Публичное представление педагогического опыта
статья на тему
Публичное представление педагогического опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_pedagogicheskogo_opyta_sverbihinoy_m.a.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Публичное представление
собственного инновационного педагогического опыта преподавателя
ГБПОУ РМ «Атяшевский аграрный техникум» отделение Дубенское
Свербихиной Марины Алексеевны
«Активизация познавательной деятельности учащихся на занятиях по кулинарии»
“Не бывает скучных дел,
бывают скучные подходы к их выполнению.
Долой скуку, давай творчество!”.
1. Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)
Основная задача профессионального образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к обучающемуся. Необходимо перевести обучающегося из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Следует признать, что проблема активизации познавательной деятельности обучающихся, развития их самостоятельности и творчества была и остается одной из актуальных задач образовательного процесса. Современная направленность развития образования более ориентировано не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование умений и навыков мыслительной деятельности, способности к самообучению. Требования к качествам личности выпускника, предполагают наличие способности оптимального поведения в различных ситуациях в профессиональной сфере. Формирование познавательного интереса к учению - важное средство повышения качества обучения Функция преподавателя – создание атмосферы, при которой обучающиеся совместно с преподавателем активно работают, размышляют над процессом обучения, расширяют свои знания. Только увлечение создает то напряжение духовных сил, которое ведет к развитию способностей. Известно, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности студента в этом процессе. Познавательная активность не является врождённой, она формируется на протяжении всей сознательной жизни человека, и задача преподавателя заключается не в передаче учащимся максимально возможного объема знаний, а в том, чтобы научить их умению учиться. Именно поэтому я работаю над проблемой «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках кулинарии».
Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы профессионального образования, современными требованиями к обучению. Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни. Человек, способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою особенность и, таким образом, становится личностью. Образование должно побуждать к творчеству. Активизация познавательной деятельности студентов - одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики.
Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить обучающихся самостоятельно приобретать знания, мыслить, применять свои знания в практической деятельности. От качества умения зависит результат обучения, развития и воспитания обучающихся, что имеет большую ценность в профессиональном образовании, ведь одна из главных задач - это воспитание грамотного и конкурентно-способного специалиста.
Своеобразие и новизна предполагаемого опыта.
Сегодня, когда от человека требуется умение принимать нестандартные решения, я стараюсь пробудить у обучающихся способность к творчеству – важнейшему качеству современного человека. Способности у всех разные. Видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия преподавателя. Мыслительную деятельность студентов стимулирую различными средствами и приемами. Использую методы исследовательского характера, дискуссии, познавательные игры, интегрированные уроки с применением мультимедийных технологий. Культура, интеллектуальность и нравственный облик, педагогическое мастерство являются одним из главных условий эффективности урока и проводимых мероприятий. Моя личная концепция состоит в оптимальном сочетании традиционных и активных методов и форм обучения, предусматривающих применение элементов разноуровнего обучения.
Новизна опыта проявляется:
- в создании условий для активной познавательной деятельности обучающихся через применение современных образовательных технологий на уроках кулинарии;
- в совершенствовании средств обучения и развития учащихся;
- в использовании педагогических инноваций в процессе обучения технологии;
- в творческом переосмыслении традиционных методов обучения с учетом педагогической дидактики, возрастных особенностей и психологии, индивидуально-творческих возможностей и мотивов студентов.
Наличие теоретической базы опыта.
Проблема познавательной активности — одна из вечных проблем педагогики. Этой теме посвящены многочисленные исследования. Педагоги прошлых веков Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление детей к познанию. В соответствии с теорией Д.Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путём накопления положительного учебно-познавательного опыта. Диалектический подход к обозначению понятия активности находим и в трудах В.Сухомлинского. Известный педагог считал, что только в деятельности проявляется активность человека. Под познавательной активностью учёные Н.Н. Поддьяков, А.В. Запорожец, М.И. Лисина понимают самостоятельную, инициативную деятельность , направленную на познание окружающей действительности (как проявление любознательности) и определяющую необходимость решать задания, которые ставят перед ним в конкретных жизненных ситуациях.
Продолжительный эксперимент грузинского психолога Ш. Амонашвили убедительно свидетельствует, что даже самых пассивных детей можно сделать активными. Метод очень простой: дать ребёнку радость познания, радость преодоления трудностей, научиться ждать ответа от него, переживать вместе с ним счастье интеллектуальной победы. Исследования, отражённые в педагогической литературе, внесли огромный вклад в развитие теории познавательной активности: в них содержатся оригинальные идеи, теоретические обобщения, практические рекомендации. Из них видно, что активность играет важную роль в любом познавательном процессе, она всегда является решающим условием успешной деятельности обучающегося и его развития в целом.
Кроме того, в основу педагогического опыта положены также возрастные психологические особенности обучающихся и специфика возрастной формы универсальных учебных действий, факторы и условия их развития, изложенные в работах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова; концепция структуры и динамики психологического возраста (Л. С. Выготский). Знание психологии помогает реализовать системный подход и дифференцировать те конкретные универсальные учебные действия, которые являются ключевыми в определении умения учиться для профессионального образования. Учитывая, что успехи в учении являются важным источником формирования самооценки , я осознанно создаю на своих занятиях атмосферу общего позитивного принятия себя и отношения к себе учащегося. В этом помогают мне технология проблемного диалога, технология продуктивного чтения, технология оценивания учебных успехов, здоровьесберегающие технологии и компьютерные технологии
Ведущая педагогическая идея
Ведущая педагогическая идея состоит в оптимальном сочетании традиционных и активных методов и форм обучения, предусматривающих применение элементов разноуровнего обучения для развития познавательного интереса, логического мышления, формировании творческой активности учащихся. Учитель должен создать условия для того, чтобы учение двигалось вперёд, самостоятельно добывать знания, развивать свой творческий потенциал, уметь проводить рефлексию. Этому способствуют новые педагогические технологии, применяемые на уроках и в воспитательном процессе. На своих уроках я стремлюсь к созданию системы оптимального сочетания элементов современных образовательных технологий и индивидуализации образования, не забывая при этом о физическом и психическом здоровье обучающихся.
Свою работу строю на личностно-ориентированном подходе к каждому обучающемуся. На уроках практикую работу с тестами, раздаточным материалом разного уровня сложности, внедряю ИКТ, предлагаю задания, включающие студентов в самостоятельный, творческий, исследовательский поиск, что способствует развитию познавательной активности, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения.
Описание сути опыта
Большую роль в приобретении учащимися прочных и глубоких знаний играет организация учебной деятельности обучающихся на уроках, правильный выбор преподавателем методов, приемов и средств обучения. На своих уроках стараюсь стимулировать творческую деятельность и познавательную активность учащихся различными средствами и приёмами. Побудить учащихся к активизации, к самостоятельному «творчеству», позволяют нетрадиционные (нестандартные) формы организации урока: КВН, урок-путешествие, урок-конкурс, урок - презентация, интегрированный урок. Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается, либо обобщается на уроках нестандартных. Применяя в течение ряда лет в своей практике нестандартные уроки, я сделала вывод, что такие уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны преподавателя и обучающегося. Это одна из форм активного обучения.
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является дидактическая игра, в ходе которой обучающийся сравнивает, наблюдает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. В игре формируется активность и нравственные качества личности, развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля. Важнейшей предпосылкой в процессе активной познавательной деятельности является интерес, с помощью которого учащиеся приобретают прочные знания, умения, навыки. С этой целью я использую в своей практике различные дидактические игры, которые не только увлекают, заставляют задуматься, но и развивают самостоятельность, инициативу и волю ребёнка, приучают считаться с интересами товарищей.
Использование наглядного и дидактического материала содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к соблюдаемым знаниям. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание обучающихся. Огромным успехом пользуется выставка кулинарных изделий, которое провожу ближе к завершению учебного процесса.
Использование информационно - коммуникационных технологий
На уроках я использую следующие программы: Microsoft Word и Microsoft PowerPoint. Спектр применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Они используются для создания наглядности (презентаций), контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов для учащихся.
При подготовке к урокам и на уроках используются возможности Интернета, который можно рассматривать как часть информационно-коммуникационной предметной среды, содержащей богатейший информационный потенциал.
Результативность опыта и эффективность опыта.
За последние годы, по моим наблюдениям, удалось достичь появления у большинства обучающихся положительной мотивации к изучению предмета «Кулинария», повышению мотивации успешной деятельности, формированию личной ответственности за результат своей деятельности. Главным считаю не заставлять, а заинтересовывать обучающегося.
Проводимая работа позволяет получать хорошие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей. Обучающиеся показывают хорошие результаты на конкурсах республиканских и Интернет- конкурсах.
Результатом использования современных педагогических технологий являются
- повышение познавательного и творческого интереса к предмету не только на уроках, но и во внеурочной деятельности;
- увеличение числа учащихся, посещающих внеурочные формы занятий;
- проявляется стойкий интерес к изучению предмета, к участию в неделе кулинарии, в республиканских конкурсах;
- повышается уровень информационной культуры: работа с различными источниками информации (Интернет, СМИ, дополнительная литература), умение осуществлять обработку информации;
- повышается уровень коммуникационной культуры.
Возможность тиражирования.
Разработки уроков и внеурочных занятий с использованием ИКТ, выложены на личном сайте.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
С целью активизации познавательной деятельности у обучающихся преподавателю необходимо:
- осуществлять индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса;
- создавать на уроке атмосферу доброжелательности;
- использовать различные средства для поддержания интереса к предмету;
- направлять учебно-познавательный процесс на достижение конечного результата;
- избегать перегрузки учащихся;
- принимать во внимание индивидуальные особенности развития детей;
- контролировать и корректировать усвоение каждого учебного элемента;
- создавать на уроке условия для развития личности учащихся, усвоения ими способов решения своих проблем, самоуправления в учебной деятельности.
А трудность опыта в том и состоит, что преподаватель должен учитывать все условия непременно и в комплексе. Преподавателю необходимо быть всегда готовым прийти на помощь обучающимся, не навязывая своего решения.
Адресные рекомендации по использованию опыта
Данный педагогический опыт может быть адресован учителям, кто использует активные формы на уроках и во внеурочной деятельности. В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, выступаю на заседаниях методического объединения преподавателей, педсоветах. Старюсь повышать свой методический уровень, такую возможность дают курсы повышения квалификации. Изучаю опыт работы других педагогов техникумов, а также использую Интернет-ресурсы, где широко представлен опыт педагогов России. Размещаю опыт работы на страницах личного сайта. Опыт работы был обсужден на заседании методического объединения специальных дисциплин. С публикацией о представленном педагогическом опыте можно познакомиться на личном сайте.
Материалы из опыта работы размещены на сайтах:
Адрес моего сайта:
Наглядное приложение: конспект открытого занятия представлен ниже
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление педагогического опыта
Представление педагогического опыта по теме «Применение игровых технологий на учебных занятиях профессионального цикла по специальности «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаро...
Представление собственного педагогического опыта
Представление собственного опыта...
Представление собственного педагогического опыта преподавателя анатомии и физиологии человека
Перед каждым преподавателем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопрос: чему учить и как учить? Решение этого вопроса на разных жизненных этапах и определяет неповторимость преп...
Представление педагогического опыта
Инновации, применяемые на уроках " Основы бухгалтерского учета, налогов и аудита"...
Представление педагогического опыта
В этом разделе представлены материалы по диссеминации опыта педагогической деятельности в межаттестационный период:1. Выступление на межрегиональной научно - практической...
Представление педагогического опыта.
Данное направление актуально, так как требования, предъявляемые к молодому поколению современным уровнем жизни, значительно возросли. Кроме определенной базы знаний современный человек должен обладать...
Публичная презентация обобщенного педагогического опыта на конкурсе профессионального мастерства "Учитель года Сочи-2014"
Презентация обобщенного педагогического опытана конкурсе профессионального мастерства"Учитель года Сочи-2014" [[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"30127847","attribute...