КАК СОСТАВИТЬ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
консультация

Белькова Елена Владимировна

КАК СОСТАВИТЬ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m_rekomendvtsii_kak_napisatt.docx15.87 КБ

Предварительный просмотр:

КАК СОСТАВИТЬ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


       
Методические рекомендации – это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой, методическим пособием, дидактическим материалом).

Методические рекомендации представляют собой особым образом структурированную информацию, определяющую порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия.

Методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Их задача – рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе к мероприятию).

В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике.

Методические рекомендации должны иметь точный адрес (указание на то, кому они адресованы: педагогам, родителям, методистам, педагогам-организаторам, классным руководителям и т.д.). Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций.

Структура методических рекомендаций

Методические рекомендации как вид методической продукции включают:

     титульный лист;

     аннотацию;

     сведения об авторе (авторах);

     пояснительную записку;

     содержание;

     список рекомендуемой литературы по данной теме;

     приложения (при необходимости).

Пояснения к отдельным структурным элементам методических рекомендаций
1. 
На титульном листе должны быть обозначены:

     название учреждения (в порядке нисходящей подчиненности);

     фамилия, имя, отчество автора;

     название (с пометкой о виде методической продукции – методические рекомендации);

     название города;

     год разработки.

2.      На втором листе вверху приводится аннотация, включающая лаконичные сведения о:

     сути рассматриваемых вопросов;

     предназначении данных методических рекомендаций (какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа – например, школьным учителям, зам. директоров школ по воспитательной работе, педагогам дополнительного образования);

     источнике практического опыта, положенного в основу рекомендаций (указать, на базе какого опыта разработаны данные методрекомендации);

     возможных сферах приложения предлагаемого вида методической продукции (в каких областях гуманитарного знания могут быть использованы настоящие рекомендации).

     Внизу второго листа помещаются сведения об авторе (авторах): Ф.И.О., должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.

3.      Пояснительная записка должна содержать следующую информацию:

     обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций (здесь целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются мероприятия (действия, методики и др.), сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки; охарактеризовать значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации соответствующей федеральной или региональной программы; разъяснить, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации);

     определение цели предлагаемых методических рекомендаций (например: оказать методическую помощь педагогам-практикам, организаторам воспитательной работы с детьми по вопросам … ; составить алгоритм подготовки и проведения … мероприятия и т.п.);

     краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования детей (например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным предметам школьного цикла; может способствовать повышению мотивации школьников и т.п.);

     обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области.

4.      Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.п. Поэтому содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольнойформе. Например, его можно структурировать в следующей логике:

     описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов;

     дать советы по решению: организационных вопросов (например, разработать план работы оргкомитета; определить этапы проведения мероприятия и сроки информирования его потенциальных участников, распределить поручения, обеспечить рекламную кампанию и т.д.); материально-техническому обеспечению (Интернет-ресурсы); финансовому обеспечению (источники и фиксированные суммы финансирования данного мероприятия), кадровому обеспечению (требования к экспертам);

     вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта);

     предостеречь от типичных ошибок.

5.      Список рекомендуемой литературы по теме рекомендаций составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников.

6.      Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в блок «Содержание». В числе приложений могут быть:

     планы проведения конкретных дел, мероприятий;

     тестовые задания;

     методики создания практических заданий, адресованных обучающимся;

     примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам;

     методики определения результатов по конкретным видам деятельности;

     схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов;

     примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов по профилактике экстремистских проявлений на почве межнациональной розни с учетом возрастных особенностей обучающихся. Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов

Современные условия жизни оказывают на психику ребенка интенсивное воздействие. Поток информации стал обильнее, впечатления разнообразнее, богаче, темп жизни ускорился. При неустойчивой нервной систем...

Методические рекомендации к проведению практического занятия по теме: "Сравнительная характеристика электровозов и тепловозов" по МДК 01.01 Конструкция, устройство, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава

Методические рекомендации к проведению практического занятия по теме: "Сравнительная характеристика электровозов и тепловозов" по МДК 01.01 Конструкция, устройство, техническое обслуживание и ремонт ...

Методические рекомендации по выполнению лабораторной работы "Определение зернового состава и модуля крупности песка"

Методические рекомендации по проведению лабораторной работы по определению зернового состава и модуля крупности песка....

Методические рекомендации практического занятия "Простые и слжные питательные среды: состав, назначение", Методические рекомендации практического занятия "Контроль качества стерилизации"

Методические рекомендации для прведения практических занятий со студентами 2 курса специальности  Лабораторная диагностика....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПМ.01 ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ В СОСТАВЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Методические рекомендации по организации и прохождению производственной практики являются частью учебно-методического комплекса ПМ.01 организация и выполнение работ в составе аварийно-спасательных под...

Презентация в составе методической разработки «Методы лабораторной диагностики микозов»,

Презентационный материал для проведения открытого занятия «Методы лабораторной диагностики микозов»...