Этапы Великой Отечественной войны
учебно-методический материал

Демурова Алина Казбековна

Урок 11 класса или 1 курса СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etapy_velikoy_otechestvennoy_voyny.docx60.88 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ТЕМЕ: Анализ        основных этапов военных действий Великой Отечественной войны и определение роли СССР в победе над фашизмом.

Дисциплина: ОУД05. ИСТОРИЯ

Автор работы:

Демурова Алина Казбековна

преподаватель общеобразовательных дисциплин

Владикавказ, 2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ

АННОТАЦИЯ        3

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА        5

КОНСПЕКТ УРОКА        11

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ… 15

САМООНАЛИЗ УРОКА        18

АННОТАЦИЯ

Семьдесят пять лет, как закончилась Великая Отечественная война. Но эта тема постоянно волнует наш народ и будет актуальна во все времена. Большинство людей от мала до велика гордятся победой СССР в этой войне. Советский народ явил миру высочайший патриотизм, сыграв решающую роль в Победе над фашизмом во всей Второй мировой войне. И эта Победа, спасшая мировую цивилизацию, является и навечно должна быть предметом славы и гордости наших современников, завещанием ветеранов потомкам и поучительным уроком для всех.

Как известно, исторический процесс необратим. Меняются поколения с их фундаментальными и преходящими ценностями. Колебания, а тем более кардинальные изменения политической ситуации отражаются на оценке исторических событий. Одним из таких великих исторических событий является Великая Отечественная война советского народа против фашистской Германии 1941 - 1945 годов. Сегодня эта проблема приобрела наибольшую актуальность и значимость. Победа над фашизмом - великий пример и великий урок всем народам. Урок, который актуален и сегодня, когда вновь находятся те, кто идет на военные авантюры. Сейчас, как никогда, очевидно, что безопасный мир возможен лишь там, где строго соблюдаются нормы международного права, и потому наша страна выступила инициатором разработки и заключения юридически обязывающего договора о европейской безопасности. Между тем, фальсификация нашей общей истории и истории Великой Отечественной войны приобретает все более угрожающие масштабы. Великая Отечественная война изучается в едином контексте с событиями Второй мировой войны, но в практической работе обучающиеся систематизируют знания по теме «Великая Отечественная война». Всего на изучение событий 1939-1945 годов отводится четыре часа, два из которых отводится на выполнение практической работы.

Методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия теоретического обучения по учебной дисциплине ОУД (Б).05. История для специальности

  1. Электроснабжение (по отраслям). Продолжительность урока 90 минут.

Тип урока - урок комплексного применения знаний, умений. Методы урока - практические методы, наглядные, словесные.

Главной целью урока является формирование умения самостоятельно выполнять задания по выявлению основных этапов ВОВ и их характеристик.

Урок начинается с организационного момента который имеет следующую структуру: а) приветствие обучающихся;

б) проверка явки учащихся на урок;

в) оценка готовности обучающихся к уроку;

г) информирование о предстоящей деятельности.

Организационный момент дисциплинирует обучающихся, настраивает их на деловой лад. Его необходимо проводить четко и быстро, организованно. Рекомендуемое время на его проведение 1-2 минуты. Запланировано совместное с обучающимися целеполагание и подведение итогов. Так как данный урок является практическим занятием реализуется деятельностный подход к обучению, предусматривающий частично-поисковые, проблемные и исследовательские, интерактивные методы обучения, обеспечивающие высокий уровень познавательной и мыслительной активности обучающихся. Преимущественно используется индивидуальная форма организации познавательной деятельности обучающихся. Самостоятельная деятельность обучающихся занимает значительное время на уроке.

В процессе практической деятельности у обучающихся вырабатываются общие умения:

- организовывать собственную деятельность;

-осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения поставленных заданий;

-умение        творчески        интерпретировать        имеющуюся        информацию;        -умение распределить информацию по степени значимости;

-умение обобщить полученные знания.

На уроке используются современные средства обучения, прежде всего ИКТ. Осуществляемая на уроке деятельность позволяет развивать ряд общих компетенций:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Преподаватель

Демурова Алина Казбековна

Учебная дисциплина

ОУД 05. ИСТОРИЯ

Группа

12ПК

Дата

25.04.2019

Тема/раздел

Вторая мировая война. СССР в годы Великой Отечественной войны.

Междисциплинарные связи

Предшествующие учебные дисциплины

Последующие учебные дисциплины

История России, обществознание, география, литература, русский язык, информатика

История,        обществознание,        литература,        русский        язык, информатика

Тема урока

Анализ основных этапов военных действий Великой Отечественной войны и определение роли СССР в победе над

фашизмом.

