Тренинг развития коммуникативных навыков и умений
методическая разработка

Цель тренинга: развитие коммуникативных навыков, формирование конструктивных форм общения подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening.docx26.56 КБ

Предварительный просмотр:

Кузьмина Екатерина Владимировна,

 педагог – психолог Цивильского

аграрно-технологического техникума

Минобразования Чувашии

Тренинг развития коммуникативных навыков и умений

Цель тренинга: развитие коммуникативных навыков, формирование конструктивных форм общения подростков.

Задачи тренинга:

– создание положительного эмоционального фона в группе;

– сплочение группы детей;

– преодоление коммуникативных барьеров;

– развитие умения взаимодействовать с окружающими людьми.

Вступление: Общение является неотъемлемой частью жизни каждого человека. При помощи него мы получаем, передаем различного рода информацию, взаимодействуем с другими людьми, развиваемся. Общение должно приносить радость и удовольствие, но, к сожалению, бывает и наоборот. Это связано с тем, что мы не всегда можем правильно и четко выразить свои мысли и чувства, стесняемся или не умеем налаживать новые контакты, то есть не умеем правильно общаться, что впоследствии может существенно усложнить нашу жизнь. Этот тренинг направлен на предотвращение развития этой проблемы, в ходе него мы будем развивать наши коммуникативные навыки, учиться правильно и конструктивно взаимодействовать с людьми. Итак, приступим...

Разминка

Упражнение «Это мое имя» (10 минут)

Цель: развитие уважения друг к другу участников тренинга.

Содержание: По кругу каждый по очереди называет свое имя. Затем он сообщает о своем имени что-нибудь.

Например он может попытаться ответить на такие вопросы:

Знаю ли я, кто его для меня выбрал?

Знаю ли я, что означает мое имя?

Кто еще в семье носил это имя?

Рефлексия

Легко ли вам было рассказывать о своем имени?

Ели нет, почему?

«Правила нашей группы» (5 минут)

Цель: Выработка основных правил работы в тренинговой группе.

Содержание: После того как участники познакомились, ведущий предлагает им правила работы в группе. Они их внимательно прочитывают и если все правила принимаются, то утверждают их. Если же участникам не нравиться какое-либо правило, то они обосновывают своё недовольство и предлагают своё правило. Так же участники могут просто дополнить предложенные ведущим правила.

Правила:

«Здесь и теперь».

Не оценивать друг друга.

Уважение к говорящему.

Конфиденциальность

Активное участие в происходящем.

Искренность в общении.

Как можно больше контактов и общения с различными людьми.

Основная часть

Упражнение «Двойки» (10 минут)

Цель: приобретение навыков и умений, связанных с ведением диалога; научиться приемам сближения с партнером по общению, слушать и слышать человека, который находится рядом с тобой. 

Содержание: Работа в парах. Задача – составить список сходств, найти точки соприкосновения, т.е. то, чем вы похожи.

Затем списки зачитываются, происходит обсуждение.

Упражнение «Передать одним словом» (10 минут)

Цель: подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации.

Оборудования: карточки размером с визитную карточку с напечатанными на них названиями эмоций.

Содержание: Я раздам вам карточки, на которых написаны названия эмоций, а вы, не показывая их другим участникам, скажете слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на вашей карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.

Теперь я перемешиваю карточки и еще раз вам раздам их.

Та же задача только теперь читаем короткий стишок «уронили мишку на пол».

Рефлексия:

Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?

В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?

Помимо общения словами, есть не вербальное общение. Невербальное общение – это все сигналы, символы, жесты, манеры, тембр, мимика то есть неречевая форма общения, взаимопонимания.

Упражнение «Моя проблема в общении» (15 минут)

Цель: узнать, какие проблемы существуют в общении.

Оборудование: бумага, ручки.

Содержание: Вы пишите на отдельных листах бумаги в краткой, лаконичной форме ответ на вопрос: «В чем заключается твоя основная проблема в общении?» Листки не подписываются. Листки сворачиваются и складываются в общую кучу. Затем каждый участник произвольно берет любой листок, читает его и пытается найти прием, с помощью которого он смог бы выйти из данной проблемы. Группа слушает его предложение и оценивает, правильно ли понята соответствующая проблема и действительно ли предлагаемый прием способствует ее разрешению.

Рефлексия: (5 минут)

Что вы чувствовали, выполняя упражнение?

Главную роль в общении играет речь. В процессе «говорения» важно буквально все: как обращаются к собеседнику, что говорится вначале, а что потом, соответствуют ли слова тону высказываний и т.д. Еще древние философы отмечали, что ведение беседы – настоящее искусство. Удивительно, что люди, зная о своем неумении публично выступать и всячески стремясь научиться этому, практически не задумываются, удается ли им успешно общаться с окружающими людьми – друзьями, коллегами, родственниками и т.д. Между тем часто в жизни бывает, что мы хотим сказать одно, а, сами того не осознавая, говорим другое или вообще не находим слов для выражения какой-то важной мысли или чувства.

Коммуникативное упражнение «Дар убеждения» (10 минут)

Цель: развитие навыков убедительной речи.

Содержание: Вызываются два участника. Каждому из них ведущий дает спичечный коробок, в одном из которых лежит цветная бумажка. После того, как оба участника выяснили у кого из них в коробке лежит бумажка - каждый начинает доказывать "публике" то, что именно у него в коробке лежит бумажка. Задача публики решить путем консенсуса, у кого же именно лежит в коробке бумажка. В случае если "публика" ошиблась - ведущий придумывает ей наказание (например, на протяжении одной минуты попрыгать). Во время обсуждения важно проанализировать те случаи, когда "публика" ошибалась - какие вербальные и невербальные компоненты заставили ее поверить в ложь.

