«Модели инклюзивного обучения: анализ и характеристика»
материал

Светлана Владимировна Глебко

 «…можно ли прибегать к образованию

глухих, слепых и отсталых, которым из-за физического

недостатка невозможно в достаточной мере привить

знания? Отвечаю: из человеческого образования нельзя

исключить никого кроме не человека.»

Ян Амос Коменский.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение

 «…можно ли прибегать к образованию

глухих, слепых и отсталых, которым из-за физического

недостатка невозможно в достаточной мере привить

знания? Отвечаю: из человеческого образования нельзя

исключить никого кроме не человека.»

Ян Амос Коменский.

В настоящее время во всех странах мира и в любых социальных группах общества имеются люди с ограниченными возможностями здоровья, те, кого в нашей стране принято называть инвалидами. Их число в мире значительно и продолжает расти. В традиционной для России системе образования детей с той или иной формой нарушения, дети с особенностями развития получают образование в специальных (коррекционных) учебных заведениях, на дому или в специальных школах-интернатах. За последние десятилетия в России по объективным и субъективным причинам произошло существенное изменение отношения общества к лицам с проблемами здоровья и оценке возможностей детей с особыми образовательными потребностями. Все больше осознается, что психофизические нарушения не отрицают человеческой сущности, способности чувствовать, переживать, приобретать социальный опыт. Пришло понимание того, что каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности.   Формируется установка: к каждому ребенку подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение.

Понимание потенциальных возможностей людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) инициировало появление различных моделей включения их в нормальную жизнь общества.

Речь, таким образом, ведется об устранении барьеров, между коррекционными и обычными классами в массовой школе, а также между специальными учреждениями и той же массовой школой, куда доступ некоторым категориям детей-инвалидов прежде был закрыт.

Те же тенденции прослеживаются и в отечественной образовательной системе. Инклюзивное образование (включающее образование, совместное обучение) – это процесс обучения детей с особыми потребностями в обычных общеобразовательных школах вместе со сверстниками. Глубокое погружение ребенка в адаптированную образовательную среду и оказание ему поддерживающих услуг. Инклюзивное образование более широкий процесс интеграции, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей. Это реформирование школ, перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей. То есть, процесс обучения подстраивается под нужды и потребности развития ребенка.

В настоящее время наша страна находится лишь в начале пути к действительно инклюзивному образованию. И на этом пути модели  организации и реализации инклюзивного обучения требуют дальнейшего решения не только в организационно-правовом отношении, но и в научно-методическом.

1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современная система образования полноценно принимает в себя только тех, кто отвечает её определенным требованиям, детей со стандартными возможностями, способными обучаться по общей для всех программе. В результате нередко получается, что дети с особыми образовательными потребностями выпадают из общего образовательного процесса, так как для работы с ними педагогический состав общеобразовательных учреждений не обладает необходимыми знаниями в области коррекционной и специальной педагогики. Эту и множество других проблем в современной школе призвано решить инклюзивное образование.

Остановимся кратко на понятиях «дети с ограниченными возможностями здоровья», «дети-инвалиды».

В Российской Федерации установление статуса «инвалид» осуществляется учреждениями медико-социальной экспертизы и представляет собой медицинскую и одновременно юридическую процедуру. Установление группы инвалидности обладает юридическим и социальным смыслом, так как предполагает определенные особые взаимоотношения с обществом. Некоторые специалисты рассматривают инвалидность как одну из форм социального неравенства.

Принято различать следующие ключевые понятия:

- дефект или нарушение: любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции, или отклонение от неё;

- инвалидность: ограниченность конкретного индивидуума, вытекающая из дефекта или инвалидности, которая препятствует или лишает его возможности выполнять роль, считающуюся для этого индивидуума нормальной в зависимости от возрастных, половых, социальных и культурных факторов;

- нетрудоспособность: ограниченность конкретного индивидуума, которая вызвана дефектом или инвалидностью.

