Репрезетативные системы в воспитании
консультация
Индивидуальные особенности детей. Визуалы, аудиалы. кинестетики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Репрезетативные системы | 36.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Вы никогда не задумывались, почему прекрасно простроенный урок в одном классе или группе обучающихся проходит без сучка без задоринки, а в другом – не идет, как бы учитель не старался.
Объяснение чаще всего кроется в особенностях репрезентативной системы, темпераменте, скорости мыслительных процессов, когнитивности и креативности ученика, которые учитель-предметник знает на уровне субъективной оценки. Между тем психологи обращают внимание, что без диагностики особенностей личностного развития ребенка и учета этих особенностей педагогам и родителям в процессе воспитания и обучения невозможно создать условия для достижения ситуации успеха.
Учитель сталкивается с тем, что у каждого ребенка в классе свой стиль работы, свой характер, свои любимые методы работы. И причина трудностей, возникающих у детей на уроках, в том, что учитель не умеет использовать индивидуальные особенности школьников в педагогическом процессе наиболее эффективно.
Один из важных аспектов в этом направлении – учёт особенностей восприятия детей.
Закреплению идеи о модально-специфических особенностях восприятия учащихся способствовали работы сторонников нейро-лингвистического программирования Р. Бэндлера и Д. Гриндера. Именно эти авторы ввели в науку понятие репрезентативной системы, означающее преимущественный способ (канал) получения, кодирования и хранения человеком информации из внешнего мира . Первичными репрезентативными системами (или модальностями восприятия) являются визуальная, аудиальная и кинестетическая системы.
Визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.
Аудиалы – люди, ориентирующиеся на слуховой канал.
Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание) и с помощью движений.
дискреты – у них восприятие информации происходит в основном через логику с помощью цифр и знаков. Эта категория самая немногочисленная вообще среди людей.
Таким образом, в свете представлений о репрезентативных системах психики теряет свою актуальность древняя китайская мудрость: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Каждый из указанных способов усвоения информации может быть действенен, если он соответствует ведущей модальности восприятия.
Каждая репрезентативная система имеет свою систему индикаторов, позволяющих педагогу и родителям, не прибегая к помощи психодиагностических методик, определить, какая модальность восприятия доминирует у ребёнка
Параметр | Поведенческие индикаторы репрезентативных систем | ||
Визуал | Аудиал | Кинестетик | |
Внешний вид | |||
Цвет кожи | Бледный | Промежуточный | Розовый |
Тип тела | Чаще тощий, поджарый | Четкой зависимости нет | Пухлый, округлый |
Форма губ | Тонкие, узкие | Различная | Пухлые, мягкие |
Дыхание | Частое, высокое на уровне ключиц | Легкое, полное, ровное в диафрагме. | Глубокое, низкое, брюшное |
Движения | Немного скованные, на уровне верхней части туловища. | Небольшие, на среднем уровне | Свободные, плавные, обычно на уровне нижней части туловища. Активная жестикуляция. |
Напряжение тела | В шее, плечах, животе | Ровное, малозаметное | Расслабленные мускулы и движения |
Поза | Прямая, расправленная, голова приподнята, подбородок вверх. | Голова набок, «телефонная поза», посадка прямая. | Расслабленная, голова и плечи опущены, наклон вперед. |
Направление глаз | Вверх, в глаза собеседнику. Брови приподняты. | На среднем уровне | Вниз |
Темп речи и ритм голоса | Быстрый, торопливый, отчетливые гласные | Ровный, ритмичный, хорошая артикуляция | Медленная речь с паузами |
Тональность голоса | Высокий, звонкий, громкий, напряжение в голосе | Мелодичный, выразительный, с широким диапазоном | Низкий, густой, медленный |
Коммуникативная сфера | |||
Поведение в общении | Спокойный, не шумный. В общении со сверстниками сначала наблюдает, а уже потом идет на контакт. | Очень общительны, живут в разговоре, в звуках, в мелодиях и ритмах. Часто ведут разговор с самим собой. | Лаконичен, тактичен, предпочитает не «размышлять вслух», а сразу переходить к делу. |
Дистанция в общении | Большая, чтобы видеть собеседника, прикосновений не любят | Небольшая, но предохраняются от прикосновений | Очень близкая, ищут тактильного контакта, речь изобилует жестами, объятиями, поцелуями. |
