«Работа тьютора в процессе профессиональной реабилитации инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья»
материал
Целью деятельности тьютора является, оказание нуждающимся в помощи обучающимся, имеющим проблемы в обучении, а также социализации и интеграции в коллектив. Сопровождать – значит «следовать вместе с кем-то, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-то»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Санкт - Петербургское государственное бюджетное специальное реабилитационное образовательное учреждение среднего профессионального образования – техникум для инвалидов «Профессионально - реабилитационный центр» |
Тьютор: Капустина Л.С.
«Работа тьютора в процессе профессиональной реабилитации инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья»
Целью деятельности тьютора является, оказание нуждающимся в помощи обучающимся, имеющим проблемы в обучении, а также социализации и интеграции в коллектив. Сопровождать – значит «следовать вместе с кем-то, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-то»
Тьютор-это:
- Наставник;
- Посредник;
- Человек, который самостоятельно научит решать проблемы (переводить их в задачи)
- Помощник, сопровождающий, поддерживающий процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск
Сопровождать – значит «следовать вместе с кем-то, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-то»
Тьюторское сопровождение как феномен направлено на увеличение продуктивности процесса профессиональной реабилитации инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья, путем реализации индивидуального подхода к личности обучающегося.
Задачи деятельности тьютора:
выявление индивидуальных особенностей обучающегося;
помощь обучающемуся в осознании его образовательных и профессиональных потребностей, возможностей и способов их реализации;
организация взаимодействия участников образовательного процесса;
- мониторинг эффективности реализации самоконтроля и самоанализа движения по личной образовательной траектории
- помощь в проблемных ситуациях рамках освоения основной профессиональной образовательной программы;
- индивидуальный подход к обучающимся в самоопределении по отношению к выбранной профессии и в процессе адаптации в новом образовательном пространстве
- создание условий обеспечивающих возможность личностного и профессионального развития обучающихся в процессе обучения в «Профессионально-реабилитационный центр»;
- взаимодействие и поддержание постоянной связи с педагогическими работниками, психологами групп, социальным педагогом, заместителем директора по УПР, родителями.
Принципы тьюторского сопровождения:
- Открытость
- Вариативность
- Непрерывность
- Гибкость
- Индивидуальный подход
- Индивидуализация
Индивидуализация и индивидуальный подход
Главный упор делается на индивидуальный подход каждому обучающемуся и поиск нетрадиционных методов и приемов в решении поставленных задач.
Индивидуальный подход тьютора предполагает следующие действия:
- обсуждение совместно с обучающимся заказа на самообразование на основе анализа его образовательных и личностных запросов;
- оказание помощи обучающемуся в выявлении собственных потребностей в приобретении тех или иных компетентностей, саморазвитии и самореализации;
сопровождение его по индивидуальному образовательному маршруту в «Профессионально-реабилитационном центре»
Этапы индивидуального подхода в тьюторском сопровождении:
- Определение потребностей и мотивов;
- Постановка целей;
- Разработка содержания ИОМ;
- Определение технологического инструментария;
- Определение направлений диагностического сопровождения обучающегося;
- Определение условий, обеспечивающих реализацию целей;
- Обсуждение результатов и корректировка
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями обучающегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.
Индивидуальный план тьюторского сопровождения – комплекс мероприятий, скоординированный по времени, целям и методам, направленный на оказание всесторонней помощи обучающемуся с учетом его внутренних и внешних факторов развития и возможностей образовательного учреждения.
Индивидуальный подход позволяет тьютору работать с интересом каждого обучающегося, помогать обучающимся осваивать способы нахождения новых знаний, отвечать на их конкретные запросы.
Тьютор, который работает с принципом индивидуализации и сопровождает построение обучающимся ИОП, в первую очередь должен помочь каждому учащемуся определить собственный уникальный путь освоения знания, которое ему более всего необходимо, то есть, тьютор обеспечивает выход в самообразование обучающегося, создает социальнопедагогические условия для формирования культуры его работы с собственным будущим.
Под тьюторским сопровождением ученической деятельности понимается особый тип педагогического сопровождения, при котором обучающийся выполняет действие по самостоятельно разработанным нормам, которые затем обсуждает с учителем, то есть педагог создает условия и предлагает способы для выявления, реализации и осмысления обучающимся своего познавательного интереса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по педагогическим специальностям
1. Приказ о создании условий для обеспечения программ подготовки учебно-методическими материалами2. Методические рекомендации по организации инклюзивного професионального образования инвалидов и лиц с...
Особенности образовательной среды учреждения, как условие профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ГАПОУ СО «СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ»
Решение проблемы внутренней доступности образовательного пространства комплекса-интерната для лиц со специальными образовательными потребностями достигается специальной формой организации учебного про...
План работы по созданию в БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж» социально-педагогических условий для сопровождения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе получения ими профессионального образования на 2015-2016
На сегодняшний день проблема инклюзивного образования является актуальной. С каждым годом количество детей с особыми образовательными потребностями увеличивается. Система образования должна отвечать з...
Региональная научно-практическая конференция«Актуальные вопросы общего и профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья»
На сегодняшний день проблема инклюзивного образования является актуальной. С каждым годом количество детей с особыми образовательными потребностями увеличивается. Система образования должна отвечать з...
Региональная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы общего и профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья»
Региональная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы общего и профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья»...
Фрагмент сборника региональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общего и профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья», 2016 год.
Фрагмент сборника региональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общего и профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья», 2016 год....
Программа логопеда по реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
В последнее время значительно возросло количество детей, имеющих то или иное нарушение речи. Нарушения речи являются отклонениями речи говорящего от норм языка, которые приняты в данной языковой среде...