Слово «ребёнок-инвалид» в настоящее время заменяется на «ребёнок с ограниченными возможностями здоровья». Общественные организации инвалидов считают, что важно использовать корректную по отношению к детям-инвалидам терминологию: «ребёнок с задержкой в развитии» (а не «слабоумный», «умственно неполноценный»), «перенесший полиомиелит» (а не «жертва полиомиелита»), «использующий инвалидную коляску» (а не «прикованный к инвалидной коляске»), «имеет ДЦП» (а не «страдает ДЦП»), «слабослышащий» (а не «глухонемой»). Эти термины более корректны, так как ослабляют деление на «здоровых» и «больных» и не вызывают жалости или негативных эмоций.

Так что же такое инклюзивное образование? Инклюзивное образование (французский вариант «inclusif» – включающий в себя; от латинского слова «include» – заключаю, включаю) – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в том числе и для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.  

Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети – индивидуумы с различными потребностями в обучении.

 Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети. Обучение в инклюзивных школах позволяет детям приобрести знания о правах человека, а это ведет к уменьшению дискриминации, так как дети учатся общаться друг с другом, учатся распознавать и принимать различие.

Включающее образование – это шаг на пути достижения конечной цели, создание включающего общества, которое позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития  участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад.

Принципом инклюзивного обучения состоит в том, что педагоги и администрация обычных школ принимают детей вне зависимости от их интеллектуального, эмоционального, физического развития, социального положения и создают им условия на основе педагогических и психологических приемов, которые ориентированы на потребности детей.

При инклюзивном подходе образовательный процесс позволяет школьникам приобрести нужные компетенции по образовательным стандартам. Главный субъект инклюзивного образования – ребенок с ограниченными возможностями. В сфере обучения понятие ребенок с ограниченными возможностями характеризует детей, который в силу умственных, психических, физических недостатков не могут овладеть обычной школьной программой и нуждаются в специально разработанных содержании, методиках, стандартах образования.

Традиционной формой обучения детей с ограниченными возможностями здоровья не так давно были специальные (коррекционные) образовательные учреждения. Для детей с ограниченными возможностями здоровья принцип инклюзивного образования означает, что разнообразию потребностей таких учащихся должна соответствовать образовательная среда, которая является для них наименее ограничивающей и наиболее включающей. Реализация этого принципа означает, что:

- все дети должны быть включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства;

- задача инклюзивной школы – построить систему, удовлетворяющую потребности каждого;

- в инклюзивных школах все дети, а не только дети с инвалидностью, должны обеспечиваться поддержкой, которая позволяет им быть успешными, ощущать безопасность и уместность.

Необходимо выделить восемь принципов, на которых базируется инклюзивное образование (как и образование в целом), но и образование в целом:

1) Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2) Каждый человек способен чувствовать и думать.

3) Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4) Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

5) Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6) Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7) Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8) Все люди нуждаются друг в друге.

Инклюзия в образовании включает в себя:

         - признание равной ценности для общества всех учеников и педагогов; повышение степени участия учеников в культурной жизни местных школ и одновременное уменьшение уровня изолированности части учащихся от общешкольной жизни;

         - реструктурирование методики работы в школе таким образом, чтобы она могла полностью отвечать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих рядом со школой;

        - избавление от барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учеников, а не только для тех, кто имеет инвалидность или относится к тем, у кого есть особые образовательные потребности; анализ и изучение попыток преодоления барьеров и улучшения доступности школ для отдельных учеников;

        - различия между учениками — это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать;

        - признание права учеников на получение образования в школах, расположенных по месту жительства;

        - улучшение ситуации в школах в целом, как для учеников, так и для педагогов;

        - признание роли школ не только в повышении академических показателей учащихся, но и в развитии общественных ценностей местных сообществ;

        - развитие отношений поддержки и сотрудничества между школами и местными сообществами; признание того, что инклюзия в образовании — это один из аспектов инклюзии в обществе.

