Фонд оценочных средств Дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ-ЮГРА
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РГАНИЗАЦИЯ
«СУРГУТСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА»
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании кафедры общеобразовательных и учебных дисциплин | |
заведующий кафедрой | Директор АНПОО «СИЭУиП» |
______________________ К.В. Киселева | __________________ Г.В. Патракова |
Протокол № 1 от 28.08.2020 г. | 28.08.2020 г. |
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
Дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии | |
профессиональный модуль (междисциплинарный курс)/учебная дисциплина | |
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) | |
программа подготовки специалистов среднего звена/ программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих | |
Социально-экономический | |
профиль | |
Бухгалтер | |
квалификация | |
очная, 2 года10 месяцев | |
форма обучения/нормативный срок освоения | |
2020-2021 | |
учебный год | |
Максимальная нагрузка | 60 |
Аудиторная нагрузка: | 54 |
- лекции | 42 |
- практические/лабораторные занятия | 12 |
Самостоятельная работа | 0 |
Консультации | 6 |
Сургут, 2020 |
Комплект фонда оценочных средств по учебной дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 05.02.2018 г. № 69.
Автор-составитель: Жукова В.Ф., преподаватель профессиональных дисциплин
СОГЛАСОВАНО С ВНУТРЕННИМ ЭКСПЕРТОМ:
Преподаватель
Профессиональных
дисциплин ____________/ __________ / _____ _____________ 2020г.
СОГЛАСОВАНО:
- ПАСПОРТ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ОГСЭ.01 Основы философии
1.1. Общие положения
Комплект фондов оценочных средств по учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). Данный ФОС распространяется в том числе и на лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, имеющих требования к средствам обучения и воспитания.
Формой аттестации по учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) является дифференцированный зачет.
Итогом проведения промежуточной аттестации является однозначное решение: «вид профессиональной деятельности освоен/не освоен».
Вид проведения промежуточной аттестации: письменный зачет.
1.2. Формы контроля и оценивания освоения дисциплины
Дисциплина/ МДК/ практика | Форма контроля и оценивания | |
Промежуточная аттестация | Текущий контроль | |
ОГСЭ.01 Основы философии | Дифференцированный зачет | Наблюдение за выполнением практических работ; Контроль результата выполнения практических работ, самостоятельной работы. |
- Результаты освоения профессионального модуля, подлежащие проверке
В результате аттестации по профессиональному модулю комплексная проверка профессиональных и общих компетенций профессионального модуля осуществляется в форме оценки качества выполнения заданий на экзамене квалификационном и оценки материалов портфолио.
№ п/п | Темы дисциплины в ходе текущего контроля, вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен с указанием семестра) | Код контролируемой компетенции (или ее части) | Наименование оценочного средства (краткое описание с указанием количества вариантов, заданий и т.п.) |
1 1. | Тема 1.1. Предмет философии. Философия Древнего Востока. | ОК 3-6 | Устный контроль Тестовый контроль Оценка выполнения аудиторной и внеаудиторной работы |
22. | Тема 1.2. Античная философия | ОК 3-6 | Устный контроль Тестовый контроль Оценка выполнения аудиторной и внеаудиторной работы |
3. | Тема 1.3. От философии Средневековья к философии эпохи Возрождения. | ОК 3-6 | Устный контроль Тестовый контроль Оценка выполнения аудиторной и внеаудиторной работы |
44. | Тема 1.4. Философия Нового времени и эпохи Просвещения (XVII—XVIII вв.). | ОК 3-6 | Устный контроль Тестовый контроль Оценка выполнения аудиторной и внеаудиторной работы |
55. | Тема 1.5. Немецкая классическая философия. Марксизм. | ОК 3-6 | Устный контроль Тестовый контроль Оценка выполнения аудиторной и внеаудиторной работы |
2.СРЕДСТВА ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ОГСЭ.01 Основы философии
№ п/п | Форма оценки | Процедура | Оценочное средства в фонде | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Деловая и/или ролевая игра | Совместная деятельность группы обучающихся и преподавателя под управлением преподавателя с целью решения учебных и профессионально-ориентированных задач путем игрового моделирования реальной проблемной ситуации. Позволяет оценивать умение анализировать и решать типичные профессиональные задачи. | Тема (проблема), концепция, роли и ожидаемый результат по каждой игре | |||
Кейс-задача | Проблемное задание, в котором обучающемуся предлагают осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы. | Задания для решения кейс-задачи | |||
Зачет | Средство контроля усвоения учебного материала темы, раздела или разделов дисциплины, организованное как учебное занятие в виде собеседования преподавателя с обучающимися. | Вопросы по темам/разделам дисциплины | |||
Контрольная работа | Средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме или разделу | Комплект контрольных заданий по вариантам | |||
Круглый стол, дискуссия, полемика, диспут, дебаты | Оценочные средства, позволяющие включить обучающихся в процесс обсуждения спорного вопроса, проблемы и оценить их умение аргументировать собственную точку зрения. | Перечень дискуссионных тем для проведения круглого стола, дискуссии, полемики, диспута, дебатов | |||
