Доклад на заседании методической комиссии «РОЛЬ ОЛИМПИАД И КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА В ПОДГОТОВКЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ»
материал
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «ЛУТУГИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ДОКЛАД
«РОЛЬ ОЛИМПИАД И КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА В ПОДГОТОВКЕ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ»
Подготовила:
преподаватель дисциплин
общепрофессионального и
профессионального циклов
СУХОВА ОКСАНА КОНСТАНТИНОВНА
Лутугино
2024 г.
Важнейшей задачей системы среднего профессионального образования является совершенствование подготовки специалистов и повышение уровня профессиональных знаний, формирование у обучающихся системного мышления, ориентированного на эффективное использования приобретенных навыков в будущей практической деятельности. Решение поставленной задачи достигается различными дидактическими приемами, среди которых одно из важных мест занимает проведение тематических конкурсов и олимпиад.
Таким образом, важнейшим компонентом для совершенствования качества подготовки творческих, компетентных специалистов является участие обучающихся в состязательных мероприятиях. К их числу относят: олимпиады, профессиональные конкурсы и многое другое.
Вместе с тем, стоит отметить, что в современном коммуникационном пространстве одним из факторов, который способствует развитию у молодых людей творческих способностей, воспитанию любви к выбранной профессии, умению быстро реагировать на возникшие профессиональные проблемы, различные ситуации, умению импровизировать и быть гибким в рабочих ситуациях, являются именно профессиональные конкурсы и олимпиады. Профессиональные конкурсы и олимпиады по праву относятся к одной из наиболее действенных форм работы в целях повышения уровня профессиональной подготовки, развития и популяризации той или иной профессии.
Олимпиады– это состязания, носящие преимущественно предметный характер. Они подразделяются на предметные олимпиады и олимпиады по профилю (предметные олимпиады по направлениям подготовки (специальностям), укрупненной (ым) группе (ам) направлений подготовки, состоящим из меж- и мультидисциплинарных соревнований, в рамках которых проводится оценка комплексных знаний и навыков, необходимых для выполнения профессиональной деятельности.
Предметные олимпиады – важная составляющая образовательного процесса и одна из форм внеаудиторной работы. Они помогают выявить наиболее способных обучающихся, а также стимулируют углубленное изучение дисциплины или профессионального модуля, служат развитию интереса к изучаемым дисциплинам и модулям, готовят к будущей деятельности, формируют активную жизненную позицию. Их подготовка и проведение выполняет важнейшую функцию профессионального развития и социализации.
Олимпиадная среда позволяет моделировать ситуации, развивающие готовность к проявлению творческих способностей в условиях жестких ограничений и ответственности за конечный результат. Важная роль олимпиад — это развитие знаний и умений, полученных обучающимися при изучении ими общепрофессиональных дисциплин и углубление достигнутого уровня при изучении профессиональных модулей, что должно обеспечивать высокий результат в олимпиадах, относящихся к профессиональной подготовке.
Предметная олимпиада является средством, фактором и образовательной средой личностного развития не только обучающихся, она создает условия для личностного и профессионального роста преподавателей, которые участвуют в ее подготовке и проведении. Совместная деятельность в ходе олимпиады обеспечивает содержательное взаимодействие между преподавателями и студентами, способствует передаче и закреплению социального опыта, создает условия для установления личностного контакта и заинтересованного диалога между представителями различных поколений.
В случае организации конкурса или олимпиады, проводимых с группой обучающихся специфика командной работы обучающихся во время состязаний приучает обучающихся к коллективному творчеству, работе каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами группы, позволяет выявлять и развивать коммуникативно-лидерские задатки студента и способствовать формированию таких общих компетенций, как:
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
Олимпиады профессионального мастерства обучающихся в системе СПО проводятся в целях:
- выявления наиболее одаренных и талантливых обучающихся;
- повышения качества профессиональной подготовки обучающихся, дальнейшего совершенствования их профессиональной компетентности;
- реализации творческого потенциала обучающихся;
- повышения мотивации и творческой активности педагогических работников в рамках наставничества обучающихся.
Основными задачами олимпиад являются:
- проверка способности обучающихся к самостоятельной профессиональной деятельности;
- совершенствование умений эффективного решения профессиональных задач, развитие профессионального мышления, способности к проектированию своей деятельности и конструктивному анализу ошибок в профессиональной деятельности;
- стимулирование обучающихся к дальнейшему профессиональному и личностному развитию;
- повышение интереса к будущей профессиональной деятельности;
- развитие конкурентной среды в сфере среднего профессионального образования;
- повышение престижности специальности среднего профессионального образования;
- повышение роли работодателей в обеспечении качества подготовки специалистов среднего звена.
Усилить практическую направленность профессионального образования позволяют и конкурсы профессионального мастерства. Участие в конкурсе дает колоссальную практику студентам и четкие представления о выбранной профессии, формирует творческую самостоятельность, правильную самооценку и самоопределение в профессиональной среде.
Во время проведения предметной декады (недели) по профессии большинство мероприятий носит состязательный характер, как в формате конкурсов, так и студенческих олимпиад.
Основным требованием при организации данных мероприятий является приобщение как можно большего количества обучающихся к познавательной деятельности, стимулирование обучающихся к углублению знаний и формирование общих компетенций, определенных ГОС. Участие в этих мероприятиях позволяет студентам подчеркнуть свой социальный статус и показать значимость в современном мире образовательной составляющей. Студенты гордятся достигнутым результатом, подтверждением является факт демонстрации в социальных сетях наград и дипломов, фото с мероприятий.
Кроме внутренних мероприятий, комиссия реализует направление участия в конкурсах и олимпиадах проводимых, различными органами и организациями. Такие конкурсы носят как очный, так и дистанционный характер участия. Они в отличие от внутренних, имеют более глубокую состязательную составляющую и ориентированы на самых успешных обучающихся. Для таких обучающихся эти конкурсы – это возможность сопоставления своего уровня профессиональной подготовки и обучающихся из других учебных заведений, а также независимого оценивания их уровня подготовки сторонними специалистами. Дистанционное участие направлено на формирование не только профессиональных, но и общих компетенций, таких как:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Очное участие в конкурсах и олимпиадах направлено на формирование помимо вышеуказанных, таких общих компетенций, как:
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Ежегодные призовые места на региональной студенческой олимпиаде профессионального мастерства – это итог работы преподавателя со студентами не только в ходе учебных занятий, но и во внеаудиторной обстановке. Очень важно, чтобы приобретаемый опыт на предметных олимпиадах, как в стенах колледжа, так и на региональных был позитивным, а это возможно в том случае, когда результаты участия радуют и преподавателя, и студента, что, в свою очередь, придает дальнейший стимул для совершенствования преподавательской деятельности.
Участие в дистанционных олимпиадах и профессиональных конкурсах, которое также сопровождается призовыми местами, позволяет увеличить количество обучающихся, участвующих в реализации данной формы работы и способствует формированию «философии успеха» у большего количества обучающихся, так как привлечь к очным олимпиадам и конкурсам значительное количество участников не представляется возможным согласно положениям по их проведению.
Таким образом, олимпиады и профессиональные конкурсы являются эффективным средством формирования знаний, умений и навыков обучающихся, необходимых для их личностного и профессионального самоопределения. Олимпиады и конкурсы стимулируют, и мотивирует личностное и интеллектуальное развитие молодого поколения, поддерживают одаренную молодежь, содействует их самоопределению и продолжению образования, развивают, и поддерживает интерес учащихся к познавательной деятельности. Олимпиады и конкурсы способствуют повышению интереса обучающихся к преподаваемым дисциплинам и модулям, развитию исследовательских умений, логического мышления, творческой активности, а в конечном итоге – совершенствованию качества подготовки будущих специалистов.
Список литературы
- Афанасьева, Т.П., Караваева, Е.В., Канукоева, А.Ш., Лазарев, B.C., Немова, Т.В. Методические рекомендации по разработке и реализации на основе деятельностно-компетентностного подхода образовательных программ ВПО и СПО, ориентированных на ФГОС третьего поколения. – М.: Изд. МГУ, 2007. 96 с.
- Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8-14.
- Воронов М. В., Слива А. В., Фокина В. Н. Компетентностное обучение в условиях информационно-коммуникационных дистанционных образовательных технологий. // Открытое и дистанционное образование. - Томск, 2008. № 3 (31). С. 29-35.
- Имакаев В. Р., Русаков С. В., Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Новые подходы к организации и обеспечению самостоятельной работы обучающихся // Актуальные проблемы реализации образовательных стандартов нового поколения в условиях университетского комплекса: Материалы Всероссийской научно-методической конференции. - Оренбург: ОГУ, 2011. - 405 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на заседании методической комиссии естественно-математического цикла по теме: «Художественное оформление компьютерной презентации»
Доклад на заседании ПЦК...
Доклад на заседании методической комиссии естественно-математического цикла по теме: «Мониторинг уровня сформированности информационной и коммуникативной компетенций на уроках информатики»
Доклад на заседании ПЦК...
Доклад на заседании методической комиссии естественно-математического цикла по теме: «Формы самоконтроля и взаимоконтроля контроля знаний учащихся по информатике»
Доклад на заседании ПЦК...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНКУРСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА Я- СПЕЦИАЛИСТ
СОГБОУ СПО «Ельнинский сельскохозяйственный техникум» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНКУРСА ПРОФЕССИОГАЛЬНОГО МАСТЕРСТВАЯ- СПЕЦИАЛИСТ...
Олимпиады и конкурсы профессионального мастерства как фактор повышения творческого потенциала обучающихся
Олимпиады и конкурсы профессионального мастерства как фактор повышения творческого потенциала обучающихся...
ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: Роль студенческих олимпиад, профессиональных конкурсов в подготовке специалиста. Обмен опытом
Важнейшей задачей системы среднего профессионального образования является совершенствование подготовки специалистов и повышение уровня профессиональных знаний, формирование у студентов системного мышл...
ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: «ЗНАЧЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ КВАЛИФИЦИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА»
В современных условиях, когда экономика находится под воздействием постоянно ужесточающихся санкционных ограничений, эффективность реформирования системы среднего профессионального образования целесоо...