Методические рекомендации по выполнению лабораторно-практических работ по бухгалтерскому учету
методическая разработка

СОДЕРЖАНИЕ

1.ВВЕДЕНИЕ

 

2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ  ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

3.УСЛОВИЯ  ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ  И ОБОРУДОВАНИЕ

 

4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

5.ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

6.ОРГАНИЗАЦИЯ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

7. КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

 

8. МАТЕРИАЛЫ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii.doc248 КБ

Предварительный просмотр:


Методические рекомендации по выполнению лабораторно-практических работ по бухгалтерскому учету

        СОДЕРЖАНИЕ

1.ВВЕДЕНИЕ

2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ  ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

3.УСЛОВИЯ  ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ  И ОБОРУДОВАНИЕ

4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

5.ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

6.ОРГАНИЗАЦИЯ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

7. КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

8. МАТЕРИАЛЫ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

1.ВВЕДЕНИЕ.

Лабораторные работы и практические занятия являются основными видами учебных занятий, направленными  на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических умений. Они составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки. 

Содержание лабораторной работы или практического занятия соответствует теоретическому материалу изучаемого раздела.

Выполнение обучающимися лабораторных и практических работ формирует:

-учебно-аналитические умения (обобщение и систематизация теоретических знаний);

-углубленные теоретические знания математического и общего естественнонаучного, общепрофессионального и специального циклов;

-умения применять профессионально-значимые знания в соответствии с профилем специальности СПО, профилем профессии НПО;

-креативные умения будущих специалистов (аналитические, проектировочные, конструктивные).

          На лабораторных работах ведущей дидактической целью является установление и подтверждение закономерностей, определенных теоретическими положениями. В ходе выполнения заданий у студентов формируются практические умения и навыки обращения с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, аппаратурой, которые могут составлять часть профессиональной практической подготовки, а также исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлять результаты).

 На практических занятиях обучающиеся овладевают первоначальными профессиональными умениями и навыками, обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.

 Практические и лабораторно-практические работы могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.

 Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении студенты пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения, методическое обеспечение, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировок), контрольные вопросы, учебная и специальная литература.

          Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении студенты не пользуются подробными инструкциями, им не задан порядок выполнения необходимых действий, от студентов требуется самостоятельный выбор способов выполнения работы.

          Работы, носящие поисковый характер, отличаются тем, что студенты должны решать новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.

В соответствии с требованиями основной профессиональной образовательной программы ФГОС

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ  ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Выполнение студентами лабораторных работ и практических занятий проводится с целью:

  • формирования практических умений в соответствии с требованиями к уровню подготовки студентов, установленными рабочей программой дисциплины по конкретным разделам (темам);
  • обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний;
  • совершенствование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;
  • развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных, конструктивных и др.;
  • выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

3.УСЛОВИЯ  ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ И ОБОРУДОВАНИЕ

Оборудование учебного кабинета:

- комплект законодательных и нормативных документов;

- комплект учебно-методической документации;

- комплект бланков бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- комплект бланков учетных регистров;

- комплект учебно-методических материалов.

Технические средства обучения:

- персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением общего и профессионального назначения;

- калькулятор.

4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. № 402-ФЗ (с изменениями).
  2. Налоговый кодекс РФ. Ч. 1 и 2.
  3. Федеральный закон РФ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской федерации. Утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34-н (с изменениями).
  5. Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Утверждено постановлением Правительства РФ от 06 марта 1988 г. 1998г. № 283.
  6. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению.- М. Проспект, 2015.
  7. Положения по бухгалтерскому учету.- 4-е издание, перераб. и доп. – М. Проспект, 2015.
  8. О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства. Указание Банка России от 11.03.2014 г. N 3210-У
  9. О правилах осуществления перевода денежных средств. Положение Банка России 19.06.2012 N 383-П
  10. Альбом новых унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. №71-а.
  11. О кассовом обслуживании в учреждениях Банка России кредитных организаций и иных юридических лиц. Указание ЦБР от 27 августа 2008 г. N 2060-У.
  12. Астахов В.П. Теория бухгалтерского учета: Учебное пособие. – М.: ИКЦ «МарТ» 2015.
  13. Гомола А.И., Кириллов В.Е. Теория бухгалтерского учета. Учебное пособие. – М.: «Академия», 2014.
  14. Гусева Т.М., Шеина Т.Н. Основы бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика. 2014.
  15. Захарьин В.Р. Теория бухгалтерского учета. Учебное пособие – М.: Форум: ИНФРА-М., 2015.
  16. Козлова Е.П., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. Бухгалтерский учет в организациях. – М.: Финансы и статистика. 2015.
  17. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет.- М.: Инфра-М, 2015.
  18. Русалева Л. А. Теория бухгалтерского учета. – РОСТОВ-на-ДОНУ, ФЕНИКС, 2013.
  19. Швецкая В.М., Головко Н.А. Бухгалтерский учет. Учебное пособие.– М.: ТК «Дашков и Ко ». 2015.

Дополнительные источники:

  1. Журналы: «Бухгалтерский учет», «Главбух», «Бухгалтерский учет и налоги».
  2. Нормативные акты для бухгалтера. М., «Главбух».
  3. «Российская газета».

Интернет-ресурсы:

  1. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
  1. Справочно-правовая система «Гарант».
  2. Предмет, метод и задачи бухгалтерского учета  –http://www.abc-people.com.
  3. Краткие конспекты лекции Теория бухгалтерского учета– http://nikolle.narod.ru.

5.ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

6.ОРГАНИЗАЦИЯ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

п/п

Наименование темы

Виды лабораторно-практических занятий студентов и содержание

Кол-во часов лабораторно-практических занятий

1.

Раздел 1. Основы  бухгалтерского учета

1

Тема 1.1.  Предмет и метод бухгалтерского учета

Практические занятия не предусмотрены

-

2

Тема 1.2. Бухгалтерский баланс

Составление бухгалтерского баланса

2

3

Определение типов изменения хозяйственных операций

2

4

Тема 1.3.Счета бухгалтерского учета и двойная запись

Оформление счета. Расчет оборотов и сальдо счета

2

5

Запись хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. Чтение бухгалтерской записи на счетах

2

6

Тема 1.4.

Документирование хозяйственных операций и организация документооборота

Проверка документов. Заполнение учетных регистров

2

7

Тема 1.5.

Инвентаризация 

Составление сличительных ведомостей

2

Раздел 2. Финансовый учет

8

Тема 2.1. Учет денежных средств и расчетных операций

Заполнение банковских и кассовых документов

2

9

Тема 2.2. Учет основных средств и нематериальных активов

Расчет первоначальной стоимости основных средств

2

10

Тема 2.3. Учет материально-производственных запасов

Оценка МПЗ.

2

11

Оформление первичных документов по учету МПЗ

2

12

Тема 2.4. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции

Расчет себестоимости продукции

2

13

Тема 2.5. Учет готовой продукции и ее продажи

Расчет финансового результата от продажи

2

14

Тема 2.6. Учет расчетов с персоналом по оплате труда

Начисление заработной платы. Расчет удержаний из заработной платы и суммы к выплате

2

15

Тема 2.7. Учет расчетов с фондами социального страхования и обеспечения

Расчет страховых взносов

2

16

Тема 2.8. Учет расчетов с бюджетом

Бухгалтерское оформление расчетов с бюджетом по налогам

2

17

Тема 2.9. Учет финансовых результатов

Определение финансовых результатов

2

18

Тема 2.10. Учет собственного капитала

Практические занятия не предусмотрены

-

29

Тема 2.11. Учет заемных средств

Отражение на счетах заемных средств

2

20

Тема 2.12. Бухгалтерская отчетность  

Оформление форм отчетности

2

7.  КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Оценивание лабораторных и практических работ проводится дифференцированно (по пятибалльной системе) и при определении оценок за семестр рассматривается как один из основных показателей текущего учета знаний.

Критерии оценивания:

8.МАТЕРИАЛЫ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

Тема:  Предмет и метод бухгалтерского учета

  1. Цель работы: Усвоить порядок группировки хозяйственных средств по составу и размещению, по источникам образования.
  2. Оборудование, аппаратура, материалы:  Тетрадь, линейка, ручка, карандаш, калькулятор.
  3. Пояснения к работе

1.        Предметом бухгалтерского учета является финансово-хозяйственная деятельность организации, связанная с движением средств. Хозяйственные средства рассматриваются бухгалтерией с двух точек зрения: а) из каких видов они состоят; б) за счет каких источников они приобретались или формировались. Содержание предмета бухгалтерского учета раскрывается в экономической сущности учитываемых объектов. К объектам учета относится: имущество организации, источники образования имущества, хозяйственные операции. По времени использования различают долгосрочное имущество (внеоборотные активы) и краткосрочное  имущество (оборотные активы). Источники образования имущества делятся на собственные (капитал) и заемные, которые  по срокам возврата могут быть долгосрочными и краткосрочными.

4.        Задание.   В представленной таблице произвести группировку объектов бухгалтерского учета:

1.  по составу имущества и времени его использования

2.  по составу источников образования имущества и по срокам их возврата.

Группировка объектов  бухгалтерского учета

Имущество

Источники образования имущества

Внеобортные активы

Оборотные активы

Собственный капитал

Заемные источники

Долгосрочные

Краткосрочные

5.Исходные данные.  Состав объектов бухгалтерского учета  ООО «Звездный»:

Топливо на складе

Кредит банка, полученный на срок 18 месяцев

Производственное оборудование в цехе

Арендная плата, уплаченная арендатору авансом за 6 месяцев

Земельный участок

Аванс, выданный агенту снабжения на приобретение хозтоваров

Денежные средства в кассе

Задолженность за полученные от поставщиков материалы

Добавочный капитал

Задолженность бюджету по уплате налога на прибыль

Долги клиентов ООО «Звездный»

Задолженность по уплате взносов в Пенсионный фонд

Облигации, приобретенные на срок 24 месяца

Резерв на ремонт оборудования

Готовая продукция на складе

Нераспределенная прибыль

Патент на изобретение

Аванс, полученный от покупателя в счет будущей поставки продукции

Стройматериалы, отпущенные на строительство здания склада

Переплаченный в бюджет налог на имущество организации

Начисленные акционерам дивиденды по акциям ООО «Звездный»

Начисленная работникам заработная плата

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

Тема:  Бухгалтерский баланс

  1. Цель работы: усвоение экономического содержания статей бухгалтерского баланса, их группировки по разделам актива и пассива.
  2. Оборудование, аппаратура, материалы:   Тетрадь, линейка, ручка, карандаш, калькулятор, форма бухгалтерской отчетности «Бухгалтерский баланс».
  3. Пояснения к работе

1.Бухгалтерский баланс – это способ группировки имущества организации с одной стороны и источников его образования – с другой в денежном выражении на определенный момент времени. Баланс имеет вид двусторонней таблицы: левая сторона называется актив, правая – пассив. В активе отражается имущество организации, в пассиве – источники образования имущества.

 Актив содержит два раздела: внеоборотные активы и оборотные активы. Пассив содержит три раздела: капитал и резервы, долгосрочные обязательства и краткосрочные обязательства. Каждый раздел состоит из статей. Статьи включают остатки одного или нескольких экономически однородных статей. В конце каждого раздела подсчитывается итог. Также итог подводится в конце актива и пассива.  Актив всегда должен равняться пассиву.

Пример. Даны остатки по счетам на 01.01.200Х. (руб.)

1

Основные средства

8200

2

Уставный капитал

12000

3

Материалы

2550

4

Готовая продукция

2050

5

Краткосрочный кредит

3000

6

Задолженность по оплате труда

1700

7

Денежные средства в кассе

1000

8

Незавершенное производство

3000

9

Задолженность по налогу

1500

10

Денежные средства на расчетном счете

2000

11

Задолженность поставщикам

600

Решение.

Бухгалтерский баланс  на 01.01.200Х

Актив

сумма

Пассив

сумма

Раздел 1 Внеоборотные активы

Раздел 3 Капитал и резервы

Основные средства

8200

Уставный капитал

12000

Итого по разделу 1

8200

Итого по разделу 3

12000

Раздел 2 Оборотные активы

Раздел 4 Долгосрочные обязательства

Запасы,

7600

-

в том числе:

материалы

2550

Раздел5 Краткосрочные обязательства

незавершенное производство

3000

Займы и кредиты

3000

готовая продукция

2050

Кредиторская задолженность

3800

Денежные средства

3000

в том числе:

в том числе

задолженность поставщикам

600

касса

1000

задолженность по оплате труда

1700

расчетный счет

2000

задолженность по налогу

1500

Итого по разделу 2

10600

Итого по разделу 5

6800

Баланс

18800

Баланс

18800

4.Задание.  Составить бухгалтерский баланс.

5. Исходные  данные:  Даны остатки по счетам на 01.04.20ХХ (руб.)

1

Здания и сооружения

90000

2

Уставный капитал

155400

3

Материалы

4000

4

Готовая продукция

12000

5

Краткосрочный кредит

6000

6

Задолженность по оплате труда

780

7

Денежные средства в кассе

20

8

Незавершенное производство

3000

9

Задолженность по налогу на прибыль

240

10

Резервный капитал

3000

11

Добавочный капитал

4700

12

Права на программное обеспечение

30200

13

Денежные средства на расчетном счете

6000

14

Станки и оборудование

60180

15

Задолженность поставщикам

2820

16

Нераспределенная прибыль отчетного года

32460

Решение оформить в  форме  «Бухгалтерский баланс».

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3

Тема:  Бухгалтерский баланс

  1. Цель работы: усвоение типов изменения бухгалтерского баланса под влиянием хозяйственных операций
  2. Оборудование, аппаратура, материалы:   Тетрадь, линейка, ручка, карандаш, калькулятор, форма бухгалтерской отчетности «Бухгалтерский баланс».
  3. Пояснения к работе

1. При совершении хозяйственных операции происходит изменение в статьях и структуре баланса, но равновесие баланса при этом не нарушается. Существует 4 типа изменений в балансе под влиянием хозяйственных операций:

а. активный (А)– изменения происходят в активе баланса и на валюту баланса не влияют.

б. пассивный (П)- изменения происходят в пассиве баланса и на валюту баланса не влияют.

в. активно-пассивный (А-П↑)в сторону увеличения – изменения происходят и в активе и в пассиве в сторону возрастания валюты баланса.

г.  активно-пассивный (А-П↑)в сторону уменьшения – изменения происходят и в активе и в пассиве в сторону убывания валюты баланса.

2. Пример. С расчетного счета в кассу поступили денежные средства на сумму 18000 руб.

В операции участвуют статьи «Касса» и «Расчетные счета». Данные статьи активные. По статье «Касса» произошло увеличение средств, по статье «Расчетные счета» - уменьшение.  Валюту баланса эта операция не изменила. Она относится к активному типу изменений в балансе.

4.        Задание 1. Указать тип изменения в балансе под влиянием хозяйственных операций. 

5. Исходные данные

Хозяйственная операция

Сумма

Тип изменения

Начислена заработная плата рабочим за изготовление продукции

71200

Удержаны из зарплаты налоги

12000

Начислены страховые взносы на зарплату рабочих

22000

Выдано из кассы под отчет на хозяйственные нужды  

10000

Выдана из кассы зарплата

59000

Поступили от поставщиков материалы

25000

Отпущены материалы со склада в производство

30000

Перечислены налоги в бюджет

12000

Перечислены страховые взносы во внебюджетные фонды

22000

Выпущена из производства готовая продукция

45000

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4

Тема:  Счета бухгалтерского учета и их классификация

  1. Цель работы: усвоение порядка отражения на счетах хозяйственных операций.
  2. Оборудование, аппаратура, материалы: Тетрадь, линейка, ручка, карандаш, калькулятор.
  3. Пояснения к работе

1.На каждый вид хозяйственных средств открывается отдельный счет в виде таблицы, имеющей две стороны: с одной стороны таблицы отражаются операции, приводящие к увеличению средств на счете, с другой стороны – к уменьшению. В зависимости от нахождения в балансе различают счета активные, пассивные и активно-пассивные. Их структурные схемы выглядят так

Активный

Пассивный

Активно-пассивный

+Дебет                  Кредит -            

+Дебет                  Кредит -            

Дебет                       Кредит            

Сальдо нач

Сальдо нач

Сальдо нач

Сальдо нач

Оборот Д

Оборот К

Оборот Д

Оборот К

Оборот Д

Оборот К

Сальдо кон

Сальдо кон

Сальдо кон

Сальдо кон

где

сальдо нач (сальдо кон) – остаток средств на счете на начало (на конец) отчетного периода,

оборот д (оборот к) – сумма хозяйственных операций за отчетный период в дебетовой (кредитовой) части счета.

Для расчета сальдо на конец отчетного периода применяют формулы

Сальдо кон = Сальдо нач + Оборот д - Оборот к (для активных счетов)

  Сальдо кон = Сальдо нач - Оборот д + Оборот к (для пассивных счетов).

Пример. На начало месяца организация имела запасы материалов на складе на сумму 948530 руб. За месяц произошло движение запасов:

-  от поставщика получены основные материалы на сумму 210000 руб.

-  отпущены материалы в основное производство на сумму 145000 руб.

- на склад возвращены материалы, неиспользованные в основном производстве   5700 руб.

- оприходованы канцелярские товары от подотчетного лица на сумму  12000 руб.

Решение. Учет материалов ведется на счете «Материалы». По отношению к балансу счет активный. Сальдо счета дебетовое. Конечное сальдо рассчитывается по формуле  Скон = Снач + Об Д – Об К.

Окончательное решение выглядит следующим образом

Материалы

+ Дебет

Кредит --

С нач = 948530

1).210000

3).5700

4).12000

2).145000

Об Д = 227700

Об К = 145000

С кон = 1031230

4.        Задание. Оформить счет, произвести расчет оборотов счета и сальдо конечного. Для выполнения задания использовать учебную форму счета.

5. Исходные данные:

5.1. На начало месяца остаток денежных средств на расчетном счете организации составлял 840000 руб. В течение месяца произошло движение денежных средств:

- перечислено с расчетного счета поставщикам за материалы 70000 руб.

- зачислен на счет краткосрочный кредит банка 114000 руб.

- перечислена банку задолженность по кредиту 14500 руб.

- списаны денежные средства в кассу 194400 руб.

- перечислено в Пенсионный фонд 82000 руб.

- поступила выручка от покупателей 12500 руб.

5.2. На начало месяца предприятие имело задолженность по оплате труда 68000 руб. (начислены отпускные). В течение месяца имели место следующие хозяйственные операции:

     - выданы отпускные                                        68000 руб.

- начислена заработная плата                         342000 руб.

- начислена премия                                            30000 руб.

- удержан из заработной платы налог              77000 руб.

- выдана заработная плата                               283000 руб.

5.3. На начало месяца задолженность подотчетных лиц составляла 3500 руб. В течение месяца имели место хозяйственные операции с подотчетными лицами:

- подотчетное лицо представило счет на покупку материалов на сумму         2750 руб.

- выданы деньги под отчет  5000 руб.

- механику предприятия выплачена задолженность за командировку                300 руб.

- главному инженеру выданы деньги на командировочные расходы                 7000 руб.

- подотчетное лицо вернуло неиспользованные подотчетные деньги                    150 руб.

5.4. На начало месяца остаток затраты незавершенного производства составляли 126000 руб. За месяц имели место хозяйственные операции:

- поступило сырье на производство продукции на сумму       150000 руб.

- начислена зарплата рабочим основного производства         224000 руб.

-из производства возвращены на склад материалы                     4800 руб.

- выпущена из производства готовая продукция на сумму     400000 руб.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5

Тема: Счета бухгалтерского учета и их классификация

  1. Цель работы: усвоение порядка отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.
  2. Оборудование, аппаратура, материалы: Тетрадь, линейка, ручка, карандаш.
  3. Пояснения к работе

1.Сущность двойной записи заключается в том, что сумма любой хозяйственной операции должна быть отражена дважды: в дебете одного и в кредите другого взаимосвязанных счетов. Взаимосвязь счетов бухгалтерского учета называется корреспонденцией счетов, а сами счета – корреспондирующими. Обозначение корреспонденции счетов, т.е. наименование дебетуемых и кредитуемых счетов с указанием суммы операции, называется бухгалтерской проводкой. Для составления проводки необходимо:

-установить счета, участвующие в операции;

-определить их местонахождение в балансе;

-определить сущность изменений, происходящих на счетах в результате операции.

2.        Пример. С расчетного счета в кассу поступили денежные средства на сумму 33000 руб.

В данной операции участвуют счета «Касса» и «Расчетные счета». Данные счета активные, увеличение средств отражается в дебете счетов, уменьшение – в кредите.  В указанной операции увеличение средств произошло в кассе, а уменьшение – на расчетном счете. На счетах записи выглядят следующим образом

Касса

Расч.счета

+Дебет                  Кредит -            

+Дебет                  Кредит -            

33000

33000

Бухгалтерская проводка Д (Касса) К (Расчетные счета) 33000. Операция относится к активному типу изменений в балансе.

4.        Задание 1. Оформить бухгалтерские проводки на хозяйственные операции. 5.Исходные данные

Хозяйственная операция

Дебет счета

Кредит счета

Сумма

Начислена заработная плата рабочим за изготовление продукции

71200

Удержаны из зарплаты налоги

12000

Начислены страховые взносы на зарплату рабочих

22000

Выдано из кассы под отчет на хозяйственные нужды

10000

Выдана из кассы зарплата

59000

Поступили от поставщиков материалы

25000

Отпущены материалы со склада в производство

30000

Перечислены страховые взносы во внебюджетные фонды

22000

Перечислены налоги в бюджет

12000

Выпущена из производства готовая продукция

45000

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6

Тема: Учет денежных средств и расчетных операций

  1. Цель работы: закрепление порядка составления и обработки первичных кассовых   банковских документов.
  2. Оборудование, аппаратура, материалы: Тетрадь, линейка, ручка, карандаш, бланки документов, калькулятор, план счетов бухгалтерского учета.
  3. Пояснения к работе

                Кассовые операции оформляются типовыми формами первичной учетной документации, утвержденными Госкомстатом России по согласованию с Банком России и Минфином РФ. Прием наличных денег производится по приходному кассовому ордеру № КО-1.Выдача наличных денег производится по расходному кассовому ордеру № КО-2, платежным ведомостям. Все поступления и выдачи наличных денег организации учитывают в кассовой книге № КО-4. Кассовая книга заполняется кассиром ежедневно.

        Свободные денежные средства организация хранит в банке на расчетных и специальных счетах. Прием и выдача наличных средств и безналичные перечисления производятся на основании документов:

- объявление на взнос наличными выписывается при взносе наличных денежных средств на расчетный счет;

- денежный чек выписывается организацией и является приказом банку о выдаче с расчетного счета указанной в нем суммы наличных денежных средств;

- платежное поручение – поручение организации банку о перечислении соответствующей суммы с ее расчетного счета на расчетный счет получателя;

- платежное требование – требование поставщика к покупателю оплатить на основании расчетных  и отгрузочных документов проданную продукцию, выполненные работы, услуги.

4.        Задание 1. Заполнить приходный и расходный кассовые ордера. Составить отчет кассира №  107 за 22 апреля.

4.1.Исходные данные

Остаток денежных средств в кассе  ООО «Оникс» на 22 апреля составлял 14840 руб.

В течение дня произошло движение денежных средств:

  1. ПКО № 648. Получено с расчетного счета по чеку КС № 91618314 526030 руб., в том числе на зарплату 510630 руб., на командировочные расходы 9400 руб., на пособия 6000 руб.
  2. ПКО № 649. Получена от кладовщика Егоровой Е.П. сумма недостачи 1230 руб.
  3. ПКО № 650. Внесен Алексеевой В.И. остаток неиспользованного аванса на хозяйственные нужды 400 руб.
  4. РКО № 577. Выдано инженеру Семеновой Е.П. пособие по уходу за ребенком 2800 руб.
  5. РКО № 578. Выдано Ветровой Г.Д. 9400 руб. на командировочные расходы.
  6. Платежная ведомость № 19. Выдана заработная плата 446280 руб.

5.Заполнить объявление на взнос наличными № 68-Т, платежное поручение № 58, платежное требование № 26.

5.1. 20 апреля 2011 г. ООО «Арктика» осуществляет уплату НДС за 1 квартал 2011 г. в сумме 236000 рублей.  ИНН 7713325207, КПП 771332712, счет № 40702810300000000387 в АКБ «Возрождение» г. Тула.  БИК 085525331 . Кор.счет банка 3010181060000000445. Вид оплаты 01. Очередность платежа 4.

Статус плательщика 01. КБК - 18211603010010000140, Код ОКАТО - 365241, Основание платежа  - ТП (текущий платеж), налоговый период – КВ 01.2011, Номер документа – 0, Дата документа – 20.04.2011 (дата представления налоговой декларации), Показатель типа платежа – НС (уплата налогов).

Получатель УФК по тульской области (Межрайонная ИФНС России № 17 по Тульской области). ИНН 3523011972, КПП 352801001, счет № 40101810700000010002 в ГРКЦ ГУ Банка России по Тульской области г.Тула. БИК 041909001, кор.счет 30101810200000000352.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7

Тема: Учет денежных средств и расчетных операций

  1. Цель работы: усвоение порядка расчетов с подотчетными лицами и оформления авансового отчета
  2. Оборудование, аппаратура, материалы:  Тетрадь, линейка, ручка, карандаш, калькулятор.
  3. Пояснения к работе

1.        Подотчетными лицами являются работники организации, которым выдаются денежные средства под отчет для выполнения производственных заданий: для поездки в командировку, для осуществления хозяйственных расходов по закупке материальных ценностей, на представительские расходы. Учет данного вида расчетов ведется на синтетическом счете 71 «Учет расчетов с подотчетными лицами». В дебете счета отражается задолженность подотчетного лица, с кредита счета – списывается задолженность. Аналитический учет ведется по каждому подотчетному лицу.

        Задолженность с подотчетных лиц списывается на основании авансового отчета, утвержденного руководителем организации, и документов, подтверждающих произведенные расходы. Если расходы подтверждаются счетом-фактурой, то оплаченный подотчетным лицом НДС выделяется из общей суммы и учитывается отдельно на счете 19 «НДС по приобретенным ценностям».

4.        Задание.  

4.1. Заполнить и обработать авансовый отчет № 120 заместителя директора Орлова К.С.

5.        Исходные данные.

02.12.2015 г.  выдано под отчет зам. директора ОАО «Сигнал» Орлову К.С.  на командировочные расходы 14000 руб. (участие в совещании совета директоров ОАО).

09.12.2015 г. Орлов К.С. представил в бухгалтерию  авансовый отчет № 120 и документы о произведенных расходах:

квитанция  и счет-фактура № 34 гостиницы  с 03.12 по 05.12 (с НДС) – 5498,8 руб.

железнодорожный  билет от 2 декабря – 1220 руб.

железнодорожный билет от 5 декабря -1250 руб.

командировочное удостоверение с отметками: убыл 02.12, прибыл 06.12.

Размер суточных 700 руб. в день.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 8

Тема:  Учет расчетов с персоналам по оплате труда

1.Цель работы: усвоение порядка начисления заработной платы

2.Оборудование, аппаратура, материалы:   Тетрадь, линейка, ручка, карандаш, калькулятор.

3.Пояснения к работе.         Различают основную и дополнительную заработную плату.

        А.Основная зарплата начисляется за отработанное время, за выполненную работу. Соответственно, это повременная и сдельная заработная плата и рассчитывается так

ЗП поврем. = Тариф. ставка * Кол-во времени

ЗП сдельн. = Расценка * Объем выработки

Зарплата по окладу зависит от отработанного времени: если месяц отработан полностью, то работнику начисляется полный оклад, если не полностью – то  пропорционально отработанному времени.

Премия рассчитывается в процентном отношении от фактического заработка.

За работу в условиях, отличных от нормальных полагаются доплаты.

        Б. Дополнительная зарплата начисляется за неотработанное время, но подлежащее оплате в соответствии с законодательством. Расчет ведется по среднему заработку. Расчетный период – 12 календарных месяцев, предшествующих событию.

ЗП дополнит. = ЗП среднедн. * Рабочие дни, подлежащие оплате

ЗП среднедн. = Факт ЗП за 12 мес. / Отработанные дни в расчетном периоде

        В. Дополнительная зарплата за отпуск исчисляется по среднему заработку. Расчет производится  в календарных днях. Расчетный период – 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу отпуска.

ЗП за отпуск = ЗП среднедн. * Календарные дни отпуска

  • ЗПсреднедн. = Факт.ЗП за 12 мес. / (29,3 * 12мес.) – при условии, что расчетный период отработан полностью
  • ЗПсреднедн. = Факт.ЗП за 12 мес. / (29,3 * Полностью отработ. месяцы+ Календ.дни в неполностью отработ. месяцах) – при условии, что расчетный период отработан неполностью

4.        Задание. Начислить основную заработную плату работникам.

4.1.        Исходные данные

А.Рабочий основного производства изготовил за месяц 1280 изделий. Сдельная расценка за 1 изделие 24,17 руб. Отработал 1 день сверхурочно 4 часа. Часовая тарифная ставка 166,40 руб. Коэффициент доплаты установлен за первые два часа – 1,5, за последующие часы - 2.

Б.Механик цеха отработал за месяц 192 часа при норме 184 часа. Часовая тарифная ставка установлена 189,30 руб.

В.Бухгалтер отработал за месяц 19 рабочих дней. Два дня – неоплачиваемый административный отпуск. Всего в мае 21 рабочий день. Оклад бухгалтера 32000 руб. Ежемесячная премия 20 %. Отработал 1 день в праздник.

5. Задание.  Начислить дополнительную заработную плату

5.1. Исходные данные

А.Работник Егорова участвовала в заседании суда в должности народного заседателя с 25 по 30 апреля 2015 г. Оклад Егоровой 28000 руб. и ежемесячная премия 20 %. В расчетном периоде отработано 262 рабочих дня.

Б.Экономисту предоставлен отпуск с 1 мая  2015 г. на 28 календарных дней. Имеет оклад 35000 руб. и ежемесячную премию 20 %. В ноябре 2014 г. был болен 7 календарных дней. Было начислено пособие  7140,18 руб. и зарплата за отработанные дни 32181,82 руб.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 9

Тема:  Учет расчетов с бюджетом

1.Цель работы: усвоение порядка расчета заработной платы, подлежащей выплате.

2.Оборудование, аппаратура, материалы:   Тетрадь, линейка, ручка, карандаш, калькулятор.

4.Задание. Определить сумму заработной платы, подлежащей выплате работникам.

5.Исходные данные. Для выполнения задания воспользуйтесь результатами выполнения работы № 8.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 10

Тема:  Учет расчетов с фондами социального страхования и обеспечения

1.Цель работы: усвоение порядка начисления страховых взносов

2.Оборудование, аппаратура, материалы:   Тетрадь, линейка, ручка, карандаш, калькулятор.

4.Задание. Начислить страховые взносы во внебюджетные фонды.

5.Исходные данные. Для выполнения задания воспользуйтесь результатами выполнения работы № 8.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 11

Тема:  Учет финансовых результатов

  1. Цель работы: усвоение порядка отражения на счетах доходов и расходов и финансовых результатов от обычных видов деятельности
  2. Оборудование, аппаратура, материалы:   Тетрадь, линейка, ручка, карандаш, калькулятор.
  3. Пояснения к работе

        Финансовый результат – это заключительный экономический итог финансово-хозяйственной деятельности организации, выраженный в виде прибыли или убытка. Формируется накопительно в течение отчетного года на активно-пассивном счете 99 «Прибыли и убытки» из следующих элементов:

- финансовый результат от обычных видов деятельности,

- финансовый результат от прочих операций.

        Финансовый результат от обычных видов деятельности представляет собой прибыль или убыток от продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг и других операций, являющихся предметом деятельности организации. Формируется на активно-пассивном бессальдовом счете 90 «Продажи». По кредиту счета отражаются доходы в виде выручки от продажи продукции, по дебету – расходы в виде полной себестоимости продукции, а также НДС, полученный от покупателя. При сравнении кредитового оборота с дебетовым выявляется финансовый результат от основной деятельности, который ежемесячно списывается на счет 99. Субсчета, которые открываются к счету  90, закрываются заключительными записями декабря отчетного года.

        Д 62 К 90-1 – отгружена продукция покупателю по договорной стоимости.

        Д 90-3 К 68 – НДС, начисленный на сумму выручки.

        Д 90-2 К 43, 44, 26 – списана полная себестоимость проданной продукции.

        Д 90-9 К 99,   Д 99 К 90-9  - финансовый результат от основной деятельности.

4.        Задание.  Рассчитать финансовый результат от обычной деятельности организации. Оформить бухгалтерские проводки.

5. Исходные данные. Журнал хозяйственных операций за декабрь

№№

Хозяйственные операции

Сумма

Кор.счета

Д

К

1.

Отгружена продукция покупателю ООО «Луч» по договорной стоимости (с НДС)

1195694

2

Списана производственная себестоимость проданной продукции

775324

3.

Отгружена продукция покупателю ОАО «Прогресс» по договорной стоимости (с НДС)

271306

4.

Списана производственная себестоимость проданной продукции

180520

5.

Начислен НДС по отгруженной продукции

?

6.

Учтены коммерческие расходы в составе себестоимости продукции

47400

7.

Списаны общехозяйственные расходы

126421

8.

Выявлен и списан финансовый результат от основной деятельности

?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 12

Тема:  Учет финансовых результатов

1.Цель работы: усвоение порядка отражения на счетах доходов и расходов и финансовых результатов от прочих операций

2.Оборудование, аппаратура, материалы:   Тетрадь, линейка, ручка, карандаш, калькулятор.

3.Пояснения к работе

        Финансовый результат от прочих операций формируется на активно-пассивном бессальдовом счете 91 «Прочие доходы и расходы». По кредиту счета отражаются доходы (сумма начисленной к получению арендной платы; сумма начисленных к получению лицензионных платежей; выручка от продажи активов, кроме готовой продукции; начисленные проценты к получению; штрафы, пени, неустойки к получению и пр.). По дебету счета отражаются расходы (амортизация, начисленная на имущество, переданное за плату во временное пользование; балансовая стоимость проданных активов, кроме готовой продукции; проценты к уплате; штрафы, пени, неустойки к уплате; налог на имущество организации и пр.) и полученный от покупателей НДС. При сравнении кредитового оборота с дебетовым выявляется финансовый результат от прочих операций, который ежемесячно списывается на счет 99. Субсчета, которые открываются к счету  91, закрываются заключительными записями декабря отчетного года.

        Д (разные счета) К 91-1 – отражены прочие доходы,

        Д 91-2 К68 – НДС,

        Д91-2 К (разные счета) – отражены прочие расходы,

        Д91-9 К 99,  Д 99 К 91-9 – финансовый результат от прочих операций.

        Финансовый результат деятельности организации рассчитывается в конце отчетного года на счете 99 «Прибыли и убытки». По кредиту отражаются прибыли, по дебету – убытки. Непосредственно на счете 99 отражаются доходы и расходы по чрезвычайным ситуациям и налог на прибыль. При сравнении кредитового и дебетового оборотов определяется чистая прибыль или чистый убыток деятельности организации.

4.        Задание.  

4.1. Рассчитать финансовый результат от прочей деятельности организации.

4.2. Рассчитать финансовый результат всей деятельности организации. Оформить бухгалтерские проводки.

5. Исходные данные.

5.1. Результаты выполнения практической работы № 11.

5.2.Журнал хозяйственных операций за декабрь

№№

Хозяйственные операции

Сумма

Кор.счета

Д

К

1

Продано оборудование по договорной стоимости (первоначальная стоимость 90000 руб.)

в том числе НДС

118000

?

2

Списана амортизация проданного оборудования

6600

3

Списана остаточная стоимость проданного оборудования

4

Продано исключительное право на изобретение по договорной стоимости (первоначальная стоимость 79900 руб.)

в том числе НДС

115050

?

5

Списана амортизация изобретения

14255

6

Списана остаточная стоимость изобретения

?

7

Проданы акции по договорной стоимости

79700

8

Списана учетная стоимость проданных акций

70000

9

Начислены проценты по кредиту банка

8906

10

Начислен штраф в пользу покупателя

20637

11

Начислен налог на имущество

8082

12

Получены проценты по облигациям

2170

13

Списано сальдо прочих доходов и расходов

?

14

Начислен налог на прибыль

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 13

Тема: Бухгалтерская отчетность

1.Цель работы: Усвоения порядка заполнения форм бухгалтерской финансовой отчетности

2.Оборудование, аппаратура, материалы:   Тетрадь, линейка, ручка, карандаш, калькулятор, форма бухгалтерской отчетности «Отчет о финансовых результатах».

4.Задание. Составить «Отчет о финансовых результатах» организации за декабрь

5.Исходные данные. Воспользуйтесь результатами выполнения практических работ № 11 и 12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению лабораторно – практических занятий по профессиональному модулю ПМ.02. ФОРМОВКА КОЛБАСНЫХ ИЗДЕЛИЙ

Настоящие рекомендации по выполнению лабораторных работ студентами образовательного учреждения среднего профессионального образования ГПОУ  «Краснокаменский промышленно – технологический тех...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы Учебная дисциплина ОП.06. Финансы, денежное обращение и кредит Специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет

Методические рекомендации  по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы Учебная дисциплина ОП.06. Финансы, денежное обращение и кредит Специальность 38.02.01 Экономика  и бухгалтерский...

Методические рекомендации по выполнению лабораторно-практических работ

Методические рекомендации по выполнению лабораторно-практических работ...

Методические рекомендации по выполнению лабораторно-практических работ

   МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению лабораторно-практических работ по профессиональному модулю ПМ03 «УСТРАНЕНИЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ АВАРИЙ И НЕПОЛАДОК ЭЛ...

Методические рекомендации по выполнению лабораторно-практических работ ЕН. 02 Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности

Лабораторно-практические работы в курсе дисциплины «Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» составляют главную часть обучения и обеспечиваю...