Портфолио | Целевая подборка работ студента, раскрывающая его индивидуальные образовательные достижения в одной или нескольких учебных дисциплинах. | Структура портфолио | |||
Проект | Конечный продукт, получаемый в результате планирования и выполнения комплекса учебных и исследовательских заданий. Позволяет оценить умения обучающихся самостоятельно конструировать свои знания в процессе решения практических задач и проблем, ориентироваться в информационном пространстве и уровень сформированности аналитических, исследовательских навыков, навыков практического и творческого мышления. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся. | Темы групповых и/или индивидуальных проектов | |||
Рабочая тетрадь | Дидактический комплекс, предназначенный для самостоятельной работы обучающегося и позволяющий оценивать уровень усвоения им учебного материала. | Образец рабочей тетради | |||
Разноуровневые задачи и задания | Различают задачи и задания: а) ознакомительного, позволяющие оценивать и диагностировать знание фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов изучения в рамках определенного раздела дисциплины; б) репродуктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей; в) продуктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения, выполнять проблемные задания. | Комплект разноуровневых задач и заданий | |||
Задания для самостоятельной работы | Средство проверки умений применять полученные знания по заранее определенной методике для решения задач или заданий по модулю или дисциплине в целом. | Комплект заданий | |||
Реферат | Продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. | Темы рефератов | |||
Доклад, сообщение | Продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы | Темы докладов, сообщений | |||
Собеседование | Средство контроля, организованное как специальная беседа преподавателя с обучающимся на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, и рассчитанное на выяснение объема знаний обучающегося по определенному разделу, теме, проблеме и т.п. | Вопросы по темам/разделам дисциплины | |||
Творческое задание | Частично регламентированное задание, имеющее нестандартное решение и позволяющее диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся. | Темы групповых и/или индивидуальных творческих заданий | |||
Тест | Система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося. | Фонд тестовых заданий | |||
Тренажер | Техническое средство, которое может быть использовано для контроля приобретенных студентом профессиональных навыков и умений по управлению конкретным материальным объектом. | Комплект заданий для работы на тренажере | |||
Эссе | Средство, позволяющее оценить умение обучающегося письменно излагать суть поставленной проблемы, самостоятельно проводить анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, делать выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. | Тематика эссе |
Темы рефератов (докладов/сообщений)
(в соответствии с темами в рабочей программе)
1. Космоцентризм как идеологическая основа философии Древнего мира.
2. Особенности русской философии. Русская идея.
3. Философия бессознательного.
Перечень дискуссионных тем:
1. Становление философии из мифологии.
2. Предмет и определение науки философия.
3. Соотношение абсолютной и относительной истины.
4. Онтология – учение о бытии.
5. Гносеология – учение о познании.
Собеседование. Вопросы по темам/разделам дисциплины:
- Всеобщность этики.
- Социальная структура общества.
- Типы общества.
- Методология научного познания.
- Методы науки философия.
- Строение философии.
Тематика эссе:
1. Философия как рациональная отрасль духовной культуры.
3. СРЕДСТВА ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ОГСЭ.01 Основы философии
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО ОГСЭ.01 Основы философии
1.Какие идеи, сюжеты, присутствующие в древнеин¬дийской мифологии и ее комментариях (Упанишадах), были развиты индийской философией?
а) суждение о наполненности мира страданиями (несовершенством);
б) рассмотрение Бога как внеличностного Абсолюта;
в) возможность переселения душ (сансара) в зависимости от баланса хороших и дурных дел (карма);
г) желание восстановить световое (правильное) начало в человеке;
д) конструктивно-деятельностное отношение к природе, миру.
2. В составе комплекса ведических текстов собственно философскими трактатами, итогом многовековой эволюции ведического миросозерцания являются:
а) мантры;
б) брахманы;
в) араньяки;
г) упанишады.
3. В соответствии с ведическим каноном освобождение от каких бы то ни было уз земной жизни это:
а) мокша;
б) майя;
в) дхарма.
4. Основателем буддизма был:
а) Брихаспати;
б) Патанджали;
в) Сиддхартха Гаутама.
5. Буддизм возник как учение:
а) этическое;
б) социально-политическое;
в) натурфилософское.
6. Имя основателя буддизма – Будды означает:
а) «высшее существо»;
б) «просветленный»;
в) «всесильный».
7. С точки зрения буддизма неукоснительное служение долгу вело:
а) к улучшению материальных условий жизни;
б) к заслуженному социальному признанию;
в) к последующему рождению в более высокой варне;
г) к усугублению страданий в текущей земной жизни.
8. Учение Будды резюмируется в положениях, которые называются:
а) четыре благородные истины;
б) пять шагов к спасению;
в) семь ступеней просветления.
