Развитие координационных способностей старших дошкольников в условиях ДОУ
статья
Совершенствование координационных способностей в дошкольном возрасте является актуальной задачей процесса физического воспитания. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным в этом отношении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_mareeva_npk_rostov.docx | 55.63 КБ |
Предварительный просмотр:
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ КАК УСЛОВИЕ ПРИ ОТБОРЕ ДЕТЕЙ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКОЙ
г. Ленинск-Кузнецкий
Кузнецова Е.Е.
студентка 2 курса ГПОУ «Кузбасское УОР»
Научный руководитель:
Мареева Е.Б.
Спортивный отбор является неотъемлемой частью в любом виде спорта. Спортивный отбор позволяет определить наличие у ребенка определенных физических качеств, характерных для конкретного вида спорта.
Согласно стандарту спортивной подготовки по спортивной гимнастике все физические качества и особенности телосложения оказывают значительное влияние на результативность соревновательной деятельности, поэтому к отбору детей для занятий гимнастикой предъявляются высокие требования [3].
Одним из направлений современного этапа развития спортивной гимнастики, является рост сложности упражнений, что ведет к более ранней специализации и, соответственно, увеличению требований при определении пригодности детей к занятиям спортом [2].
Как считает Аркаев Л.Я., сложившуюся в России гимнастическую систему подготовки спортсменов, составной частью которой является технология отбора и спортивной ориентации, необходимо постоянно совершенствовать в соответствии с тенденциями развития мировой гимнастики [1].
Уровень требований для зачисления детей в группы начальной спортивной подготовки достаточно высокий и не всегда неподготовленные дети в возрасте 6 лет способны выполнить данные нормативы.
Все вышеизложенное определило цель данного исследования -
- обоснование роли спортивно-оздоровительного этапа для отбора детей в группы начальной спортивной подготовки в спортивной гимнастике.
Объект исследования - процесс спортивного отбора в спортивной гимнастике.
Предмет исследования - спортивно-оздоровительный этап как условие для зачисления детей в группы начальной спортивной подготовки.
Гипотеза исследования: предполагалось, что отбор детей на этап начальной спортивной подготовки в спортивной гимнастике требует предварительной подготовки на спортивно-оздоровительном этапе.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность спортивного отбора в спортивной гимнастике и методические особенности спортивно-оздоровительного этапа по литературным источникам.
2. Провести антропометрические измерения, тестирование общей, специальной физической и технической подготовки.
3. Экспериментально подтвердить роль спортивно-оздоровительного этапа в спортивной подготовке для развития показателей общей, специальной физической и технической подготовленности.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- анализ литературных источников;
- педагогическое наблюдение;
- педагогическое тестирование;
- антропометрия,
- методы математической обработки результатов.
С целью проверки рабочей гипотезы проведено исследование по выявлению роли предварительной подготовки детей на спортивно-оздоровительном этапе для зачисления девочек в группы на этап начальной спортивной подготовки.
Исследование проводилось на базе «Областной детско-юношеской школы Олимпийского резерва по спортивной гимнастике имени И.И. Маметьева» г. Ленинска-Кузнецкого и включало следующие этапы:
- на первом этапе проводился сбор и анализ теоретического материала, подготовка педагогического исследования;
- на втором этапе проведены антропометрические измерения, контрольные испытания общей, специальной физической и технической подготовки;
- на третьем - заключительном этапе исследования - полученные данные анализировались, формулировались выводы.
В экспериментальную и контрольную группы вошли по 12 девочек. Девочки контрольной группы на момент тестирования не занимались спортивной подготовкой, но посещали детские дошкольные учреждения, в которых предусмотрена физкультурная деятельность.
Исследуемые нами дети экспериментальной группы, на момент тестирования занимались на спортивно-оздоровительном этапе от 10 месяцев до 1 года.
В спортивной гимнастике при отборе в группы начальной подготовки рассматривается необходимость исследования анатомо-морфологических признаков.
С этой целью изучаются генетически обусловленные особенности строения тела, и определяется предрасположенность ребенка к тому или иному виду спорта.
Морфологические показатели девочек, как в контрольной, так и в экспериментальной группах, входят в диапазон нормативов при наборе детей в группы начальной спортивной подготовки.
Далее нами были проведены контрольные испытания по программе тестирования общей и специальной физической подготовки, которые осуществляются на основе Федерального стандарта спортивной подготовки по спортивной гимнастике. (Приказ "Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта спортивная гимнастика" № 691 от 30.08.2013).
Нормативы общей и специальной физической подготовке включали следующие упражнения:
- силовая подготовка (угол в висе, подтягивание, поднимание прямых ног в висе)
- скоростно-силовая (бег 20м, прыжок в длину с места)
- гибкость (наклон, шпагат, мост)
В практике спортивной гимнастики широко используется 10-ти бальная система оценки результатов тестов.