Формируемые компетенции

Общие компетенции

ОК2; ОК3; ОК4; ОК5; ОК6; ОК7, ОК8

Цель урока/задачи

Обучающая

Развивающая

Воспитательная

Создать условия для формирования умения анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах для

характеристики этапов Великой Отечественной войны.

Активизировать и

систематизировать знания обучающихся об основных событиях Великой

Отечественной войны.

Способствовать развитию умения

структурировать и систематизировать материал, вычленять его основное

содержательное ядро, проводить поиск исторической информации в источниках разного типа.

Способствовать формированию и развитию нравственных и личностных качеств, воспитанию интереса к истории своей

страны.

Тип урока

урок комплексного применения знаний, умений

Планируемые образовательные результаты

Усвоенные знания

Освоенные умения

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
  • периодизацию отечественной истории;
  • современные        версии   и        трактовки        важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
  • особенности исторического пути нашей страны, ее роль в мировом сообществе;
  • основные исторические термины и даты
  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа и анализировать её;
  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
  • структурировать и систематизировать материал, представлять результаты изучения исторического материала в формах

конспекта.

Уровень освоения

3

Инструментальный блок

Методы обучения

практические методы, наглядные, словесные

Образовательные технологии

информационно-коммуникационные технологии, проблемное обучение, технология развития критического мышления.

Формы учебной работы на учебном занятии

Индивидуальная, групповая, фронтальная.

Учебно-методическое обеспечение

Учебник: Артёмов, В.В. История для профессий технического и естественно –научного, социально экономического профилей: учебник. /Артёмов, В.В, Лубченко, Ю.Н. 8-е изд., испр. Часть 2.- Москва: ОИЦ «Академия», 2015.-320 [1] с.- 3500 экз.- ISBN: 978-5-4468-1413-8. - Текст: непосредственный., атласы по истории России XX в., методические указания

по выполнению практических работ

Использование на занятии средств ИКТ

Методическое назначение средств ИКТ

Аппаратное и программное обеспечение

1. Компьютер

Демонстрация презентации Демонстрация презентации

Microsoft PowerPoint

2. Проектор

3. Поисковые

Для быстрого поиска информации

Android или Windows,

Yandex или другая поисковая система.

Образовательные Интернет- ресурсы

  1. Библиотека Гумер – гуманитарные науки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/, свободный. – Загл. с экрана.
  2. Библиотекарь. Ру: электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru, свободный. – Загл. с экрана.
  3. Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов [Электронный

ресурс]. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/, свободный. – Загл. с экрана.

Технологический блок Содержание и технология проведения урока

Этапы урока

Деятельность преподавателя, ее содержание, методы и приемы

Деятельность обучающихся,

ее содержание, формы и методы

УМО

Средства ИКТ для реализации

задач этапа

Планируемые результаты

знать

уметь

владеть

Организационный

Приветствие,

Отвечают

на

ПК, проектор,

Демонстраци

Основные

ОК 7

ОК

2.

этап (2 мин.)

создание

психологического

приветствие,        дежурные

презентац

ия

онные,

факты,

Ставить

Умением

настроя.

подают

список

(приложение

обучающие

процессы

цели,

организовыв

отсутствующих

1)

и явления,

мотивирова

ать

характери

ть

собственную

зующие

деятельнос

деятельность

целостнос

ть

ть

подчиненн

отечестве

ых

нной

и

ОК 8.

всемирно

Самостояте

й истории

льно

определять

задачи

профессион

ального и

личностног

о развития

Совместное

Организует работу по

совместному определению темы урока и постановке цели занятия:

  • Какое событие Вы изучали на прошлом уроке?
  • Каким образом можно

систематизировать полученные знания?

  • К какому выводы пришли вы, просмотрев данный видеосюжет?
  • Исправьте ошибки,

допущенные в посмотренном видеосюжете.

-Как вы считаете, каким образом можно расширить знания молодёжи по ВОВ?

целеполагание,

мотивирование

обучающихся        и

актуализация опорных знаний (8

Записывают        тему практического занятия.

Слайд 1

мин.)

Просматривают видеосюжет.

Формулируют        цель        и задачи урока;

Слайд 2

приложение 2. (видеосюжет – опрос на

знание ВОВ) -

3мин.15с.

Практическая работа(46 мин.)

Этапы ВОВ (5 мин.)

Хронологические рамки ВОВ(5мин.)

Минута молчания (1 мин.)

Раздаёт методические указания по выполнению практических работ

Предлагает определить основные периоды ВОВ.

Помогает установить хронологические рамки

выделенных периодов ВОВ.

Объясняет следующее задание Прежде чем перейти к

следующему этапу практической работы предлагает стоя почтить память погибших на войне.

Чертят таблицу

Установите хронологические рамки выделенных периодов ВОВ

С помощью учебника и карты выделить основные события ВОВ.

