ПРОГРАММА психолого-педагогической подготовки к чемпионатам и конкурсам профессионального мастерства для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
материал

Строкова Ксения Сергеевна

Улучшение качества и повышение эффективности подготовки обучающихся к конкурсам и чемпионатам профессионального мастерства, снижение тревожности к ситуации «участия в профессиональном конкурсе», а также повышения мотивации к участию в конкурсе, преодоление стресса, в сложных стрессовых ситуациях, эмоциональной устойчивости, расширение репертуара поведенческих стратегий и самопомощь в критических ситуациях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_podgotovki_ob-sya_viii_vida_k_konkursam.docx122.1 КБ

Предварительный просмотр:


Пояснительная записка

Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями испытывают определенные трудности в период обучения и участия в массовых конкурсах и чемпионатах. Они имеют психологические проблемы, связанные с познавательной сферой (неустойчивость внимания, трудности переключения с одной деятельности на другую, малый объем памяти, замедленный темп мышления) и эмоционально-волевой сферой (неадекватность эмоционального реагирования неспособность осознавать собственные эмоциональные проявления и управлять ими). В этой связи актуальным является вопрос не только о профессиональной подготовке участников конкурсных соревнований, но и психологической готовности к ним.

Конкурс – это мероприятие, где участники попадают в нестандартную обстановку, для которого характерны напряжение, приподнятое эмоциональное состояние участников, азарт. Участие в состязаниях для конкурсантов всегда сопровождается стрессом и тревогой и на это влияют множество факторов, (ответственности за проигрыш, незнакомая среда, большое количество людей, ограниченность времени выполнения задания). Программа тренинговых занятий психолого-педагогической подготовки к чемпионатам и конкурсам профессионального мастерства для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья разработана с целью развития эмоциональной устойчивости, профессионально важных качеств личности, стрессоустойчивости, адаптации к напряженным факторам конкурсной деятельности обучающихся. 

Общая характеристика программы

Область применения: Программа тренинговых занятий является одним из направлений подготовки обучающихся принимающих участие в чемпионатах и конкурсах профессионального мастерства.

Цель программы: улучшение качества и повышение эффективности подготовки обучающихся к конкурсам и чемпионатам профессионального мастерства, снижение тревожности к ситуации «участия в профессиональном конкурсе», а также повышения мотивации к участию в конкурсе, преодоление стресса, в сложных стрессовых ситуациях, эмоциональной устойчивости, расширение репертуара поведенческих стратегий и самопомощь в критических ситуациях.

  1. Задачи программы:
  • Обучать приемам активной саморегуляции психических состояний
  • Обучать навыкам самопрезентации
  • Обучение навыкам концентрирования внимания
  • Развивать интерес к своему внутреннему миру
  • Формировать эмоциональную устойчивость к экстремальным условиям конкурсной борьбы
  • Формировать у конкурсанта психологическую готовность к участию в конкретном соревновании
  • Воспитывать способность быстро снимать последствия нервного и физического перенапряжения

Перед началом коррекционно-развивающих занятий с участниками проводятся индивидуальные или групповые собеседования, с целью заинтересовать обучающихся в предстоящих действиях.

Прогнозируемый (ожидаемый) результат:

  1. Знают: определение понятия «стресс», «стрессоустойчивость», «внутренние и внешние ресурсы», способы саморегуляции, самопомощи в сложных жизненных ситуациях
  2. Умеют: принимать решения и быть ответственными за свой выбор преодолевать трудности, возникающие в условиях конкурса и решать их конструктивным путем, объективно оценивать свои способности. 
  3. Навыки: владеют инструментом саморегуляции, устойчивы к разочарованию, могут контролировать свое эмоциональное состояние, распознавать и анализировать свои личностные качества. Эффективно используют время, отведенное на подготовку к конкурсу. Доводят начатое дело до конца. 

Принципы проведения: доверие, искренность в общении; активность обучающегося; творческая позиция; диалогичность; осознанность поведения.

Методы: групповая работа, работа в парах, индивидуальная работа.

Формы работы: ролевые (демонстрирующие) игры и групповая дискуссия прием перегруппировки, мозговой штурм, арт – терапевтические упражнения

Общий состав группы программа рассчитана для потенциальных и непосредственных участников конкурсов и чемпионатов профессионального мастерства в количестве не более 15 человек.

Периодичность занятий – 2 раза в неделю по 45 минут или 1 академический час. В программе предложено больше занятий чем реально можно выполнить. Это сделано с той целью, чтобы ведущий имел возможность строить занятия с учетом готовности группы к выполнению того или иного задания.

Общее время реализации программы – 4 недели.