Упражнение «Умение слушать» (15 мин)

Цель: помочь осознать важность умения слушать и слышать в процессе общения с окружающими людьми.

Содержание: Участники делятся на пары. В каждой паре участники должны за 5 минут рассказать другому о себе на заданную тему (откуда родом, про свою семью, о своем хобби, о последнем просмотренном фильме, о последней прочитанной книге и т.д.). Об этом задании не говорится заранее. Ведущий объединяет пары в четверки и просит каждого участника рассказать о том, что он узнал о партнере, другой паре. При этом партнер молчит и никак не исправляет того, что о нем говорят. 

Проводится обсуждение: Все ли рассказали или были потери информации?  

Живя в сверхскоростном ритме времени мы утратили одно из важнейших качеств - это умение слушать, умение выслушать собеседника. Уметь выслушать оппонента - это 50% успеха, а может и более, как знать, но не менее - точно.

Потратив всего пять минут своего внимания для того чтобы выслушать человека, мы можем приобрести друга, соратника, единомышленника на всю оставшуюся жизнь. Это, конечно, не означает, что мы должны выступать в роли некой жилетки, в которую сможет поплакаться и высморкаться любой желающий, а то, что научившись слушать мы сможем эфективнее управлять, принимать более точные решения.

Умение слушать - чрезвычайно редкое искусство. Это искусство необходимо для повседневных отношений в коллективе. Человек, не умеющий выслушивать другого, лишён притока необходимой информации, он все узнает последним, окружающие неохотно сообщают ему о своих идеях. Окружающие совершенно справедливо воспринимают такой стиль общения как проявление невнимания, неуважения к их личности, что вызывает с их стороны обиды и раздражение. 

Упражнение «Одноминутная речь» (20 мин)

Цель: развитие коммуникативных навыков, ораторского мастерства, способности говорить спонтанно.

Оборудование:  список вопросов для выступления на определенную тему.

Содержание: Ведущий объясняет, что каждому из участников нужно будет произнести одноминутную речь на определенную тему. Выбирается доброволец, который будет следить за временем. Ведущий зачитывает или показывает на проекторе первый вопрос и выбирает первого оратора, который говорит в течение минуты. Ведущий называет следующий вопрос и вызывает следующего участника, так продолжается, пока не выступят все. После завершения выступлений тренер просит группу дать обратную связь всем участникам. 

Обсуждение: 

Что особенно понравилось в выступлениях, привлекло внимание, «зацепило»?

Какие удачные ораторские приемы были использованы участниками? Было ли легко или тяжело говорить спонтанно?

Что делали спикеры, если у них «заканчивались мысли»? 

Возможны список вопросов для выступления: 

Как вы заработали первые деньги?

Самый необычный подарок, который вы дарили или получали?

Самая смешная история, которая с вами происходила?

Лучший отпуск, который вы провели?

Отговорки, которые люди придумывают, когда опаздывают?

Что лучше — дипломатичность или прямолинейность?

Манипуляции — это хорошо или плохо?

С каких фраз начать знакомство в метро?

Если бы вы выиграли кругосветное путешествие, куда бы вы поехали?

Заключительная часть

Рефлексия (5 минут)

Цель: Получение обратной связи. 

Оборудование: мяч.

Содержание: Участникам предлагается завершить фразу «Сегодня я…, сегодня мне…».

Все начинается с общения. Каким оно должно быть? В разные времена у разных народов существовали определенные правила общения. Но есть основные, которые актуальны во все времена.

Вот древние заповеди общения:

доверяйте тому, с кем общаетесь,

уважайте того, с кем общаетесь,

общаясь с человеком, делайте это наилучшим образом.

Обращаясь к незнакомому человеку, важно, чтобы слова были доброжелательными, уместными, чтобы взгляд и улыбка, и весь облик располагали в вашу пользу. При разговоре нужно смотреть человеку в глаза, а взгляд должен быть доброжелательным и ясным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха

Данная статья предназначена для студентов факультета СДО, а также для педагогов , работающих с детьми с ОВЗ...

«Технология моделирующего обучения - ключ к развитию коммуникативных навыков и контактности ребёнка в рамках ФГОС».

Рассматриваю технологии моделирующего обучения как механизм решения  проблемы развитие коммуникативной деятельности и контактности ребёнка, особенностью которого является совершенствование  ...

Карта профессионального развития "Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста"

центр для несовершеннолетних»(Стационарное отделение с. Красный Яр)  Карта профессионального развития Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста и младшего школьного возра...

Статья "Формирование межличностных отношений в групповом коллективе. Развитие коммуникативных навыков через тренинговую работу"

Психологическая атмосфера, которая складывается в групповом коллективе не должна остаться без внимания для каждого педагога. Благоприятные межличностные отношения подростков положительно влияют не тол...

Развитие коммуникативных навыков у обучающихся на уроках истории и обществознания как средство успешной социализации личности

Среднее специальное образование в  Российской Федерации нацелено на создание компетентных профессиональных специалистов. Одним из условий является уметь владеть коммуникативными навыками. В...

Игры и упражнения для развития коммуникативных навыков общения детей дошкольного возраста

Для студентов и для педагогов работающих в сфере дошкольного образования...

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (выпускная квалификационная работа – магистерская диссертация)

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (выпускная квалификационная работа – магистерская диссертация...