Обучающиеся

просматривают сюжет стоя

Слайд        3, мет.указания по

выполнению ПР, атласы Слайд        4, атласы

Слайд        5, учебники

Слайд 6

Обучающиес я,

демонстраци онные

Основные историчес кие

события, термины и даты

ОК 4.

Осуществл ять поиск, анализ и оценку информаци и, ОК 2

организовы вать

собственну ю

деятельнос ть,

ОК 4.

Умением использовать информацию для

выполнения поставленно й задачи, ОК 3 принимать решения в

стандартных и нестандартн ых

ситуациях, ОК 5

использовать информацио

Основные события ВОВ (18 мин.)

Характерные черты периодов ВОВ (18 мин.)

Предлагает просмотреть видеосюжеты дать

характеристику периодам ВОВ

Просматривают видеосюжеты и продолжают заполнять таблицу - дают

письменную характеристику этапам ВОВ

Слайд 7,

приложение 3 (видеосюжет1 м.45с.),

8 слайд

приложение 4 (видеосюжет1 м.34с.)

Слайд 9 -

приложение 5 (видеосюжет- 1м.30с.)

нно- коммуникац ионные технологии

Закрепление        (20 мин.)

Прежде чем перейти к выполнению заданий

предлагает прослушать песню посвящённую памяти погибших в ВОВ

Предлагает соотнести военные операции с их названиями

Объясняет как выполнить остальные задания

Молча слушают и смотрят фотографии

Выполняя        задания используют свои знания, но разрешён и поиск информации в сети Интернет

Слайд        10        - смена

фотографий конца        ВОВ

под        песню

«Нет в России семьи                такой, где        б                        не памятен                был свой        герой»- приложение 6 мет.указания по

выполнению ПР,

слайды 11-12 (скрытая подсказка)

мет. указания по

выполнению ПР, слайд 13 – портреты Жукова        и

Обучающиес я,

демонстраци онные

Современ ные трактовки проблем истории России, основные факты характери зующие целостнос ть

отечестве нной        и всемирно й истории

ОК        6.

Работать в коллективе, ОК        5.

использова ть информаци онно- коммуника ционные технологии

ОК        3.

Умением принимать решения                и нести за них ответственно сть,.   ОК        5.

Навыками быстрого поиска нужной

информации в интернете историческо й информации в источниках разного типа

Рокоссовског, ПК или иные устройств а с выходом        в интернет

Информирование (инструктирование

) о домашнем

задании (3 мин.)

Объясняет домашнее задание: по данной ссылке, http://www.pobediteli.ru, найти интерактивную карту с помощью которой повторить основные события ВОВ.

Записывают задание или вводят ссылку в поисковую систему

Слайд        14-

приложение 7, ПК или иные устройств а с выходом в интернет

Информацио нно-

поисковые

Основные историчес кие

события, термины и даты

ОК        5.

Использова ть информаци онно- коммуника ционные технологии

ОК        5.

Навыками быстрого поиска нужной

информации в интернете историческо й информации

Рефлексия

содержания и

деятельности на уроке (7 мин.)

Соотнесите военные операции с их названиями

Закончите фразу:

Сегодня я понял, что… У меня вызвало

затруднение… Я понял что… По данной

Слайд 15

Обучающие

Основные историчес кие

события, термины и даты

ОК        3.

Принимать решения        в стандартны х        и

нестандарт ных

ситуациях

ОК        6.

Способност ью        уважать мнение

собеседника

Подведение итогов урока (3мин.)

Дает        комментарии        к деятельности обучающихся на уроку, собирает тетради для практических работ

Определяет связь данного урока с последующим:

Осуществляют самооценку

Обучающие

ОК        6.

Работать в коллективе.

ОК        6.

Способность ю уважать мнение

собеседника

КОНСПЕКТ УРОКА

Начальный период. Война началась рано утром 22 июня 1941 г. Первыми на себя удар приняли пограничники. Навсегда вошла в историю героическая оборона Брестской крепости. Почти месяц защитники крепости отвлекали на себя целую фашистскую дивизию. По немецкому плану «Барбаросса» гитлеровское командование, основываясь на тактике

«блицкрига» («молниеносной войны»), намечало за 1–2 месяца выйти на линию Архангельск – Астрахань. С первых дней войны советским руководством были приняты меры для организации обороны:

  1. 23 июня 1941 г. создана Ставка Главного командования во главе с наркомом обороны С.К.Тимошенко (впоследствии Ставка Верховного Главнокомандования во главе с И.В.Сталиным) для стратегического руководства вооруженными силами.
  2. введено военное положение (29 июня 1941 г.). Выдвинут лозунг «Все для фронта, все для победы!»;
  3. разработана Директива о ведении войны: мобилизация сил на защиту советской территории, ничего не оставлять врагу, создание подполья, укрепление тыла, борьба с паникерами и шпионами; организовано партизанское движение — 18 июля 1941 г. постановление ЦК ВКП (б) «Об организации борьбы в тылу германских войск», 30 мая 1942 г. создан Центральный штаб партизанского движения во главе с П. К. Пономаренко.
  4. 30 июня создан Государственный Комитет Обороны (ГКО), сосредоточивший в своих руках всю полноту власти, во главе со Сталиным;
  5. проведена эвакуация 1530 крупных предприятий, 12 млн человек из оккупируемых районов в глубь страны;
  6. хозяйство страны перестроено на военный лад;
  7. введено нормированное распределение продуктов по карточной системе;
  8. создан единый центр информации – Совинформбюро.

В первый месяц войны Красная Армия оставила почти всю Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, большую часть Украины. До декабря 1941 г. Красная Армия потеряла до 7 млн солдат и офицеров, несколько миллионов оказалось в немецком плену. Для ужесточения дисциплины в армии 16 августа 1941 г. советское руководство издало приказ № 270, объявлявший всех, кто оказался в плену, предателями и изменниками. Согласно приказу, семьи пленных командиров и политработников подлежали репрессиям, а родные солдат лишались льгот, предоставляемых семьям участников войны.

В конце лета – начале осени 1941 г. важное значение имели бои за Киев, Одессу, Севастополь. В конце сентября пять советских армий попали в окружение под Киевом. Ожесточенные оборонительные бои за Одессу шли до 16 октября. Наиболее длительной была оборона Севастополя – 250 дней. Еще в августе 1941 г. противник установил блокаду Ленинграда, продолжавшуюся до января 1944 г.

Причинами неудач Красной Армии на начальном этапе войны историки считают следующее:

  1. неожиданность нападения фашистов на СССР;
  2. неблагоприятный для РККА момент нападения: реорганизация и перевооружение армии не были завершены;
  3. просчеты и ошибки руководства страны в определении времени нападения Германии и в мерах по отражению фашистских ударов;
  4. недостаточная профессиональная подготовка командиров из-за репрессий в армии накануне войны;
  5. культ        личности        Сталина,        порождавший        страх        и        сковывавший        инициативу военачальников.

На Московском направлении крупным событием в августе – сентябре 1941 г. стало Смоленское сражение, во время которого начали действовать соединения реактивных минометов («Катюши»), родилась советская Гвардия, выиграно время для укрепления обороны Москвы.

Битва за Москву является крупнейшим событием начального периода войны. Она проходила с конца сентября 1941 по февраль 1942 г. По плану «Тайфун» на Москву наступала самая мощная группировка фашистских войск, ставившая целью расчленить советские армии и, не допуская отхода к Москве, уничтожить их. К концу ноября немцы подошли к Москве на расстояние 25–30 км. Ценой неимоверных усилий 5–6 декабря 1941 г. Красная Армия перешла в наступление, которое продолжалось до конца января 1942 г. Обороной Москвы и контрнаступлением советских войск руководил Г.К. Жуков. По всему фронту от Твери до Ельца враг был отброшен на 100–150 км от Москвы.

Значение Московской битвы:

  1. Впервые в ходе Второй мировой войны немецкие войска потерпели поражение.
  2. Окончательно провалился план «молниеносной войны», и она превратилась в затяжную.
  3. Развеян миф о непобедимости германской армии.
  4. Ускорилось складывание Антигитлеровской коалиции.

Однако в общем ходе войны Красная Армия не смогла удержать стратегическую инициативу. Советское командование ожидало летом 1942 г. нового наступления на Москву, но весной – летом 1942 г. враг двинулся в южном направлении – на Крым, Кавказ, Нижнее Поволжье. Это было крупным просчетом Сталина и повлекло огромные потери в Крыму, под Харьковом и на ряде других направлений. Поражение привело к новому отступлению советских войск: в августе одна группа немецких армий вышла к Волге в районе Сталинграда, а другая – на Кавказе. В июле 1942 г. в районе города Любань на сторону фашистов перешел генерал А.А.Власов, создавший затем в составе гитлеровских войск «Русскую освободительную армию» (РОА), формировавшуюся из военнопленных.

К осени 1942 г. на оккупированной фашистами территории оказалось более 80 млн человек. Страна лишилась не только огромных людских ресурсов, но и крупнейших промышленных и сельскохозяйственных районов. Для приостановки отступления войск Сталин применил жесточайший террор.28 июля 1942 г. им был подписан приказ № 227(получивший название «Ни шагу назад!»). Отныне любое отступление без распоряжения командования объявлялось предательством Родины. Создавались штрафные батальоны и роты, заградительные отряды для расстрела отступающих. В армии действовал карательный орган контрразведки «Смерш» («Смерть шпионам») с неограниченными правами.

