Методы формирования общих компетенций у обучающихся
статья

Николаева Елена Николаевна

Статья. "Методы формирования общих компетенций у обучающихся"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Статья

       Методы формирования общих компетенций у обучающихся

        Введение ФГОС существенно изменило требования к качеству образования и определило новые положения о компетентности выпускника Учебного Заведения.  Новые образовательные стандарты определяют у выпускника формирование общих и профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС в соответствии с профессией.

Перед Российским образованием на данном этапе стоит задача по воспитанию Россиян нового поколения: компетентных, успешных, способных ставить и решать задачи, стремящихся к постоянному приращению своего профессионального потенциала.

Выпускник должен обладать не только профессиональными, но и общекультурными компетенциями, поскольку современный рынок труда требует от специалиста высокого уровня профессиональной подготовки, психологической устойчивости к нагрузкам и стрессовым ситуациям, способностью ориентироваться в постоянно изменяющейся обстановке, уметь работать в команде, мобилизоваться, перестраиваться и принимать самостоятельные решения, а также вести переговоры.

        Компетенции – это комплекс, взаимообусловленных аспектов  деятельности, связанных с аккумуляцией знаний, определяющий дополнительную, альтернативную  область навыков, составляющих профессиональное ядро специалистов. Компетенции вырабатываются совокупно,   в ходе всех форм учебной работы обучающегося.

        Общие компетенции формируются в процессе аудиторной и внеаудиторной работы, при изучении комплекса учебных дисциплин и профессиональных модулей.

        На эффективность общих компетенций оказывает личность преподавателя, его индивидуальный стиль, педагогический опыт и умение строить взаимоотношения с обучающимися.

ОК 1.  Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Опыт мировой педагогики подтверждает, что позитивное отношение к миру профессии формируется к 6-7 годам.  

Интересы, как направленность личности, окончательно формируются к концу подросткового возраста, но, в общем и целом, к 10-12 годам.

Профессиональное самоопределение зависит от уровня личностного развития.

Обучающиеся первого курса довольно часто не имеют мотивации к обучению.

Как показывает педагогический опыт, мотивация может быть различной. Задача педагога повысить интерес к профессии и приобретению профессиональных навыков. К примеру, один из способов  повышения мотивации приведение случаев из практики и решение ситуационных задач.

        В течение периода обучения, преподаватель наблюдает динамику роста мотивации и формирования общих компетенций.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

Навыки самоорганизации, в общем и целом, развиваются к 10-12 годам.

Умение оценивать качество своей работы закладывается в начальных классах, но продолжает развиваться вплоть до ранней взрослости.

Умение принимать решения, выбирать способы выполнения задач закладываются в начальных классах, но продолжает развиваться до ранней взрослости. Сенситивный период-юношеский возраст.

Нередко обучающимся первого курса необходимы многократные повторения, для освоения простых профессиональных манипуляций. Студенты, сталкиваясь со сложностями выполнения профессиональных задач, отказываются от выполнения задания. Преподаватель должен выбрать метод обучения для данного студента, обеспечить постоянный контроль.

Если обучающийся может организовать свою деятельность, он  тем более нуждается в контроле и задача педагога развить ранее  приобретенные  навыки  в период обучения.

Развить ОК 2 помогают следующие методы:

-решение ситуационных задач,

-создание презентаций,

-написание курсовых и дипломных работ,

-производственная практики (это уже не модельная, а реальная практика).  

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

 Чувство ответственности активно развивается в 12-18 лет. Имеет связь с общим развитием нравственных чувств и волевых качеств.

Способность принимать решения активно развивается в подростковом и юношеском возрасте.

Готовность нести ответственность за решения развивается в юношеском возрасте и в ранней взрослости.

Особенно обучающиеся первого курса, а не редко и более старших курсов, психологически не готовы.

 За время обучения требуется дополнительный опыт педагога для формирования наиболее высокого уровня ответственности в жизни и профессиональной сфере деятельности.

Развить ОК 3 помогают следующие методы:

-решение ситуационных задач,

-создание презентаций,

-написание курсовых и дипломных работ,

-производственная практики (это уже не модельная, а реальная практика).  

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

Самооценка своего развития закладывается в начальных классах, но активный период для развития – юношеский возраст и возраст ранней взрослости.

Стратегии поиска и использования информации активно формируются, начиная с младшего школьного возраста – и далее.

У обучающихся первых курсов отсутствует умение формулировать цель поиска информации, а также работать с ней, в связи с тем, что  личностное профессиональное развитие не планирует.

В случае удачного поиска информации, часты затруднения в работе с текстом т.к в дальнейшем студенту  из найденного информационного материала создать логический текст сложно,  нет навыка.

Развить ОК 4 помогают следующие методы:

-решение ситуационных задач,

-создание презентаций,

-написание курсовых и дипломных работ,

-производственная практики (это уже не модельная, а реальная практика).  

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Умение осознанно использовать ИКТ – технологии закладывается в начальных классах.

