ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОЗЕЛЕНЕНИЕ И БЛАГОУСТРОЙСТВО ЖИЛОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
статья на тему

Лепехова Светлана Викторовна

В статье дан анализ проблемы влияния благоустройства и озеленения жилой среды на психоэмоциональное состояние современного человека. Предлагается пересмотр содержания учебных и воспитательных программ по формированию эстетического восприятия и преобразования окружающего жизненного пространства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovaya_statya_lepehova-drepina.docx26.02 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональное озеленение и благоустройство жилой среды

в системе экологического воспитания.

Дрепина С.Д.,

преподаватель спецдисциплин ГОБ ПОУ «Липецкий колледж строительства, архитектуры и отраслевых технологий»,

председатель цикловой методической комиссии,

Лепехова С.В.,

преподаватель спецдисциплин ГОБ ПОУ «Липецкий колледж строительства, архитектуры и отраслевых технологий»

Любоваться красотой –

 это лишь первые побеги доброго чувства,

которые нужно развивать,

превращая в активное влечение к деятельности.

В.А. Сухомлинский

В статье дан анализ проблемы влияния благоустройства и озеленения жилой среды на психоэмоциональное состояние современного человека. Предлагается пересмотр содержания учебных и воспитательных программ по формированию эстетического восприятия и преобразования окружающего жизненного пространства.

Ключевые слова: экологические проблемы, жилая среда, благоустройство, озеленение, воспитание, профессиональное образование.

In the article is presented the problem analysis concerning influence of landscaping and infrastructure development of living environment on psychoemotional state of the modern person. There is provided the content review of learning and educational programs for developing of aesthetic appreciation and modification of environmental living space.

Key words: environmental problems, living environment, infrastructure development, landscaping, education, professional education.

Человек окружил себя теплом, уютом и комфортом, создав в то же время  противоестественную для  себя  агрессивную среду.  Развитие цивилизации порождает огромное количество экологических проблем: загрязнение атмосферного воздуха, воды, загрязнение и переуплотнение почвы, повышение уровня радиации, высокий уровень шумового дискомфорта, ионизирующее и неионизирующее (электромагнитное) излучения, постоянные транспортные пробки, деградацию зеленых насаждений. Все эти явные и незримые опасности существенно меняют основы человеческой жизни, ранее тысячелетиями  протекавшей в природной среде и осознание человеком этого факта уже само по себе  создает внутренние психологические проблемы.

Согласно исследованиям ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения) наше здоровье зависит на 5-10% от экологических условий. В настоящее время значительная часть болезней человека связаны с ухудшением экологической обстановки в городе, но в последнее время появились публикации о том, что негативное влияние на состояние современного человека (в том числе и психическое) оказывает также «загрязнение» пространственной визуальной среды. Исследователь экологической психологии М. Черноушек так пишет об актуальности проблемы исследования влияния визуальной пространственной среды на человека:  «В то время как физическое, химическое и биологическое влияние окружающей среды на человека сравнительно хорошо изучено и зафиксировано, о психологическом влиянии среды на ее создателя – человека, мы знаем значительно меньше». В настоящее время в подавляющем большинстве городов  резко изменена визуальная среда: среди хаотичной застройки районов домами господствует темно-серый цвет, преобладают прямые линии и углы, городские строения многоэтажны, в основном однотипны, статичны и имеют огромное количество больших плоскостей. Особую неприятность доставляют человеку гомогенные и «агрессивные» поля. В первом случае это голые стены из бетона и стекла, глухие заборы, переходы и асфальтовые покрытия, а во втором случае – преобладание одинаковых элементов, к примеру, кирпичная кладка, ряды окон на плоских стенах высоких домов. Даже находясь в помещении, выглянув в окно, человек видит напротив те же серые дома с рядами однотипных окон. Неудивительно, что длительное нахождение в такой среде приводит к возникновению чувства агрессии, нервозности, подавленности и, как следствие, снижению общего эмоционального фона человека, его трудоспособности, обострению социально-политических проблем, повышению уровня преступности, серьезному подрыву внутреннего комфорта  т.д.

