Педагогическая деятельность и личность педагога
презентация к уроку
Презентация для педагогов дополнительного образования детей и взрослых об истории педагогической деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_ist._pedagogicheskaya_deyatelnost.ppt | 724 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СОДЕРЖАНИЕ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА
Возникновение педагогической профессии в Египте, Греции и Риме. Первые школы появились в Древнем Египте за 2500 лет до н.э. Это были школы для детей царских сановников. Обучением в них занимались жрецы .
Возникновение педагогической профессии в Египте, Греции и Риме. В Древней Греции были школы грамматистов и школы кифаристов, в которых обучались мальчики примерно с 7 до 14 лет. Девочки же получали исключительно семейное воспитание.
Возникновение педагогической профессии в Египте, Греции и Риме. Школы Греции Школа грамматистов (обучение чтению, письму счету) Школа кифаристов (обучение музыке, пению, декламации стихов)
Возникновение педагогической профессии в Египте, Греции и Риме. Учителя в таких школах назывались дидаскалами (от греческого «дидаско» - учу). Идущего в школу и из школы мальчика сопровождал раб, именовавшийся «педагогом» (буквальный перевод с греческого - детоводитель).
Возникновение педагогической профессии в Египте, Греции и Риме. В возрасте 13 лет мальчики переходили в палестру (буквально – «школу борьбы»), Где в течении двух-трех лет занимались гимнастикой под руководством педотриба .
Возникновение педагогической профессии в Египте, Греции и Риме. В первой половине 2 века до н.э., в Риме возникают грамматические школы. Преподаватели этих школ «грамматики» или «литераты», как правило, были широкообразованными людьми.
Школы ставили задачу – дать подростку достаточно широкое по тем временам гуманитарное образование и на этой основе подготовить его к дальнейшей деятельности в качестве политического и судебного оратора. Возникновение педагогической профессии в Египте, Греции и Риме.
Педагогическая деятельность в период средневековья. В период раннего средневековья в области просвещения безраздельно господствовала церковь. В этот период преимущественно имелись школы религиозного типа.
Средневековые школы Приходская школа Монастырская школа Соборная школа Педагогическая деятельность в период средневековья.
Педагогическая деятельность в период средневековья. Во всех типах школ учителями обычно назначались монахи , имевшие склонность к педагогической профессии. Будучи занятые только школьным обучением, они приобретали в процессе этой работы педагогический опыт.
Педагогическая деятельность в период средневековья. В период средневековья широкое распространение имели также школы, занимающиеся рыцарским воспитанием.
Педагогическая деятельность в период средневековья Рыцарское воспитание имело 4 ступени: Посвящение в рыцари – 21 год Оруженосец при дворе сюзерена – до 21 года Паж при супруге сюзерена – до 14 лет Воспитание в семье – до 7 лет
Педагогическая деятельность в период средневековья С развитием ремесленного производства и торговли, с ростом городов прежние церковные школы не могли удовлетворять растущие потребности городского населения в грамотности и элементарных знаниях.
В городах по инициативе объединений ремесленников возникают цеховые школы, а купечества – гильдейские школы, в которых занимались обучением сами ремесленники и купцы . Педагогическая деятельность в период средневековья
Педагогическая деятельность в период средневековья В XVI веке создается педагогическая система иезуитов, цель которой - укрепление влияния католической церкви, через создание эффективной воспитательной системы.
Педагогическая деятельность в период средневековья Иезуиты уделяли вопросу о подготовке учителей большое внимание. Они впервые осуществили систематическую подготовку учителей. Учителями были исключительно члены ордена.
Педагогическая деятельность в период средневековья По окончании образования в иезуитских школах-коллегиумах лучшие студенты допускались к преподаванию в младших классах. Их уроки разбирались на собраниях всех учителей более опытными преподавателями, которые нередко присутствовали на уроках.
Становление педагогической деятельности в XVII - XX веках. В эпоху капитализма в связи с развитием школьного дела профессия учителя становится массовой. Учителя занимают штатные должности в многочисленных школах и училищах разных типов.
Наряду с этим в XVIII - XIX веках в дворянских и буржуазных семьях получило распространение воспитание и обучение детей с помощью домашних наставников, домашних учителей-гувернеров. Становление педагогической деятельности в XVII - XX веках.