Словарь общения и слова-предикаты | Отличный рассказчик, умеет красочно и увлекательно описать событие. Употребляет слова, связанные, в основном, со зрением: смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный, как видите, наглядно, радужный, искристый, осмотреться, туманный, отчетливо, расплывчатый, сфокусировать, перспектива, уйди с глаз долой и т.д. | Познает окружающий мир через звуки, поэтому раньше других начинает говорить, имеет большой словарный запас. Характерно употребление слов, связанных со слухом: послушайте, гармонично, громкий, благозвучный, ритмично, визжать, согласовывать, оглушительный успех, режет слух, ходят слухи…, звучит как..., слышать тебя не могу и т.д. | Словарь включает слова, описывающие чувства или движения: схватывать, комфортный, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх, чувствовать, двигаться, нутром чую, прохладно, действовать, орудовать, хватать, шероховатый, тяжелый, сердце ушло в пятки, внутри всё перевернулось, тошнит от этой мысли… и т.д. |
Познавательные процессы, поведение в школе | |||
Особенности памяти | Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами. Читая произведение или смотря фильм, может красочно описать обстановку и внешний вид героев, хорошо запоминает графики, схемы, карты, планы. Быстро запоминает цвет, форму, размер. | Аудиал помнит то, что обсуждал; запоминает слушая. В художественных произведениях прекрасно запоминает диалоги, имена, топонимику, афоризмы. | Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает, двигаясь, ощупывая, нюхая. В книгах и фильмах их, в основном, интересует сюжет, а изящные диалоги и красочные описания они опускают за ненадобностью. Вспомните, как рассказывают про кино дети-дошкольники (чаще всего кинестетики, кстати): «И тут он вбегает, хватает её и на коня. Навстречу враги – он одного из пистолета бах, второго саблей бум…» |
Особенности внимания | Очень наблюдателен, внимателен к деталям, визуалу шум практически не мешает | Аудиал легко отвлекается на звуки | Кинестетику трудно концентрировать свое внимание, его можно отвлечь чем угодно |
Манера записывать домашнее задание | Дождётся, когда учитель напишет домашнее задание на доске, послушно откроет дневник (тетрадь) и перепишет с доски то, что задано на дом. Предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других. Легко воспримет ее записанной именно на доске. | Воспримет задание со слов учителя или переспросит у соседа по парте, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в дневник. Дома может «сесть на телефон» и узнать о том, что задано, у одноклассников. Или просит сделать это родителей и сказать ему. | Чаще всего, долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений. |
Поведение на перемене | Чаще всего, остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное - возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Может рисовать в тетради или на доске, выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах. | Используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось «держать рот на замке». | Перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться. |
Знание репрезентативных систем учащихся – мощный инструмент в руках педагога. Учитывая тип восприятия каждого ученика, учитель может:
- привлечь внимание детей;
- замотивировать их на процесс обучения;
- дисциплинировать весь класс;
- подать важное и трудное содержание так, чтобы информацию восприняли все учащиеся;
- правильно построить опрос с учетом ведущей репрезентативной системы каждого ребенка и т.д.;
Конкретные практические рекомендации по оптимизации образовательного процесса представлены ниже
Визуальный (методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия) | Аудиальный (методы словесной передачи информации и слухового восприятия) | Кинестетический (методы передачи с помощью практической деятельности) |
Наблюдение, работа с книгой | Чтение вслух | Самостоятельная работа с книгой |
Конспектирование | Диалог | Реферирование |
Составление планов или опорных конспектов | Дискуссия | Решение экспериментальных задач |
Работа с иллюстрациями, видео | Доклад, сообщение | Творческие задания |
Анализ схем, таблиц | Лекция | Анализ таблиц, схем |
Инсценировки, образные представления, | Логические задания | Ролевые игры, представления, основанные на эмоциях |
Работа в группе | Работа в одиночку, в паре | Работа в группе |
Примерные рекомендации при выполнении домашних заданий:
Визуальный | Аудиальный | Кинестетический |
Составить таблицу, схему. | Читать материал вслух | Сформулировать вопросы к тексту |
Нарисовать иллюстрацию на основе прочитанного | Подготовить сообщение | Составить тестовое задание |
Сделать краткие записи | Пересказать | Поработать сценаристами. |
Активный словарь.