Если учесть, что больше половины населения Земли сосредоточено в городах,  приходит чёткое понимание: такая ситуация чревата серьезными последствиями, т.к.  процессы урбанизации ведут к неуклонному росту числа как физических, так и психических заболеваний.

При изучении всех вышеозначенных проблем приходится исходить из признания невозможности полного предотвращения в настоящее время и в предвидимом будущем антропогенного влияния на природную среду, даже при условии совершенствования производства и других сфер человеческой деятельности. Поэтому на первое место должно выдвигаться осуществление системы доступных мер, направленных, к примеру, на увеличение доли зеленых насаждений в городе и объектов благоустройства.

По данным исследований, россияне воспринимают свои города как малую родину, но не считают их местами комфортного проживания. Их психику перегружают образы каменных джунглей, они хотят видеть линию горизонта. Людям нужны парки и скверы. Значит, нужно уходить от скученности и проектировать по соседству с жилыми комплексами комфортные зеленые уголки. Ведь именно с помощью растений, водоёмов, малых архитектурных форм можно создать необходимые условия обитания для человека, смягчить урбанизированную среду города и установить равновесие и гармоничное сочетание искусственной среды и естественной природы. Являясь органической частью планировочной структуры города, зелёные насаждения активно участвуют в создании ландшафтов жилых районов.  Крупные зелёные массивы, расположенные между отдельными  районами застройки, объединяют их, придают городу целостность и законченность. Богатство красок и форм растений, изменение окраски лиственного покрова деревьев и кустарников по сезонам года оживляют городские ландшафты.

         Городские зелёные насаждения являются средством  индивидуализации районов и микрорайонов города. С их помощью преодолевается монотонность городской застройки, вызванная индустриальными методами строительства и применением типовых проектов. Зеленые насаждения позволяют привести в соответствие масштабность восприятия человеком  застройки, которая нарушается при многоэтажном строительстве, и сделать город более уютным.

В качестве примера рассмотрим Санкт – Петербург. Этот город является квинтэссенцией идеального сочетания архитектурно-декоративных, стилистических и ландшафтных приёмов благоустройства. В элементах создания жилой среды прослеживается мастерское применение архитектурных деталей, подчеркнутых зелеными перспективами, использование ритма в построении композиций, гармоничное колористическое  сочетание растений и сооружений, идеально выверенные видовые точки, скверы, бульвары и парки, грамотно вписанные  в архитектурную среду и т. д. Все это создаёт уникальный и неповторимый облик города, выполненный исключительно руками профессионалов: архитекторов и ландшафтных дизайнеров.

Большое значение имеют зеленые насаждения и в решении проблемы организации отдыха населения. Зелёная окраска листвы, её тихий шелест, мягкий рассеянный свет в садах, парках, скверах, менее высокая температура в жаркие дни, наличие в воздухе фитонцидов, бальзамических и других веществ, выделяемых растениями, слабая запыленность воздуха и повышенное содержание в нём кислорода оказывают благотворное физиологическое действие на нервную систему человека, снимая напряжение, вызванное ритмом городской жизни, укрепляя здоровье и его работоспособность. Огромное влияние оказывают на человека различные ландшафты, создавая у него определенное настроение и повышая или понижая жизненный тонус.

Ввиду вышесказанного, можно с уверенностью говорить, что техногенная деятельность городов и связанные с ней видоизменения среды обитания человечества повлекли за собой необходимость более пристального изучения и решения проблемы озеленения и благоустройства городов.

Естественное человеческое желание сделать свой район  комфортным и гармоничным в эпоху всеобщей индустриализации особенно обострилось. И стремление сделать участок у дома столь же эффектным вполне объяснимо. Но только одного желания недостаточно: чтобы произвести необходимый эффект, ландшафтное городское озеленение должно быть как минимум - грамотным, как максимум – профессиональным. Жители микрорайонов пытаются самостоятельно решать эту проблему, создавая зеленые уголки и на свой вкус украшая их подручными средствами.   Но не всегда этот «вкус»  действительно улучшает облик  прилегающей к дому территории, и аляповатые игрушки, поделки из пластиковых бутылок, предметов быта, автомобильных шин и пр. могут не менее раздражительно воздействовать на психику уставшего человека и утомлять зрение. Для  реализации проектов благоустройства территории и осуществления за ними правильного ухода, необходима подготовка квалифицированных специалистов: ландшафтный дизайнер, рабочий зеленого хозяйства, садовники. Из этого следует, что гарантом наличия таких профессионалов является преемственное воспитание их, начиная с дошкольного возраста.

Дети и подростки более эмоционально и творчески подходят к любому процессу развития и преобразования, в данном случае, окружающей среды. Ими не движут пока вопросы выгоды и одномоментной наживы на видоизменении природы. Например, строительство торговых центров с развитой инфраструктурой  приносит бизнесу быстрый экономический доход, а парки, лесопарки, скверы не несут видимой выгоды, следовательно, не являются приоритетными в планировке населенных мест. Кроме того, для увеличения производительности труда работодатели, не заботясь об эмоциональном и психическом состоянии своих сотрудников просто увеличивают продолжительность рабочего дня.  Ребенок с раннего детства должен  развиваться в профессионально выстроенной архитектурной и ландшафтной среде. Для этого на уровне образовательных учебных программ для дошкольников и школьников  должны быть закреплены профессиональные знания о ландшафтном устройстве, хотя бы в рамках уже существующих предметов: экология, биология, география, БЖД.

Решение этого вопроса, безусловно, потребует от государства научных и финансовых вложений: обучение и переобучение педагогов, пересмотр учебных программ, создание новых рабочих мест и т. д. Несмотря на все трудности необходимо привлекать внимание общественности, экологов, педагогов  для безотлагательного решения существующей проблемы на высших законодательных уровнях.

Литература:

  1. Грачёва А.В. Основы зеленого строительства. Озеленение и благоустройство территорий: учеб. пособие / А.В. Грачёва . – М.: ФОРУМ, 2009.-352 с.
  2. Озеленение населённых мест. Справочник /Под редакцией В.И. Ерохиной. М.: Стройиздат, 2001.
  3. http://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe-     tvorchestvo/2013/01/15/issledovanie-vliyaniya-vizualnoy-sredy4.
  4. http://terraplan.ru/arhiv/39-5-17-2008/492-310.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД «Экологическое воспитание на уроках химии. Место человека в системе живой природы»

Рекомендован для преподавателей учреждений среднего профессионального образования с целью формирования у учащихся экологического мышления и развития экологической культуры при изучении химии....

Система экологического воспитания в МОУ ДО "ДДТ "Хвалынский"

Дети, занимающиеся в объединениях естественно - научной направленности, знают о роли растений и животных на планете Земля и понимают, какую ответственность человек несет за сохранность видового состав...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 03 профессионального модуля 03 Озеленение и благоустройство различных территорий профессионального обучения по программе профессиональной подготовки 17531 Рабочий зеленого хозяйства 18103 Садовник

Программа учебной практики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 250109.01 «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 03 профессионального модуля 03 Озеленение и благоустройство различных территорий профессионального обучения по программе профессиональной подготовки 17531 Рабочий зеленого хозяйства 18103 Садовник

Рабочая программа производственной практики является частью основной программы профессионального обучения по программе профессиональной подготовки 17531 Рабочий зеленого хозяйства, 18103 Садовник и ра...

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА 2018-2019 УЧЕБНОГО ГОДА Профессиональный модуль 03 Озеленение и благоустройство различных территорий МДК .03.01 Основы зеленого строительства МДК 03.02. Основы композиции и графики в ландшафтном проектировании

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНПрофессиональный модуль 03 Озеленение и благоустройство различных территорий МДК .03.01 Основы зеленого строительства МДК 03.02. Основы композиции и графики в л...

Методическая разработка урока учебной практики по профессии «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства» ПМ.03.ОЗЕЛЕНЕНИЕ И БЛАГОУСТРОЙСТВО РАЗЛИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ Тема: «Устройство и содержание газонов. Рулонный газон»

Методическая разработка урока учебной практики «Устройство  и содержание газонов. Рулонный газон» помогает подобрать правильный комплекс агротехнических мероприятий по укладке рулонно...