Методы и формы обучения на уроках спец. дисциплин
учебно-методический материал
Основные методы и формы активного обучения студентов на уроках спец. дисциплин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_formy_aktivnogo_obucheniya_na_urokah_spets.docx | 18.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы и формы активного обучения на уроках спец. дисциплин
Горохова М.М., преподаватель спец. дисциплин
ГАПОУ РБ «ТСиГХ»
Активные формы обучения отнесены к классу образовательных технологий, обозначенных как «технологии модернизации обучения на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся».
Активные формы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. В качестве основных неоспоримых достоинств выступают высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания и применять их на практике, развитие творческих способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.
Они включают в себя следующие технологии: технология проблемного обучения, технология проектного обучения, игровые технологии, интерактивные технологии. Метод обучения является важнейшим компонентом урока. Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности учителя и обучающегося по достижению конкретных образовательных задач. В методах обучения сфокусирована не только глубина раскрытия учебного содержания, но и проявляется личность учителя и ученика, взаимоотношения класса и учителя. Именно они определяют стиль учителя на уроке.
Формы работы, повышающие уровень активности обучения
1. Применение нетрадиционных форм проведения уроков (урок-деловая игра, урок-соревнование, урок-семинар, урок-экскурсия, интегрированный урок и другие).
2. Использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные занятия, объединенные единой темой, проблемой; комбинированные, проектные занятия, творческие мастерские и др.)
3. Использование игровых форм.
4. Диалогическое взаимодействие (урок-диалог).
5. Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.).
6. Использование различных форм учебной работы (групповые, бригадные, парные, индивидуальные, фронтальные и др.).
7. Использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды и др.).
8. Интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-поисковый, творческий и др.).
9. Использование всех видов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.).
10. Различные виды домашней работы (групповые, творческие, деффиренцированные, составление домашней работы для соседа по парте и др.).
11. Деятельностный подход в обучении.
Одним из важнейших компонентов процесса теоретического обучения, по МДК СДиКХ являются методы обучения. А это способы совместной организованной деятельности преподавателя и студентов, при помощи которых достигается овладение студентами практических знаний, умений и навыков. При этом формируются основы их профессионального мастерства, серьезные отношения к труду, развиваются умственные и физические силы, творческие способности.
При изучении всех МДК у студентов формируются профессиональные компетенции..
В процессе обучения преимущественно применяю методы, которые по источникам знаний и умений разделяются на:
- словесные (рассказ-объяснение, беседы, письменное инструктирование)
- демонстрационные (показ трудовых приемов в рабочем и замедленном темпах).
Использую наглядные пособия: схемы, плакаты, действующие макеты, инструменты,.
Когда студенты впервые приходят на учебу, я стараюсь так организовать и провести первый урок, первую встречу преподавателя со студентами, чтобы у них остались от нее глубокие впечатления. При первой встрече закладывается камень в фундамент авторитета преподавателя.
Учебная экскурсия. Эта организационная форма обучения позволяет изучать различные предметы, явления и процессы на основе их наблюдения в естественных условиях. Экскурсии позволяют преподавателю установить непосредственную и более действенную связь обучения с жизнью. Экскурсии развивают познавательные способности обучаемых – внимание, восприятие, наблюдательность, мышление, воображение. Сильное воздействие экскурсии оказывают на эмоциональную сферу.
Перед экскурсией обучающиеся получают задания, в которых указывается, какие наблюдения должен провести каждый, на какие вопросы следует самостоятельно найти ответы, в какой форме собрать материалы, к какому сроку подготовить отчет об экскурсии.
Первый урок я провожу торжественно, организую экскурсию или же показываю творческие работы студентов и стенные газеты. Для создания у студентов положительного настроя на успешное овладение специальностью во время обучения имеют значение хорошо организованные экскурсии, на предприятии, на разных производствах. Эффективное проведение экскурсии во многом зависит от подготовки к ней. Важно тщательно продумать маршруты и подготовиться к заключительной беседе со студентами, но первоначально задастся целью экскурсии, а это может быть:
- ознакомление с технологическим процессом;
- ознакомление с новой техникой и технологией ( ЖЭУ, ЖКХ г. Улан-Удэ);
- знакомство с предприятием ( ЖЭУ «САЯНЫ»).
В процессе экскурсии произвожу осмотр МКД, участков, где будут обучаться, и проходить практику студенты, стараясь раскрыть красоту и романтику будущей специальности. Вызвав тем самым чувство гордости за избранную специальность
Важный этап экскурсии – итоговая беседа (иногда письменная работа), в ходе которой полученная на экскурсии информация включается в общую систему знаний и умений. Студентам даю указания по обработке данных экскурсии в соответствии с их заданиями. Они индивидуально или небольшими группами составляют таблицы, готовят наглядные пособия, доклады, краткие отчеты. Материалы экскурсии используют в дальнейшей работе.
Излагаю все требования, условия. В течение изучения дисциплины постепенно возвращаюсь к требованиям, чтобы избежать нежелательных и беспричинных пропусков и плохих оценок.
Сложившаяся и проверенная форма организации учебной работы в условиях учебной мастерской – комбинированный урок. Эта система позволяет правильно чередовать труд и отдых студентов. Длительность теоретического занятия составляет – 1,5 часа. Ему, присущи четкость поставленных целей и содержание.