Визуалы в своей речи употребляют существительные, глаголы, прилагательные, связанные со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, красочный, яркий, как видите...).
Для аудиала характерны слова, связанные со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, беззвучный...).
Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства, ощущения (схватывать, мягкий, теплый, шелковистый, прикосновение, хороший нюх, ароматный, гибкий...).
Направление взгляда.
У визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх, у аудиалов - по средней линии, у кинестетиквов - вниз.
Особенности внимания.
Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, его легко отвлечь чем угодно; аудиал легко отвлекается на звуки; визуалу шум практически не мешает.
Особенности запоминания.
Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами (образное мышление хорошо развито). Аудиал - то, что обсуждал, запоминает, слушая. Кинестетик помнит общее впечатление; запоминает, двигаясь, ощупывая, нюхая.
Примеры различий в поведении.
Ситуация: домашнее задание, которое записано на доске.
Визуал послушно откроет дневник и перепишет с доски то, что задано на дом.
Аудиал переспросит у соседа и запишет со слуха или не будет вообще ничего писать, а дома позвонит по телефону и узнает у одноклассников, что задано.
Кинестетик долго роется в портфеле, находит нужные учебники, в них - заданные страницы и прямо в учебниках отмечает, что задано.
Ситуация: поведение на перемене.
Визуал чаще всего остается в классе (если там не очень шумно) либо выходит в коридор и рассматривает информацию на стенах, наблюдает за другими детьми.
Аудиал использует перемену, чтоб наговориться и пошуметь.
Кинестетику перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.
Конечно же, при обучении, воспитании необходимо учитывать особенности восприятия и переработки информации. Это относится и к родителям, и к педагогам. Важно общаться с ребенком на "его языке".
При общении используйте методы, понятные и близкие ребенку:
с визуалом употребляйте слова, описывающие цвет, форму, местоположение, можно выделять цветом пункты в книге, использовать таблицы, схемы, наглядные пособия;
с аудиалом используйте вариации голоса (громкость, паузы, интонации);
с кинестетиком используйте жесты, прикосновения, довольно медленную речь, позволяйте ему "обыгрывать" информацию.
Данный тест является одним из способов самостоятельно и быстро определить ведущую сенсорную репрезентативную систему человека.
Выберите из данных ниже словосочетаний одно, которое, по вашему мнению, является наиболее подходящим, точным для Вас к данному понятию. Если несколько из словосочетаний кажутся Вам одинаково подходящими или наоборот, ни одно не подходит абсолютно точно, выберете то одно словосочетание, которое, по вашему мнению, может быть наиболее близким.
«Скорость»
- быстрая смена пейзажа, мелькание деревьев, домов… (+)
- шум ветра, шуршание шин, визг тормозов. (*)
- учащенное сердцебиение; ощущение ветра, бьющего в лицо. (@)
«Плохая погода»
- завывание ветра, стук капель. (*)
- зябко, ощущение сырости, влажный воздух. (@)
- тусклое небо, серые тучи. (+)
«Мед»
- сладкий запах, липкие губы, тягучий. (@)
- золотистая, прозрачная жидкость. (+)
- хлопок открывающейся банки, звон ложек, жужжание пчел. (*)
«Море»
- сине-зеленая вода, большие волны с белыми гребешками. (+)
- теплая, соленая вода, горячий песок. (@)
- шум прибоя, шелест волн, крики чаек. (*)
«Усталость»
- тело ломит, голова тяжелая, вялость. (@)
- мир вокруг кажется серым, бесцветным, пелена перед глазами. (+)
- громкие звуки раздражают, хочется тишины. (*)
«Яблоко»
- звонкий хруст укуса. (*)
- круглый плод, красного, желтого или зеленого цвета на высоком дереве. (+)
- кисло-сладкий, сочный вкус, запах варенья. (@)
«Снег»
- сверкающее, искрящееся на солнце белое покрывало. (+)
- холодный, мягкий, пушистый. (@)
- скрипит под ногами, потрескивание наста. (*)
«Вечер»
