Стратегии и тактики поведения в конфликтной ситуации.
методическая разработка

Лекция по психологии общения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strategii_povedeniya_v_konflikte2.docx38.03 КБ
Файл lektsiya_strategii2.pptx1.04 МБ

Предварительный просмотр:

Психология общения

Тема занятия: Стратегии и тактики поведения в конфликтнойситуации.

Вид занятия:  лекция

Продолжительность: 90 минут

Цель - сформировать у обучающихся знания о способах разрешения конфликтов и стратегиях поведения в конфликтных ситуациях.

Задачи:

  1. формирование у обучающихся умение правильно оценивать конфликтныеситуации и способы решения конфликтов;
  2. развитие умения анализа конфликтных ситуаций и выбора рациональных стилей поведения в конфликте;
  3. воспитание толерантной модели поведения
  4. развитие коммуникативных навыков общения.

Образовательные технологии: информационно - коммуникационные

Методы и приемы обучения: словесный, наглядный.

Средства обучения:

Технические средства обучения: ПК, мультимедийный проектор

Электронные ресурсы: мультимедийная презентация

Этапы занятия:

Продолжительность

1.

Организационный момент

2 минуты

2.

Опрос по пройденному материалу

5 минут

3.

Изложение нового материала

38 минуты

4.

Закрепление изложенного материала

25 минут

5.

Систематизация и обобщение изученного материала

10 минут

6.

Подведение итогов занятия

10 минут

  1. Организационный момент

 Отметка отсутствующих.

 Проверка готовности к занятию.

  1. Опрос по пройденному материалу

Вспомним предыдущую тему нашей лекции. На прошлой лекции мы с вами изучили, что такое конфликт, виды конфликтов и разобрали положительные и отрицательные стороны конфликта. Итак, что же такое конфликт?

Конфли́кт - противоречие,  столкновение противоположных взглядов, интересов, точек зрения, форм поведения, где каждая из сторон преследует свои цели, интересы и позиции, не совместимые с другой стороной.

Когда возникает Конфликт, человек начинает испытывать определенные чувства: обиду, гнев, страх, боль и др.  В дальнейшем эти чувства остаются в памяти и вызывают ряд ассоциаций  со словом «Конфликт».

Упражнение «Ассоциации».

Правило игры следующее:

Я произношу фразу характеризующую конфликт, например:

«Конфликт - это человек»

Сейчас у каждого возник свой образ человека: мужчина/женщина, молодой/старый, добрый или злой.

 Под цифрой 1 напишите,  какой это человек.

Следующие фразы:

«Конфликт – это животное»;

«Конфликт – это музыка»;

«Конфликт – это природное явление»;

«Конфликт – это цвет»;

«Конфликт – это сказочный персонаж»

Группа делится на 3 подгруппы и выполняют упражнение. Затемкаждая подгруппазачитывает свои ассоциации.

  1. Изложение нового материала

Просмотр мультфильма.

С чего начался конфликт?

Что не смогли сделать герои мультфильма?

В чём причина конфликта? (неумение понять друг друга, договориться).

Мы видим, что в одной и той же ситуации происходит выбор различных стратегий поведения. И каждый человек действует в конфликтной ситуации по-разному. Как вы думаете почему?

Все люди разные и каждый имеет свое мнение и свои взгляды на происходящее вокруг него. Часто эти мнения расходятся с мнением окружающих. В результате происходит столкновение сторон, несогласие, которое приводит к возникновению конфликта.

В реальной жизни не так просто выяснить истиннуюпричину конфликта и найти адекватный способ его разрешения, но мы можем научиться правильно вести себя в конфликтных ситуациях ипридерживаться определенного стиля поведения при конфликте.

Описывая поведение человека в конфликте, уместно говорить об его стратегии, тактики.

Стратегия поведения в конфликте – это план по достижению цели конфликта, отношение субъекта к конфликтам в целом, а не с конкретным человеком и не в конкретных условиях.

Тактика поведения в конфликте – это приемы, средства достижения цели, которые соответствуют выбранной стратегии. Как правило, набор ограничен.

Упражнение «Грабитель»

Разберем такой пример: в темном переулке на вас напал грабитель, который требует отдать ему все деньги. Возможные сценарии действия:

1. Конкуренция– оказать физическое сопротивление.

2. Сотрудничество – попытаться «навести» этого грабителя на более богатого знакомого, поставив условие: вырученные таким путем деньги поделить.