Инклюзивное образование – прогрессивный способ обучения, имеющий большие перспективы в современном обществе, и это дает надежду, что каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья сможет реализовать право на получение качественного образования, адаптированного к его возможностям и потребностям, найти свое место в жизни и реализовать свой жизненный шанс и потенциал.

Многие привычные всем слова, понятия и фразы, по своей сути – ярлыки оскорбительные стереотипы. Современному обществу следует приложить особые усилия к изменению ситуации, выработке культуры инклюзии и привитию этически выдержанной и грамотной терминологии. Для этого необходима не только специальная просветительская работа, но и изменение культуры школьных и социальных взаимоотношений.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети – индивидуумы с различными потребностями в обучении.

Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети, а не только дети с особыми потребностями. И также можно добавить, что на сегодняшний день инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала.

Для развития инклюзивного образования нужна модель педагогического и психологического сопровождения и образовательные маршруты для детей, в которых на каждом образовательном уровне была оказана нужная помощь специалистами учреждений. Основная задача – обнаружить индивидуальные положительные особенности в любом школьнике, зафиксировать умения учения, которые приобретены за некое время, наметить перспективу и ближайшую зону совершенствования приобретенных умений и навыков и как можно больше расширить функциональные возможности школьника.

2. МОДЕЛИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ: АНАЛИЗ И ХАРАКТЕРИСТИКИ

Инклюзивное обучение для детей с особыми образовательными потребностями играет особую роль в современном мире. Все высокоразвитые

государства введены в процесс интеграции специальных моделей инклюзивного обучения в образовательный процесс. В данном эссе будут рассматриваться данные модели и их особые, отличительные черты. Каждая

модель будет раскрываться отдельно, с оценкой условий ее осуществления на

практике.

Целью инклюзивного образования выступают принципиально новейшие образовательные, а также социальные достижения обучающихся, возможность более полной жизни, интенсивного участия в существования и жизни коллектива, самореализация, понимание конституционных прав и гражданских свобод. Ради достижения подобных целей, инклюзия обязана быть систематической и целенаправленной, следует подходить к обучению ребенка c ограниченными возможностями в рамках системы непрерывного подхода. Для развития инклюзии также её эффективного существования в образовательной сфере и были сформированы модели инклюзивного обучения, которые соответствуют концепции интеграции, так как предусматривают формирование специальных условий для ребенка с особыми нуждами в рамках существующей системы образования без изменения самой концепции.

Существует несколько комбинированная интеграция, частичная интеграция, временная интеграция и полная интеграция. Термин интеграция или внедрение используется в каждом виде модели, т.к. это акцентирует внимание на переосмыслении обществом и страной собственного отношения к инвалидам, с признанием их прав на обеспечение равных с иными возможностей в различных сферах жизни, в том числе в области образования.

Модель комбинированной интеграции.

При применении данной модели дети с уровнем психофизического и

речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, по 1–

2 лица на равных воспитываются в массовых группах (классах), получая стабильную коррекционную помощь педагога-дефектолога особой категории (класса). Ребёнок регулярно находится в классе, где ребята отличаются от

него, и взрослые это понимают, но при данном непосредственно ребёнок с особыми образовательными потребностями чувствует себя наравне с ними.

При этом посещение коррекционно-развивающих уроков с педагогом- дефектологом может помочь отследить образующиеся проблемы при такой

интеграции и оказывать профессиональную помощь ребёнку. Для реализации этой модели нужен обычный класс и постоянное сопровождение педагога- дефектолога.

Модель частичной интеграции.

Частичная (фрагментарная) интеграция осуществляется в случаях, если

дети с проблемами в развитии еще отнюдь не достаточно готовы на одинаковых с обычными сверстниками условиях овладевать образовательным стандартом и посещают те занятия в общественной школе, содержание которых им открыто и соответствует их способностям, т.е. включатся в учебный процесс в обычной школе лишь на часть дня. В остальной период они пребывают на домашнем обучении либо обучаются в классе специальной (коррекционной) школы. Эта модель не учитывает постоянное наличие рядом с ребёнком учителя-дефектолога, однако при этом допускает обучение сразу в двух школах, специальной, где, бесспорно, имеются нужные ребёнку специалисты, и обыкновенной, где таких специалистов не имеется.

Минус этой модели в том, что ребёнку может понадобиться помощь профессионала в обычной школе, а также в том, что времени пребывания в обыкновенной школе в некоторых случаях бывает недостаточно для того, чтобы ребёнок почувствовал себя наравне с другими учащимися.

Модель временной интеграции.

При использовании данной модели все без исключения воспитанники специальной группы (класса) вне зависимости от степени психофизического

и речевого развития объединяются со здоровыми детьми не реже двух раз в месяц с целью проведения различных мероприятий воспитательного нрава. Подобная модель считается своеобразным подготовительным шагом к более идеальной форме инклюзивного обучения. При этой модели включение ребенка с особыми образовательными способностями является самым кратковременным из числа других моделей инклюзивного образования. За такой короткий временной промежуток ребёнку трудно адаптироваться и ощутить себя комфортно, по этой причине при применении этой модели его должен постоянно сопровождать специалист-дефектолог. С другой стороны ребёнок не так долго находится в состоянии эмоционального напряжения от новых условий и новых людей вокруг.

Модель полной интеграции.

Эта модель характеризуется тем, что дети, согласно уровню психофизического и речевого развития соответствующие возрастной норме и

 психологически готовые к общей со здоровыми сверстниками учебе по 1–2

 человека включаются в обычные группы детского сада либо классы школы.

 При этом они непременно должны получать коррекционную поддержку либо по месту обучения (к примеру, дети с нарушениями речи – в логопункте

 детского учреждения), или в группе временного пребывания специального

 детского сада или школы, либо в различных центрах (к примеру, дети с

 нарушенным слухом – в сурдологических кабинетах системы здравоохранения).

          Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья интегрируется в обыкновенный класс общественной школы на полный период обучения. Она более всего подходит детям с слабо проявленными, стертыми формами отклонений в развитии (например, нарушением речи по типу дислалии, сглаженными формами церебрального паралича).

Эта модель является самой продолжительной по времени включения ребёнка в образовательный процесс обычной школы, а по факту наличия постоянной помощи специалистов эта модель напоминает характерные черты комбинированной интеграции, однако для полной интеграции свойственно присутствие специалиста непосредственно в месте обучения ребёнка.

Подводя итог и сравнивая все модели инклюзивного образования, можно сказать, что все они, несомненно, приносят пользу и являются необходимыми для развития инклюзии.

 При этом у вышеперечисленных моделей есть нечто общее, каждая из этих моделей предполагает обязательное руководство процессом интеграции со стороны учителя- дефектолога, оказывающего помощь обычным педагогам в организации воспитания и обучения ребенка с особыми образовательными потребностями в группе здоровых обучающихся сверстников. Также важно подчеркнуть, что модель полной интеграции может быть эффективна лишь для части особенных детей, у которых наблюдается относительно высокий уровень психофизического развития. А вот частичная и особенно временная формы инклюзивного обучения целесообразно применять для подавляющего большинства детей с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, модель инклюзивного обучения нужно подбирать под каждого ребёнка индивидуально, исходя из его возможностей, а также не забывая учитывать для некоторых моделей наличие особых условий, оборудования, специального технического оснащения.

Заключение

В последнее время все больше предлагается инновационных подходов и моделей к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Независимо от социального положения, расовой или конфессиональной принадлежности, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.

На сегодняшний день проблема развития инклюзивного образования в России находится под пристальным вниманием не только родителей и педагогических сообществ, но и всей общественности. Как уже было упомянуто в данной работе, это связано со спецификой методик и неподготовленностью кадров, нехваткой специалистов.

Практика показывает, что развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы. Педагоги и администрация образовательных учреждений, принявшие идею инклюзии, особенно остро нуждаются в помощи по организации педагогического процесса, отработке механизма взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, где центральной фигурой является ребенок. Инклюзивное пространство подразумевает открытость и доступность не только для детей, но и для взрослых.

В заключении следует отметить, что проблеме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья государству следует уделять больше внимания, т.к. эти дети должны иметь равные права со здоровыми детьми, ведь среди них так же есть способные, талантливые, одаренные дети. И одной из важных задач государства в целом и общества в частности помочь им «влиться» в общественную жизнь.


Библиография:

1. Ахметова Д.З., Нигматов З.Г и др.: «Педагогика и психология инклюзивного образования» – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. – 204 с.

2. Зайцев Д.В. Образовательная интеграция детей с ограниченными возможностями// интернет ресурс информационно-аналитический портал SocPolitika.ru/ режим доступа http://www.socpolitika.ru/rus/conferences/3985/3986/3988/document4052.shtml (дата обращения 25.12.2021 г.)

3. Иванова А.Е. Инвалидность населения // интернет ресурс Web-Атлас: «Окружающая среда и здоровье населения России»/ http://www.sci.aha.ru/ATL/ra61a.htm (дата обращения 25.12.2021 г.)

4.  Интернет ресурс РИА Новости/ http://www.rian.ru/edu_analysis/20090903/183486517.html (дата обращения 25.12.2021 г.)

5. Конвенция о правах инвалидов. Краткое изложение основных положений// интернет ресурс Портал для людей с ограниченными возможностями здоровья Dislife/ http://www.dislife.ru/flow/theme/1000 (дата обращения 25.12.2021 г.)

6. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. – СПб., 2003.

Малофеев Н.Н. Интегрированное обучение в России: задачи, проблемы и перспективы// интернет ресурс технологическая школа № 1299/ http://school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=teor_iovrzpip (дата обращения 25.12.2021 г.)

7. Сунцова А.С. Теории и технологии инклюзивного образования: учебное пособие. − Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013. − 110 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Единый урок - инклюзивное обучение

·         Помочь учащимися осознать, что стопроцентный доступ к образованию – задача не только законодателей, но и всего общества.·...

Модель: перевернутый класс (одна из имеющихся классификаций моделей смешанного обучения) Тема АРХИТЕКТУРА КОМПЬЮТЕРОВ

Дисциплина: ИНФОРМАТИКАГруппа: ДЗ104Тип урока: контроля и коррекции знанийМодель: перевернутый класс (одна из имеющихся классификаций моделей смешанного обучения).УМК: рабочая программа дисциплины Инф...

Анализ технических характеристик погрузочно-доставочных машин , используемых для механизации погрузочных работ в проходческом цикле рудников Крайнего Севера.

1.     Классификация погрузочных машин.2.     Виды погрузочных машин.3.     ПДМ шведской компании Sandvik Mining.4....

Инклюзивное обучение английскому языку студентов с поражением слуховой функции в системе среднего профессионального образования

Статья содержит: интерпретацию понятия "инклюзивное образование", нравственные аспекты обучения учащихся с поражением слуховой функции и некоторые стратегии обучения учащихся данной категори...

Статья "Специфика изучения практического курса "Хоровая аранжировка" в условиях инклюзивного обучения студентов с ОВЗ"

https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/03/11/statya_horovaya_aranzhirovka.pdf - Статья посвящена вопросам организации занятий по хоровой аранжировке со студентами с ограниченными возможностями з...

Статья по теме: "Индивидуальный образовательный маршрут, как способ организации инклюзивного обучения детей с особыми образовательными потребностями "

Инклюзивное образование (фр.Inclusif- включающий в себя лат. Include-  заключаю ,включаю). -  процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех....

Рекомендации по внедрению инклюзивного обучения в школе

Документ содержит рекомендации по внедрению инклюзивного обучения в общеобразовательную школу. Автор приводит примеры адаптации форм и методов подачи материала,  особых условий организации контро...