- размытые краски, яркие огни фонарей, длинные тени. (+)
- приглушенные звуки, голоса близких, шкварчащий на сковороде ужин. (*)
- ощущение приятной усталости, мягкое удобное кресло, чашка горячего чая. (@)
«У костра»
- тепло, дым щиплет глаза, согревает. (@)
- языки красного пламени, вспыхивающие угли, сизый дым. (+)
- потрескивание углей, шипение дров, бульканье воды в котелке. (*)
«Дерево»
- шелест листьев, треск сучьев, скрип веток. (*)
- высокий прямой коричневый ствол, зеленая крона, лучи солнца проглядывают сквозь листву. (+)
- шершавая кора, мягкая листва, запах свежести. (@)
«Библиотека»
- шорох страниц, приглушенная речь, скрип стульев. (*)
- книги с гладкими обложками, увесистые тома, запах старых книг. (@)
- глянцевые и матовые, красочные и разноцветные обложки книг; высокие стеллажи. (+)
«Город»
- завлекающие витрины магазинов, разнообразие и смешение различных запахов. (@)
- высокие здания, серые мостовые, яркие рекламные щиты, разноцветные машины. (+)
- шум машин, гул голосов, вой сирены, хлопанье дверей. (*)
«Утро»
- светло-голубое небо, прозрачный воздух, показавшееся из-за горизонта розовое солнце. (+)
- щебетание птиц, тишина, тихое шуршание листьев. (*)
- прохладный воздух, влажная трава, теплые лучи солнца, дышится полной грудью. (@)
«Ремонт»
- запах пыли, краски, лака; влажные свежепоклеенные обои. (@)
- чистые обои, белый потолок, беспорядок. (+)
- стук молотка, визг дрели, эхо в пустых комнатах. (*)
«Церковь»
- огоньки свечей, золото алтаря, тусклые краски старинных икон, полумрак. (+)
- монотонный голос богослужителя, хоровое пение, потрескивание свечей. (*)
- сладкий запах ладана, запах горящего воска, ощущение умиротворения. (@)
Подсчитайте количество ответов (+), (*) и (@).
Ключ к тесту
- Если преобладают ответы (+), то вашей ведущей сенсорной репрезентативной системой является визуальная.
- Если преобладают ответы (*), то аудиальная.
- Если преобладают ответы (@), то кинестетическая.
Любой человек, ребенок в том числе, использует разные каналы восприятия, то есть, мы не можем быть только визуалами, например. Особенности восприятия зависят и от возраста: для маленьких детей свойственно стремление все потрогать, попробовать на вкус, школьники же чаще задействуют слух и зрение.
Учитесь понимать друг друга, тогда в вашей жизни и в жизни ваших детей будет намного меньше проблем!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общая физическая, специальная и спортивная подготовка в системе физического воспитания (на примере отделения спортивных игр)
1.Методические принципы физического воспитания. 2. Средства и методы физического воспитания. 3. Основы и этапы обучения движения 4.Воспитание физических качеств....
Гимнастика как учебная дисциплина в системе хореографического воспитания детей.
Методическое пособие составленно с целью оказания методической помощи в организации и проведения уроков по учебной дисциплине "Гимнастика" преподавателям хореографических отделений детск...
Педагогический совет «Система патриотического воспитания в современных условиях»
В методической разработке показан структура и содержание педсовета....
Система патриотического воспитания в педагогике казачества
Методическая разработка классного часа...
Система экологического воспитания в МОУ ДО "ДДТ "Хвалынский"
Дети, занимающиеся в объединениях естественно - научной направленности, знают о роли растений и животных на планете Земля и понимают, какую ответственность человек несет за сохранность видового состав...
"Система физического воспитания дошкольников"
Представлена система физического воспитания дошкольников для укрепления здоровья....
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОЗЕЛЕНЕНИЕ И БЛАГОУСТРОЙСТВО ЖИЛОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
В статье дан анализ проблемы влияния благоустройства и озеленения жилой среды на психоэмоциональное состояние современного человека. Предлагается пересмотр содержания учебных и воспитательных программ...