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Начало коренного перелома. Сталинградская битва.

В середине лета 1942 г. враг вышел к Волге, началась Сталинградская битва (17 июля 1942 – 2 февраля 1943 г.). С середины сентября 1942 г. бои шли внутри города. Обороной руководили генералы В.И.Чуйков, А.И. Родимцев, М.С.Шумилов. Германское командование придавало особое значение овладению Сталинградом. Его захват позволил бы перерезать Волжскую транспортную артерию, по которой в центр страны доставлялись хлеб и нефть. По советскому плану «Уран»(окружения противника в районе Сталинграда) 19 ноября 1942 г. Красная Армия перешла в наступление, через несколько дней окружив немецкую группировку под командованием генерала-фельдмаршала Ф. фон Паулюса.

С ноября 1942 по ноябрь – декабрь 1943 г. стратегическая инициатива прочно перешла в руки советского командования, Красная Армия перешла от обороны к стратегическому наступлению, поэтому данный период войны получил название коренного перелома.

В окружении под Сталинградом оказалась 330-тысячная армия гитлеровцев. По плану

«Кольцо» 10 января 1943 г. советские войска начали разгром фашистской группировки,

разделив ее на две части – южную и северную. Сначала капитулировала южная, а затем 2 февраля 1943 г. – северная часть.

Значение битвы под Сталинградом состоит в том, что она:

  1. положила начало коренному перелому в Великой Отечественной войне;
  2. в антифашистских странах Европы усилилась освободительная борьба;
  3. обострились внешнеполитические отношения Германии с ее союзниками.

В декабре 1942 г. началось наступление Красной Армии на Кавказе. 18 января 1943 г. советские войска частично прорвали блокаду Ленинграда. Коренной перелом, начатый под Сталинградом, был завершен в ходе Курской битвы и сражениях за р. Днепр. Битва на Курской дуге (Орел – Белгород) – планировалась немецким командованием уже зимой 1943 г. По плану

«Цитадель» фашисты планировали окружить и уничтожить войска Воронежского и Центрального фронтов, сосредоточенные на Курском выступе.

Советскому командованию стало известно о готовящейся операции, оно тоже сосредоточило силы для наступления в этом районе. Битва на Курской дуге началась 5 июля 1943 г. и продолжалась почти два месяца. Ее ход можно разделить на два периода: первый – оборонительные сражения, второй – период контрнаступления. 12 июля 1943 г. под Прохоровкой состоялось грандиозное танковое сражение. 5 августа были освобождены Орел и Белгород. В честь этого события был дан первый в ходе войны салют. 23 августа битва завершилась освобождением Харькова. К этому моменту были освобождены почти весь Северный Кавказ, Ростовская, Воронежская, Орловская, Курская области.

В октябре 1943 г. прошли ожесточенные бои на р.Днепр, в результате которых был сокрушен «Восточный вал» – мощная линия обороны врага. 3—13 ноября 1943 г. в ходе Киевской наступательной операции 6 ноября столица Украины была освобождена. В ходе оборонительных боев к концу декабря 1943 г. враг был отбит от города. Коренной перелом в ходе войны завершился.

Значение коренного перелома:

  1. гитлеровская Германия на всех фронтах перешла к стратегической обороне;
  2. более половины советской территории было освобождено от захватчиков и началось восстановление разрушенных районов;
  3. расширился и активизировался фронт национально-освободительной борьбы в Европе.

Заключительный этап войны. В январе1944 г. советские войска при активном участии партизан разгромили крупную немецкую группировку под Ленинградом и Новгородом, окончательно сняв 900-дневную блокаду Ленинграда.

После разгрома фашистов на Днепре Красная Армия начала бои за освобождение Правобережной Украины и части Молдавии. В ходе Корсунь-Шевченковской операции в феврале – марте 1944 г. враг был разбит в районе Житомира и Бердичева и потерял десять дивизий. В марте – мае очищены от захватчиков черноморское побережье и Крым, освобождены города Николаев, Одесса, Севастополь.

В июне – августе 1944 г. в ходе Белорусской операции (кодовое название «Багратион») была разгромлена группа армий «Центр» и освобождены Белоруссия, Латвия, часть Литвы, восточная часть Польши.

В результате Львовско-Сандомирской операции (июль – август 1944 г.) освобождены Львов, Западная Украина, юго-восточные районы Польши, форсирована Висла.

В ходе Ясско-Кишиневской операции (20–29 августа 1944 г.)полностью освобождены территория Молдавии и восточная часть Румынии. В октябре – ноябре освобождены Прибалтика, Заполярье. В ходе операций 1944 г. советские войска вступили на территорию Польши, Чехословакии, Болгарии, Югославии, Австрии и, наконец, Германии.