3. Компромисс – договориться с грабителем, что он берет только часть имеющихся денег в обмен на обещание жертвы не обращаться с заявлением в полицию.

4. Избегание – попытаться убежать.

5. Приспособление – безропотно отдать всю имеющуюся наличность.

Томас К. известный американский психолог выделил 5 стратегий поведения в конфликтной ситуации:

Избегание -стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем.Участник занимает позицию жертвы, отказывается обсуждать что-либо, предпринимать какие-то действия, делает вид, что никаких разногласий нет.

Данная стратегия рекомендуется, когда высока вероятность правоты другого человека, либо этот человек обладает властью, а также тогда, когда ситуация не слишком важна (например, спор о каком-либо актере, которого ты не очень и любишь.), не слишком значима, очень сложна и запутана, либо ты надеешься, что через некоторое время ситуация разрешится сама (например, человек, который тебя раздражает, скоро уедет, так зачем с ним и спорить?!)

+Выигрываешь время.

- Проблема не решена, негативные эмоции не исчезли, а загнаны внутрь.

Конкуренция (соперничество, противоборство) - открытая борьба за свои интересы. Победа важнее, чем разрешение конфликта. Данная стратегия характеризуется стремлением удовлетворить свои интересы путем активной борьбы с противоположной стороной и игнорированием ее интересов, целей, мнений.

 Такая стратегия оправданна, когда решается действительно что-то важное и значительное и любая уступка серьезно затрагивает твое достоинство и достоинство твоих близких, подвергает риску твое благополучие, здоровье.

+Все твои интересы соблюдены.

- Репутация скандалиста и неприятного человека.

Приспособление - отказ от отстаивания собственных интересов при согласии полностью удовлетворить интересы противоположной стороны.

Стиль приспособления рекомендуется, когда происходящие события не слишком значимы, когда важнее сохранить мир и хорошие отношения с другими людьми, когда объем собственной власти невелик.К примеру, мама не может терпеть рок-музыку. Стоит ли с ней конфликтовать, заставлять нервничать дорогого, любимого человека? Уступи, включай музыку, когда ее нет дома.

+Не испорчены отношения с человеком, так как его интересы соблюдены.

- Твои интересы остались без внимания.

Сотрудничество - поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон. Ты смотришь на соперника как на помощника в решении возникшей проблемы, пытаешься разобраться в его точке зрения, понять, как и почему он не согласен с тобой, найти решение, устраивающее и тебя, и соперника.Стратегия сотрудничества рекомендуется тогда, когда решение проблемы очень важно для обеих сторон, когда связывают тесные и длительные отношения, когда есть время поработать над возникшей проблемой, когда оба оппонента способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга.

+ Учтены интересы обеих сторон.

- Требует много сил и времени.

Компромисс урегулирование разногласий через взаимные уступки. Предполагает, что обе стороны идут на уступки для того, чтобы преодолеть спорную ситуацию. Интересы удовлетворяются не полностью, а частично. Компромисс требует от обеих сторон четкого соблюдения обязательств. К примеру, договариваешься с родителями, что можешь приходить домой вечером. На час позже при условии, что заранее сделал домашнее задание, прибрался в комнате и прочее.

+Часть интересов обеих сторон соблюдена.

- Получил лишь часть того, на что рассчитывал, и надо строго соблюдать условия договора.

Все стратегии имеют как плюсы, так и минусы, поэтому любая из них может быть эффективной. Нужно учитывать ситуацию, личность соперника и свою. Необходимо делать акцент не на то «кто виноват?», а на «что делать?».

Однако если конфликт произошел из-за грубости, несправедливости, обмана, эти стратегии могут оказаться бессильными.

Давайте проверим, как вы поняли эти стратегии. Посмотрите видеофрагменты и определите стратегию поведения героев

Каждой из стратегий соответствует определенный набор тактик.

Конкуренция:

жесткий контроль над действиями и источниками информации другой стороны;

систематическое давление (физическое, психологическое, моральное);

обман, лесть, манипуляции, хитрость, «подставы», провокации;

отказ идти на контакт, обсуждать что-либо (человек придерживается позиции «есть мое мнение и неправильное – тут нечего обсуждать»).

Избегание:

демонстративный уход от обсуждения («меня обидели», «не трогайте меня»);

отказ применять физическую силу;

игнор и недоверие, отказ собирать информацию и анализировать факты;

перекладывание ответственности;

оттягивание принятия решений;

отрицание конфликта.

Компромисс:

торги и обсуждение проблем, активные переговоры;

обман и лесть (нужны, чтобы убедить соперника в том, что у него есть определенные качества).