Тематический план

Темы занятий

Основные цели

Количество академических часов

1

Сплочение

Знакомство участников между собой и с ведущим. Создание положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу. Формирование представления о целях тренинга, совместная выработка правил участия в тренинге

1

2

Стресс

Выявление знаний участников тренинга о стрессе. Актуализация представлений участников о стрессе, его причинах, эмоциях и чувствах, провоцирующих стресс

1

3

Способы борьбы со стрессом

Познакомить участников с эффективными способами преодоления стрессовых ситуаций: управление дыханием, мышцами, визуализация, словесные техники

1

4

Активизация внутренних ресурсов

Познакомить участников с понятием «ресурсы человека», которые он может использовать для решения жизненных задач 

1

5

Как и где я могу использовать свои ресурсы

Поиск собственных ресурсов и области их применения. Отработка приемов сохранения самообладания, необходимых для участия в конкурсе

1

6

Я в себе уверен

Формирование позитивной самооценки и навыков уверенности в себе

1

7

Самопомощь в стрессовых ситуациях

Расширение репертуара поведенческих стратегий и самопомощь в критических ситуациях 

1

8

Актуализация полученных навыков

Закрепление навыков, полученных в ходе проведения тренинга

1

Всего:

8

Название упражнения

Цель

Краткая инструкция

Необходимый материал

время

Занятие 1: Сплочение

Упражнение: «Здравствуй, я тебе рад!»

Знакомство участников между собой и с ведущим.             Создание положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу.                                 Формирование представления о целях тренинга, совместная выработка правил участия в тренинге

Работа проходит в кругу. Задача каждого участника по очереди сделать шаг вперед и производя определенное движение поприветствовать окружающих сказав им комплемент. Остальные сразу после участника одновременно повторяют его движение и фразу, которую он произнёс с той же интонации

20 мин

Упражнение: «Имя»

Создание положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу

Участники сидят по кругу. По очереди передают друг другу мяч и на первую букву своего имени называют прилагательное, отражающее какое-либо качество своего характера. Затем завершают фразу: «Никто не знает, что я…»

5-7 мин

Упражнение: «Все мы особые»

Создать атмосферы эмоциональной безопасности, групповой сплоченности, развитие наблюдательности

Участники, разбившись на пары, 6 секунд молча, смотрят друг на друга. Затем ведущий приглашает в круг пару. Не глядя на партнера, нужно будет описать черты его лица, цвет глаз, волос. Затем нужно назвать главную особенность внешности партнера

10-12 мин

Разминка: «Прорвись в круг»

Стимуляция групповой сплоченности и снятие эмоционального напряжения

Участники берутся за руки и образуют замкнутый круг. Каждый участник по очереди должен прорвать круг и включиться в него

5-7 мин

Ритуал завершения занятия

Рефлексия

Закончи предложение. «Сегодня на занятии мне было…(выразив чувство)»

3-5мин

Занятие 2: «Стресс»

Приветствие

Упражнение: «Что такое стресс?»

Информация от педагога - психолога

Выявление знаний участников тренинга о стрессе

Актуализировать представления участников о стрессе, его причинах, эмоциях и чувствах, провоцирующих стресс

Приветствие: Ведущий называет числа. Сразу же после того, как число будет названо, должны встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше и не меньше). Сесть можно только после того, как ведущий скажет «спасибо». Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания следует вырабатывать по ходу упражнения, ориентируясь на действия друг друга.

Упражнение: Участникам предлагается поиграть в ассоциации. Для этого им напоминается правило выполнения задания: как только названо слово, необходимо сразу высказать свои ассоциации к нему. Ведущий называет слово «СТРЕСС» и пишет его на флипчарте, а затем записывает слова ассоциации под этим словом. Вопросы для обсуждение: как вы думаете почему большинство ассоциаций негативно окрашены? Как для вас выглядит слово стресс?

Ведущий раскрывает понятия стресс, стрессоустойчивость

Флипчарт

15-20 мин

Разминка: «Молекулы»

Включение участников в процесс группового взаимодействия, создание положительного эмоционального фона

Ведущий:

- Представим себе, что все мы атомы. Атомы выглядят так (показать). Атомы постоянно двигаются и объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно определяется тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться, и я буду говорить, например, три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома в каждый. Молекулы выглядят так (показать).

В конце проводится обсуждение:

- Как вы себя чувствуете?

- Все ли соединились с теми, с кем хотели?

5 мин

Упражнение: «Ладошка моего стресса»

Выявить типы ситуаций, являющихся для участников самыми стрессовыми

Участникам раздаются чистые листы и каждый на своем листе обводит свою ладонь и пишет внутри нее свое имя. Задание: на каждом пальчике нарисованной ладони написать ситуацию, которая вызывает или может вызвать сильную тревогу, страх, злость, крайнюю усталость, то есть ситуацию, стрессовую для участника. Далее участникам игры предлагается вырвать из листа рисунок ладони без помощи ножниц по контуру и положить перед собой. Обсуждение: каждый желающий называет ситуации, являющие стрессовыми для него. Ведущий обобщает все сказанное детьми и определяет ряд общих стрессовых ситуаций для данного коллектива

10 мин

Упражнение «Мой ответ стрессу» 

Выявить способы реагирования участников на указанные стрессовые ситуации

Для данного упражнения необходима «ладошка моего стресса», сделанная участниками в предыдущем задании. Следующее задание: «Необходимо загнуть каждый палец нарисованной ладони и написать на нем «мой ответ стрессу», то есть то, что ты делаешь или делал бы в ответ на ситуацию, написанную на пальце нарисованной руки, чтобы преодолеть стресс, избавиться от сильных негативных эмоций. Обсуждение: «Наши способы управления со стрессом». Обобщение ведущего о типичных и нетипичных способах борьбы со стрессом

Листы бумаги по количеству участников

10 мин

Ритуал завершения занятия

Рефлексия

Закончи предложение. «Сегодня на занятии мне было…(выразив чувство)».

Подводится итог тренинга: «Что нового я узнал?»

3-5мин

Занятие 3: «Способы борьбы со стрессом»

Приветствие

Познакомить участников с эффективными способами преодоления стрессовых ситуаций: управление дыханием, мышцами, визуализация, словесные техники

Работа проходит в кругу. Каждый участник по очереди обращаясь к соседу начинает с фразы: «Здравствуй, ты представляешь…» так каждый описывает какой-нибудь занимательный и забавный эпизод, произошедший с ним в этот день.

3-5 мин

Мини-лекция: «Эффективные приемы и техники борьбы со стрессом»

Определить пути выхода из стрессовых ситуаций

В результате мини-лекции участники знакомятся и проигрывают такие приемы преодоления стресса как: нормализация дыхания – прием антистрессового дыхания «4-4-6», дыхание животом, прием «Пушинка на носу», мышечные техники – прием «кулак – нога», визуализация – «ресурсный образ», «заполнение серебром и золотом», упражнение «вверх по радуге», рационализация – прием «предметы в аудитории», словесные действия - аутогенная тренировка, письмо обидчику, позитивные настрои, самоприказ, плач и смех как способы снижения напряжения, прогулка на природе, посидеть в тишине или послушать приятную спокойную музыку, покинуть помещение. По мере знакомства подростков с различными приемами и техниками преодоления стресса на доске оформляется схема «Стресс и эффективные способы его преодоления»

Релаксационная музыка

20 мин

Разминка: «Космическая скорость» 

Включение участников в процесс группового взаимодействия, создание положительного эмоционального фона

Участники стоят в тесном кругу. Им дается мяч и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть мяч друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Упражнение повторяется 2 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Далее ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь одну секунду на всю группу.

Мяч

3-5 мин

Упражнение: «Мой способ» 

Обучение приемам социально приемлемого выражения негативных эмоций

Участникам предлагается придумать одну позитивную, успокаивающую, оптимистичную фразу – самоприказ, которую они смогут использовать для преодоления некоторых стрессовых ситуаций в своей жизни. Обсуждение: подросток называет придуманную им фразу и ситуации, в которых она может быть использована.

5-7 мин

Упражнение: «Громкость телевизора»

Снижение психоэмоционального напряжения с помощью голоса.

Задание: ведущий с помощью поворота своей руки регулирует громкость звука, который будут произносить участники. Участникам объясняются все положения руки и громкость, которую они обозначают и предлагается звук «А». Далее в течение 1 минуты участники то тихо, то очень громко произносят требуемый звук, регулируя его громкость с помощью ведущего. Обсуждение результатов упражнения: обмен мнениями о механизме «громкий звук – «снятие напряжения».

3 мин

Упражнение: «Путаница» 

Сплочение группы посредством физического контакта. Развитие бережного отношения друг другу

Все участники становятся в круг и вытягивают вперед руки. После этого каждый участник должен схватить своей рукой за руку другого человека. Нельзя брать за руку своего соседа или обеими руками соединяться с одним и тем же человеком. После того как все взялись за руки, группа должна распутаться, то есть, не разжимая рук, сделать так, чтобы все снова стояли в кругу. Обсуждение: «Всем вместе часто легче справляться со стрессовой ситуацией, чем по одиночке!».

5 мин

Ритуал завершения занятия

Рефлексия

Закончи предложение. «Сегодня на занятии мне было…(выразив чувство)».

Подводится итог тренинга: «Что нового я узнал?»

3-5мин

Занятие 4: «Активизация внутренних ресурсов»

Приветствие

Поиск ресурсов для создания положительного эмоционального и психологического настроя в трудных, стрессовых ситуациях

Каждый участник по очереди должен поздороваться со всеми любым способом, не повторяя использованные ранее. Остальные участники все вместе повторяют каждое предложенное приветствие. Далее, участники перебрасывают мяч, высказывая пожелания друг другу. Оно должно быть коротким

Мяч

5-7 мин

Мини-лекция: «Внутренние и внешние ресурсы»

Познакомить участников с понятием «ресурсы человека», которые он может использовать для решения жизненных задач

7 мин

Упражнение: «Мои ресурсы»

Выявление знаний участников о себе и своих ресурсах, создание позитивного образа «Я», активизация внутренних ресурсов: положительного самовосприятия, самораскрытия

Приложение 1

Листы бумаги, ручки на каждого участника

15 мин

Упражнение: «Чемпион»

Создание условий для обращения к личностному потенциалу участников, который может помочь при участии в конкурсе

Участники делятся на подгруппы по 3-4 человека (можно использовать упражнение «Фрукты»). Каждая группа получает задание составить портрет «Чемпиона», который возьмет выигрышное место в конкурсе. Сделать это нужно при соблюдении двух условий: 1. Каждое качество (ресурс) должно принадлежать кому-то из участников подгруппы.

2. У каждого участника подгруппы нужно заимствовать минимум одно качество. Например: чтобы выиграть в конкурсе нужна такая быстрота реакций как у Лены, смекалка как у Жени).

Результаты представляются всем в кругу. В итоге ведущий отмечает, что у каждого нашлась какая-то сильная сторона. Если группа не может найти сильные стороны, задача ведущего помочь им, организовываются мини-дискуссии

10-15 мин

Упражнение: «Зернышко»

Упражнение на саморегуляцию

Инструкция: «Закройте глаза и сядьте как можно удобнее на этом стуле. Положите руки на колени, а спину держите прямо. Представьте себе, что сейчас в свое солнечное сплетение вы сажаете маленькое зернышко. Это зернышко вашей уверенности (или спокойствия). Дышите ровно и сконцентрируйтесь на этом маленьком семечке и на своих ощущениях. Оно начинает расти. С каждым вдохом и с каждой минутой оно все увеличивается, разрастается и уже заполняет всю вашу грудную клетку. Почувствуйте, какой большой стала ваша уверенность (спокойствие). Сделайте еще несколько вдохов, сосредоточившись на своих ощущениях. А теперь сожмите руки в кулаки и откройте глаза»

5 мин

Ритуал завершения занятия

Рефлексия

Закончи предложение. «Сегодня на занятии мне было…(выразив чувство)».

Подводится итог тренинга: «Что нового я узнал?»

3-5мин

Занятие 5: «Как и где я могу использовать свои ресурсы?»

Приветствие

Поиск собственных ресурсов и области их применения

Игра на создание рабочего настроения 

Каждый участник по очереди должен поздороваться со всеми любым способом, не повторяя использованные ранее. Остальные участники все вместе повторяют каждое предложенное приветствие. Далее, участники перебрасывают мяч, высказывая пожелания друг другу. Оно должно быть коротким.

Мяч

5-7 мин

Упражнение: «Мои ресурсы»

Отработка приемов сохранения самообладания, необходимых для участия в конкурсе

Задание участникам: закройте глаза и спросите себя: Как я восполняю себя? Какие люди, места или занятия связаны с хорошими чувствами, мне нравятся, придают мне силы? Представьте, как вы наслаждаетесь этими восполняющими элементами в своей жизни. Постарайтесь вспомнить и испытать эмоции счастья, любви, комфорта и т.д., которые связаны с этими людьми, местами, вещами, занятиями.

Разделите страницу на три столбика. Сделайте следующие заголовки для каждого из них: «Ресурсные люди» - «Ресурсные места» - «Ресурсные занятия» В каждый столбик впишите пункты из своей жизни, подходящие под каждую категорию. Не забывайте пополнять свою «копилку ресурсов» и обращаться к ней по мере необходимости.

Листы по количеству участников

10 мин

Обсуждение способов активации ресурсов

Обучение способам восстановления ресурсного потенциала участников

На примере заполненных листов с ресурсами обсудить и попробовать с участниками, как и где они могут воспользоваться определенным ресурсом. Например: спортивная деятельность дает нам энергию, а не отбирает. Тренировка 2-3 раза в неделю будет давать жизненные силы и энергию; дыхание-исследователи Стэнфордского университета установили связь между дыханием и эмоциональным состоянием: чем поверхностное мы дышим, тем выше уровень тревожности. Если мы дышим быстро, то расслабления организма практически не происходит. Выполняйте дыхательную гимнастику. Глубокий вдох с задержкой дыхания активизирует симпатическую нервную систему, а удлиненный выдох успокаивает наш организм; сон и т.д.

10 мин

Разминка: «Австралийский дождь»

Включение участников в процесс группового взаимодействия, создание положительного эмоционального фона

Приложение 2

3 мин

Создание коллажа: «Мои ресурсы»

Поиск ресурсов личности для преодоления сложных ситуаций, закрепление полученных знаний

Участники вырезают из журналов и заготовок те элементы и картинки, которые несут для них энергию и могут стать для них ресурсом и оформляют их в композицию. Эффективным является включение в коллаж рисунков, личных фотографий участников, авторами которых они являются, либо на которых они запечатлены. С элементами можно делать всё, что угодно, можно дополнить работу надписями, комментариями, закрасить и декорировать пустоты, быть конкретным или абстрактным.

Анализ коллажа: расположение элементов на листе, размер элементов, их расположение относительно других элементов, основания выбора того или иного элемента, цветовая гамма. Участники по желанию рассказывают про свою работу

Ватман, журналы, клей, ножницы по количеству участников

15 мин

Ритуал завершения занятия

Рефлексия

Закончи предложение. «Сегодня на занятии мне было…(выразив чувство)».

Подводится итог тренинга: «Что нового я узнал?»

3-5мин

Занятие 6: «Я в себе уверен!»

Приветствие 

Формирование позитивной самооценки и навыков уверенности в себе

Ведущий предлагает участникам образовать круг и разделиться на три равные части: «европейцев», «японцев» и «африканцев». Потом каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми «своим способом»: «европейцы» пожимают руку, «японцы» кланяются, «африканцы» трутся носами.

5 мин

Упражнение: «Я верю в тебя»

Формирование уверенности в себе

Участникам говорят: «Очень часто ваш успех зависит от настроения и поддержки окружающих. Кому – то необходимо услышать слова поддержки, а кому – то почувствовать. Мы попробуем поддержать друг друга. Сейчас каждый из вас по очереди называет по имени соседа слева и похлопывая по плечу скажет: «Я верю в тебя!». Круг повторяется в обратном направлении.

Обсуждение: трудно ли было сказать предложенную фразу? Вам было комфортнее поддерживать другого или принимать самому слова поддержки

2-3 мин

Упражнение: «Встаньте с мест»

Тренировка решительности, умения интуитивно понимать намерения других людей и координировать с ними свои действия, развитие гибкой реакции на меняющиеся обстоятельства, а также внимательности

Участники сидят в кругу. Ведущий «выкидывает» на руках какое-либо количество пальцев. Должны одновременно подняться столько участников, сколько пальцев продемонстрировано. Заранее договариваться о способах выполнения упражнения нельзя.

Обсуждение. Кто чем руководствовался, принимая решения, в какой момент ему встать, а в какой остаться на месте? Кто проявлял инициативу, а кто боялся (возможно, так ни разу и не поднявшись)?

5 мин

Упражнение: «Жонглеры»

Развитие умения адекватно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию, скорости реакции, ловкости. Физическая разминка, активизация участников.

Участники стоят в кругу, им дается одновременно 3-5 мячиков (можно воспользоваться и комками из смятых бумажных листов). Одновременно перебрасывать все эти мячики таким образом, чтобы ни один из них не упал на пол. Фиксируется время, которое удастся продержаться таким образом. Интересно организовать состязание между несколькими командами, какая из них продержится дольше.

Обсуждение. Какими качествами, кроме ловкости, с точки зрения участников предопределялся успех в этой игре? Нужно ли координировать совместные действия с другими участниками или каждый «сам за себя»

Мячи или газеты по количеству участников

7 мин

Упражнение: «Я умею»

Создание условий для самопрезентации, знакомство, повышение мотивации к обучению новым видам деятельности. Ломка психологических барьеров между участниками.

Участники поочередно встают и рассказывают о каком-либо деле, которое им особенно хорошо удается. Потом они отвечают на два вопроса: 1. Как им удалось этому научиться? 2. Где может пригодиться это умение? Обсуждение. Чему из того, про что рассказали другие участники, захотелось научиться каждому из вас? Кто из участников вас удивил? Заставил взглянуть на него по-новому?

10 мин

Упражнение: «Полное дыхание»

Обучение способам снятия утомления и стимуляции умственной работоспособности

Исходная позиция - стоя или сидя прямо, с широко расправленной грудью. 1. Медленно выполнить максимальный выдох. 2. Выдвинуть живот вперед, насколько возможно, усилием диафрагмы, направленным вниз. 3. Не отпуская живота, сделать медленный вдох, последовательно расширяя средние, затем верхние ребра, приподнимая плечи и ключицы. 4. На высоте вдоха задержан, дыхание и втянуть живот. 5. Не отпуская диафрагмы, сделать медленный выдох. Ритм дыхания: вдох и выдох по 8 секунд, задержка на вдохе и выдохе по 4 секунд. Выполнить 8- 10 раз (за сутки до 10-15 минут)

5 мин

Упражнение: «Я – звезда»

Отработка навыков уверенного поведения.

Упражнение проводится по кругу. Каждый участник выбирает для себя роль значимой для него и в то же время известной присутствующим звезды (президент, сказочный персонаж, литературный герой и т.д.). Затем он проводит самопрезентацию (вербально или невербально: произносит какую-либо фразу или показывает какой-либо жест, характеризующий его звезду). Остальные участники пытаются отгадать имя «кумира».

Обсуждение: сложно ли Вам было выбрать для себя роль значимой и известной звезды? Что схожего между Вами и выбранной звездой? Какие чувства возникли у вас в ходе презентации? Вы старались показать выбранную Вами звезду так, чтобы было понятно другим? Где было легче, показывать или отгадывать?

10 мин

Упражнение: «Воображение успеха»

Развитие умения использовать воображение для улучшения самовосприятия

Сядьте удобно, закройте глаза. Почувствуйте свое дыхание - ровное и спокойное, с каждым выдохом уходит напряжение и тело расслабляется.

Представьте себе, что вы присутствуете на церемонии награждения. Оглянитесь вокруг, какие люди вас окружают, как они одеты, что вручают победителям, как оформлен зал. Представьте, за что вручаются награды… как люди выходят на сцену. И вот объявляют, что первое место занял (а)... и вы слышите свое имя! Какие чувства у вас возникли? Представьте, что вы легко и уверенно поднимаетесь п ступеням на сцену и получаете долгожданную награду! Рассмотрите ее, за что вам ее вручили? Вам предоставили возможность для ответного слова, что вы скажете?.. Почувствуйте себя победителем! Запомните это чувство и сохраняйте в себе!

Зафиксируйте на листах - чувство победы, награду (что вручили и за какое достижение)

10 мин

Ритуал завершения занятия

Рефлексия

Закончи предложение. «Сегодня на занятии мне было…(выразив чувство)».

Подводится итог тренинга: «Что нового я узнал?»

3-5мин

Занятие 7: «Самопомощь в стрессовых ситуациях» Приветствие

Расширение репертуара поведенческих стратегий и самопомощь в критических ситуациях 

Игра на создание рабочего настроения

Каждый участник по очереди должен поздороваться со всеми любым способом, не повторяя использованные ранее. Остальные участники все вместе повторяют каждое предложенное приветствие. Далее, участники перебрасывают мяч, высказывая пожелания друг другу. Оно должно быть коротким

Мяч

5-7 мин

Упражнение – медиация: «Безопасное место»

Повышение уверенности в себе, работа с внутренними ресурсами, обучение способам саморелаксации

Приложение 3

(при необходимости вместо визуализации используется арт терапия, участникам предлагается нарисовать безопасное место)

Спокойная музыка

15 мин

Дискуссия на тему: «Способы снятия нервно-психического напряжения»

Формирование умения снять нервно-психическое напряжение самостоятельно

Приложение 4

7 мин

Упражнения на снятие эмоционального напряжения

Самопомощь в критических ситуациях

Участникам предлагаются упражнения на снятия эмоционального напряжения, «Лимон», «Свеча», «Дыхание антистресс», «Здесь и сейчас»

Участники проигрывают каждое упражнение.

Обсуждение наиболее понравившегося упражнение, где и когда можно использовать каждое

Спокойная музыка

10 мин

Ритуал завершения занятия

Рефлексия

Закончи предложение. «Сегодня на занятии мне было…(выразив чувство)».

Подводится итог тренинга: «Что нового я узнал?»

3-5мин

Занятие 8: «Актуализация полученных навыков» Приветствие

Закрепление навыков, полученных в ходе проведения тренинга

Каждому предлагается поздороваться друг с другом за руку, никого не пропустив

3-5 мин

Упражнение: «Пять слов о тебе»

Повышение самооценки, самопознание, возможность сделать приятное другому человеку.

Участники разбиваются на подгруппы по 5 человек. Каждый обводит на листе бумаги свою ладошку. В середине пишет свое имя. Потом передаёт листок соседу справа, а сам получает ладошку соседа с лева. На одном из пальчиков полученного рисунка пишется какое-либо положительное качества этого человека

10 мин

Дискуссия: «Чему я научился во время занятий»

Закрепление навыков, полученных в ходе проведения тренинга

С участниками группы проводится дискуссия в ходе которой задаются вопросы о том, что такое стресс? Как я могу помочь себе во время стрессовой ситуации? Какие личностные ресурсы могут помочь мне сложной жизненной ситуации? и т.д.

7 мин

Упражнение: «Передай движение»

Снятие психоэмоционального напряжения.

Участники стоят в кругу и по сигналу тренера делают вид, что передают друг другу большой мяч, тяжёлую гирю, горячий блин, цветочек и др. Упражнение выполняется молча

3-5 мин

Этюд: «Сбор чемодана»

Создание положительной обратной связи с участниками тренинга по завершении работы

Осознание участниками своих сильных и слабых сторон

Каждому участнику занятий вся группа, говорит, что положить в свой «чемодан», отмечая, что уже есть у хозяина, а что надо сформировать

10 мин

«Обратная связь»

Ритуал завершения занятия

«Аплодисменты»

Всем участникам предлагается обобщить их впечатления, полученные в процессе занятий, и обменяться мнениями в следующем порядке:

- общее впечатление от участия;

- на занятиях я научился…

- открытия в самом себе;

-пожелания

10 мин

Список литературы

  1. Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы)/авт.-сост. Е.Д, Шваб.-Изд.3-у.-Волгоград: Учитель.-167 с.
  2. Гришанова О.С. Психолого – педагогическое сопровождение ЕГЭ: профилактика экзаменационной тревожности [Текст] / О.С. Гришанова, М.А.
  3. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 201 с.Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий/авт.-сост. Ю.А.Голубева [и др.]. -Изд.2-у, испр.-Волгоград: Учитель – 196 с.
  4. Стишенок И.В. Тренинг уверенности в себе: развитие и реализация новых возможностей [Текст] / И.В. Стишенок. – СПб.: Речь, 2006. – 240 с.
  5. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия») / Л.Д. Столяренко.— 2-е изд., перераб, и доп. — Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 544 с. – (Серия «Учебники и учебные пособия»).
  6. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. - М.: Наука, 1981.-278с
  7. https://school75.ucoz.ru/Psiholog/4mobilizacijavnutrennikhresursovuchashhikhsja-zash.pdf 
  8. https://www.bsuir.by/m/12_100229_1_91314.pdf 

Приложение 1

Упражнение: «Мои ресурсы»

Инструкция: «Возьмите лист бумаги и ответьте на вопросы, напишите все свои сильные стороны – то, что вы любите, цените, принимаете в себе, что дает вам чувство внутренней уверенности и доверия к себе в разных ситуациях, отметьте то, что является точкой опоры в различные моменты жизни»

  1. Напишите, что у Вас получается лучше всего. В любых сферах, особенно в профессиональной деятельности.
  2. Напишите, о чем говорят другие люди, когда говорят, что у Вас в этом настоящий талант. По каким вопросам, чаще всего обращаются?
  3. Напишите, в чем у Вас есть хороший опыт, образование и навыки.
  4. В чем Вы могли бы теоретически стать номер один в мире?
  5. Проанализируйте и выпишите, топ 10 пунктов, что Вы действительно умеете делать лучше всего, что реально хорошо получается, в чем Вы сильны по-настоящему.
  6. Составить список из 10 вещей/занятий/событий/др., которые возвращают вас в ресурсное состояние.
  7. Вспомните событие из вашей жизни, которое негативно повлияло на вас. Для начала возьмите событие из не очень далекого прошлого. Найдите в нем позитивные интерпретации.

Позитивная интерпретация помогает открыть те ценности и возможности, которые пока «скрыты во тьме» или «находятся в тени» - они так же необходимы человеку, как и привычные ценности и способы мышления, используемые и «видимые при свете дня».

  1. Какие позитивные функции это событие выполняет в твоей жизни? (Что в нем позитивного?)
  2. Чем эта ситуация оказалась для меня полезной?
  3. Какой важный и полезный урок я из нее извлек? От чего он тебя оберегает?
  4. Какие твои способности развивает?
  5. О каких возможностях, еще нереализованных тобой, ты задумываешься благодаря этой ситуации? В чем эта ситуация тебя усиливает?

Рефлексия.

Что было трудного в этом упражнении?

Что удалось? Почему не удалось?


Приложение 2

Игра-разминка

«Австралийский дождь»

Участники встают в круг.

Инструкция: знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!

  • В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).
  • Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).
  • Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).
  • Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).
  • А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).
  • Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).
  • Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).
  • Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).
  • Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).
  • Солнце! (Руки вверх).

Вопросы для обсуждения:

  1. Легко ли вам было выполнять это упражнение?
  2. Не запутывались ли вы в ходе выполнения заданий?
  3. Ваши впечатления по проведенному упражнению?

Приложение 3

Упражнение-медиация

«Безопасное место»

Примите удобное положение, прикройте глаза. Понаблюдайте некоторое время за дыханием. Дышите медленно, лучше животом.

  • Представьте такое место, в котором вы чувствовали бы себя безопасно, где вы счастливы и спокойны. Это может быть как реальное место, где вы когда-то бывали, так и вымышленное. Представьте, что вы сейчас в идеальном для вас безопасном месте.
  • Посмотрите вокруг: что вы видите? Что находится вокруг вас? Постарайтесь рассмотреть всё пространство и предметы в мельчайших деталях. Какие они на ощупь, какого цвета? Представьте, что вы их трогаете, рассматриваете.
  • Двигайтесь дальше. Не торопитесь. Что еще вы видите? Предметы в отдалении, а может пейзаж. Вы можете представить все, что захочется, любая ваша фантазия осуществима. Это самое прекрасное и уютное для вас место во вселенной.
  • Почувствуйте свои ноги, как вы идете по земле. Что ещё появляется в вашем райском месте, возможно вы слышите пение птиц или шум моря? Или чувствуете запах любимого блюда? Может, щуритесь от солнышка?.. Слушайте, смотрите, вдыхайте ароматы, обращайте внимание на каждую деталь этого места.
  • Что вам хочется сделать? Бегать? Петь? Сидеть у камина? Смотреть на звезды? Делайте все, что сейчас действительно хочется. Балуйте себя. Сейчас вам можно АБСОЛЮТНО ВСЁ
  • Может быть, вам захочется, чтобы рядом появился человек, с которым вы чувствуете себя безопасно и комфортно. Кто он - друг, родитель, супергерой? Он самый добрый и понимающий спутник. Он поможет справиться с любой трудностью. Представьте, что вы вместе гуляете и наслаждаетесь этим временем. Вам спокойно сейчас, вам хорошо.

Напитайтесь своим состоянием настолько, насколько потребуется.

В конце еще раз осмотрите свое безопасное место, запомните его. Вы сможете сюда возвращаться всегда, когда захотите. Это только ваше пространство, где вы всегда можете быть счастливым и спокойным. Ваши помощники также всегда вас тут ждут, если они нужны.

Постепенно открывайте глаза, возвращайтесь.

Обсуждение:

Как изменилось ваше состояние?

Попробуйте запомнить ощущение спокойствия, безопасности и учиться намеренно себя в него возвращать.


Приложение 4

Дискуссия на тему

«Способы снятия нервно-психического напряжения»

Перед основным днем конкурса или чемпионата важно потратить как можно меньше времени на саму подготовку, но отдохнуть за это время максимально.

Я перечислю Вам некоторые способы, а Вы можете выбрать те, которые подойдут Вам. Вот эти способы:

 Спортивные занятия.

 Контрастный душ.

 Стирка белья.

 Мытье посуды.

 Свое напряжение вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть подальше. Другую газету порвать на мелкие кусочки, затем выбросить в ведро. Из другой газеты слепить свое настроение. Закрасить газетный разворот (рисование кляксами, пальчиковое рисование гуашью).

 Потанцевать под музыку, громко спеть свою любимую песню.

 Погулять в тихом месте на природе.

 Релаксация — напряжение — релаксация — напряжение и т.д.

 Пальчиковое рисование (ложка муки, ложка воды, ложка краски). Кляксы. Потом поговорить о них.

 Газету порвать на мелкие кусочки, «еще мельче». Затем выбросить на помойку.

 Слепить из газеты свое настроение.

 Закрасить газетный разворот.

 Покричать то громко, то тихо.

 Смотреть на горящую свечу.

 Вдохнуть глубоко до 10 раз.

 Погулять в лесу, покричать.

 Посчитать зубы языком с внутренней стороны.

Далее идет обсуждение: Какими еще способами можно воспользоваться? (перечисление уже известных приемов). Какие подходят именно для вас?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЛОЖЕНИЕ об организации обучения по получению профессионального образования обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

ПОЛОЖЕНИЕоб организации обучения по получению профессионального образования обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченнымивозможностями здоровья...

Методические рекомендации по организации инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по педагогическим специальностям

1. Приказ о создании условий для обеспечения программ подготовки учебно-методическими материалами2. Методические рекомендации по организации инклюзивного професионального образования инвалидов и лиц с...

Особенности образовательной среды учреждения, как условие профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ГАПОУ СО «СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ»

Решение проблемы внутренней доступности образовательного пространства комплекса-интерната для лиц со специальными образовательными потребностями достигается специальной формой организации учебного про...

РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ, ОБУЧАЮЩИХ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 Ст     Статья посвящена проблеме формирования и развития реабилитационной направленности педагогической деятельности специалистов, обучающих инвалидов и лиц с ограниченными возм...

Цикл занятий с экспертами конкурса профессионального мастерства для людей с инвалидность и ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс»

Краткосрочные курсы по программе «Основы экспертирования конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс»...

Абилимпикс - конкурсы профессионального мастерства среди людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

Ежегодно с 2016 года в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре проходит  Региональный чемпионат по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью и ограниченными во...

Приказ о проведении VI регионального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» по компетенции «Документационное обеспечение управления и архивоведение"»

Приказ о проведении  VI регионального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» по компетенции «Докуме...