9. Слово «нирвана» ( в буддизме - состояние высшей духовной гармонии, предполагающее переход в сферы высшего надземного бытия) в переводе означает:
а) блаженство;
б) достижение, восхождение;
в) угасание, затухание;
г) возрождение к истинной жизни.
10. В философских разделах упанишад сущее получает название:
а) брахман;
б) дхарма;
в) майя.
11. В ведических гимнах – самхитах – мир мыслится как совершенствование первичной сущности, называемой:
а) пурушей;
б) ритой;
в) сансарой.
12. Материалистические убеждения в индийской философии отстаивала школа:
а) джайнизм;
б) веданта;
в) чарвака - локаята;
г) миманса.
13. Истинное знание в школе веданты выражается формулой:
а) любая душа обречена на перерождения в сансаре (колесе перерождений);
б) душа брахмана обретает мокшу (освобождение от сансары);
в) Атман не равен Брахману;
г) Атман равен Брахману.
14. К нирване в буддизме ведет:
а) путь физического самоистязания;
б) восьмеричный путь;
в) путь аскезы;
г) путь ахимсы.
15. Какая идея была заложена в учение о сансаре?
а) душа бессмертна, а тело смертно, душа может переселяться из тела в тело;
б) и тело, и душа смертны;
в) тело бессмертно, душа смертна.
16. Что означала теория кармы?
а) каждый человек смертен, поэтому нужно жить одним днем;
б) в поведении каждого человека есть доброе и злое, доминирование одного над другим и определяет карму человека.
17. Какой принцип лежал в основе деления древнеин¬дийских философских школ на ортодоксальные и неорто¬доксальные?
а) различие в их содержании;
б) отношение к Ведам (древнеиндийским мифам);
в) отношение к человеку.
18. Какие из нижеперечисленных древнеиндийских фи¬лософских школ входят в состав ортодоксального направле¬ния?
а) санкхья;
б) чарвака (локаята);
в) йога;
г) ньяя;
д) вайшешика;
е) джайнизм;
ж) миманса.
19. Какие виды состояния мира существуют с точки зрения философ¬ской школы санкхья?
а) инерция;
б) движение;
в) действие;
г) равновесие.
20. В чем причина страданий и несовершенства с точки зрения санкхьяиков?
а) в связанности тонкой духовности (разум, чувства) с грубым вещественным телом (кровь, кости, связки, волосы и т. д.);
б) в разделенности тонкой духовности (разум, чувства) и грубой телесности (кровь, кости, связки, волосы).
21. Какого высшего состояния сознания стремятся до¬стичь в йоге?
а) относительно спокойного состояния;
б) прекращения какой-либо деятельности ума;
в) сосредоточенности ума на одном объекте.
22. Индийский принц Сиддхартха Гаутама считается:
а) основателем брахманизма;
б) правителем, отрицавшим учения всех современных ему философских школ;
в) основателем буддизма.
23. Делимы ли мельчайшие частицы, атомы, с позиций учения философ¬ской школы вайшешика?
а) да;
б) нет.
24. «Сидеть лучше, чем ходить ,спать лучше, чем бодорствовать, всего лучше-смерть»-афоризм, приписываемый Гаутаме и соответствующий :
а) гедонизму;
б) аскетизму.
25. В какой из двух нижеперечисленных древнеиндий¬ских философских школ имел место подробный разбор традиций жертвоприношения?
а) в мимансе;
б) веданте.
26. В какой из двух нижеперечисленных древнеиндий¬ских философских школ имел место скрупулезный анализ форм безнравственного и преступного поведения и поло¬женного за них наказания в духе учения о сансаре?
а) в мимансе;
б) веданте.
27. К какому направлению принадлежала буддийская фи¬лософия?
а) к ортодоксальному;
б) к неортодоксальному.
28. Выберите из предложенных ниже ценностей те, которые вошли в состав так называемых четырех буддийских истин.
а) мир наполнен страданиями;
б) надо искать удовольствия в жизни;
в) надо свести свои потребности и желания до минимума (в идеале до нуля), достичь состояния нирваны;
г) причина страданий (несовершенства) — в излишестве желаний, т. е. жажде жизни;
д) чтобы достичь нирваны, необходимо пройти определенные путь совершенствования (восемь ступеней).
29. Почему буддизм на определенном историческом отрезке подорвал влияние брахманизма (ведущей древнеиндийской религиозной идеологии) и был популярен в массах?
а) резко не порывал с ортодоксальным брахманизмом;
б) терпимо относился к другим духовным ценностям;
в) был прост, демократичен как по содержанию, так и по организации;
г) не означал отказа от активной жизни;
д) это произошло случайно, так сложились внешние (социально-экономические) обстоятельства.
30. Почему с IV в. н. э. буддизм начал терять свое приоритетное положение?
а) в результате слияния его с брахманизмом и индуизмом;
б) люди устали от буддийской идеологии, требовалось что-то другое.