Одним из распространенных форм проведения урока - является игра. Все игры в целом, это:
- разнообразие в формах урока;
- выявление интереса к избранной специальности;
- ожидание чего-то нового;
- красота и романтика;
- закрепление знаний и умений;
Студенты при проведении игр более активны, заинтересованы, лучше успевают, меньше устают. При проведении игр закрепляются полученные знания и умения.
Для воспитания использую все моменты обучения. Очень важно вовремя отметить и поощрить хорошую работу студентов.
Смешанная форма семинара, на котором сочетаются обсуждение докладов, свободные выступления обучающихся, а также дискуссионные обсуждения.
Педагогическое руководство подготовкой обучающихся к семинару состоит в том, что преподаватель помогает обучающимся подготовить план выступления, обучает составлению конспектов статьи, показывает, как сделать выписки из текста, найти цитаты для обоснования выводов и утверждений, сформулировать тезисы выступления, наблюдает за самостоятельной работой, консультирует обучающихся по другим вопросам.
Учебная конференция. Эта организационная форма обучения обеспечивает педагогическое взаимодействие преподавателя и обучающихся при их максимальной самостоятельности, активности, инициативе. Конференция, как правило, проводится с несколькими учебными группами и представляет собой особую конструкцию обучения, направленную на расширение, закрепление и совершенствование знаний.
Подготовка к конференции начинается с определения темы, подбора вопросов, в совокупности раскрывающих выбранную тему.
Главное в конференции – свободное, откровенное обсуждение проблемных вопросов.
Деловые игры. Деловые игры – высшая и самая сложная форма игровых занятий, в процессе которых имитируется коллективная профессиональная деятельность.
Деловые игры – это «живые» модели, воспроизводящие взаимодействие участников конкретной системы труда с определенными объектами. Основной элемент игры – люди, подготавливающие и принимающие решения. Их взаимодействие в игре обусловлено специальными правилами, воспроизводящими те закономерности, зависимости, положения реальной деятельности, которые являются наиболее характерными для рассматриваемого комплекса и интересуют конструкторов игры.
По мнению ряда исследователей, в настоящее время в нашей стране разработано и используется более 600 деловых игр различного назначения. Классификация деловых игр производится по различным критериям:
а) способы передачи и обработки информации (с применением обычных средств связи и обычных носителей информации, с использованием макетов, планов действующих объектов);
б) возможности развития игры (с ограниченным, неограниченным числом ходов, саморазвивающиеся игры без масштаба времени и с масштабом времени);
в) характер моделируемых ситуаций (игра с соперником (борьба сторон); игра с природой; игра-тренировка);
г) характер игрового процесса (противоборствующие отношения сторон, взаимодействие подгрупп; состязание; игра с применением ЭВМ, АСУ, обучающих устройств);
д) динамика моделируемых процессов (ситуационные, оперативные и долгосрочные частично или полностью формализованные сферы деятельности или объекты управления в системе труда, которую академик Е.А. Климов подразделяет на системы «человек – человек», «человек – природа», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – художественный образ»).
Заключение
Я пришла к выводу, что именно использование активных форм и методов обучения помогает повышать образованность обучающихся, решать задачи, стоящие перед ними и их родителями, помочь им реализовать свои возможности. Активные и интерактивные методы обучения отличаются нетрадиционной технологией учебного процесса:
-Активизируют, мышление и эта активность остается надолго, вынуждает в силу учебной ситуации самостоятельно принимать творческие по содержанию, эмоционально окрашенные и мотивационно оправданные решения;
-Развивают партнерские отношения в процессе совместной деятельности; не за счет увеличения объема передаваемой информации, а за счет глубины скорости ее переработки;
-Дают возможность приобретения опыта решения ситуативных и производственных задач.
Таким образом, активные формы обучения обладают широкими дидактическими возможностями. С их помощью можно формировать чрезвычайно широкий спектр умений, навыков и свойств личности в зависимости от того, как организуется подготовка и проведение урока, какие мотивы закладываются в основу разработчиками и преподавателями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА - ПРОЕКТ на тему: "Нетрадиционные формы обучения на уроках ОБЖ в средних классах школы"
Цель: разработать нетрадиционные формы уроков по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».Задачи:1) Изучить методическую и педагогическую литературу по данному вопросу.2) Рас...
Методические разработки уроков спец.дисциплин, производственного обучения по профессии "Мастер отделочных строительных работ"
Планы уроков "Основы производства строительных работ", "Фактурная отделка поверхностей", "Выполнение сграффито по трафарету", "Критерии оценок выпускной итоговой аттестации по профессии Мастер отделоч...
« Применение Информационных технологий обучения, в преподавании спец. дисциплин».
Данный материал был написан в 2010 году для выступления на конкурсе "Учитель года"...
Тест по теории и методике преподавания математики по теме «Принципы, методы и формы обучения математике в начальной школе»
контрольная работа по тонкм...
Современные методы и формы обучения в СПО.
Современные методы и формы обучения в СПО...
Методы и формы работы на уроках общего фортеиано
В работе указаны цели и задачи, которые призваны решить курс общего фортепиано, а также формы и методы работы на уроке общего фортепиано (подбор по слуху, транспонирование, игра по показу, пасси...
ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: "ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ"
Современные тенденции развития среднего профессионального образования определяют кардинальное изменение подходов к организации образовательного процесса. Введение системы многоуровневого образования, ...