Технология проектной деятельности
материал

Материал "Технология проектной деятельности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

 Авторы: Дьяченко В.Ю., Гузенко О.В., Веракса Н.Е., Веракса А.Н.,

Фадеева Ю.А., Жилина И.И.

                                                                 Составила:

                                                         

                                                                                                             

                                                     Воспитатель: Ромашина Л.Г.      

Актуальность

Цель: поддержка детской инициативы и ее реализации в проектной деятельности.

 Современная педагогика уделяет большое внимание вопросам поддержки детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи. Тема эта весьма актуальна по целому ряду причин.

Во-первых, человек должен как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность личности проявляется не в ее внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.

Во-вторых, все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.

В-третьих, идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития также предполагает умение проявлять продуктивную инициативу. Подобное умение необходимо воспитывать с детства. Однако на пути его становления существуют определенные трудности. Одна из них связана с тем, что социум является строгой нормативной системой, в которой человек должен действовать по определенным правилам, то есть стандартным способом. Инициатива же всегда предполагает выход за определенные традицией рамки. Вместе с тем это действие должно быть культурно адекватным, то есть вписывающимся в существующую систему норм и правил. Ребенок, проявляющий инициативу, должен ориентироваться в окружающей его действительности, понимаемой как определенная культура, имеющая свою историю.  Обеспечить такую ориентировку призваны общие способности.

Мы понимаем способности в контексте культурно-исторической теории Л. С. Выготского и теории деятельности. Способности выступают в качестве психологического инструмента, позволяющего ребенку осуществлять движение в пространстве культуры. При этом, познавательная инициатива представляет собой выход за пределы культуры. Но как культурно- адекватным способом можно предъявить выход за пределы культуры?

Разрешить эту проблему поможет проектная деятельность. Именно она позволяет не только поддержать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно значимого продукта, то есть в виде некоторого культурного образца, или нормы.

Необходимо предоставить ребенку возможность значимым образом проявить свою индивидуальность в культурной форме. Для этого ребенок должен не просто двигаться в пространстве возможностей, но и уметь оформлять результаты этого движения, создавая собственные культурные продукты. Развитие познавательных способностей обуславливает дальнейший процесс становления детского интеллекта. Познавательная активность ребенка осуществляется в конкретном культурном пространстве, которое можно рассматривать как систему нормативных ситуаций, поддерживающих или, наоборот, тормозящих познавательную инициативу. Стимулирование инициативы ребенка или ее подавление может осуществляться в самых разных ситуациях. Само словосочетание «творческая инициатива» предполагает выход за установившиеся пределы. Понятно, что в дошкольном учреждении в ходе образовательного процесса ребенок должен освоить определенную систему норм. Например, он должен научиться бесконфликтно взаимодействовать со сверстниками, создавать постройки по образцу, освоить различные техники изобразительной деятельности и т. д. Во всех этих случаях пространства для проявления детской инициативы практически нет, если под инициативой понимать попытку создания чего-либо нового. С поступлением ребёнка в детский сад перед ним начинает открываться социальная жизнь. В его представлении появляется образ сверстника как равного партнера по совместной деятельности и образ воспитателя как носителя определенных общественных норм и правил поведения. Именно во взаимодействии со сверстником ребенок может проявить подлинную инициативу и получить неподдельную оценку своих действий (которые могут либо понравиться, либо не понравиться сверстнику). Этот, ничем незаменимый опыт, в дальнейшем окажет влияние на личностное развитие ребенка.

Что же способствует личностному развитию человека? Одним из главных условий является поддержка активности личности. Такая поддержка невозможна без положительной социальной оценки деятельности, направленной на создание нового. Как правило, новое является результатом разрешения какой-то проблемы, в которой заинтересован творческий человек. Поэтому можно сказать, что именно творческая деятельность является главной чертой личности. Не менее важным условием, способствующим личностному развитию, является адекватная социальная презентация результатов деятельности человека. Поддержка личности во многом связана с отношением социума к представленному творению. Как только творческий продукт завершен и предъявлен обществу, он перестает быть новым.

Развитие познавательных способностей обуславливает дальнейший процесс становления детского интеллекта. Как уже отмечалось, познавательная активность ребенка осуществляется в конкретном культурном пространстве, которое можно рассматривать как систему нормативных ситуаций, поддерживающих или, наоборот, тормозящих познавательную инициативу. Важно заметить, что именно во взаимодействии со сверстником ребенок может проявить подлинную инициативу и получить неподдельную оценку своих действий (которые могут либо понравиться, либо не понравиться сверстнику). Именно этот, ничем незаменимый опыт, в дальнейшем окажет влияние на личностное развитие ребенка.

Согласно теории А. Н. Леонтьева, основной движущей силой развития является активность самого ребенка, реализуемая в различных видах деятельности. Для дошкольника наиболее значимыми являются игра, а также продуктивные виды деятельности: рисование, конструирование, литературно-художественная деятельность и другие. Л. А. Венгер, опираясь на предыдущий опыт отечественной психологии, сформулировал основные принципы концепции развития способностей. Согласно его подходу, под способностями понимаются универсальные способы ориентировки в окружающем мире с помощью специфических для дошкольника средств. В отличие от знаний, умений и навыков способности имеют непреходящее значение для человеческой жизни. При этом существуют особые периоды, когда ребенок наиболее чувствителен, сензитивен к развитию определенных видов способностей. В дошкольном возрасте развиваются образные формы сознания. Основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, разного рода наглядные модели, схемы и планы. С помощью этих средств ребенок «учится смотреть на мир сквозь очки человеческой культуры»; обобщать свой непосредственный опыт, выделять в различных ситуациях наиболее существенные стороны, формируя осознанное и произвольное отношение к реальности.