В группы на этап начальной подготовки зачисляются дети, сдавшие нормативы общей физической, специальной физической и технической подготовки, получившие оценки за тесты не ниже, чем удовлетворительно.
Показатели общей и специальной физической подготовки девочек контрольной и экспериментальной групп представлены на слайде.
Рис.1. Показатели общей и специальной подготовки девочек контрольной и экспериментальной групп
Девочки контрольной группы справились с предложенными тестами хуже, чем девочки экспериментальной группы. Значительные различия контрольной и экспериментальной групп, наблюдаются в тестах на развитие силовых качеств и гибкости. Наименьшие баллы получены в тестах:
подтягивание в висе, угол в упоре, бег на 20 м.
Техническая подготовка включала оценку показателей развития координации и вестибулярной устойчивости.
Результаты тестирования технической подготовки девочек контрольной и экспериментальной групп представлены на слайде.
Таким образом, общая оценка пригодности ребенка к занятиям спортивной гимнастикой должна носить комплексный характер, то есть учитывать особенности телосложения, специальную физическую подготовленность, координацию движений и вестибулярную устойчивость.
Показатели зачисления на этап начальной подготовки девочек контрольной и экспериментальной групп представлены на рис.3.
Рис.3 Показатели зачисления девочек контрольной и экспериментальной групп в группы начальной спортивной подготовки (в %)
ВЫВОДЫ
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
- морфологические показатели девочек контрольной и экспериментальной групп соответствуют нормативам, необходимым для зачисления детей в группы начальной спортивной подготовки;
- телосложение девочек контрольной группы оценено как удовлетворительное, а экспериментальной группы как хорошее;
- значительные различия в показателях физической и специальной физической подготовки контрольной и экспериментальной групп наблюдаются в тестах на развитие силовых качеств и гибкости, наименьшие баллы у девочек контрольной группы получены в тестах: подтягивание в висе (5,4), угол в упоре (5,8), бег на 20 м (5,7);
- по результатам технической подготовленности девочек экспериментальной группы: их оценки выше в тестах на координацию движений – на 1,9 балла, в тестах на вестибулярную устойчивость – на 3,4 балла.
По итогам проведенного исследования в группы начальной подготовки зачислены: 3девочки из контрольной группы (25%) и 9 девочек из экспериментальной группы (83,3%).
Причины, по которым девочки контрольной и экспериментальной групп не были зачислены, можно назвать следующие:
- невыполнение нормативов общей физической и специальной физической подготовки;
- невыполнение нормативов технической подготовки.
Проведенное исследование подтвердило, что подготовка девочек на спортивно-оздоровительном этапе существенно повысила шансы для зачисления на этап начальной спортивной подготовки. Выявленные нами высокие показатели у девочек экспериментальной группы, обусловлены следующими факторами:
-тренирующим воздействием на этапе начальной спортивной подготовки, что способствовало развитию физических качеств и технической подготовки гимнасток;
- повышение психофизиологической готовности к занятиям спортивной гимнастикой;
- наличие у ребенка двигательной одаренности.
Список информационных источников:
- Аркаев, Л.Я. Как готовить чемпионов: Учеб. пособие для специалистов гимнастики и родственным ей видам спорта/ Л.Я. Аркаев, Н.Г. Сучилин. – М.: Физкультура и спорт, 2004. – 328с.
- Розин Е.Ю. Методика отбора и прогнозирования способностей к занятиям спортивной гимнастикой: Учебное пособие для студентов факультета физической культуры. – М.: 1999. – 34 с.
- https://sportshcool2kms.ucoz.ru/gimnastika.doc
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья Условия нравственного воспитания старших дошкольников
Статья студентки специальности дошкольное образование "Формирование отношений сотрудничества между родителями и педагогами как условие нравственного воспитания старших дошкольников"...
РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНОШЕЙ МЕТОДОМ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ТРЕНИНГА
В данной статье рассматривается оценка эффективности применения метода функционального тренинга для развития координационных способностей в циклических локомоциях в учебно-тренировочной деятельности ю...
Тема: «Моделирование условий закрепления техники выполнения элементов спортивной игры «Городки» у старших дошкольников»
Методическая разработка открытого учебного занятияпо МДК. 01.03 Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков...
ЗНАЧЕНИЕ «ШКОЛЫ МЯЧА» ДЛЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ 11–12 ЛЕТ
На основе изучения специальной литературы выявлена сущность теории «школы мяча», разработанной А.А. Красуской и П.Ф. Лесгафтом. Раскрыто ее значение для развития координационных способност...
Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами сюжетного рисования
Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, поскольку для ребенка это радость познания и творчества. Проблема развития творчества всегда занимала исслед...
Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи старших дошкольников с ОНР.
Диалогическая или разговорная речь является основным видом речевого взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми, она служит фундаментом для образования монологической связной...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТ УРОКА «Инновационная технология развития координационных способностей средствами баскетбола».
laquo;Инновационная технология развития координационных способностей средствами баскетбола»....