Представление педагогического опыта.
материал

Токарева Марина Викторовна

Данное направление актуально, так как требования, предъявляемые к молодому поколению современным уровнем жизни, значительно возросли. Кроме определенной базы знаний современный человек должен обладать творческим мышлением для решения нестандартных задач. А отсутствие творческого начала становится непреодолимым препятствием. Поэтому развитие творческих способностей в наши дни становятся залогом экономического процветания и средством национального престижа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx27.38 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта учителя изобразительного искусства на тему: «Методы и приёмы творческого развития учащихся на уроках изобразительного искусства и в дополнительном образовании в условиях реализации ФГОС».

Токаревой Марины Викторовны

«Плохой учитель излагает.

Хороший учитель учит.

Выдающийся - показывает.

Великий – вдохновляет».

Винсент Ван Гог.

Мне повезло, что я учитель изобразительного искусства. Твердо верю, что общение с искусством в школе необходимо для нравственного очищения и духовного обогащения детей. Урок искусства – удивительный урок, здесь сталкиваются время и вечность, добро и зло, гениальность и бездарность, любовь и ненависть.

  1. Актуальность проблемы.

Данное направление актуально, так как требования, предъявляемые к молодому поколению современным уровнем жизни, значительно возросли. Кроме определенной базы знаний современный человек должен обладать творческим мышлением для решения нестандартных задач. А отсутствие творческого начала становится непреодолимым препятствием. Поэтому развитие творческих способностей в наши дни становятся залогом экономического процветания и средством национального престижа.

Государственная образовательная политика исходит из данного в Законе «Об образовании» определения: образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Эта целенаправленность заключается и в формировании гражданской ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, чувства любви к Родине, ответственности за её судьбу.

В современной общеобразовательной школе одно из центральных мест в развитии личности школьников занимает искусство, художественные дисциплины, способные формировать высокий эстетический вкус, развивать чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники архитектуры, красоту и богатство природы. Преодоление элементов созерцательности, пассивности при изучении этих учебных предметов, возможно более полное, научно обоснованное их использование в целенаправленном формировании художественно-творческой активности - одно из важных направлений совершенствования эстетического воспитания в современных условиях.

Учителю изобразительного искусства необходимо открыть учащимся радость творческого труда, выработать у ребят жажду общения с подлинным искусством, умение сопереживать.

Встреча с прекрасным пробуждает и развивает самые высокие духовные чувства человека. Важно начать развитие лучших чувств и эмоций человека как можно раньше. И с успехом это можно сделать в процессе постоянного целенаправленного обучения учащихся. Поэтому моя цель развитие изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетических чувств и понимания прекрасного. Но почему – то с возрастом у многих детей падает интерес создавать прекрасное, творить чудеса своими руками.

В подтверждение этому есть у поэта Валентина Берестова шуточное стихотворение:

У маленьких учеников

Спросил художник Токмаков:

« А кто умеет рисовать?»-

Рук поднялось – не сосчитать.

Шестые классы. Токмаков

И тут спросил учеников:

« Ну, кто умеет рисовать?»

Рук поднялось примерно пять.

В десятых классах Токмаков

Опять спросил учеников:

« Так кто ж умеет рисовать?»

Рук поднятых не видать.

А ведь ребята в самом деле

Когда – то рисовать умели.

И солнце на листках смеялось!

Куда все это подевалось?»

И чтобы не случилось так, как написал поэт, в условиях современной практики преподавания важно у учителя личностно – ориентированной направленности. На уроках изобразительного искусства я подбираю методы, приёмы и формы работы с учетом индивидуальных способностей детей, их возрастных особенностей.

Задачи, способствующие реализации программ эстетического направления.:

  • поддержание интереса к предмету изобразительного искусства;
  • развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей, образного мышления, воображения, фантазии, познавательной активности личности учащегося в процессе изобразительной деятельности;
  • формирование умений и навыков, необходимых для правильного ведения работы; совершенствование художественных способностей при работе с разными художественными материалами и техниками;
  • стимулирование интереса к изобразительной деятельности;
  • воспитание нравственных качеств личности учащихся.

Развитие учащихся возможно лишь в системе развивающего обучения в основе которого лежит системно - деятельностный подход, поэтому современное обучение выдвигает перед педагогами центральную задачу – формирование умений учиться в процессе активной познавательной деятельности и учебной самостоятельности, что заставляет учителей искать средства активизации и управления учебно-познавательной деятельности.

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», с требованиями просвещения и культуры в настоящее время возникает острая необходимость в новых подходах к преподаванию искусства в общеобразовательной школе, способных успешно решить современные задачи художественного образования, эстетического воспитания и развития личности ребенка. Художественно-эстетическое образование должно помочь школьнику освоить ценности общечеловеческие и этнокультурные.