Повышение потребности в педагогических кадрах, приводит к созданию специальных учебных заведений по подготовке учителей. Становление педагогической деятельности в XVII - XX веках.
Становление педагогической деятельности в XVII - XX веках. В 1779г. при Московском университете была открыта учительская семинария – педагогическое учебное заведение, готовившее учителей для начальных школ.
В 1803 г. в городе Петербурге открылась учительская гимназия. В 1804 г. она была преобразована в педагогический институт. В начале ХІХ века в России создаются первые учительские институты. Становление педагогической деятельности в XVII - XX веках.
Становление педагогической деятельности в XVII - XX веках. В дореволюционной России преобладала подготовка учителей для начальной школы. Основным типом подготовки учителей для начальной школы были учительские семинарии с 4-летним сроком обучения.
Становление педагогической деятельности в XVII - XX веках. В семинариях преподавали закон божий, русский и церковнославянский языки, литературу, арифметику, естествознание, физику, историю, географию, рисование, пение, педагогику, методику обучения русскому языку и арифметике.
Становление педагогической деятельности в XVII - XX веках. С возникновением и развитием педагогического образования определяются государственные требования к профессиональной подготовке учителя, законодательно оформляется их правовое положение в зависимости от образования.
Становление педагогической деятельности в XVII - XX веках. Учителями средних учебных заведений назначались, как правило, лица, окончившие университеты и некоторые высшие учебные заведения непедагогического профиля, а также духовные академии.
Становление педагогической деятельности в XVII - XX веках. В 60-70-х гг. ХІХ века были открыты Высшие женские курсы университетского типа, готовившие учителей главным образом для женских средних учебных заведений и младших классов мужских средних школ.
Становление педагогической деятельности в XVII - XX веках. После Октября 1917 г. начались поиски новой системы педагогического образования, создавались новые типы высших и средних профессиональных педагогических учебных заведений.
Учительские семинарии были преобразованы в педагогические техникумы, а учительские институты преобразовались в педагогические институты для подготовки учителей по отдельным учебным предметам для старших классов средней школы. Становление педагогической деятельности в XVII - XX веках.
Становление педагогической деятельности в XVII - XX веках. Сеть педагогических институтов в Советском Союзе в основном сложилась к 30-м годам. Также стало широко развиваться среднее и высшее вечернее и заочное педагогическое образование(заочные курсы, факультеты и отделения при пединститутах, университетах).
С середины 80-х годов в педвузах страны стали широко вводиться различные дополнительные специализации. Становление педагогической деятельности в XVII - XX веках.
Профессиональная деятельность и личность педагога
ПЛАН 1. Сущность педагогической деятельности. 2. Структура педагогической деятельности. 3. Основные виды педагогической деятельности. 4. Учитель как субъект педагогической деятельности. 5. Профессионально обусловленные требования к личности педагога.
Сущность педагогической деятельности Педагогическая деятельность - вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе
Сущность педагогической деятельности Педагогическая деятельность Общепедагогическая деятельность Профессиональная педагогическая деятельность
Сущность педагогической деятельности Общепедагогическая деятельность - это деятельность родителей, общественных организаций, СМИ и других общественных институтов, направленная на передачу социального опыта младшему поколению, создание условий для их личностного развития.
Сущность педагогической деятельности Профессиональная педагогическая деятельность - деятельность педагогов, направленная на формирование всесторонне гармонично развитой личности .
Сущность педагогической деятельности Алгоритм реализации педагогической деятельности: цель мотив действия результат - является системообразующим элементом педагогической деятельности.
Цель педагогической деятельности – заранее прогнозируемый результат педагогической деятельности, отражает тенденции социального развития, предъявляя совокупность требований к современному человеку с учетом его духовных и природных возможностей. Сущность педагогической деятельности
Содержание педагогической деятельности - это процесс организации деятельности воспитанников, направленный на освоение ими социокультурного опыта как основы и условия развития, и процесс организации собственной деятельности. Сущность педагогической деятельности
Сущность педагогической деятельности Средства деятельности учителя: - научные знания, при помощи которых формируется тезаурус учащихся; - в качестве “носителей” знаний выступают тексты учебников; - в качестве вспомогательных средств выступают технические, графические, компьютерные средства.