31. Пользуется ли признанием буддизм сегодня?
а) да;
б) нет.
32. В какой из трех ниже перечисленных философских школ идея непричинения зла всему живому была доведена до предельной, даже гротескной формы?
а) в буддизме;
б) джайнизме;
в) чарваке (локаяте).
33. В какой из трех нижеперечисленных философских школ провозглашалась идея освобождения от страданий не с помощью аскетизма, а с помощью достижения удовольствия?
а) в мимансе;
б) в веданте;
в) в чарваке (локаяте).
Древнекитайская философия
34. Можно ли говорить о «дао» как о духовной основе древнекитайской философии и культуры, появившейся раньше философии?
а) да;
б) нет, понятие «дао» появилось вместе с возникновением философии даосов.
35. Почему идея взаимодействия двух противоположных сил «инь» и «ян», культ предков (традиций), ритуалы взаимо¬отношений между людьми были одними из сквозных тем древнекитайских философских школ?
а) случайно, так сложилось;
б) данные темы были главными в древнекитайской мифологии;
в) потому что других тем просто не существует.
36. Какая из школ китайской философии придерживалась принципа «у вэй» (победоносное недеяние) ?
а) даосизм;
б) легизм;
в) конфуцианство;
г) моизм.
37. Какие из нижепредложенных признаков в большей степени соответствуют конфуцианской философии?
а) интерес к проблемам естествознания;
б) интерес к человеку, его природе;
в) интерес к вопросам устройства мира;
г) интерес к проблемам устройства общества..
38. Что означал принцип «жень» в конфуцианской фило¬софии?
а) позицию золотой середины;
б) гуманность, человеколюбие;
в) активное отношение к миру.
39. Какие из нижеперечисленных качеств человека счи¬тались самыми важными у конфуцианцев?
а) гордость;
б) сыновья почтительность;
в) почитание родителей, старших;
г) верность долгу, справедливость;
д) уважение к старшим братьям;
е) чрезмерная активность;
ж) многознание, касающееся современности.
40. Сколько типов людей выделяли конфуцианцы в зави¬симости от способности принимать и применять принцип «ли»?
а) три;
б) четыре;
в) пять.
41. Что означал принцип «исправления имен» в конфу¬цианской философии?
а) искусство правильной, грамотной речи;
б) соответствие содержания вещей, социальных явлений, людей их названиям:: отец должен быть отцом, государь — государем и т. д.
42. Какую позицию по отношению к музыке занимала конфуцианская философия?
а) нейтральную;
б) активную: имел место поиск гармонии в форме разработки музыкальных гамм, поиск интервалов и др.
43. Благородный муж (дэюнь дзы) в учении Конфуция:
а) с трепетом относится к словам совершенномудрых;;
б) следует за людьми, но не живет с ними в согласии;
в) не слушает веления неба;
г) подобен траве: клонится туда, куда дует ветер.
44. Приобрела ли конфуцианская философия религиозные оттенки после смерти Конфуция (Кун-цзы)?
а) да;
б) нет.
45. Что означали принципы «почитания мудрости» и «почитания единства» у моистов?
а) деление людей на сановников и простолюдинов правильно и должно быть вечным;
б) деление людей на сановников и простолюдинов неправильно и не должно быть вечным.
46. Что было критерием правильности знания у моистов?
а) сложившиеся традиции;
б) чувственный опыт;
в) теоретические знания;
г) сама жизнь (действительность).
47. Какие методы рассуждения были введены в философ¬скую школу моизма и использовались там?
а) выдвижение предположений (гипотез);
б) сопоставление (аналогия);
в) ссылка на пример;
г) распространение опыта.
48. Автором «Дао Дэ Цзин» является:
а) Сыма Цянь;
б) Лао Цзы;
в) Конфуций.
49. Как понимался вопрос о сущности человека в фило¬софской школе легизм?
а) человек добр и совершенен по своей природе;
б) человек несовершенен по своей природе.
50. Какой акцент просматривался в составлении и соблю¬дении законов общественной жизни у легистов?
а) наказание;
б) поощрение.
51. Нашли ли практическое применение философские принципы легистов в исторической жизни Китая?
а) да;
б) нет.
52. Что означает термин «дао»?
а) сущее;
б) материальное первоначало;
в) всеобщий закон и абсолют мира, мировой путь, постоянный и неисчерпаемый, дающий начало, имя и форму всему на свете.
53. Какими путями, по мнению даосов, можно было вос¬становить нарушенное естественное «дао»?
а) с помощью ухода от суеты жизни, возвращения к естественности, простоте;
б) с помощью отказа от активных действий по отношению к внешнему миру (принцип недеяния);
в) с помощью активной деятельности, деятельного познания мира.
54. Почему снискала популярность даосская философия как в своем классическом, так и в религиозном варианте?
а) в связи с поисками долголетия и даже бессмертия;
б) в связи с использованием астрологии;
в) в связи с тем, что проблема человека была здесь главной.
55. Как можно было достичь долголетия и даже бессмер¬тия в философии даосизма?
а) ничегонеделанием;
б) свершением добрых дел;
в) постижением закономерности связи духов с определенными частями тела и удержанием духовного в теле;
г) соблюдением диеты.
56. Одна из классических книг китайской образованности «И цзин» раскрывает учение:
а) книги перемен;
б) легизма;
в) школы имен.
57. Диалектическое понимание мира характерно для:
а) конфуцианства;
б) даосизма.
58. «Взаимность», «золотая середина», «человеколюбие» - основные понятия философского учения:
а) легизма;
б) моизма;
в) конфуцианства;
г) даосизма.
59. «Когда в человеке преобладает естественность, он подобен деревенщине» - это точка зрения:
а) конфуцианства в пику даосизму;
б) даосизма в пику моизму.
60. Безусловная значимость как внешней стороны, проявляющейся в ритуалах, так и внутренней саморефлексии, связанной с сознательным следованием долгу и совестью, составляет основу :
а) учения о человеке с высшим Дэ в даосизме;
б) учения о благородном муже в конфуцианстве.
Философия Античности
61. Философия как автономная, самостоятельная сфера культуры возникла в:
а) Древней Индии;
б) Древнем Китае;
в) Древней Греции;
г) трех указанных.
62. Осевое время, когда возникла философия как особая форма духовной деятельности, по К. Ясперсу, это время:
а) с 1 в. н. э. по 4 в. н. э.;
б) с 8 в. до н. э. по 2 в. н. э.;
в) с 13 в. н. э. по 15 в. н. э.;
7) 11 в. до н. э.
63. Первым мудрецом и первым философом античности считается:
а) Гераклит;
б) Пифагор;
в) Фалес;
г) Протагор.
64. Термин «философия» означает:
а) рассуждение;
б) компетентное мнение;
в) профессиональную деятельность;
г) любовь к мудрости.
65. Греческое слово «филео» означает любовь:
а) страсть;
б) братскую;
в) стремление;
г) половую.
66. Они считали, что все в мире произошло от одного первоэлемента, причем каждый настаивал на своем, — будь это вода, апейрон или воздух:
а) Анаксимандр;
б) Эмпедокл;
в) Протагор;
г) Фалес;
д) Анаксимен.
(назовите имена в соответствии с порядком перечисления первоэлементов)
67.Становлению греческой философии предшествовало:
а) оформление мифов в сочинениях Гомера и Гесиода;
б) ничто не предшествовало, так как философия – совершенно особая сфера культуры, не имеющая истоков ни в какой иной области.
68. В Греции кризис мифологического сознания, совпадающий с процессом дезорганизации родовых структур, был преодолен путем:
а) путем обожествления авторитарного начала;
б) проникновением духа религиозности во все сферы культурной жизни;
в) путем рационализации культуры.
69. Греческая философия, начав с критики мифа, заменяет вопрос о том, как возник мир, вопросом о том:
а) что такое мир сам по себе;
б) каков конец мира;
в) как наилучшим образом человеку приспособиться к этому миру.
70. «Природа» по-гречески:
а) «натура»;
б) «фюсис».
71. Первых философов называют:
а) физиками;
б) лириками;
в) теоретиками.
72. Суть диалектического учения Гераклита может быть передана формулой «пан та рей», что означает:
а) «и это пройдет»;
б) «все течет»;
в) «все непостижимо».
73.» В одну реку нельзя войти дважды, ибо на входящего набегают все новые и новые воды» - знаменитый афоризм, выражающий идею:
а) диалектического учения Гераклита;
б) учения Фалеса о воде как первоначале.
74. В качестве божественной, разумной субстанции Гераклит называет:
а) воду;
б) огонь;
в) сознание человека.
75. С точки зрения Гераклита, все процессы в мире определяет:
а) Хаос;
б) Логос.
76. Причина изменения бытия, по Гераклиту:
а) царящая в мире случайность;
б) борьба противоположностей;
в) воля богов.
77. Представителями Элейской школы философии являются:
а) Парменид и Зенон;
б) Левкипп и Демокрит;
в) Анаксимен и Анаксимандр.
78. Знание о вещах может быть выражено лишь языком математики – таково убеждение:
а) пифагорейцев;
б) атомистов;
в) софистов.
79. Какую школу греческой философии принято считать метафизической (противоположной диалектике):
а) элейскую;
б) все сократические школы;
в) пифагорейскую.
80. Ключевая идея учения элеатов:
а) «бытие есть, небытия нет»;
б) « миром правит число»;
в) «Логос есть разум в человеке»
81. Знаменитые апории Зенона ( «Стрела», «Ахиллес быстроногий») должны были подтвердить:
а) приоритетность чувственного познания;
б) отсутствие движения, его неподлинность;
в) неустранимость мифологических образов в познании мира.
82. После элеатов установка на разграничение знания «по истине» и «по мнению» :
а) прочно утвердилась в философии;
б) окончательно была отвергнута.
83. Софисты и Сократ :
а) совершили переворот в античной философии , переориентировав философию от проблем природы к проблеме человека;
б) активно продолжили и развили учения предшественников в вопросах о первосущностях.
84.Что есть логос, по Гераклиту?
а) природный, мировой закон;
б) взаимосвязь и взаимозависимость противоположных сторон;
в) изменчивость мира;
г)Богом определяемый порядок мира.
85. Какими качествами обладало число у пифагорейцев?
а) было вещественной, материальной сущностью всех вещей;
б ) принимало форму геометрических, пространственных образов;
в) обладало таинственной, мистической силой.
86. Какое из нижеперечисленных чисел было началом, первокирпичиком мира у пифагорейцев?
а) 1;
б) 2;
в) 7.
87. Гераклиту принадлежит изречение:
а) меру во всем соблюдай;
б) я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого;
в) желающего судьба ведет, не желающего - тащит;
г) нельзя дважды войти в одну и ту же реку.
88. Первая аксиома Парменида гласит:
а) человек - мера всех вещей;
б) познай самого себя;
в) бытие есть, небытия же вовсе нет;
г) проживи незаметно.
89. Элеаты полагали, что:
а) мыслить бытие и быть - одно и то же;
б) богам нет дела до людей, они живут в межмировых пространствах (междумириях);
в) мир есть огонь мерами возгорающий и мерами затухающий,
г) люди подобны узникам, прикованным к стенам пещеры.
90. О множестве вещественных начал мироздания в античной философии учили:
а) Фалес, Биант, Питтак, Солон;
б) Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит;
в) Гомер, Гесиод, Орфей, Ферекид;
г) Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Кратил.
91.Почему Парменида называют первым европейским метафизиком?
а) его мир состоял из неизменной сплошной массы вещества;
б) его мир был противоречив и незакончен;
в) выступал против дискретных, множественных, изменяющихся, противоположных начал мира.
92. Что пытался доказать в своих знаменитых апориях
(трудноразрешимых противоречиях) Зенон?
а) существование движения;
б) невозможность движения.
93 . Разнообразие явлений, по Демокриту, обусловлено:
а) отсутствием закономерностей в природе;
б) особенностями пространства;
в) божественным предопределением;
г) формой атомов.
94. По Гераклиту первоначалом всего сущего является:
а) железо;
б) дерево;
в) четыре элемента;
г) огонь.
95.Какое еще название имел раннегреческий этап разви¬тия античной философии?
а) гераклитовский;
б) милетский;
в) досократовский.
96.Деятельность каких греческих философов принадле¬жит к так называемому классическому периоду(V—IVвв.до н. э.) развития философии?
а)Фалеса;
б) Пифагора;
в) Платона;
г) Аристотеля;
д) Плотина.
е)софистов;
ж) Сократа.
97. Что является источником философского знания, со¬гласно Сократу?
а) процесс познания мира;
б) жизнь человека в обществе;
в) знание о неизбежности смерти;
г) постоянная духовная неудовлетворенность.
98. Учение об идеальном государстве создал:
а) Анаксимандр;
б) Эпикур;
в) Фалес; -
г) Платон.
99. Каковы, на Ваш взгляд, негативные стороны философии софи¬стов?
а) пытались научить людей спорить, аргументированно доказывать свою правоту;
б) дистанцировались от морали;
в) шлифовали язык диалога;
г) отрицали существование объективной истины.
100. «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют» - это:
а) высказывание софиста Протагора;
б) афоризм Гераклита;
в) апория Зенона.
101.Чем философия Сократа отличалась от философии софистов?
а) Сократ пытался вести спор не ради победы в споре, а ради достижения истины;
б) у Сократа подвергались обсуждению в том числе этические понятия («справедливость», «мужество», «добро» и др.)
в) философия у Сократа —это прежде всего знание жизни.
102. Философию Платона в целом можно охарактеризовать как:
а) наивный материализм;
б) субъективный идеализм;
в) объективный идеализм.
103.В чем суть познания, по Платону?
а) в добывании новых фактов;
б) припоминании;
в) в теоретической деятельности.
104. В числе произведений Платона следующие:
а) «Апология Сократа»;
б) «Государство»;
в) диалоги «Пир», «Законы», «Парменид».
105. Концепция познания как «припоминания» принадлежит:
а) Сократу;
б) Платону;
в) Аристотелю.
106.Кого назвал К.Маркс «Александром Македонским греческой философии» ?
а) Сократа;
б) Платона;
в) Аристотеля.
107.Аристотель называл «первой философией»:
а) метафизику;
б) натурфилософию;
в) этику.
108.Основные онтологические понятия философии Аристотеля:
а) идеи;
б) материя и форма;
в) атомы и пустота.
109.Какие виды причин бытия называет Аристотель ?
а) материальную;
б) формальную;
в) деятельную;
г) целевую;
д) все вышеперечисленные.
110.Что характерно в целом для философии эллинистичекого периода?
а) утрата интереса к всеобъемлющим спекулятивным размышлениям;
б) повышенный интерес к проблемам гносеологии;
в) тенденция обращения к насущным человеческим проблемам, поворот к этике.
111. По Эпикуру, цель философии:
а) научить людей быть счастливыми;
б) помочь постичь первопричину бытия;
в) научить побеждать в споре.
112.Счастье как свобода от всяческих оков и, прежде всего, от неоправданных мнений. Такова точка зрения:
а) Эпикура;
б) Пиррона;
в) Диогена.
113.Счастье заключено « в свободе от печали, в умеренности чувств и расположении души, полагающих всему пределы, назначенные природой», с точки зрения:
а) софистов;
б) эпикурейцев;
в) скептиков.
114.Основателем скептицизма считают:
а) Гераклита Эфесского;
б) Пиррона Элидского;
в) Диогена Лаэртского.
115. Представителями стоицизма являются:
а) Зенон из Кития;
б) писатель Сенека;
в) император Марк Аврелий;
г) поэт Гомер.
116. Идеал стоиков таков:
а) подчинение страстей разуму;
б) получение максимальных удовольствий в жизни;
в) отрицание жизни как источника страданий.
117. Время и место возникновения философского учения неоплатонизма:
а) Афины, 5 век до н.э.;
б) Александрия, 3 век н.э.;
в) Спарта, 1 век н.э.
118.Какие из идей Платона получили дальнейшее развитие в неоплатонизме?
а) учение о «едином» и благе;
б) концепция познания как припоминания;
в) идея об антагонизме души и тела.
119.Эманация в неоплатонизме понимается как:
а) непротиводействие злу насилием;
б) естественный, природный ход вещей;
в) способ рождения мира из Божественного начала.
120. С точки зрения неоплатоников, материя – это:
а) субстанция, первооснова всего сущего;
б) иллюзия человеческого сознания;
в) угасание, недостаток Божественного начала.
121. С позиций неоплатонизма, познание Единого происходит:
а) преимущественно рационально-логическим путем;
б) посредством экстаза;
в) познание Единого вообще недоступно человеку ни в какой мере.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
- Становление философии из мифологии.
- Предмет и задачи науки философия.
- Предпосылки философии в Древнем мире - Китай.
- Предпосылки философии в Древнем мире – Индия.
- Становление философии в Древней Греции. Сократ, Платон и Аристотель.
- Философия Древнего Рима.
- Средневековая философия – патристика.
- Средневековая философия – схоластика.
- Гуманизм эпохи Возрождения.
- Антропоцентризм эпохи Возрождения.
- Особенности философии Нового времени – рационализм.
- Особенности философии Нового времени - эмпиризм в теории познания.
- Немецкая классическая философия.
- Философия позитивизма.
- Философия эволюционизма.
- Философия ХХ века: неопозитивизм.
- Философия ХХ века: прагматизм.
- Философия ХХ века: экзистенциализм.
- Формально-логический метод философии.
- Диалектический метод философии.
- Прагматический метод философии.
- Системный метод философии.
- Строение философии, её основные направления.
- Онтология – учение о бытии.
- Гносеология – учение о познании.
- Соотношение абсолютной и относительной истины.
- Методология научного познания.
- Социальная структура общества.
- Типы общества.
- Место науки философия в духовной культуре общества.
Составитель: В.Ф. Жукова, преподаватель профессиональных дисциплин.
Критерии оценки :
-оценка «отлично» ставится студенту, овладевшему показателями
компетенции «знать», «уметь» и «владеть» (продвинутый уровень),
проявившему всесторонние и глубокие знания программного материала
по дисциплине, изучившему рекомендованную основную и дополнительную
литературу, обнаружившему творческие способности в понимании,
изложении и практическом использовании усвоенных знаний;
-оценка «хорошо» ставится студенту, овладевшему показателями
компетенции «знать» и «уметь» (базовый уровень), проявившему полное
знание программного материала по дисциплине, изучившему основную
рекомендованную литературу, обнаружившему стабильный характер знаний
и умений и способному к их самостоятельному применению и обновлению
в ходе последующего обучения и практической деятельности;
-оценка «удовлетворительно» ставится студенту, овладевшему
показателями компетенции «знать» (минимальный уровень),
т. е. проявившему знания основного программного материала по дисциплине
в объеме, необходимом для последующего обучения и предстоящей
практической деятельности, знакомому с основной рекомендованной
литературой, но допустившему неполные или слабо аргументированные
ответы, испытывающему затруднения в выполнении практических заданий
на экзамене;
-оценка «неудовлетворительно» ставится студенту,
не овладевшему ни одним из показателей компетенции, т. е. обнаружившему
значительные пробелы в знании программного материала по дисциплине,
допустившему принципиальные ошибки при применении теоретических
знаний, которые не позволяют ему продолжить обучение или приступить к практической деятельности без дополнительной подготовки по данной
дисциплине;
Процедура оценки:
Экзамен включает в себя выставление оценки по результатам ответа по содержанию билета, включающего заранее определенные преподавателем вопросы. В билет на экзамен включено два вопроса.