В настоящее время,   образовательная программа учебного  процесса построена таким образом, что требует от студентов освоение навыков использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.

За время обучения можно проследить динамику роста данных навыков. Как показывает педагогический опыт развить ОК 5   помогает опыт  при самостоятельном создании презентаций, кейс-метод, групповые формы работы.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Умение взаимодействовать в команде активно начинает своё развитие в подростковом возрасте, но сенситивный период – в юношеском возрасте и в возрасте ранней взрослости.

Ограничения по данной ОК имеют интровертированные студенты.

Педагогу в своей работе нужно учитывать психотип обучающегося. В начале обучения студенты довольно пассивно ведут себя на групповых занятиях, либо изображают активность, но индивидуальная активность как правило отсутствует.  Педагог стремится  научить студентов работать в группе, правильно распределяя роли.

Наиболее способствует развитию ОК6 игровые формы обучения.

Развитию ОК6 также способствует прохождение производственной практики.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Умение взаимодействовать в команде активно начинает своё развитие в подростковом возрасте, но сенситивный период – в юношеском возрасте и в возрасте ранней взрослости.

Ограничения по данной ОК имеют интровертированные студенты.

Педагогу в своей работе нужно учитывать психотип обучающегося. В начале обучения студенты довольно пассивно ведут себя на групповых занятиях, либо изображают активность, но индивидуальная активность как правило отсутствует.  Педагог стремится  научить студентов работать в группе, правильно распределяя роли.

Наиболее способствует развитию ОК6 игровые формы обучения.

Развитию ОК6 также способствует прохождение производственной практики.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

Брать ответственность за других – это один из результатов развития в период ранней взрослости.

В начале обучения у студентов нет осознанной ответственности за результаты образовательной и профессиональной деятельности другого  человека или группы людей.

Студенты имеют единичный опыт формальной ответственности за результаты парной или групповой работы во время учебного процесса.

В период прохождения студенческой практики студент получает успешный опыт за результат группы людей. Опыт также может быть получен в условиях студенческого самоуправления.

Развитию данной компетенции производственная практики (это уже не модельная, а реальная практика).  

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

Навыки исследовательской культуры закладываются в начальных классах, но компетентность в области целеполагания активно развивается в подростковом и юношеском возрастных периодах.

За время обучения можно проследить развитие навыков определять задачи личностного и профессионального развития. Педагог способствует желанию развития   исследовательских способностей у студентов., желанию заниматься самообразованием, осознано планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

Развитию данной компетенции  способствует:

-производственная практики (это уже не модельная, а реальная практика),

-создание презентаций,

-написание курсовых и дипломных работ.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частной смены технологий в профессиональной деятельности.

Данная ОК взаимосвязана с информационной средой ОУ, а также – с уровнем владения ОК преподавательским составом.

За время обучения можно проследить динамику роста данных навыков. Как показывает педагогический опыт развить ОК   помогает при  самостоятельном создание презентаций, кейс-методов,  в групповых формах работы

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

В подростковом возрасте ценности рефлексируются в общении и рефлексии, а в юношеском преломляются посредством учебно-профессиональной и интимно-личностной сферы.

Воспитательный процесс – неотъемлемая часть процесса обучения студентов. Педагог должен выбрать формы и методы воспитательной работы, заинтересовать обучающегося, мотивировать на проявление инициативы в подготовке мероприятий, связанных с развитием культурных ценностей народов, а также   религиозной толерантности.  

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

Готовность брать на себя нравственные обязательства формируется к концу периода ранней взрослости, как позитивный результат возрастного кризиса между генеративностью и застоем. Большинство студентов СПО не заканчивают данный возрастной период к концу обучения в колледже.

Приобретение общих компетенций зависит от активности обучающихся, непосредственно участия в их совершенствовании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов на занятиях информатики как средства формирования общих компетенций у студентов.

Использование метода проектов на занятиях информатики как средства формирования общих компетенций у студентов....

Формы и методы внеаудиторной работы по истории, способствующие формированию общих компетенций.

В статье рассмотрены формы и методы внеаудиторной работы по  истории, способствующие формированию общих компетенций....

ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА ПО ПРОФЕССИИ «СЕКРЕТАРЬ»

В статье рассматривается метод интеллект-карт как один из методов формирования общих и профессиональных компетенций студентов по профессии СПО 034700.01 Секретарь и описывается система работы с интелл...

Работа со словарями как метод формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся

Из личного опыта работы: считаю, что работа со словарями способствует формированию языковой, культуроведческой и коммуникативной компетенций, развитию самостоятельного мышления, формиррванию определен...

Использование метода проектов для формирования общих компетенций у обучающихся СПО

Изменения в системе российского образования, введение стандартов СПО ставят перед преподавателями задачу формирования у студентов компетенций, то есть взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений,...

Образовательная технология "Метод проектов" как один из способов формирования общих компетенций

В данной работе, прежде всего, выполнено сопоставление и анализ трех направлений деятельности: 1) выполнееия проектов в области образовательной технологии "Метод проектов", 2) процесса проек...