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС ООО второго поколения  перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты и обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Система обновления современного образования ориентирует нас учителей на активный поиск нового содержания образования и изменения приоритетов обучения

Повышаю свою профессиональную компетентность в вопросах инновационной работы через применение современных технологий.

В соответствии с требованиями ФГОС

  • разработала программы по предмету изобразительное искусство (5-7 класс);
  • адаптационно- компенсаторные программы по предмету «изобразительное искусство»  для учащихся 1-4классов, находящихся на индивидуальном обучении.
  • разрабатываю и провожу интегрированные уроки

В настоящее время работаю над темой «Методы и приёмы творческого развития учащихся на уроках изобразительного искусства и в дополнительном образовании в условиях реализации ФГОС».

Методики и технологии, которые я применяю в своей работе:

  • информационно-коммуникационные технологии;
  • нетрадиционные способы рисования;
  • здоровье сберегающие технологии;
  • проектные методы: разработка проектов, фантазирование, создание творческих работ;
  • метод проблемного обучения: постановка проблемного вопроса, объяснение понятий, терминов, самостоятельный поиск ответов;
  • графические методы: этюды, зарисовки, наброски, эскизы рисунки и т.д.
  • наглядные методы: использование наглядного, раздаточного материала, рисунки,

фотографии, таблицы, кластеры, карточки, слайды, и .т.д.

  • активные методы социально-психологического обучения на уроках и внеурочной деятельности.

Формы работы:

  • коллективно - творческая деятельность;
  • индивидуально практическая деятельность;
  • игровые формы работы.

1.Информационые технологии.

В настоящее время образовательный процесс невозможен без использования ИКТ.

Компьютерные технологии можно использовать на любом этапе урока для вовлечения в активную деятельность. Недаром говорят:

Сажи мне- и я забуду,

Покажи мне- и я запомню,

Вовлеки меня – и я пойму!

В кабинете изобразительного искусства мною создана богатая учебно-творческая лаборатория: индивидуальные карточки, тесты промежуточные и контрольные, электронные учебники по предмету, электронная база с разработками уроков, внеклассных мероприятий, наглядно-демонстрационный материал.

Для учащихся адаптивно - коррекционного обучения я использую диагностику уровня художественного развития на различных этапах урока, соединяя её с учебным материалом и воспитательной работой.

Для внеурочных занятий – портфолио (коллекция работ учащихся, в которых показаны индивидуальные достижения. Я совместностно с учащимися веду подборку лучших работ в течение нескольких лет.

- Ребенку очень важна оценка его труда не только педагогом, но и сверстниками, поэтому часто я провожу выставку детских работ.

Таким образом, использование компьютерных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности

2. Интерактивные технологии и методики.

Современный урок – это урок сотворчества ученика и учителя. На таком уроке большую деятельность проявляет ученик. Акцент делается на сотрудничество и взаимодействие между учащимися, что способствует их дальнейшему саморазвитию, самообразованию.

Работа при интерактивном взаимодействии часто строится в группах, это могут быть пары постоянного и переменного состава, сформированные на уроке группы.

Для интерактивного воздействия я использую проектный метод обучения.

3.Нетрадиционные способы рисования.

Занятия с элементами нетрадиционных техник, основаны на творческой фантазии, интересны тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Они предлагают ребёнку пофантазировать, вообразить, подумать, изобрести что-то своё, необычное. Такие занятия на уроках вызывают восторг, удивление, желание рисовать и быть создателем необычных картин. На занятиях ИЗО происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски, гуашь и акварель, карандаши, ткани, пластилин, бумага, картон,). В наше время появилось очень много новых художественных материалов для обогащения творческого процесса: разнообразные фломастеры, гелиевые ручки, бумага разного качества, разной структуры и фактуры. Овладеваем такими инструментами как кисти, стеки, ножницы и т.д.

Разнообразие инструментов позволяет расширить диапазон видов творческих работ.

Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками, стимулирует их познавательный интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

Каждый урок заканчивается выставкой работ учащихся .

4.Активные методы социально-психологического обучения на уроках и внеурочной деятельности.

Условная новизна заключается в том, что в условиях общеобразовательной школы объединены традиционные методы обучения изобразительному искусству и арт-терапевтические методы, применяемые в современной практической психотерапии как средство активизации творческой активности, средства диагностики и интерпретации психологических состояний и как метод, с помощью которого каждый можно глубже осознать собственные возможности и совершенствовать образ своего «Я». Такие методы обучения в педагогике и психологии называются «социально-психологическими», а в сочетании с изобразительной деятельностью, -«активными».

Уроки и занятия( психология) включение активных методов социально-психологического воспитания в базовую программу предмета ( любого, независимо от цели и задач урока) намного повышает эффективность восприятия отдельных уроков и обучения в целом , позволяет детям учиться с увлечением (многие с удивлением узнают, что и они так МОГУТ). применяя такие методы на любом этапе урока можно усилить концентрацию внимания при изучении трудной темы, активизировать собственную творческую деятельность ребенка при выполнении самостоятельных художественных работ, облегчить работу всех видов памяти при закреплении изученного материала; справиться с различными психологическими затруднениями: напряжением, тревожностью, неуверенностью, пассивностью, агрессией, повышенной или пониженной активностью, замкнутостью; развивать и тренировать мышцы кистей рук, глазомер, память, пространственное мышление, воображение, снимать мышечное напряжение в области шеи и позвоночника, зрительную усталость; улучшать психологический климат на уроках, повышать настроение учащихся, в результате проведенных занятий с применением этих методов повысилась активность учащихся и увеличилось количество участников различных выставок , конкурсов, викторин.

Рассмотренные выше методы и приемы обучения позволяют поддерживать познавательный интерес учеников, формировать потребности и способности личности к саморазвитию, создавать максимальные условия к перерастанию потенциальной одаренности в развитие. Практически это реализуется через коллективную работу, мозговые штурмы, ролевые игры, творческие проекты, развивающие способности детей.

Опыт рассчитан на систему уроков в разных разделах программы Б.Неменского по изобразительному искусству для 1-9-х классов. Мне, как педагогу, хочется, чтобы детям на моих уроках всегда было интересно, чтобы они шли на урок не просто потому, что он стоит по расписанию, а потому, что им хочется идти ко мне, им со мной интересно и они любят мои уроки.

Поэтому стараюсь учить не по шаблону, всё время нахожусь в поиске новых способов, методов и форм работы с детьми как на уроке, так и во внеклассной работе. Постоянно на своих уроках веду эксперимент по планированию и насыщению урока новыми формами подачи материала, стараюсь сделать уроки интересными и разнообразными. Я понимаю, что уже начиная с первого класса нужно учить детей воспринимать прекрасное в искусстве, в природе, в обыкновенной жизни и одновременно привносить это прекрасное в отношения друг с другом.

Результативность опыта

Я не ставлю целью сделать из учащихся специалистов в той или иной области изобразительного искусства, хотя среди выпускников есть и дизайнеры, и художники, и архитекторы, и учителя, а пытаюсь почувствовать, как происходит процесс творчества. Я также надеюсь на то, что кем бы ни был ученик в дальнейшем, это все это обязательно пригодиться ему в жизни.

Заключение

Детское художественное произведение (рисунок, фигурка из пластилина, сказочный домик или целый архитектурный ансамбль из бумаги, поделка из природного материала и т.д.) имеет особую ценность. Для взрослых оно ценно тем, что отражает своеобразие детского восприятия мира. Для самого ребенка – это овеществленное свидетельство его возможностей и достижений, которое можно поставить на полку или повесить на стену и, показывая другим, сказать: «Это я сам сделал». Для подростка – искусство является средством общения и взаимодействия с самим собой, с людьми и с миром, в котором он родился, живет, общается и развивается, а так же средством выражения своего отношения к этому миру.

Педагогам и родителям надо относиться к детским работам с полной серьезностью и постоянным вниманием, потому что так непосредственно и ярко видеть мир мы, взрослые, никогда уже не сможем: никогда позже люди не проявляют такой художественной талантливости, как в детстве.

Обучить творчеству нельзя. Оно не подчиняется никаким правилам и указаниям, требует особого состояния, которое непосредственно зависит от индивидуальности ребенка.

Но это вовсе не значит, что учитель не может содействовать его образованию и проявлению у детей.

Свобода творчества в значительной мере обеспечивается совместной деятельностью ученика и учителя.

Творчество – это всегда встреча художника или ученого с Миром. В данном случае Мир – это совокупность существенных связей, в которых находится и живет человек . Мир и человек всегда взаимосвязаны. Между Миром и «Я» и между «Я» и Миром происходит постоянный диалектический процесс; одно влияет на другое, и одно нельзя понять, если другое не принимается во внимание». Творчество – это процесс, в котором осуществляется взаимосвязь личности и мира.

И закончить своё выступление хочу так же, как заканчивается каждый мой урок: «Спасибо за общение, я была рада встрече с вами, а вы? До свидания!.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта

Представление педагогического опыта по теме «Применение игровых технологий на учебных занятиях профессионального цикла по специальности «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаро...

Представление собственного педагогического опыта

Представление собственного опыта...

Представление собственного педагогического опыта преподавателя анатомии и физиологии человека

Перед каждым преподавателем в течение всей его педагогической деятельности  стоит вопрос: чему учить и как учить? Решение этого вопроса на разных жизненных этапах и определяет неповторимость преп...

Публичное представление педагогического опыта

Публичное представление педагогического опыта...

Представление педагогического опыта

Инновации, применяемые на уроках " Основы бухгалтерского учета, налогов и аудита"...

Представление педагогического опыта

В этом разделе представлены материалы по диссеминации опыта педагогической деятельности в межаттестационный период:1.      Выступление на межрегиональной научно - практической...