6 июня 1944 г. высадкой союзников в Нормандии (север Франции) был открыт второй фронт (командующий американский генерал Эйзенхауэр). Чтобы поддержать союзников,

Красная Армия 10 июня предприняла наступление на Севере против финско-немецких войск. Финляндия выступила против Германии. 24 августа Румынии объявила войну Гитлеру. В сентябре Болгария перешла на сторону Антигитлеровской коалиции. В совместных действиях с народно-освободительной армией Югославии Красная Армия помогла освободить в октябре 1944 г. Белград.

В апреле 1945 г. советские войска, проведя Восточно-Прусскую операцию, вступили в Кенигсберг, а затем взяли Гданьск.

С 16 апреля по 2 мая 1945г. проходила заключительная Берлинская операция. В ней участвовали 1-й и 2-й Белорусские фронты (командующие маршалы Г.К.Жуков и И.С.Конев) и 1-й Украинский фронт (командующий маршал К.К.Рокоссовский). Битва началась с ожесточенных боев у Зееловских высот. 25 апреля 1945 г. на р. Эльбе произошло соединение армий союзников по Антигитлеровской коалиции. 2 мая берлинский гарнизон сдался. В пригороде Берлина Карлсхорсте 8 мая 1945 г. представители немецкого командования подписали акт о безоговорочной капитуляции. 9—11 мая советские войска завершили войну, разгромив группировку немецко-фашистских войск в Праге.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Практическая работа 14.

Тема урока: Анализ основных этапов военных действий Великой Отечественной войны и определение роли СССР в победе над фашизмом.

Цель: дать характеристику этапам Великой Отечественной войны.

Время выполнения практической работы 90 минут

Перечень оборудования и аппаратуры для проведения работы: учебники, карта «Великая Отечественная война», атласы, компьютер, мультимедийный проектор.

Краткие теоретические положения: основные этапы ВОВ, начало войны, блокада Ленинграда, контрнаступление под Москвой, Сталинградская битва, Курская дуга, освобождение СССР от немецких оккупантов, капитуляция Германии.

Каждый из трех основных периодов Великой Отечественной войны имел свои особенности, свои плюсы и минусы, свои ошибки и важные победы. Так, первый этап – время обороны, время тяжелых поражений, давших, однако, возможность рассмотреть слабые стороны Красной (тогда еще) Армии и устранить их. Второй этап характеризуется как время начала наступательных операций, переломный момент в ходе военных действий. Осознав допущенные ошибки и собрав все силы, советские войска смогли перейти в наступление. Третий этап – период наступательного, победоносного движения Советской Армии, время освобождения оккупированных земель и окончательного изгнания фашистских захватчиков с территории Советского Союза. Шествие армии продолжилось по территории Европы вплоть до границ Германии. И к 9 мая 1945 года фашистские войска были окончательно разбиты, а германское правительство было вынуждено капитулировать. День Победы – это важнейшая дата        современной        истории.

Этапы

Хронологические

рамки

Военные

операции

§ 84

Стр.197-198, 199-200

§ 85

Стр. 202-203, 205-206

§ 86

Стр. 208-210

Краткая

характеристика

Последовательность выполнения:

  1. В тетрадях для практических работ записать дату и тему.
  2. Начертить шапку таблицы.
  3. Внимательно изучить карту и определить основные периоды Великой Отечественной войны. Внести основные периоды в хронологическом порядке в таблицу.
  4. С помощью карты определить хронологические рамки выделенных периодов Великой Отечественной войны.
  5. С помощью учебника выписать основные события Великой Отечественной войны и заполнить последнею строку таблицы.
  6. Внимательно просмотрите видеосюжеты и дайте краткую характеристику этапам войны.

Контрольные вопросы:

  1. Соотнесите военные операции с их названиями:

А) наступательная военная операция по освобождение Белоруссии от немецких окупантов. Б) советская операция под Сталинградом

В) немецкая наступательная операция по захвату Москвы

Г) наступательная немецкая военная операция в районе Курска. Д) секретная германская операция по захвату территории СССР.

1) Уран, 2) Барбаросса, 3) Багратиона, 4) Цитадель, 5) Тайфун

  1. О ком идет речь в данной характеристике:

а) Родился в Калужской губернии в крестьянской семье. Участник Первой мировой войны, заслужил два Георгиевских креста и звание унтер-офицера. После октября 1917 г.

вступил в Красную Армию. Специального военного образования не получил. Как военачальник он сформировался под влиянием М. Н. Тухачевского и И. П. Уборевича. В 1939 г. командовал армейской группировкой советских войск, разгромивших японцев в районе реки Халхин-Гол. В годы Великой Отечественной войны непосредственно участвовал в разработке и осуществлении стратегических планов ВГТК, в подготовке и проведении многих стратегических операций. Решительный и жестокий, он, по словам американского исследователя М. Найдена, нанес немцам больше потерь, чем любой другой

военачальник или группа их во Второй мировой войне. В каждой битве он командовал более чем миллионом людей и принял капитуляцию фашисткой Германии. Четырежды герой Советского Союза, кавалер двух орденов «Победа». Принимал Парад Победы в Москве.

После войны неоднократно подвергался опале (1946—1953 гг., 1957—1965 гг.), обвинялся в бонапартизме. В 1955—1957 гг. — министр обороны. Автор мемуаров «Воспоминания и размышления».

б) Сын железнодорожного машиниста, поляка по национальности, и русской учительницы. Участник Первой мировой войны, заслужил четыре Георгиевских креста. С декабря 1917 г. — в Красной Армии, дважды был награжден орденом Красного Знамени. В 1937—1940 гг. находился под следствием в НКВД, был освобожден в связи с прекращением дела. Войска под его командованием успешно действовали в Смоленском сражении, в Московской,

Сталинградской и Курской битвах, в Белорусской, Восточно-Прусской и Берлинской стратегических операциях. Сильный, волевой и одновременно сдержанный, он создавал вокруг себя атмосферу взаимоуважения. Он был одним из тех, кто неудержим в наступлении. Маршал авиации А. Е. Голованов так оценивал его полководческий дар: «Блестящие операции по разгрому и ликвидации армии, оборона, организованная на Курской дуге с последующим разгромом наступающих войск противника, боевые действия руководимых им войск

в Белорусской операции... создали ему мировую известность». Именно ему принадлежит необычное для того времени решение: в ходе наступления Красной Армии в Белоруссии нанести одновременно два главных удара, чтобы противник не смог определить, на каком направлении должен развиваться успех. Несмотря на категорические возражения

Генштаба и Сталина, ему удалось убедить своих оппонентов в правильности своего мнения и блистательно выиграть сражение, разгромив основные силы армий «Центр». Маршал СССР, дважды герой Советского Союза. В 1945 г. ему выпала честь командовать Парадом Победы в Москве

  1. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите сражение, о котором идёт речь: а) Отрывок из воспоминания маршала К.К. Рокоссовского .

"В кольце...оказалось 22 дивизии...Фашистское командование обрекло на гибель сотни тысяч своих солдат. Несколько месяцев оно заставляло их сражаться без всякой надежды на спасение. По существу, эти люди по воле гитлеровской клики был обречены на полное уничтожение...Среди пленных оказалось 24 генерала во главе с фельдмаршалом Паулюсом. Вчерашние враги стояли перед нами безоружные, подавленные..."

б) Фрагмент из воспоминаний главного маршала бронетанковых войск П.А. Ротмистрова.

"С первых же минут сражения две мощные лавины танков в глубоком построении, поднимая тучи пыли и дыма, двинулись навстречу друг другу...

Сражение длилось до позднего вечера. Сцепившись в один гигантский клубок танки уже не могли разойтись. Лобовые атаки сопровождались таранными ударами в борт, огневыми поединками пушек и пулеметов. Земля стонала от разрыва снарядов и стального грохота.

Кругом горели танки и самоходные орудия.

Это было страшное, беспримерное танковое сражение. "

  1. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите год, к которому относятся описанные события Великой Отечественной войны.

а) «Обстановка того времени оставалась для нашей страны весьма трудной. Под пятой

фашистских оккупантов находились Прибалтика и Белоруссия, Украина и Молдавия, западные и южные области Российской Федерации. Враг продолжал блокаду Ленинграда, держал крупные силы войск неподалеку от Москвы. Накопленные с большим напряжением

стратегические резервы были израсходованы в боях под Москвой. Несмотря на то что усилиями партии, всего советского народа к лету были достигнуты немалые результаты в развитии народного хозяйства, оно пока что обеспечивало армию лишь минимально необходимыми

средствами для организации отпора вражеским полчищам. Обстановку усугубил, как уже говорилось ранее, неудачный для наших войск исход боевых действий под Ленинградом, Харьковом и в Крыму».

б) «В воздух взметнулись тысячи разноцветных ракет. По этому сигналу вспыхнули 140 прожекторов, расположенных через каждые 200 метров. Более 100 миллиардов свечей освещали поле боя, ослепляя противника и выхватывая из темноты объекты атаки для наших танков и пехоты. Это была картина огромной впечатляющей силы...

Гитлеровские войска были буквально потоплены в сплошном море огня и металла. Сплошная стена пыли и дыма висела в воздухе, и местами даже мощные лучи зенитных прожекторов не могли ее пробить.

Наша авиация шла над полем боя волнами... Однако противник, придя в себя, начал оказывать противодействие со стороны Зееловских высот своей артиллерией, минометами... появилась группа бомбардировщиков... И чем ближе подходили наши войска к Зееловским высотам, тем сильнее нарастало сопротивление врага...

20 апреля, на пятый день операции, дальнобойная артиллерия открыла огонь... Начался исторический штурм...»

  1. О каком явлении военного времени говорится в тексте:

а) «В начале войны вследствие отступления Красной Армии пришлось решать задачу огромной сложности... В то время, когда на транспорт легла тяжесть воинских перевозок, предстояло одновременно переместить в глубокий тыл за тысячи километров промышленное

оборудование, сырье, различные материальные и культурные ценности, население».

б) Один из видов борьбы народных масс за свободу своей Родины, которая ведется на территории, занятой противником; в борьбе участвуют местное население, части регулярных войск, действующие в тылу врага. Проявляется в различных формах: вооруженной борьбе, саботаже, диверсиях, разведке, разоблачениях действий противника, пропаганде и агитации.

Отчёт о проделанной работе:

Закончите фразу:

Сегодня я понял, что…

У меня вызвало затруднение… Я понял что…

Список литературы: Артёмов, В.В. История для профессий технического и естественно – научного, социально экономического профилей: учебник. /Артёмов, В.В, Лубченко, Ю.Н. 8-е изд., испр. Часть 2.- Москва: ОИЦ «Академия», 2015.-320 [1] с.-3500 экз.- ISBN: 978-5-4468- 1413-8. - Текст: непосредственный

САМООНАЛИЗ УРОКА

Урок разработан для специальности Электроснабжение (по отраслям), но методическая разработка подходит для всех специальностей среднего профессионального образования.

Данный урок является практическим занятием которое проводится после изучения Второй мировой войны и Великой отечественной войны.

Использованная структура урока, методы и приёмы способствуют достижению цели и задач урока. Разнообразие видов деятельности способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся, поддержанию их интереса к содержанию урока. Этапы урока логично связаны друг с другом. Структурно урок выдержан. На протяжении всего урока обучающиеся вовлечены в основные мыслительные операции - анализа, синтеза, обобщения, систематизации.

На уроке используются средства обучения исторического кабинета: компьютер, мультимедийный проектор, экран. Большое внимание уделено использованию информационных технологий обучения.

Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживается заинтересованностью обучающимися ходом урока, созданием ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с обучающимися. Здоровьесберегающий аспект урока состоит в посильности выполняемых заданий, установлении духа сотрудничества с обучающимися, в самом построении урока с использованием разнообразных форм и методов обучения, которые способствуют смене деятельности обучающихся, динамичностью урока и соответствием содержания урока возрасту обучающихся. Для самостоятельного изучения нового материала подобран строго дозированный и логично скомпонованный исторический материал. Все сочетания методов обучения использовались для активизации знаний, умений и навыков обучающихся, для развития творческих способностей, самостоятельной поисковой деятельности, умения принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях.

Предполагаю, что результатом урока будет прочное усвоение знаний по теме «Великая Отечественная война», что поможет обучающимся в дальнейшем изучении истории и подготовке к промежуточной аттестации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка комбинированного занятия по теме: «Великая Отечественная война. Начальный этап» Дисциплина: «История»

Методическая разработка  комбинированного занятия по теме: «Великая Отечественная война. Начальный этап»Дисциплина: «История»...

Доклад "Вклад ученых-физиков Красноярска в Великой Отечественной Войне" к научно-практической конференции "Красноярский край в годы Великой Отечественной Войны"

Новейшая российская историография Великой Отечественной войны охватывает примерно последние двадцать  лет. За это время историки России приложили немало усилий, чтобы восстановить подлинную истор...

Конкурс рисунков к 70летию Победы в Великой Отечественной Войне "Мы дети против войны" среди учащихся 5-7 классов

Конкурс рисунков к 70летию Победы в Великой Отечественной Войне "Мы дети против войны" среди учащихся 5-7 классов...

Авторская разработка , посвященная 70- летию Победы в Великой Отечественной Войне на тему: " Поклонимся великим тем годам....."

Данная авторская разработка предназначена для преподавателей, студентов и всех , заинтересованных лиц в тематике Великой Отечественной войны. В данной разработке предусмотрены песни по тематике, к каж...

Вторая Мировая война. Великая Отечественная война.

Вторая Мировая война. Великая Отечественная война...

"СССР во второй мировой войне. СССР накануне Великой Отечественной войны"

Материал содержит технологческую карту учебного занятия и тесты для проведения контроля по изученной теме....

Классный час "Герои Великой Отечественной войны". Методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку.

Моя методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования ,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку....