Работа со словарями как метод формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся
статья на тему

Ерошкина Надежда Георгиевна

Из личного опыта работы: считаю, что работа со словарями способствует формированию языковой, культуроведческой и коммуникативной компетенций, развитию самостоятельного мышления, формиррванию определенных умений и навыков, необходимых в дальнейшей профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_so_slovaryami.docx57.39 КБ

Предварительный просмотр:

Ерошкина Н.Г.

ГАПОУ СО «Саратовский колледж строительства мостов

и гидротехнических сооружений»

Работа со словарями как метод формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся

Словарь – это вселенная

в алфавитном порядке.

А.Франс

В качестве ведущей цели образования в информационную эпоху может стать мотивация к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни. Этому способствует компетентностный подход, который реализуется благодаря формированию компетенций как способности личности справляться с самыми различными задачами, как совокупности знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения конкретной работы. На занятиях по общеобразовательным дисциплинам формируются общие компетенции, которые выступают частью содержания различных учебных предметов (учебных циклов) в качестве метапредметных элементов содержания образования; позволяют практически применять теоретические знания для решения конкретных задач; содействуют комплексному приложению полученных знаний и умений; интегративно характеризуют качество образования и выступают средством проведения комплексного образовательного контроля.  Что касается филологических дисциплин, то современное образование предъявляет особые требования - воспитание языковой личности, отличающейся самостоятельностью и независимостью суждений, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, способной свободно выражать свои мысли и чувства как в устной, так и в письменной форме. И работа со словарями как нельзя более способствует формированию этих компетенций.

Что нам дает работа со словарями? Возможность расширить словарный запас обучающихся, развить орфографическую и пунктуационную грамотность, способствовать овладению нормами русского языка (произносительными, грамматическими, словообразовательными, синтаксическими и т.д.), сформировать умения и навыки связного изложения мыслей. А вместе с этим происходит формирование таких компетенций, как

ОК, ОК 2, ОК 3, ОК 5, ОК 7 (см Приложение). А это в свою очередь приводит к пониманию ценностных смыслов общечеловеческой культуры;

опыту освоения общественных явлений и традиций в жизни человека; овладению навыками организация продуктивной учебно-познавательной деятельности; умению аналитически мыслить; готовности и способности к самообразованию; развитию функциональной грамотности; владению навыками делового общения, устной и письменной речи; освоению способов

духовного, интеллектуального и профессионального саморазвития,  развитию личностных качеств и непрерывному самообразованию, что является главными показателями формируемых компетенций.

Работе со словарями уделяю огромное внимание на занятиях по русскому языку и литературе и стараюсь как можно чаще обращаться к данному виду работы. Ведь слово, называя то или иное явление действительности, закрепляет в сознании человека результаты его познавательной деятельности. Вместе со словом к человеку приходят знания о мире, развивается его мышление, обеспечивается его общение с людьми, говорящими на данном языке. Овладение новыми словами и уточнение значений уже знакомых слов является средством познания действительности. Вообще, работа со словарями   имеет два главных направления: словарно-орфографическое (грамматико-орфографическое) и словарно-семантическое. В первом случае мы имеем дело с правильным написанием, во втором -  с уместным употреблением в соответствии со смысловым значением. Но не следует также забывать  о произносительных и синтаксических нормах употребления слов.

Поскольку курс русского языка в СПО основан на повторении и расширении уже имеющихся знаний по предмету, то работа со словарями и включает в себя то самое расширение и углубление знаний. Начинаем работать со словарями чуть ли не с первого занятия. Словари, кстати, находятся в кабинете в свободном доступе, и при случае каждый имеет возможность пользоваться ими. Так, при изучении темы  «Язык и речь» дается задание вспомнить пословицы и поговорки о языке. Самостоятельно вспоминается немногое, тогда предлагается обратиться к фразеологическим словарям, словарям пословиц и поговорок и др., выбрать 5 понравившихся, узнать об их значении и происхождении. Обучающиеся, приобщаясь к народной мудрости, открывают для себя много нового и интересного. При проведении словарных диктантов даю возможность самопроверки по орфографическим словарям – какой смысл лишний раз «уличать» в незнании и ставить неудовлетворительные оценки? Гораздо полезнее, если обучающийся сам удостоверится, как должно писаться слово. При изучении разделов «Фонетика» и «Орфоэпия» проводится серьезная работа с орфоэпическими словарями: студенты составляют личный словарик «Говори правильно!», выписывая из словаря те слова, произношение которых вызывает трудности. Личный словарик состоит из 2-х разделов: «Ударение» и «Произношение звуков». Задания по  разделам «Лексика» и «Фразеология» отличаются большим разнообразием в работе с толковыми и семонимическими  словарями: выяснить значение слов и фразеологизмов; соотнести иноязычные и исконно русские  слова; подобрать синонимы, антонимы и т.д., сделать, пользуясь толковыми словарями, лексический и морфологический анализ 2-х слов (практическое задание № 5). Особое внимание уделяется работе с профессиональной терминологией по специальности: обучающиеся составляют личный словарик профессиональных терминов, с которыми в дальнейшем работают, изучая их написание, происхождение, строение, сочетаемость. Настоящим открытием для студентов становится работа со словообразовательными словарями, словарями морфем, этимологическими словарями при изучении разделов «Морфемика. Словообразование». Большой интерес вызывают задания для практического занятия № 6:

  1. Сделать, пользуясь словарем морфем и словообразовательным словарем, морфемный и словообразовательный анализ следующих слов:

Новый, новость, новатор, новшество, обнова, снова, обновить, новичок, обновление, заново, новообразование. 

  1. Распределить, пользуясь словообразовательным словарем, данные слова по родственным гнездам и восстановить словообразовательную цепочку.
  2. Сделать, пользуясь этимологическим словарем, исторический морфемный разбор данных слов, по возможности подобрать проверочные слова к выделенным словам:

Неделя, понедельник, плесень, ошеломить, повесть, порошок, перчатка, обаяние, воспитание.

На уроках литературы также стараюсь по возможности обращаться к словарям. Конечно, в основном это словари литературоведческих терминов или толковые словари. Например, при изучении драмы А.Н.Островского «Гроза» мы сталкиваемся с такими понятиями, как самодур, деспот, ханжа, лицемер, эмансипация, невежество, эгоизм. И в то время как вся группа занята работой по тексту, отдельные студенты находят в словаре данные понятия, а затем знакомят с этими понятиями всех остальных. Подобная словарная работа проводится практически по каждому произведению, что позволяет студентам расширить свой кругозор, увеличить словарный запас, но и приучает к работе с источниками, поиску и анализу необходимой информации.

Проведение занятий на II курсе по дисциплине «Русский язык и культура речи» в целом строится на работе с различного рода словарями, которая нацелена не только на знакомство с нормами русского языка и их усвоение, но и на формирование умений и навыков работы со словарями. Первая практическая работа посвящена знакомству со словарями. Студенты должны составить описание 1 из лингвистических словарей: указать автора, вид словаря, количество языковых единиц, содержащихся в словаре, выяснить принцип расположения языковых единиц в словнике, познакомиться со справочным материалом словаря и определить, какую информацию можно почерпнуть из данного словаря – основную и дополнительную. Такая работа позволяет познакомиться со словарями по-настоящему и увидеть возможности словаря как справочника, содержащего различную полезную информацию. Все следующие практические работы включают в себя работу со словарями (пример 1 из таких работ по разделу «Лексика и фразеология» привожу в Приложении 2). Следует отметить, что подобного рода занятия всегда вызывают интерес у студентов, что легко объясняется возрастом: пришло время, когда хочется добывать информацию самостоятельно, можно сказать, из первоисточников. И сама практическая работа не воспринимается как некое контрольное задание, ведь есть возможность пользоваться необходимым материалом для ее выполнения. Уходит страх, боязнь сделать что-то неправильно, а следовательно, пробуждается интерес и желание получить знания. Это ли не высшая цель образования? Мы, преподаватели, не можем научить всему, но научить учиться, пробудить интерес к постижению нового мы обязаны.

Итак, работа со словарями имеет большое значение не только потому, что совершенствуется владение языком как средством общения, но и способствует развитию самостоятельного мышления, формированию определенных умений и навыков, необходимых в дальнейшей профессиональной деятельности.

Источники:

Анисимова, А.В. От слова к тексту: Из опыта работы в школе//Культура и письменность славянского мира. – Т.5. – Смоленск, СГПУ, 2005. – С.197-201.

Архипова, Е.В. Основы методики развития речи учащихся. – М., 2002. – С.191.

Кашкарова, Т.М. Словарная работа на уроках русского языка. - Русский язык в школе, 1991,№ 2, с.41-44.

Методика преподавания русского языка/ под ред. Баранова Т.М. – М., 1990. – С.368.

Потиха, З.А., Розенталь, Д.Э. Лигвинстические словари и работа с ними в школе. – М., 1987. – С.3-14.

Приложение 1

Общие компетенции

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 2 Анализировать социально-экономические и политические проблемы и процессы, использовать методы гуманитарно-социологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

ОК 3 Организовывать свою собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 5 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК 7 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Приложение 2

Практическая работа № 2

Лексико-фразеологические нормы русского языка

Цели занятия: закрепить знание лексико-фразеологических норм русского языка; познакомить с особенностями экономической терминологии; научить определять  и исправлять речевые ошибки; сформировать навыки работы с толковыми словарями; привить навыки самостоятельной работы с учебным материалом и словарями;  развить самостоятельность при анализе речевого материала; привести студентов к осознанию необходимости пользования словарями и соблюдения языковых норм.

Формируемые компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

Студент должен уметь:

-         анализировать речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности;

-         выявлять лексико-фразеологические ошибки и недочёты в речи;

- пользоваться толковыми, семонимическими, фразеологическими словарями русского языка, словарями иностранных слов.

Средства обучения: папка для практических занятий по дисциплине «Русский язык и культура речи»; толковые словари русского языка, справочный материал «Лексико-фразеологические ошибки»; семонимические, фразеологические словари русского языка, словари иностранных слов, словари трудностей русского языка.

Задания:

Вариант – 1

1.  Подобрать, пользуясь толковыми словарями, словарями антонимов и синонимов, синонимы и антонимы к выделенным словам:

Твердый карандаш, изможденный вид, крепкое здоровье, покупать, случайность.

         О б р а з е ц: весёлый – радостный, грустный.

2.  Выписать из  глоссария экономики строительства 3 термина, соответствующих именно этой отрасли экономики.

3.  Определить, пользуясь словарями, значение иноязычных слов (устно) и подобрать к ним русские синонимы:

         О б р а з е ц: мемуары – воспоминания.

Акция, дисконт, пунктуальный, менеджер, превалировать, аудит, кризис.

4.  Пользуясь словарями иностранных слов и словарем экономических терминов, найти среди неологизмов иностранного происхождения последних 20-30 лет экономические термины и выпиcать их:

Блоггер,  гаджет, дилер, импичмент, кикбоксинг, лизинг, менеджер, парламент, холдинг.

5. Доказать, пользуясь толковыми словарями, что данные слова являются не только общеупотребительными словами, но и экономическими терминами:

Афера, рынок, предложение.

         О б р а з е ц: товар лицом показать, товары широкого потребления.

6.  Перечислить фразеологизмы со словом платить; с 1 фразеологизмом (по выбору) составить предложение.

7.  Определить, пользуясь словарем экономических терминов, какие из данных  слов и словосочетаний являются экономическими терминами, и выписать их:

«Золотое рукопожатие», «грязное плавание», «чистые деньги», «бык», «корова», точечная эластичность, «зеленые потребители» «принцип паровоза», «заплатил и неси».

8.  Составить и записать словосочетания с паронимами экономный – экономический, практичный – практический.

         О б р а з е ц: эффектный выход, эффективные меры.

9.  Определить, какое из перечисленных слов имеет значение человек, осуждающий всякие войны и требующий мира на земле?

а)  националист      б)  шовинист          в)  пацифист      г)  милитарист

10.  Записать предложения, исправив речевые ошибки:

  1. Войска получили значительный урон.
  2. Мне безапелляционно не нравится эта галерея.
  3. У Базарова нет сообщников.
  4. Нерадивый студент молчал у доски как рыба об лед.
  5. Печорин получил путёвку на Кавказ.
  6. Разговор его был однотонным и приторным.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общих и профессиональных компетенции обучающихся в соответствии ФГОС НПО

Актуальной проблемой современного профессионального образования является не только подготовка специалистов к качественному осуществлению профессиональной деятельности, не только демонстрация своих лич...

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

На современном этапе экономического, политического и социального развития Российской Федерации, стране все больше требуются квалифицированные специалисты, качество подготовки которых остается актуальн...

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

На современном этапе экономического, политического и социального развития Российской Федерации, стране все больше требуются квалифицированные специалисты, качество подготовки которых остается актуальн...

Использование проектных технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся

Формируя у обучающихся опыт проектной деятельности, я использовала два основных направления: использование проектных технологий в процессе изучения различных специальных дисциплин (профессиональных мо...

ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА ПО ПРОФЕССИИ «СЕКРЕТАРЬ»

В статье рассматривается метод интеллект-карт как один из методов формирования общих и профессиональных компетенций студентов по профессии СПО 034700.01 Секретарь и описывается система работы с интелл...

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 13.02.11 ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

В данной статье приведен план урока, способствующий формированию  общих и профессиональных компетенций студентов при изучении дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятел...

Доклад "Проектные технологии в работе педагога для формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся при изучении профессиональных дисциплин"

В данном докладе рассматривается способ применения проектных технологий при изучении профессиональных дисциплин....