Присутствует установка на равное разделение благ.

Приспособление:

 соглашение во всем, постоянные уступки;

демонстративное нежелание вступать в противоборство;

лесть, угодничество, потакательство.

Сотрудничество:

 сбор информации об оппоненте, проблеме, конфликте;

 анализ своих ресурсов и возможностей оппонента;

подбор и озвучивание альтернативных решений;

открытое обсуждение с выявлением конкретных проблем; выслушивание и принятие позиции оппонента.

  1. Закрепление изложенного материала

Упражнение «Учимся разрешать конфликты»

Сейчас вы сможете потренироваться в разрешении конфликтов, которые могут возникнуть как со сверстниками, так и со взрослыми. Каждая команда получает карточку с описанием ситуации и карточку с названием той стратегии, при помощи которой нужно разрешить конфликт, затем группы разыгрывают ситуацию и выход из нее. Остальные участники игры должны отгадать какая стратегия выхода из конфликта была использована. А затем обсуждаются остальные стратегии поведения в данной ситуации.

  1. Ты зовешь друга (подругу) гулять, а он (она) хочет в это время смотреть фильм по телевизору. (Компромисс: вы смотрите половину фильма, а затем идете гулять; сотрудничество: вы идете гулять, а ты просишь своего друга записать фильм на видео.)
  2. Твой знакомый (знакомая) просит взаймы денег и обещает вернуть их на следующий день, но ты знаешь по опыту, что он (она) эти деньги не вернет. (Компромисс: ты даешь половину суммы; сотрудничество: ты узнаешь, для чего эти деньги и думаешь, как бы ты мог помочь иначе.)
  3. Родители отправляют тебя в магазин за продуктами, а ты хочешь играть в компьютерные игры. (Компромисс: ты играешь в игры еще немного, а позже идешь за продуктами; сотрудничество: ты спрашиваешь родителей, когда им нужныпродукты, и вы вместе определяете время для похода в магазин и для игры.)

Варианты поведения для стратегии «Избегание» ко всем ситуациям могут быть примерно такие: просишь позвонить попозже; отвечаешь уклончиво: «Я подумаю»; ничего не предпринимаешь и т. д.

Варианты поведения для стратегии «Конкуренция» ко всем ситуациям могут быть примерно такие: настаиваю на своем; наотрез отказываюсь делать то, о чем меня просят, и занимаюсь тем, чем считаю нужным; доказываю свою точку зрения и отстаиваю свои интересы и т. д.

Варианты поведения для стратегии «Приспособление» ко всем ситуациям могут быть примерно следующие: уступаю; откладываю свои дела на потом; тут же бросаюсь выполнять просьбу и т. д.

Упражнение «Автобус»

Для выполнения упражнения нужны три добровольца.

Действие происходит в автобусе. Один из участников упражнения – пожилой человек, который сидит у окна, а рядом с ним свободное сиденье. В автобусе есть еще одно свободное сиденье. Двое других участников упражнения входят в автобус. Им необходимо сесть вместе. Они просят пожилого человека пересесть, он не соглашается. Задача двух вошедших уговорить пожилого человека пересесть.

Остальные наблюдают за диалогом участников упражнения. После его выполнения можно обсудить результаты:

•Создалась ли конфликтная ситуация?

•Как вели себя участники в конфликтной ситуации?

•Удалось ли достичь сотрудничества?

•Если да, то каким способом, если нет, то что мешало?

  1. Систематизация и обобщение изученного материала

Дискуссионная игра «Выбор пути»

Вспомним с вами сказку, в которой Иван Царевич на перекрестке трехдорог делал выбор своего пути. Сам делал выбор и сам получал результат. Иоказывалось, что не всегда самый легкий путь приводил к тому, чтобыотношения с конфликтующей стороной остались благоприятными.

«А может быть, и в нашей жизни бывает, что мы как будто стоим наперекрестке нескольких дорог и тут нас самих, от нашего выбора зависит, покакой дороге мы пойдем, как гложутся наши отношения и наша жизнь».

(Рисуется на доске камень, на нем пишется слово «конфликт» от неёидут 5 дорог. Одна из них ведет к «сотрудничеству», другая к«компромиссу», третья к «избеганию», четвертая к «приспособлению», пятая к «конкуренции».Ребята размышляют над тем, какая дорога в будущем приведет к успеху. Покакой из дорог вы пойдете выбирать вам).

Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек всегда сможет эффективно уладить споры и разногласия, гибко используя различные стратегии: в одних случаях жестко настоит на своем, в других – уступит, в третьих – найдет компромисс. А чтобы не ошибиться в выборе стратегии поведения, нужен жизненный опыт, мудрость и знания. Надеюсь, этих знаний вы получили в ходе сегодняшнего нашего общения. Знайте что самое главное, чтобы обе стороны желали разрешения конфликта.

  1. Подведение итогов занятия

Вернитесь к самому началу нашего занятия и вспомните все, о чем говорили.

1.Можно ли жить без конфликтов? Почему?

2. Какие бывают стратегии поведения в конфликтных ситуациях?

3. В каких случаях эффективно использовать стратегию соперничества?

4. В чем суть стратегии компромисса?

В качестве закрепления материала, я предлагаю вам составить Синквейн со словом Конфликт.

1 строка это прилагательные, например: межличностный.

2 строка – глаголы, например: разрушает, учит и др.

3 строка – фраза, раскрывающая суть термина, например:  столкновение разных  мнений

4 строка – существительное, синоним конфликта.

По завершению работы каждая подгруппа прочитает свой синквейн участникам других подгрупп.

Закончить сегодняшнее занятие мне хочется притчей о гвоздях.

Притча о гвоздях

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди. Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю. Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:
— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Стратегии и тактики поведения в конфликтной ситуации

Слайд 2

Конфли́кт (от лат. conflictus - столкновение)- отсутствие согласия между двумя или более сторонами. Конфли́кт - противоречие, столкновение противоположных взглядов, интересов, точек зрения, форм поведения, где каждая из сторон преследует свои цели, интересы и позиции, не совместимые с другой стороной.

Слайд 3

Ассоциации: «Конфликт - это человек» «Конфликт – это животное» «Конфликт – это музыка» «Конфликт – это природное явление» «Конфликт – это цвет» «Конфликт – это сказочный персонаж»

Слайд 4

С чего начался конфликт? Что не смогли сделать герои мультфильма? В чём причина конфликта?

Слайд 5

Стратегия поведения в конфликте – это план по достижению цели конфликта, отношение субъекта к конфликтам в целом, а не с конкретным человеком и не в конкретных условиях. Тактика поведения в конфликте – это приемы, средства достижения цели, которые соответствуют выбранной стратегии.

Слайд 6

Упражнение «Грабитель» 1. Окажите физическое сопротивление. 2. Попытаетесь «навести» этого грабителя на более богатого знакомого, поставив условие: вырученные таким путем деньги поделить. 3. Договоритесь с грабителем, что он берет только часть имеющихся денег в обмен на обещание жертвы не обращаться с заявлением в полицию. 4. Попытаетесь убежать. 5.Безропотно отдаете всю имеющуюся наличность.

Слайд 7

1. Окажите физическое сопротивление (конкуренция). 2. Попытаетесь «навести» этого грабителя на более богатого знакомого, поставив условие: вырученные таким путем деньги поделить (сотрудничество). 3. Договоритесь с грабителем, что он берет только часть имеющихся денег в обмен на обещание жертвы не обращаться с заявлением в полицию (компромисс). 4. Попытаетесь убежать (избегание). 5.Безропотно отдаете всю имеющуюся наличность (приспособление).

Слайд 8

Способы разрешения конфликта Избегание Конкуренция Приспособление Сотрудничество Компромисс

Слайд 9

Избегание - стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем. Данная стратегия рекомендуется, когда высока вероятность правоты другого человека, либо этот человек обладает властью, а также тогда, когда ситуация не слишком важна, не слишком значима, очень сложна и запутана, либо ты надеешься, что через некоторое время ситуация разрешится сама.

Слайд 10

Избегание – откладывание решения конфликта. + Выигрываешь время. - Проблема не решена, негативные эмоции не исчезли, а загнаны внутрь.

Слайд 11

Конкуренция - открытая борьба за свои интересы. Данная стратегия характеризуется стремлением удовлетворить свои интересы путем активной борьбы с противоположной стороной и игнорированием ее интересов, целей, мнений. Такая стратегия оправданна, когда решается действительно что-то важное и значительное и любая уступка серьезно затрагивает твое достоинство и достоинство твоих близких, подвергает риску твое благополучие, здоровье .

Слайд 12

Конкуренция – отстаивание своих интересов до конца, иногда в ущерб другому. + Все твои интересы соблюдены. - Репутация скандалиста и неприятного человека.

Слайд 13

Приспособление - отказ от отстаивания собственных интересов при согласии полностью удовлетворить интересы противоположной стороны. Стиль приспособления рекомендуется, когда происходящие события не слишком значимы, когда важнее сохранить мир и хорошие отношения с другими людьми, когда объем собственной власти невелик.

Слайд 14

Приспособление – игнорирование своих интересов в пользу другого. + Не испорчены отношения с человеком, так как его интересы соблюдены. - Твои интересы остались без внимания.

Слайд 15

Сотрудничество - поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон. Стратегия сотрудничества рекомендуется тогда, когда решение проблемы очень важно для обеих сторон, когда связывают тесные и длительные отношения, когда есть время поработать над возникшей проблемой, когда оба оппонента способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга.

Слайд 16

Сотрудничеств о – взаимовыгодный вариант решения конфликта. + Учтены интересы обеих сторон. - Требует много сил и времени.

Слайд 17

Компромисс - урегулирование разногласий через взаимные уступки. Стратегия эффективна, когда оба оппонента хотят одного и того же, но понимают, что одновременно исполнение для обоих одного и того же желания невыполнимо.

Слайд 18

Компромис с – взаимовыгодные уступки, но интересы учтены не все. + Часть интересов обеих сторон соблюдена. - Получил лишь часть того, на что рассчитывал, и надо строго соблюдать условия договора.

Слайд 19

Тактики поведения в конфликтной ситуации Конкуренция жесткий контроль над действиями и источниками информации другой стороны; систематическое давление (физическое, психологическое, моральное); обман, лесть, манипуляции, хитрость, «подставы», провокации; отказ идти на контакт, обсуждать что-либо (человек придерживается позиции «есть мое мнение и неправильное – тут нечего обсуждать»)

Слайд 20

Тактики поведения в конфликтной ситуации Избегание демонстративный уход от обсуждения («меня обидели», «не трогайте меня»); отказ применять физическую силу; игнор и недоверие, отказ собирать информацию и анализировать факты; перекладывание ответственности; оттягивание принятия решений; отрицание конфликта

Слайд 21

Тактики поведения в конфликтной ситуации Компромисс: торги и обсуждение проблем, активные переговоры; обман и лесть (нужны, чтобы убедить соперника в том, что у него есть определенные качества) Присутствует установка на равное разделение благ

Слайд 22

Тактики поведения в конфликтной ситуации Приспособление соглашение во всем, постоянные уступки; демонстративное нежелание вступать в противоборство; лесть, угодничество, потакательство .

Слайд 23

Тактики поведения в конфликтной ситуации Сотрудничество сбор информации об оппоненте, проблеме, конфликте; анализ своих ресурсов и возможностей оппонента; подбор и озвучивание альтернативных решений; открытое обсуждение с выявлением конкретных проблем; выслушивание и принятие позиции оппонента.

Слайд 24

Модель поведения в конфликтной ситуации К. Томаса

Слайд 25

Рефлексия Синквейн 1)Конфликт 2) 2 прилагательных 3) 3 глагола 4) фраза, раскрывающая суть термина 5) Синоним

Слайд 26

Рефлексия Синквейн Конфликт Опасный, тревожный Ругаться, обижаться, драться Конфликтов можно избежать Обида


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речеповеденческие стратегии и тактики преподавателя русского языка

На сегодняшний день система образования в России проходит период трансформации, подразумевающий активный поиск более эффективных образовательных вариантов, новых форм и технологий организации процесса...

Занятие по теме "Стратегия поведения в конфликтных ситуациях"

Каждому человеку необходимо уметь грамотно строить отношения с другими людьми, конфликтовать культурно, знать правила поведения в конфликтных ситуациях...

«Лестница успеха». Стратегия и тактика.

Задачами современного образования является научить учиться и научить думать, научить ставить цели, достигать их и грамотно действовать в выбранном направлении  или научить быть успешным (успешно ...

Методическая разработка открытого занятия "Модели поведения проводника. Разрешение конфликтных ситуаций." МДК 01.02 Тема 2.4 Организация сервиса в пассажирских поездах

В методической разработке представлен план проведения открытого занятия и презентация по теме: "Модели поведения проводника. Разрешение конфликтных ситуаций" по МДК 01.02 Эксплуатация...

Коммуникативные стратегии и тактика для профилактики эмоционального выгорания, 2022

Эмоциональное выгорание («эмоциональное сгорание») —  вид профессиональной дисфункции у лиц, тесно общающихся с людьми, выраженный моральным, умственным и физиологичес...