Дальнейшее развитие проблемы способностей было связано с работами О. М. Дьяченко. Она подчеркивала, что в ходе познавательной деятельности ребенок сталкивается с двумя типами ситуаций. В ситуациях первого типа ребенку нужно выявить, понять основные свойства и отношения действительности. Ребенок в ходе своей познавательной активности открывает свойства окружающего мира. Основные формы такой активности – наблюдение и экспериментирование. Так, при ознакомлении с природными явлениями ребенок сначала получает опыт наблюдения и экспериментирования: например, зимой он знакомится со свойствами снега и льда, наблюдает такие явления, как снегопад, буря, метель и т. п. Задача взрослого – создать условия для экспериментирования, помочь ребенку увидеть новое в знакомом. Затем взрослый помогает дошкольнику выделить наиболее характерные для зимы явления и подводит ребенка к обобщению с помощью адекватных для него средств. Второй тип ситуаций связан с «проживанием» ребенком полученных впечатлений. Проживание включает в себя не только опыт беспристрастного анализа действительности, но и опыт своего отношения к ней. Например, при знакомстве с особенностями времен года, в частности зимы, дети могут прослушать музыку, вызывающую представления о буре, метели; покружиться, как снежинки; подрожать от холода, как маленькие зайчики и т. п. В этом случае свои впечатления, свое отношение к зиме дети выражают языком движений, с помощью существующих в культуре символических средств (средства живописи, танца, выразительного движения, сказочной символики). Итогом работы О. М. Дьяченко стало различение у детей двух типов ориентировки в действительности и соответствующих им средств: в первом случае ребенок устанавливает объективные зависимости и фиксирует их с помощью условных знаков; во втором случае он с помощью взрослого выражает свое отношение к действительности и обозначает смысл ситуации в символической форме. Таким образом, были выделены две группы способностей: способность к выявлению и обозначению существующих в действительности явлений (моделирование); способность к символическому выражению отношения человека к реальности (символизация). Проявления этих способностей можно легко обнаружить в любой деятельности ребенка. Так, в игре он, с одной стороны, подражает деятельности взрослого (например, врач лечит больного), а с другой стороны, выражает свое отношение к той или иной роли как к определенной жизненной позиции. В этом случае главным становится не воспроизведение действий и взаимоотношений взрослых, а передача тех переживаний, которые ребенок связывает с определенными событиями. Этот процесс лежит в основе детского воображения, развитие которого О. М. Дьяченко рассматривала как становление особой способности. Воображение она понимала как способность выражать особенности одного объекта или явления посредством другого, видоизменять формы репрезентации реальности. В воображении используются, прежде всего, символические, метафорические формы отражения действительности. В развитом виде они позволяют находить и фиксировать в творческих продуктах существенные и значимые для человека стороны предметов и явлений. Кроме того, в воображении происходит детализация создаваемых образов, их «оживление», что ведет к индивидуализации и самоценности творческих проявлений, особенно значимых в художественном творчестве. Подобный подход позволил рассматривать воображение как способность, имеющую культурно- историческую природу, социальная обусловленность функционирования и развития которой происходит благодаря усвоению общественно выработанных и фиксированных в культуре форм ее организации. Положение об опосредованном характере воображения ведет, согласно теории Л. С. Выготского, к пониманию его как произвольного и осознанного процесса. В связи с этим для анализа развития воображения дошкольника был введен термин «продуктивное воображение», подчеркивающий его подчиненность самому субъекту. Это понятие О. М. Дьяченко использовала для характеристики именно опосредствованного воображения, которое произвольно направляется в нужную самому ребенку сторону. Понятие «продуктивное воображение» позволило снять вопрос о многочисленных видах воображения: творческом и нетворческом; активном и пассивном и др. Подлинно продуктивное воображение всегда активно, направленно, произвольно, однако оно может иметь разный уровень развития. В качестве основных параметров оценки уровня развития продуктивного воображения О. М. Дьяченко назвала направленность воображения (не стихийность возникновения воображаемых образов, а подчиненность их поставленной задаче), а также сочетание оригинальности образов с их вариативностью (различия образов у детей одной группы и различия образов у одного и того же ребенка). Разработанный О. М. Дьяченко подход позволил рассматривать воображение как структурный процесс, в котором выделяются два основных этапа: этап зарождения общей идеи творческого задания и этап составления плана реализации этой идеи. Этап построения общей идеи создания продукта воображения реализуется с помощью образов определенной структуры. О. М. Дьяченко показала, что дети 3–5 лет пользуются в основном «опредмечивающим» образом, который основывается на некотором элементе реальности (таким элементом может быть отдельный признак предмета). Этот элемент реальности становится центральной частью нового образа. Например, если ребенку предложить дорисовать круг, то он нарисует цветок или солнце, то есть круг будет центральной фигурой, вокруг которой происходит достраивание образа. Дети 6–7 лет начинают пользоваться образом, построенным по способу «включения». При использовании такого образа дети также отталкиваются от некоторых признаков действительности, но эти признаки занимают второстепенное место в новом образе, становятся его частью. Например, тот же круг ребенок может принять за горошинку на платье девочки, что является, конечно, второстепенной деталью рисунка. Способность сопоставлять внешнюю и внутреннюю реальность по любым признакам лежит в основе символического познания, которое характеризует воображение взрослого человека. Этап составления плана реализации творческой идеи характеризуется собственными средствами, среди которых прежде всего следует выделить слово. С помощью речи ребенок планирует следующий шаг своей деятельности или ее конечный результат. Кроме того, в качестве плана может использоваться наглядная модель. В таком случае средством планирования являются модельные представления, которые достаточно широко используются детьми различных возрастных групп. Результаты проведенных О. М. Дьяченко исследований показали, что уровень развития продуктивного воображения можно повысить путем специально организованного обучения, в основе которого лежит идея освоения оптимальных для каждого возраста средств воображения: средств создания идеи творческого продукта и плана целостного произведения, упорядочивающего образы воображения.

Результаты проведенного О. М. Дьяченко исследования позволили выявить и охарактеризовать основные этапы развития воображения в дошкольном детстве.

Первый этап в развитии воображения можно отнести к 2,5–3 годам. В этом возрасте происходит разделение воображения на «познавательное» и «эмоциональное». Это связано с двумя важнейшими новообразованиями возраста. С одной стороны, ребенок постепенно отделяет действия от предмета, с помощью которого они были усвоены, и овладевает новыми действиями и предметами, а в случае невозможности – обращается к предметам-заместителям. С другой стороны, происходит выделение личного Я, переживание своей отделенности от окружающего мира. Уже к 3 годам можно четко выделить два типа воображения. О. М. Дьяченко подчеркивала, что именно «эмоциональное» воображение с самого начала связано с использованием символов. Противоречие между образом Я и действительностью часто не осознается ребенком и выражается символически. Сначала эти символы дети заимствуют из сказок (Змей Горыныч, Баба-яга), а затем создают самостоятельно (черный цветок, зубастый самолет, выдуманный плохой или хороший мальчик). На данном этапе основным средством порождения идеи воображаемого продукта является «опредмечивающий» образ. Что касается планирования продуктов воображения, то оно практически отсутствует в этом возрасте. Предложение заранее составить план деятельности, а потом действовать по нему нередко приводит к ее разрушению или отказу от нее.

Второй этап в развитии воображения приходится на возраст 4–5 лет. В этом возрасте ребенок нацелен на усвоение норм, а также правил и образцов деятельности. Взрослые, чувствуя новые возможности, как правило, ведут обучение и воспитание, опираясь на образцы, которым должен следовать ребенок. Снижение уровня продуктивного воображения на этом этапе связано как с особенностями развития детей этого возраста, так и с особенностями педагогического воздействия. «Эмоциональное» воображение в этом возрасте обычно возникает вследствие переживаемого ребенком конфликта. «Познавательное» воображение связано с бурным развитием ролевой игры, рисования, конструирования. Без специального руководства оно может носить воспроизводящий характер в силу нацеленности детей этого возраста на следование образцам. Основным средством порождения идеи воображения, как и у детей более младшего возраста, является «опредмечивающий» образ. Однако на данном этапе этот образ наполняется деталями, имеет тенденцию к индивидуализации. В процесс создания образов начинает включаться слово, вызывая или фиксируя стоящую за ним цепочку представлений или обобщений. К 4–5 годам в процесс воображения включается специфическое планирование, которое можно назвать ступенчатым: ребенок планирует один шаг, выполняет его, видит результат и на его основе планирует следующий шаг. Средствами планирования являются слово и модельные представления.

Третий этап в развитии воображения дошкольника приходится на возраст 6–7 лет. В этом возрасте ребенок уже усваивает основные образцы поведения и виды деятельности и получает свободу в оперировании ими. В принципе он уже способен отходить от усвоенных стандартов, комбинировать их, используя при построении продуктов воображения. «Эмоциональное» воображение ребенка направлено на изживание травмирующих воздействий и противоречий при столкновении с реальностью. Дети 6 лет не просто передают в своих произведениях те или иные впечатления, но и начинают целенаправленно искать приемы для этой передачи. Выбор таких приемов связан с особенностями обучения ребенка, прежде всего с овладением им на протяжении дошкольного детства культурой игры и элементами художественного творчества. Выбор проявляется не только в подборе адекватных приемов реализации продуктов воображения, передачи идеи, но и в поиске самой идеи. В этом возрасте появляется новая возможность использования образа при решении творческих задач. Целостный образ начинает строиться способом включения. В этом возрасте также впервые появляется целостное планирование: ребенок может построить план действий и последовательно реализовывать его, нередко корректируя в ходе деятельности. Продукты воображения становятся еще более детализированными и индивидуализированными. Описанные этапы развития воображения в естественных условиях полностью реализуются примерно у 1/5 детей каждого возраста.

Виды проектной деятельности

Выделяют три основных вида проектной деятельности: творческую, исследовательскую и нормативную – каждый из которых обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации. При этом каждый из перечисленных видов проектной деятельности имеет следующие общие особенности.

• Проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием.

• Участники проектной деятельности должны быть мотивированы. Но простого интереса здесь недостаточно. Нужно, чтобы и педагог, и ребенок сформулировали причину, по которой они включаются в исследование.

• Проектная деятельность имеет адресный характер. Поскольку в ходе проектной деятельности ребенок выражает свое отношение, он всегда ищет адресата – человека, к которому обращено его высказывание, оформленное в виде продукта. Именно поэтому проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску и в конечном итоге является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику.

Исследовательская проектная деятельность.

 Своеобразие исследовательской проектной деятельности определяется ее целью: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Исследовательские проекты чаще всего носят индивидуальный характер и способствуют вовлечению ближайшего окружения ребенка (родителей, друзей, братьев и сестер) в сферу его интересов.

В исследовательской проектной деятельности можно выделить следующие этапы.

Первый этап предполагает создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи. Первый этап заканчивается формулировкой вопроса.

На втором этапе ребенок оформляет проект. Родители помогают дошкольнику, но организатором проекта является ребенок, поэтому взрослые выполняют вспомогательную функцию, следуя его замыслу и наблюдая за тем, чтобы он полноценно реализовывал каждый этап проекта.

 Третий этап – защита проекта. Ребенок вместе с родителями должен подать заявку на защиту проекта: то есть подойти к воспитателю и выбрать время защиты. Важно, чтобы родители подтвердили возможность своего присутствия на защите проекта и помогли ребенку подготовить рассказ о проделанной работе. Перед началом своего выступления ребенок вывешивает на стенде страницы своего проекта. Воспитатель помогает ему закрепить листы и расположить их в правильной последовательности. Затем ребенок рассказывает о проделанной работе, показывая указкой на соответствующие изображения, записи и т. п. На четвертом этапе педагог организует выставку проектов и придумывает различные задания и интеллектуальные игры для закрепления и систематизации материала, представленного в детских проектах. По окончании выставки проекты включаются в библиотеку группы, сшиваются в книжку и находятся в свободном доступе.

Проекты не только обогащают дошкольников знаниями и стимулируют их познавательную активность, но и влияют на содержание сюжетно-ролевых игр. В процессе работы над исследовательскими проектами обогащаются знания детей, дошкольники начинают добывать их самостоятельно, привлекая все доступные средства.

Творческая проектная деятельность

 В ходе творческой проектной деятельности создается новый творческий продукт. Если исследовательская проектная деятельность, как правило, носит индивидуальный характер, то творческий проект чаще осуществляется коллективно или совместно с родителями. При выполнении коллективного проекта каждый ребенок предлагает свою идею проекта, но для реализации выбирается только одна. Одним из существенных отличий творческого проекта от проекта исследовательского является его долгосрочность. Обычно только обсуждение и выбор идеи занимает 2–3 недели. Кроме того, замысел ребенка не предполагает ответа на вопрос о том, как выполнить проект, поэтому его реализация оказывается более сложной (не только для ребенка, но и для взрослого).

На первом этапе проводится подготовительная работа, в ходе которой педагоги обсуждают возможные темы проектов, связанные со значимыми социальными ситуациями в жизни детей и взрослых. Это могут быть праздники, сезонные изменения, социальные вопросы (например, оказание помощи пожилым людям) и т. д. При этом взрослые должны определить собственные мотивы участия в проектной деятельности.

На втором этапе определяются мотивы участия детей в предстоящей деятельности.

Нормативная проектная деятельность.

 Проекты по созданию норм являются чрезвычайно важным направлением в педагогической деятельности, поскольку они развивают позитивную социализацию детей. Эти проекты всегда инициируются педагогом, который должен четко понимать необходимость введения той или иной нормы. Нормативные ситуации, сопровождающие жизнь ребенка, можно разделить на три группы: а) запрещающие, б) позитивно нормирующие, в) поддерживающие инициативу дошкольника, приводящие к созданию новой нормы – нормотворческие. Общая стратегия работы с детьми заключается в том, чтобы минимизировать запрещающие ситуации и увеличить количество ситуаций, поддерживающих детскую инициативу. Работа по созданию новой нормы (нормотворчество) основывается на реальных ситуациях, возникающих в жизни детей в детском саду.  Позиция воспитателя состоит в поддержке инициативы детей, что приводит к увеличению числа возможных вариантов поведения и к созданию нового правила поведения в данной ситуации. При этом педагог берет на себя ответственность за соблюдение правила, выработанного детьми, и за реальное поведение дошкольников в данной ситуации.

В нормативной проектной деятельности можно выделить следующие этапы. На первом этапе воспитатель выявляет такие ситуации, которые, во-первых, достаточно часто повторяются, а во-вторых, характеризуются нежелательными формами поведения детей. Бессмысленно придумывать правила для ситуаций, которые в жизни группы могут встретиться всего несколько раз – такие правила будет невозможно удержать в сознании детей. На втором этапе педагог инициирует обсуждение вариантов поведения в той или иной ситуации и тех нежелательных последствий, которые могут возникнуть. Фактически второй этап определяет пространство возможностей данной ситуации.

На третьем этапе педагог просит детей изобразить нежелательные последствия неприемлемого поведения. При этом дети могут рисовать самые фантастические сюжеты. Такие символические рисунки позволяют дошкольникам сформировать отрицательное отношение к ситуации, благодаря ее проживанию в воображаемом плане.

На четвертом этапе педагог просит детей по очереди рассказать о своих рисунках и о тех последствиях, к которым может привести обсуждаемая ситуация. В результате беседы у детей создается обобщенное эмоционально окрашенное представление о данной ситуации.

На пятом этапе педагог предлагает детям подумать над тем, как нужно себя вести, чтобы избежать нежелательных последствий. После того как каждый ребенок выскажет свое мнение, воспитатель обращается к детям с предложением выбрать одно из предложений в качестве правила. При необходимости педагог корректирует его.

На шестом этапе педагог просит детей зарисовать это правило так, чтобы оно было понятно всем. При этом правило ни в коем случае не должно быть запрещающим, поскольку иначе оно будет подавлять, а не побуждать инициативу детей.

На седьмом этапе дети объясняют, что они нарисовали. Перед педагогом стоит задача понять, в какой мере в рисунке ребенка представлены необходимые детали. В ходе обсуждения воспитатель акцентирует внимание детей на этих деталях и предлагает дошкольникам на их основе создать окончательный «знак» правила. Этот знак должен содержать как минимум два компонента: указание на признак ситуации и адекватный способ действия.

Восьмой этап связан с выполнением «знака» правила всеми детьми и включением его в книгу правил. В этот альбом наклеиваются основные знаки, которые дети придумали для разных ситуаций. Под каждым рисунком педагог подписывает соответствующее правило. Понятно, что подобный проект не снимает раз и навсегда все конфликтные ситуации в группе. Именно поэтому существует книга правил, к которой дети обращаются самостоятельно или по подсказке педагога. Как показывает опыт, в детском саду таких правил не так уж много (10–12), но их фиксация позволяет существенно снизить конфликтность между детьми, что способствует не только улучшению психологического климата в группе, но и значительно облегчает работу педагога. Книга правил выступает в роли средства регуляции поведения дошкольников

Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника. Прежде всего в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов. Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные. Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану и т. д. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу. В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием. 

Технология проектной деятельности предусматривает определенную последовательность в организации обучения детей, состоящую из этапов:

  1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
  2. Разработка проекта — план деятельности по достижению цели:
  • к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу).
  • в каких источниках можно найти информацию.
  • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование).
  • с какими предметами научиться работать для достижения цели.
  1. Выполнение проекта — практическая часть.
  2. Публичное представление продукта проектной деятельности.
  3. Подведение итогов  - определение задач для новых проектов.

Информационная карта проекта:

  1. Тема проекта.
  2. Актуальность.
  3. Цель проекта.
  4. Задачи проекта.
  5. Участники проекта.
  6. Целевая группа.
  7. Тип проекта:
  • по методу
  • по количеству участников
  • по продолжительности
  1. Виды детской деятельности.
  2. Обеспечение проекта:

Материально – техническое

Учебно-методическое

  1.  Предполагаемый результат.
  2.  Этапы работы + Содержание работы
  3.  Продукт проектной деятельности
  4.  Презентация проекта.

Этапы проекта:

  • 1 этап. Подготовительный
  • 2 этап. Выполнение проекта
  • 3 этап. Результаты

В  работе мы реализовали разные виды проектов:

  1. Индивидуальные
  2. Групповые
  3. Межгрупповые
  4. Комплексные

Продолжительность проектов была разной и зависела от того, насколько долго дети проявляли интерес к теме.

  1. Краткосрочный проект (одно или несколько занятий, 1 неделя— месяц)
  2. Проект средней продолжительности (2—4 месяца)
  3. Долгосрочный проект (учебный год).

Для осуществления взаимодействия с родителями, при работе над реализацией  проекта на подготовительном этапе, составляется форма взаимодействия, призванная помочь родителям взаимодействовать с детьми.

(Приложение 1)

Опытом, приобретённым в ходе работы с данной технологией, мы делились с коллегами, выступая на научно-практических конференциях, семинарах, методических объединениях, педагогических советах, консультациях.

(Приложение 2)

Осуществлялись публикации,  в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств.

(Приложение 3)

Проводились консультации с воспитателями ДОО

(Приложение 4)

На опыте мы убедились, что дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность. При этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей, наблюдается личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Существенно изменяются межличностные отношения дошкольников, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Наблюдаются изменения в отношениях между детьми и родителями. Дети становятся интересными для родителей как партнеры по совместной деятельности.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Составитель: воспитатель Ромашина Л.Г.      

               

Перспективное планирование проектной деятельности в средней группе № на 2019 – 2020 уч. год

№ п/

Название проекта

Сроки проведения

Тип проекта

Вид проекта

1

«Волшебные свойства молока»

20.04.2020 - 24.04.2020

Исследовательский

Краткосрочный групповой

2

«Ай, да каша»»

18.05.2020

22.05.2020

Познавательно  –

исследовательский

краткосрочный,

 групповой

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Составитель:  воспитатель Ромашина Л.Г.

.

Перспективное планирование проектной деятельности в старшей группе № 1 на 2020 – 2021 уч. год

№ п/п

Название проекта

Сроки проведения

Тип проекта

Вид проекта

1

«Удивительные свойства дерева»

26.04.2021-30.04.2021

Информационный, познавательно - исследовательский

краткосрочный групповой

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Составитель:  воспитатель Ромашина Л.Г.

               

Перспективное планирование проектной деятельности в старшей группе № 1 на 2021 – 2022 уч. год

№ п/п

Название проекта

Сроки проведения

Тип проекта

Вид проекта

1

«Битва под Москвой»

01.09.2021 - 10.05.2022

Творческо-исследовательский, информационный.

долгосрочный, групповой


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Анализ педагогического наблюдения развития детей средней группы в процессе реализации технологии проектной деятельности за период 2019-2020 г.

Мониторинг в  группе  проводился с использованием пособий:

Н.А.Коротковой, П.Г.Нежнова "Наблюдение за развитием ребенка в дошкольных группах" 2014г

и на достижении воспитанниками целевых ориентиров ФГОС ДО.

Сфера инициативы

Ключевые признаки третьего уровня

Целевой ориентир

Творческая

инициатива

Ребенок выстраивает разнообразные сюжетные

эпизоды в новую связную последовательность;

использует развернутое словесное комментирование, описывает события и место,

где они происходят; частично воплощает игровой замысел в продукте ( словесном –

сочиняет историю, предметном – создает макет,

сюжетный рисунок).

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах

деятельности, и, прежде всего, в игре;

владеет разными формами и видами игры,

различает условную и реальную ситуации.

Инициатива как

целеполагание и

волевое усилие

Обозначает конкретную цель, не выпускает ее из виду во время работы; фиксирует конечный результат, стремится достичь хорошего качества; возвращается к прерванной

работе, доводит ее до конца.

Способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.

У ребенка развита крупная и мелкая  моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения

в различных видах деятельности.

Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

Коммуникативная

инициатива

В развернутой словесной форме предлагает партнерам исходные замыслы, излагает

цели; договаривается о распределении действий, не ущемляя интересы других участников; избирателен в выборе, осознанно стремится к

взаимопониманию и поддержанию слаженного

взаимодействия

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, использует речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний, умеет

выстраивать речевое высказывание в ситуации общения.

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других,

адекватно проявляет свои чувства, в том числе, чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

Познавательная

инициатива -

любознательность

Ребенок задает вопросы об отвлеченных вещах;

обнаруживает стремление к упорядочиванию фактов и представлений, способен к простому рассуждению; проявляет интерес к символическому языку (графические схемы, письмо).

Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,

интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы

и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями

из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.

У ребенка складываются предпосылки грамотности.

Методика проведения мониторинга:

Мониторинг проводится на основании наблюдений за детьми, бесед и создания  естественных диагностических ситуаций, а также на основе  бесед с родителями, анализе продуктов детской деятельности.

Приоритетность использования метода наблюдения:

1.Оценка строится на анализе реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий.

2.Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (в игре, в режимных моментах, в различных видах деятельности), а не в надуманных ситуациях.

3. Мониторинг проводится без ущерба для образовательного процесса с минимальными временными затратами на специальную организацию мониторинга.

В ходе мониторинга педагогами заполнялись листы оценки промежуточных результатов и карты развития на каждого ребенка, а также сводные таблицы. Специалисты помогали заполнить листы и карты по своим разделам. После заполнения листов и карт воспитатели проработали полученные оценки, переводя их в количественный состав. По результатам мониторинга воспитателями были подготовлены аналитические отчеты.

Итоговый показатель результативности использования технологии проектной деятельности    2019-2020 г

В средней  группе №1

Воспитатели: Шмакова О. П.

                                                               

В результате использования технологии проектной деятельности у детей (в сравнении представлены первоначальные (П. р.) и конечные результаты (К. р.).

Уровни

1.Умеют взаимодействовать со сверстниками и родителями в поиске и получении информации

(%)

2.Сформированность знаний  об окружающем мире

(%)

3.Познавательные, коммуникативные и регуляторные способности детей

(%)

4.Владеют навыком публичного изложения

своих мыслей

(%)

5.Сформированы социальные нормы

(%)

6.Владеют

разнообразной, сложно структурированной игровой деятельностью

(%)

7.Взаимодействие родителей

и детей

в совместной деятельности

(%)

П. р.

К. р.

П. р.

К. р.

П. р.

К. р.

П. р.

К. р.

П. р.

К. р.

П. р.

К. р.

П. р.

К. р.

Низкий

43,5

22

15

18

30,2

 2

54,9

12

16,4

3,5

24,2

12

12,4

0

Средний

36

 27

34,8

2 0

12,4

 27

20,5

 27

33,4

24,5

34,8

32

26,1

18

Высокий

16

51

44

72

48

71

24

61

58

72

44

56

72

82

Средняя группа № 1

2019 – 2020 г

Воспитатели:

Ромашина Л.Г.

Левина Т.А.

Результаты на начало года

1.Творческая инициатива (наблюдение за сюжетной игрой)

Целевой ориентир:

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации.

Уровень

Имеет первоначальный замысел, легко меняющийся в ходе игры; принимает разнообразные роли; при развертывании отдельных сюжетных эпизодов подкрепляет условные действия ролевой речью (вариативные диалоги с игрушками или сверстниками) 

Комбинирует разнообразные сюжетные эпизоды в новую связную последовательность; использует развернутое словесное комментирование игры через события и пространство (что/где происходит с персонажами); частично воплощает игровой замысел в продукте (словесном – история, предметом – макет, сюжетный рисунок)

Количество воспитанников 27

Начало года: средний уровень 12, низкий уровень 2, высокий уровень 11.

 2. Инициатива как целеполагание и волевое усилие (наблюдение за продуктивной деятельностью)

Уровень

Формулирует конкретную цель («Нарисую домик»); в процессе работы может менять цель, но фиксирует конечный результат («Получилась машина»)

Обозначает конкретную цель, удерживает ее во время работы; фиксирует конечный результат; стремится достичь хорошего качества; возвращается к прерванной работе, доводит ее до конца

Начало года: средний уровень 12, низкий уровень 8, высокий уровень 5.

Середина года: ниже среднего 2, средний уровень 13, высокий уровень 10.

3. Коммуникативная инициатива (наблюдение за совместной деятельностью - игровой и продуктивной)

3-й уровень

В развернутой форме предлагает партнерам исходные замысли, цели; договаривается о распределении действий, не ущемляя интересы других участников; избирателен в выборе, осознанно стремится к взаимопониманию и поддержанию слаженного взаимодействия

Начало года: ниже среднего 6 , средний уровень 12 , высокий уровень 6.

Середина года: ниже среднего 4, средний уровень 10, высокий уровень 11.

4. Познавательная инициатива - любознательность (наблюдение за познавательно - исследовательской и продуктивной деятельностью)

Уровень

Предвосхищает или сопровождает вопросами практическое исследование новых предметов ("Что это? Для чего?"); обнаруживает осознанное намерение узнать что-то относительно конкретных вещей и явлений ("Как это получается? Как бы это сделать? Почему это так?"); высказывает простые предположения о связи действия и возможного эффекта при исследовании новых предметов, стремится достичь определённого эффекта ("Если сделать так..., или так..."), не ограничиваясь простым манипулированием; встраивает свои новые представления в сюжеты игры, темы рисования, конструирования.

Ключевые признаки: задаёт вопросы относительно конкретных вещей и явлений (что? как? зачем?); высказывает простые предположения, осуществляет вариативные действия по отношению к исследуемому объекту, добиваясь нужного результата.

Задает вопросы об отвлеченных вещах; обнаруживает стремление к упорядочиванию фактов и представлений, способен к простому рассуждению; проявляет интерес к символическим языкам (графические схемы, письмо).

Начало года: ниже среднего 5, средний уровень 15, высокий уровень 5.

Середина года: ниже среднего 3, средний уровень13, высокий уровень 9 .



Предварительный просмотр:

Анализ педагогического наблюдения развития детей старшей группы №1 в процессе реализации технологии проектной деятельности за период 2020-2021  г.

Мониторинг в  группе  проводился с использованием пособий:

Н.А.Коротковой, П.Г.Нежнова "Наблюдение за развитием ребенка в дошкольных группах" 2014г

и на достижении воспитанниками целевых ориентиров ФГОС ДО.

Сфера инициативы

Ключевые признаки третьего уровня

Целевой ориентир

Творческая

инициатива

Ребенок выстраивает разнообразные сюжетные

эпизоды в новую связную последовательность;

использует развернутое словесное комментирование, описывает события и место,

где они происходят; частично воплощает игровой замысел в продукте ( словесном –

сочиняет историю, предметном – создает макет,

сюжетный рисунок).

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах

деятельности, и, прежде всего, в игре;

владеет разными формами и видами игры,

различает условную и реальную ситуации.

Инициатива как

целеполагание и

волевое усилие

Обозначает конкретную цель, не выпускает ее из виду во время работы; фиксирует конечный результат, стремится достичь хорошего качества; возвращается к прерванной

работе, доводит ее до конца.

Способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.

У ребенка развита крупная и мелкая  моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения

в различных видах деятельности.

Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

Коммуникативная

инициатива

В развернутой словесной форме предлагает партнерам исходные замыслы, излагает

цели; договаривается о распределении действий, не ущемляя интересы других участников; избирателен в выборе, осознанно стремится к

взаимопониманию и поддержанию слаженного

взаимодействия

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, использует речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний, умеет

выстраивать речевое высказывание в ситуации общения.

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других,

адекватно проявляет свои чувства, в том числе, чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

Познавательная

инициатива -

любознательность

Ребенок задает вопросы об отвлеченных вещах;

обнаруживает стремление к упорядочиванию фактов и представлений, способен к простому рассуждению; проявляет интерес к символическому языку (графические схемы, письмо).

Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,

интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы

и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями

из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.

У ребенка складываются предпосылки грамотности.

Методика проведения мониторинга:

Мониторинг проводится на основании наблюдений за детьми, бесед и создания  естественных диагностических ситуаций, а также на основе  бесед с родителями, анализе продуктов детской деятельности.

Приоритетность использования метода наблюдения:

1.Оценка строится на анализе реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий.

2.Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (в игре, в режимных моментах, в различных видах деятельности), а не в надуманных ситуациях.

3. Мониторинг проводится без ущерба для образовательного процесса с минимальными временными затратами на специальную организацию мониторинга.

В ходе мониторинга педагогами заполнялись листы оценки промежуточных результатов и карты развития на каждого ребенка, а также сводные таблицы. Специалисты помогали заполнить листы и карты по своим разделам. После заполнения листов и карт воспитатели проработали полученные оценки, переводя их в количественный состав. По результатам мониторинга воспитателями были подготовлены аналитические отчеты.


Итоговый показатель результативности использования технологии проектной деятельности    2020-2021 г

В  старшей группе №1

Воспитатели: Ромашина Л.Г., Левина Т.А.

                                                                 

В результате использования технологии проектной деятельности у детей (в сравнении представлены первоначальные (П. р.) и конечные результаты (К. р.).

