Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль ОПК)
методическая разработка
Тема: Храм и другие православные святыни. Внутреннее строение и убранство храма
Цель: Познакомить учащихся с устройством православного храма и традициями поведения в нем
Задачи: 1. узнать об устройстве православного храма, назначении предметов, находящихся в храме; формировать умения работать с учебным материалом, проводить сравнительный анализ;
2. развивать интерес к самостоятельной поисковой деятельности учащихся;
3. усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; научиться правилам поведения в храме, воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока ОРКСЭ | 21.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль ОПК)
Учитель: Мусалина И.Г.
Класс: 4
Тема: Храм и другие православные святыни. Внутреннее строение и убранство храма
Цель: Познакомить учащихся с устройством православного храма и традициями поведения в нем
Задачи: 1. узнать об устройстве православного храма, назначении предметов, находящихся в храме; формировать умения работать с учебным материалом, проводить сравнительный анализ;
2. развивать интерес к самостоятельной поисковой деятельности учащихся;
3. усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; научиться правилам поведения в храме, воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию своего народа.
Планируемые результаты | Предметные: Представление места и роли храма в православной культуре, в жизни человека и общества Личностные УУД: Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку. Проявлять интерес к изучению темы. Формировать умение высказывать своё мнение. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь; выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные УУД: строить речевые высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; договариваться и приходить к общему решению при работе в группе; слушать и понимать речь других; использовать речевые средства для представления результата деятельности. Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой учебной информации; умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Дидактическая структура урока |
Деятельность учеников
|
Деятельность учителя
| Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | |
1.Мотивация к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). | Психологический настрой к учебной деятельности.
Слушание стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева «В храме».
Ответы детей (фронтальная работа)
| Подготовка эмоционального настроя к уроку, положительная внутренняя мотивация
| Сегодня мы узнаем много нового и интересного, а также выполним много полезного. Желаю нам успешной и плодотворной работы
Сейчас послушайте стихотворение Ф.И. Тютчева. Попробуйте догадаться, как оно называется. Это и будет темой нашего сегодняшнего урока.
Читает подготовленный ученик. Сумерки, тени, лампады мерцание, Запах горящих свечей, Лики святые ласкают сияние Их быстрокрылых лучей. Слово молитвы, церковное пение, Дым в алтаре голубой. В сердце смущение, в сердце волнение, Очи покрыты слезой. В храме я вижу молитву народную; Крепнет здесь вера моя. Жизни осмысленной цель благородную Здесь обретаю вновь я. Итак, о чем же мы узнаем на уроке? (ответы детей). Правильно. Ребята, сегодня нас ждет необычный урок. Мы побываем в православном храме.
|
|
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими. | Учащиеся отвечают на вопросы, делясь своими впечатлениями от посещения храма.
Примерные ответы учеников: «Мы должны сегодня узнать об устройстве храма и как вести себя в нём». Принятие проблемной ситуации
| Создание проблемной ситуации.
Определение обучающей задачи для данного урока.
| Фронтальная беседа: · Как вы понимаете слово «храм»? · Кто из вас был хоть раз в православном храме? · Зачем вы туда ходили? · Как вы там себя вели?
- Что мы с вами должны узнать на уроке, с чем познакомиться?
|
|
3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. | Составляют предложения, затем озвучивают их перед классом.
Работа со словарем, толкование слов
| Работа с понятием «храм».
| - Составьте и запишите два предложения со словом «храм». - Где можно прочитать точное определение слова? Храм — архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Что еще знаете о храмах?
|
|
4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник). | Работа над проектом. Используют для своего выступления материал учебника, Интернета, фото Используя свои знания, учебный материал, учащиеся разрабатывают правила этикета при посещении православного храма.
| Распределение на группы
| Первая группа: Православные храмы. Задача: рассказать о православных храмах. Вторая группа: «Экскурсия по храму». Задача: подготовить рассказ об архитектуре храма (внутреннее строение, назначение частей) Третья группа: Правила церковного этикета. Задача: разработать правила поведения в православном храме.
|
|
5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. | Каждая группа защищает свой проект. Учащиеся других групп оценивают выступающих с учётом содержания материала, задают вопросы на понимание | Учитель предлагает выступление группам. Называют плюсы урока и его минусы, что было интересным на уроке, что показалось сложным. Заполняют таблицы, оценивая свою работу на уроке | Каждая группа получив своё задание, готовит выступление. |
|
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах). |
|
| - С какой целью вы ходили в храм? - Какие храмы Санкт-Петербурга вы знаете? Какие они, храмы? Подберите слова, характеризующие храм. Большой Красивый Великолепный Мощный Воздушный Лёгкий Добрый Строгий - Посмотрите, ребята, к какой интересной мысли мы пришли. Оказывается, храмы можно охарактеризовать теми же словами, что мы могли бы подобрать и для характеристики людей. Как и у человека, у храма есть свое имя. Оно связано с историей храма и с ликом святого, в честь которого назван храм. Вы сегодня слышали уже некоторые имена и услышите еще. - Строятся ли новые храмы в Санкт-Петербурге? |
|
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | Заполнение пропусков на схеме. Самопроверка по образцу (схема на слайде)
| Индивидуальное задание для учеников на карточках (два варианта карточек)
| У каждого ученика на столе схема храма, но без указания частей
|
|
8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | Групповая работа |
| Составление синквейна (существительное - ХРАМ) • Храм. • Прекрасный, величественный. • Врачует, помогает, успокаивает. • Храм – светлая душа России. • Вера.
|
|
9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. | Индивидуальные ответы детей.
| Фронтальная беседа.
| - Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам? - Что вас поразило на сегодняшнем уроке? - Над чем заставил задуматься этот урок? - О чем бы вы хотели продолжить разговор на следующем уроке? - Что стало самым важным на уроке? Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание (на выбор): 1) Создать свой храм, в любом исполнении, который вы бы хотели построить, если бы были архитектором. 2) Составить кроссворд на тему «Православный храм»; 3) Сообщение на тему «Храмы города Прокопьевска»; 4) Создать фотоколлаж 5) Выразительное чтение стихотворений русских поэтов о храме Благодарю вас за работу и желаю, чтобы вы начали строить храм в своей душе, избавляясь от всего плохого и умножая добро и любовь вокруг себя.
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока-исследования по МДК 1 "Технологические процессы обработки цветных металлов (по типам производств)"
Профессиональный модуль ПМ 01. Подготовка и ведение технологического процесса обработки цветных металлов.МДК 1 Технологические процессы обработки цветных металлов (по типам производств).Тема 1.4...
Технологическая карта урока по профессиональному модулю «Ввод и обработка цифровой информации»
Урок разработан для обучающихся техникума по профессии «Мастер по обработке цифровой информации». Тема «Фотокамера. Устройство и принцип действия» позволяет получить знания и н...
Технологическая карта урока - плавание. урок актуализации знаний и умений (урок повторения)
Данная технологическая карта помогает педагогу вобеспечении мотивацией и принятием обучающимися целей учебно-познавательной деятельности, актуализации опорных знаний и умений на уроке плавания в рамка...
Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 1
Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 1...
Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 2
Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 2...
Технологическая карта урока "Технологический процесс восстановления, регулировки и сборки несущей системы подвески
урок производственного обучения...