Подготовка к экзамену осуществляется по вопросам, представленным в данном фонде оценочных средств и рабочей программе дисциплины. Необходимо тщательно изучить формулировку каждого вопроса, понять его сущность, в соответствии со смыслом вопроса составить план ответа.
План ответа должен включать в себя теоретические аспекты рассматриваемой проблемы, отражение данной проблемы в нормативно-правовых актах, а также анализ практики применения положений нормативно-правовых актов (в том числе, судебной практики).
К зачету допускаются только студенты, систематически работавшие над дисциплиной в семестре, показавшие положительные знания по вопросам, выносимым на групповые занятия.
Критерии оценки (недифференцированной):
-оценка «зачтено» выставляется студенту, овладевшему показателями компетенции «знать» (минимальный уровень), т. е. проявившему знания основного программного материала по дисциплине в объеме, необходимом для последующего обучения и предстоящей практической деятельности, знакомому с основной рекомендованной литературой;
-оценка «не зачтено» выставляется ставится студенту, не овладевшему ни одним из показателей компетенции, т. е. обнаружившему значительные пробелы в знании программного материала по дисциплине, допустившему принципиальные ошибки при применении теоретических знаний, которые не позволяют ему продолжить обучение или приступить к практической деятельности без дополнительной подготовки по данной дисциплине.
Процедура оценки:
Зачет включает в себя выставление оценки «зачтено» или «не зачтено» по результатам ответа по содержанию билета, включающего заранее определенные преподавателем вопросы. В билет на зачете включено два вопроса.
Подготовка к зачету осуществляется по вопросам, представленным в данном фонде оценочных средств и рабочей программе дисциплины. Необходимо тщательно изучить формулировку каждого вопроса, понять его сущность, в соответствии со смыслом вопроса составить план ответа.
План ответа должен включать в себя теоретические аспекты рассматриваемой проблемы, отражение данной проблемы в нормативно-правовых актах, а также анализ практики применения положений нормативно-правовых актов (в том числе, судебной практики).
К зачету допускаются только студенты, систематически работавшие над дисциплиной в семестре, показавшие положительные знания по вопросам, выносимым на групповые занятия.
Лист согласования
Разработчик: | ||
Методист учебного отдела | ___________В.Ф. Жукова | «____» ___________ 2020 г. |
Согласовано: | ||
Исполнительный директор | ______________А.А. Тлюняева | «____» ___________ 2020 г. |
Заведующий учебным отделом очной формы обучения | ______________В.В. Гаврилюк | «____» ___________ 2020 г. |
Заведующий учебным отделом заочной формы обучения | ______________С.И. Дячук | «____» ___________ 2020 г. |
Ведущий юрисконсульт | _____________О.Ю. Пастухов | «____» ___________ 2020 г. |
Лист регистрации изменений
№ п/п | Раздел (подраздел), в который вносятся изменения | Основания для изменений | Краткая характеристика вносимых изменений | № и дата распорядительного документа о внесении изменений в документ |
Лист ознакомления
Ознакомлен: Ф.И.О. | Должность | Дата | Подпись |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект контрольно-оценочных средств по дисциплине ОГСЭ.01 «Основы философии» общеобразовательного цикла в рамках программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 09.02.06. Сетевое и системное администрирование
Комплект оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения дисциплины «Основы философии» общеобразовательного цикла в рамках основной профессиональной образовательной программы...

Фонд оценочных средств по дисциплине "Основы философии"
Представлен паспорт фонда оценочных средств, который содержит перечень разделов и тем, требования к знаниям и умениям студентов, перечень форм и видов контроля знаний....

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА по дисциплине ОГСЭ.01. Основы философии специальность СПО 44.02.01 Дошкольное образование
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА по дисциплине ОГСЭ.01. Основы философии специальность СПО 44.02.01 Дошкольное образование...

Курс лекций по учебной дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии. Раздел 1. Предмет философии и ее история. Тема 1.1 Основные понятия и предмет философии. Тема 1.2 Философия Древнего мира и средневековая философия.
Курс лекций по учебной дисциплине "Основы философии" для обучающихся СПО...
Паспорт Фонда оценочных средств по предмету Основы философии
Паспорт ФОСа по философии...

фонд оценочных средств по основам аналитической химии
фонд оценочных средств по основам аналитической химии содержит контрольные работы по темам рабочей программы и билеты к экзамену...

УМК ОГСЭ Основы философии
Учебно-методический комплекс ОГСЭ 02 Основы философии по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта...