Моральная нормативность
статья

Хазбиева Лилия Ильгизовна

Моральная нормативность является важным критерием, от которого зависит уровень отношений в классном коллективе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moralnaya_normativnost.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАВИСИМОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ОТ УРОВНЯ

ИХ МОРАЛЬНОЙ НОРМАТИВНОСТИ

Адаптация – приспособление человека к изменяющимся условиям окружающей среды и к состояниям собственного организма – является существенно важным показателем физиологического, психологического и социального комфорта, благополучия любого человека. Адаптация старших школьников тем более важна, что дети – наше будущее – должны с ранних лет иметь представление о своих возможностях, о том, как им устроиться в современном мире [1, с.3]. Старший школьный возраст – это период, когда ребята начинают ощущать себя достаточно взрослыми, самостоятельными, но в то же время все еще продолжают зависеть от своих родителей. Самооценка и уровень притязаний, состояние психологического климата в коллективе – эти и другие факторы во многом обуславливают способность школьников к адаптации. Большую роль в адаптации молодого человека к окружающему миру играют его коммуникативные способности – умение установить и поддерживать контакты с различными людьми, причем эти люди не всегда являются желательными собеседниками [3, с.145]. В данном случае важно развитие такого качества, как коммуникативная толерантность – степень переносимости личностью неприемлемых психических состояний, качеств и поступков партнеров по коммуникативному взаимодействию. Еще одним показателем, обуславливающим адаптационные возможности человека, является уровень его моральной нормативности – способности понимать и принимать установленные в обществе и в государстве нормы и правила взаимного поведения.

Изучение механизмов и закономерностей адаптации человека в старшем школьном возрасте приобретает в настоящее время важное значение, т.к. в структуре «новой школы» ребятам приходится затрачивать большое количество внутренних ресурсов на процессы адаптации. Это связано с тем, что в настоящее время очень часто происходит смена учащихся в классе – отбор в первый класс после детского сада, отбор в пятый класс, отбор в среднее звено, отбор в профильные классы. Ребята не успевают привыкнуть друг к другу – и вот их уже снова переводят из класса в класс в зависимости от показателей успеваемости, поведения и т.д.

На основе теоретических данных, имеющихся в различной психолого-педагогической литературе,  была разработана гипотеза исследования, которая состоит в предположении, что представления старшеклассников о собственных коммуникативных качествах и адаптивных способностях зависят от уровня их моральной нормативности.

В исследовании принимали участие 50 школьников – учащихся 10-11-х классов ГБОУ «Казанская кадетская школа-интернат им. Героя Советского Союза Б. К. Кузнецова». Испытуемые были поделены на две группы численностью 25 человек в зависимости от уровня моральной нормативности: группа с высоким уровнем данного показателя и группа с низким показателем.

Основным методом исследования является тестирование учащихся с применением следующих, многократно апробированных методик: «Коммуникативная толерантность» (В. В. Бойко), «Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (А. Г. Маклаков, С. П. Чермянин), «Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн», «Изучение психологического климата группы школьников» (Ф. Фидлер, Ю. Л. Ханин). Полученные данные обрабатывались с помощью методов математической статистики.

Целью данного исследования было изучение особенностей взаимосвязей уровня моральных установок с различными адаптационными показателями  у старших школьников с различным уровнем моральной нормативности. В ходе исследования были получены следующие результаты:

1.В группе школьников с высоким уровнем моральной нормативности ярче выражен такой показатель как «коммуникативные способности». Связано это, как мы предполагаем, с большей терпимостью, внимательностью, корректностью таких школьников во взаимодействии с партнерами.

2.Группа школьников с низким уровнем моральной нормативности отличается от первой выборки по выраженности показателей «уверенность в себе», «авторитет среди сверстников», «руководство своим собственным мнением», «неприятие индивидуальности человека». Ребята, склонные к асоциальному поведению, более агрессивны, непримиримы к собеседникам. Можно также сказать, что старшие школьники, отличающиеся низким уровнем моральной нормативности, менее зависят от коллектива и именно поэтому достаточно легко пренебрегают общеобязательными правилами и нормами.

3.В группе школьников с низким уровнем моральной нормативности показатель «достоверность» гораздо ниже, чем в первой выборке – т. е. очевиден тот факт, что отрицательно настроенные (направленные) ребята склонны к преувеличению своих способностей и возможностей, склонны приукрашивать действительность, а также стремятся показать себя в более социально одобрительном плане.

4.Старшеклассники с низким уровнем моральной нормативности склонны ставить дружелюбие, успешность коллектива, взаимную поддержку в нем в зависимость от  уверенности в себе – т. е. для таких ребят класс выступает своеобразным «театральным подмостком», где можно выступить во всей красе и показать, на что ты способен. Чем более школьники с низким уровнем моральной нормативности уверены в себе, тем меньше они заинтересованы в отношениях, складывающихся внутри коллектива, а при совместной деятельности такие ребята претендуют на какую-либо исключительную, интересную роль.

5.В группе лиц с низким уровнем моральной нормативности  показатель «достоверность» коррелирует с такими показателями как «нервно-психическая устойчивость» и «личностный адаптивный потенциал» - чем более достоверными были ответы школьников, тем более уверенно чувствуют они себя и тем выше их адаптивные возможности. Показатель «моральная нормативность» связан прямой связью с показателями «характер» и «уверенность в себе» - от личностных особенностей школьников, а также от их уверенности в себе, от того, как их оценивают в коллективе, зависит их стремление придерживаться норм законодательства и человеческого общежития.

Таким образом, показатели адаптивности в экспериментальных группах отличаются и зависят от уровня моральной нормативности старших школьников.

Решающее значение в становлении моральной нормативности имеет собственный опыт личности, ее деятельность, в ходе которой складываются не только моральные понятия, но и нравственные чувства, привычки и другие неосознаваемые компоненты нравственного поведения. Характерный для личности способ решения моральных проблем, как и та система ценностей, с которой эти проблемы соотносятся, формируется прежде всего в ходе практической деятельности ребенка и его общения с окружающими людьми. Поведение личности зависит не только от того, как она понимает стоящую перед ней проблему, но и от психологической готовности к тому или иному действию. Большое значение имеют конфликтные ситуации, которые не только выявляют уже существующую нравственную направленность личности, но и формируют ее нравственный опыт.  Школьные конфликты нередко кажутся взрослым частными, несущественными, но эти конфликты имеют свою моральную сторону, и способ их разрешения формирует нравственное поведение личности. Знание нравственных норм и правил облегчает человеку принятие верного решения. Недаром среди старшеклассников популярны диспуты на этические темы. Но гипотетические или заимствованные из художественной литературы примеры и реальные жизненные ситуации, с которыми приходится сталкиваться самому подростку, — далеко не одно и то же. Моральные дилеммы, реально волнующие подростков, зачастую не совпадают с теми, которые предлагают им учитель или психолог [2, с.154]. Иногда старшеклассник просто «не узнает» стоящих перед ним моральных задач, хотя правила их решения ему отлично известны. Практическое решение всякой нравственной дилеммы связано с конкретной жизненной ситуацией. Человек может по-разному решать одну и ту же моральную дилемму, в зависимости от того, насколько близко она его затрагивает.

Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что для воспитания в ребенке умения правильно общаться с окружающими его людьми, нужно для начала научить его соблюдать простейшие моральные установки общества. Ребенок, которому с детства объяснили, «что такое хорошо, и что такое плохо», впоследствии гораздо быстрее находит общий язык с окружающими, не испытывает трудностей при смене коллектива, увереннее чувствует себя.

Литература:

1.Васильева С. В. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации старших подростков // Психология человека: интегративный подход в психологии: Сборник научных трудов. - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. -  // http://humanpsy.ru/vasilieva/pereezzh_podr

2.Кон И. С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. – М.: Просвещение, 1979. – 175 с.

3.Реан А. А. Психологическая адаптация личности / Под ред. А. А. Реан, А. Р. Кудашева, А. А. Баранова. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. – 479с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Восприятие и моральная оценка исторических событий современной молодежью

Восприятие и моральная оценка исторических событий современной молодежью и старшего поколения существенно различается. В чем заключаются причины? Каковы средства преодоления этого раскола?...

Беседа с обучающимися, нуждающимися в особом педагогическом внимании. Тема: "Личная ответственность за свои поступки. Моральная и юридическая ответственность за нарушение нравственной нормы"

Беседа с обучающимися, нуждающимися в особом педагогическом внимании. Тема: "Личная ответственность за свои поступки. Моральная и юридическая ответственность за нарушение нравственной нормы". Дан...

Формирование благоприятного морально - психологического климата в подразделении учебной роты как фактор повышения успешности воспитанников.

В статье  раскрыта работа педагога-психолога по изучению и формированию благоприятного морально-психологического климата в подразделении учебной роты. Вы узнаете этапы психологической работы псих...

статья Условия формирования морально-нравственных качеств у студентов

статья Условия формирования морально-нравственных качеств у студентов - из опыта работы студентов социально-педагогического колледжа специальности Дошкольное образование...

Как писать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему.

Как писать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему....

Развитие морально-нравственных качеств, которые являются основой формирования личности

Нормы и правила,которые относятся к сфере нравственности, обязательного характера не имеют, и практически их соблюдение зависит от самого человека...

Доклад "Морально-правовые проблемы, связанные с эвтаназией" на конференции "Проблемы современного общества" в Институте гуманитарного образования и информационных технологий 22.10.2015 года учащихся Сергова Егора и Слесаревского Егора

Доклад "Морально-правовые проблемы, связанные с эвтаназией" на конференции "Проблемы современного общества" в Институте гуманитарного образования и информационных технологий 22.10.2015 года учащихся С...