среде "Живая физика". Разработки способствуют формированию информационно-комуникационной компетенции обучающихся, а также могут быть исп...

Стендовый доклад «Способы и средства формирования профессиональных компетенций у обучающихся по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)»

В докладе  представлены материалы из опыта работы преподавателя  дисциплин профессионального цикла по теме «Способы и средства формирования профессиональных  компетенций у обучающихся ...

«Аудиторная работа студентов 1 курса колледжа как средство формирования творческого мышления (на примере преподавания литературы и русского языка)»

laquo;Аудиторная работа студентов 1 курса колледжа как средствоформирования творческого мышления(на примере преподавания литературы и русского языка)»...

Обобщение инновационного педагогического опыта на муниципальном уровне по теме: Формирование креативного мышления у обучающихся на уроках музыки.

16.05.2024 года обобщён инновационный педагогический опыт на муниципальном уровне по теме: Формирование креативного мышления у  обущающихся на уроках музыки. Современная школа ставит перед собой ...