Сущность педагогической деятельности Результат педагогической деятельности - личностное, интеллектуальное совершенствование воспитанника, становление его как личности.
Структура педагогической деятельности Педагогическая деятельность Коммуникативная деятельность Конструктивная деятельность Организаторская деятельность
Конструктивная деятельность: - конструктвно-содержательная (отбор и композиция учебного материала); - коструктивно-оперативная (планирование своих действий и действий учащихся); - коструктивно-материальная (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса ). Структура педагогической деятельности
Структура педагогической деятельности Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности и родителями.
Структура педагогической деятельности Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.
Виды педагогической деятельности Педагогическая деятельность Методическая работа Воспитательная работа Организаторская работа Самообразование и самовоспитание Научно- исследовательская работа Преподавание
Воспитательная работа - это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности. Виды педагогической деятельности
Виды педагогической деятельности Преподавание - это вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников.
Одним из важнейших требований к педагогической профессии, является четкость профессиональной и социальной позиций ее представителей. Именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности. Учитель как субъект педагогической деятельности
Учитель как субъект педагогической деятельности Позиция педагога - это система интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности, которые являются источником его активности.
В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности. Учитель как субъект педагогической деятельности
Учитель как субъект педагогической деятельности Социальная позиция педагога - система взглядов, убеждений и ценностных ориентаций, которые были сформированы еще в общеобразовательной школе .
Профессиональная позиция педагога - это мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности, целям и средствам педагогической деятельности. Учитель как субъект педагогической деятельности
Учитель как субъект педагогической деятельности Ролевые позиции педагога (Л.Б.Ительсон): - информато р , если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений; - друг , если он стремится проникнуть в душу ребенка; - диктатор , если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;
Учитель как субъект педагогической деятельности Ролевые позиции педагога (Л.Б.Ительсон): - советчик , если использует осторожное уговаривание; - проситель , если педагог упрашивает воспитанника быть таким, “как надо”, опускаясь порой до самоунижения, лести.
В педагогике требования к педагогу выражаются разными терминами: “ профессиональная пригодность” и “ профессиональная готовность”. Профессионально обусловленные требования к личности педагога.
Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Профессиональная пригодность - совокупность психофизиологических и психических особенностей человека, необходимых для достижения успеха в выбранной профессии.
Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Профессиональная готовность - кроме профпригодности включает в себя уровень умений и навыков (научно-теоретическая и практическая подготовка).
Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Идеализированные профессиональные и личностные качества, составляющие понятие профессиональной готовности педагога, можно представить в виде профессиограммы .
Профессиограмма - своего рода паспорт, включающий в себя совокупность личностных качеств, педагогических и специальных знаний и умений, необходимых учителю. Профессионально обусловленные требования к личности педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личность педагога в процессе изучения спецдисциплин в педагогическом колледже
Данная статья рассматривает вопросы подготовки молодых специалистов в процессе изучения МДК по дисциплине "Теория и методика математического развития дошкольников" ....
Роль артистизма в педагогической деятельности педагога.
Образование XXI века ориентирует на свободное развитие человека, творческую инициативу, самостоятельность и конкурентоспособность. В современных условиях развития образования особое внимание уделяется...
Сборник психологических рекомендаций для педагогов «ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
Данный сборник может быть полезен классным руководителям, педагогам - предметникам, психологам по выстраиванию конструктивных отношений педагог-обучающийся, с учетом индивидуальных психологических осо...
Личность педагога в условиях современного образовательного пространства. Психологические аспекты педагогической деятельности.
Личность педагога в условиях современного образовательного пространства. Психологические аспекты педагогической деятельности....
Педагогическая деятельность воспитателя по формированию творческих способностей и созданию условий для самореализации личности в условиях проживания в СП "Детский дом"
О педагогической деятельности воспитателя по формированию творческих способностей и созданию условий для самореализации личности в условиях проживания в СП ""Детский дом...
Личность педагога как фактор установления педагогически целесообразных отношений
Доклад на заседании ШМО классных руководителей...
Презентация на тему: "Профессиональная деятельность и личность педагога в системе специального образования"
В данной презентации мы рассмотрим профессиональную деятельность педагога, сущность педагогической деятельности, важные черты современного педагога. ...