Уровни

1.Умеют взаимодействовать со сверстниками и родителями в поиске и получении информации

(%)

2.Сформированность знаний  об окружающем мире

(%)

3.Познавательные, коммуникативные и регуляторные способности детей

(%)

4.Владеют навыком публичного изложения

своих мыслей

(%)

5.Сформированы социальные нормы

(%)

6.Владеют

разнообразной, сложно структурированной игровой деятельностью

(%)

7.Взаимодействие родителей

и детей

в совместной деятельности

(%)

П. р.

К. р.

П. р.

К. р.

П. р.

К. р.

П. р.

К. р.

П. р.

К. р.

П. р.

К. р.

П. р.

К. р.

Низкий

24

12

32

4

16

8

64

8

12

0

12

4

16

0

Средний

60

26

24

8

36

16

12

8

30

20

44

22

22

16

Высокий

16

62

44

88

48

76

24

84

58

80

44

68

62

84

Старшая  группа № 1

2020 – 2021 г

Воспитатели:

Ромашина Л.Г.

Левина Т.А.

Результаты на начало года и конец года

1.Творческая инициатива (наблюдение за сюжетной игрой)

Целевой ориентир:

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации.

3-й уровень

Имеет первоначальный замысел, легко меняющийся в ходе игры; принимает разнообразные роли; при развертывании отдельных сюжетных эпизодов подкрепляет условные действия ролевой речью (вариативные диалоги с игрушками или сверстниками) 

Комбинирует разнообразные сюжетные эпизоды в новую связную последовательность; использует развернутое словесное комментирование игры через события и пространство (что/где происходит с персонажами); частично воплощает игровой замысел в продукте (словесном – история, предметом – макет, сюжетный рисунок)

Количество воспитанников-25

Начало года: средний уровень 12, низкий уровень 2, высокий уровень 11 .

Конец года: ниже среднего 1, средний уровень 8, высокий уровень 16.

 2. Инициатива как целеполагание и волевое усилие (наблюдение за продуктивной деятельностью)

3-й уровень

Формулирует конкретную цель («Нарисую домик»); в процессе работы может менять цель, но фиксирует конечный результат («Получилась машина»)

Обозначает конкретную цель, удерживает ее во время работы; фиксирует конечный результат; стремится достичь хорошего качества; возвращается к прерванной работе, доводит ее до конца.

Количество воспитанников-25

Начало года: средний уровень 12, низкий уровень 8, высокий уровень 5.

Конец года: ниже среднего 2, средний уровень 13, высокий уровень 10.


3. Коммуникативная инициатива (наблюдение за совместной деятельностью - игровой и продуктивной)

3-й уровень

В развернутой форме предлагает партнерам исходные замысли, цели; договаривается о распределении действий, не ущемляя интересы других участников; избирателен в выборе, осознанно стремится к взаимопониманию и поддержанию слаженного взаимодействия.

Количество воспитанников-25

Начало года: ниже среднего 6 , средний уровень 12 , высокий уровень 6.

Конец года: ниже среднего 4, средний уровень 10, высокий уровень 11.


4. Познавательная инициатива - любознательность (наблюдение за познавательно - исследовательской и продуктивной деятельностью)

3-й уровень

Предвосхищает или сопровождает вопросами практическое исследование новых предметов ("Что это? Для чего?"); обнаруживает осознанное намерение узнать что-то относительно конкретных вещей и явлений ("Как это получается? Как бы это сделать? Почему это так?"); высказывает простые предположения о связи действия и возможного эффекта при исследовании новых предметов, стремится достичь определённого эффекта ("Если сделать так..., или так..."), не ограничиваясь простым манипулированием; встраивает свои новые представления в сюжеты игры, темы рисования, конструирования.

Ключевые признаки: задаёт вопросы относительно конкретных вещей и явлений (что? как? зачем?); высказывает простые предположения, осуществляет вариативные действия по отношению к исследуемому объекту, добиваясь нужного результата.

Задает вопросы об отвлеченных вещах; обнаруживает стремление к упорядочиванию фактов и представлений, способен к простому рассуждению; проявляет интерес к символическим языкам (графические схемы, письмо).

Количество воспитанников-25

Начало года: ниже среднего 5, средний уровень 15, высокий уровень 5.

Конец года: ниже среднего 3, средний уровень 9, высокий уровень 13 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ"

Научно-исследовательская деятельность студентов – это процесс, формирующий будущего специалиста путем индивидуальной познавательной работы, направленной на получение нового знания, решение теоретическ...

«Использование технологии проектной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности по предмету как условие обеспечения качества обучения».

Каждому учителю хочется, чтобы его уроки были интересны и познавательны. А наши обучающиеся  в один голос утверждают, что уроки должны быть нескучные. Как же добиться этого?     Ли...

Использование технологии проектной деятельности на уроках английского языка.

Эффективность использования проектного метода в практике обучения иностранному языку высока по всем видам деятельности: улучшается качество перевода текста, чтения, письм...

Конспект урока экономики. С применением элементов технологии проектной деятельности

Предприятие — это самостоятельный хозяйствующий  субъект, предназначенный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг.(работа со словарём)Индивидуальный предпринимате...

Внеурочное занятие с использованием технологии проектной деятельности

Занятие во внеурочное время по биологии с использованием технологии проектной деятельности. Лекарственные растения сосновского района...

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МАТЕРИАЛ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Авторская презентация для педагогов "Технология проектной деятельности"

Презентация создана, с целью ликбеза, для преподавателей Санкт-Петербургского пожарно-спасательного колледжа по теме "Инновационные педагогические технологии. Технология проектной деятельности&qu...