фонд оценочных средств по основам аналитической химии
учебно-методический материал на тему

Пенкина Наталия Александровна

фонд оценочных средств по основам аналитической химии содержит контрольные работы по темам рабочей программы и билеты к экзамену

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fos_analiticheskaya_himiya.docx191.97 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Саратовской областиhttp://politehnikum-eng.ru/i.jpg

Государственное автономное профессиональное  образовательное

 учреждение Саратовской области «Энгельсский политехникум»

(ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»)

                                                   

 

 

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

ОП.02 ОСНОВЫ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ХИМИИ 

программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

для профессии технического профиля

18.01.33 Лаборант по контролю качества сырья, реактивов, промежуточных продуктов, готовой продукции, отходов производства

(по отраслям)

на базе основного общего образования

с получением среднего общего образования

2017 г.

Фонд оценочных средств  учебной дисциплины ОП.02 Основы аналитической химии разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии 18.01.33 Лаборант по контролю качества сырья, реактивов, промежуточных продуктов, готовой продукции, отходов производства (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1571 от 09 декабря 2016 г. 

Организация – разработчик:  ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»

Разработчики:

Пенкина Н.А. - преподаватель специальных дисциплин ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»

ОДОБРЕНО методическим советом ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»

Протокол № ___,  «_____» ____________201__ г.

Председатель _____________/ _____________/

ОДОБРЕНО методическим советом ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»

Протокол № ___,  «_____» ____________201__ г.

Председатель _____________/ _____________/

ОДОБРЕНО методическим советом ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»

Протокол № ___,  «_____» ____________201__ г.

Председатель _____________/ _____________/

СОДЕРЖАНИЕ

1.  Пояснительная записка        4

2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке        5

3.      Оценка освоения учебной дисциплины        6

4. Фонд оценочных средств по дисциплине ОП.02 Основы аналитической химии……………………………………………………………………………………………..8

5. Информационное обеспечение фонда оценочных средств……………………………….40                                                      

  1. Пояснительная записка.

В результате освоения учебной дисциплины ОП.02 Основы аналитической химии студент должен обладать умениями, знаниями, которые формируют элементы общих компетенций, предусмотренные  ФГОС СПО по профессии  18.01.33 Лаборант по контролю качества сырья, реактивов, промежуточных продуктов, готовой продукции, отходов производства (по отраслям).

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать: 

З 1 - агрегатные состояния вещества;

З 2 - аналитическую классификацию ионов;

З 3 - аппаратуру и технику выполнения анализов;

З 4 - значение химического анализа, методы качественного и количественного анализа химических соединений;

З 5 - периодичность свойств элементов;

З 6 - способы выражения концентрации растворов;

З 7 - теоретические основы методов анализа;

З 8 - теоретические основы химических и физико- химических процессов;

З 9 - технику и этапы выполнения анализов;

З 10 - типы ошибок в анализе;

З 11 - устройство основного лабораторного оборудования и правила его применения и эксплуатации.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:

У 1 - описывать механизм химических реакций количественного и качественного анализа;

обосновывать выбор методики анализа, реактивов и химической аппаратуры по конкретному заданию;

У 2 - готовить растворы заданной концентрации;

У 3 - анализировать смеси катионов и анионов;

У 4 - проводить количественный и качественный анализ с соблюдением правил техники безопасности;

У 5 - анализировать смеси катионов и анионов;

У 6 - контролировать и оценивать протекание химических процессов;

У 7 - проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;

У 8 - производить анализы и оценивать достоверность результатов.

В процессе  освоения дисциплины  у студентов  должны  формировать элементы общих  компетенций (ОК):

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке

ПК 4.1. Проводить химический и физико - химический анализ в соответствии со стандартными и нестандартными методиками, техническими требованиями и требованиями охраны труда.

ПК 4.2. Проводить оценку и контроль выполнения химического и физико - химического анализа

Формой итоговой аттестации по освоению учебной дисциплины Основы аналитической химии является экзамен в виде устного опроса.

  1. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке

В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций:

Таблица 2.1

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате изучения учебной дисциплины Основы аналитической химии студент должен:

знать/понимать:

З 1 - агрегатные состояния вещества;

З 2 - аналитическую классификацию ионов;

З 3 - аппаратуру и технику выполнения анализов;

З 4 - значение химического анализа, методы качественного и количественного анализа химических соединений;

З 5 - периодичность свойств элементов;

З 6 - способы выражения концентрации растворов;

З 7 - теоретические основы методов анализа;

З 8 - теоретические основы химических и физико- химических процессов;

З 9 - технику и этапы выполнения анализов;

З 10 - типы ошибок в анализе;

З 11 - устройство основного лабораторного оборудования и правила его применения и эксплуатации.

уметь:

У 1 - описывать механизм химических реакций количественного и качественного анализа;

обосновывать выбор методики анализа, реактивов и химической аппаратуры по конкретному заданию;

У 2 - готовить растворы заданной концентрации;

У 3 - анализировать смеси катионов и анионов;

У 4 - проводить количественный и качественный анализ с соблюдением правил техники безопасности;

У 5 - анализировать смеси катионов и анионов;

У 6 - контролировать и оценивать протекание химических процессов;

У 7 - проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;

У 8 - производить анализы и оценивать достоверность результатов.

 

Текущий контроль: опрос

Текущий контроль: тестирование

Текущий контроль: контрольная работа

Текущий контроль: тестирование

Текущий контроль: контрольная работа, опрос, тестирование

Текущий контроль: практическая работа, контрольная работа

Текущий контроль: практические работы

Текущий контроль: контрольная работа, опрос

Текущий контроль: опрос

Текущий контроль: тестирование

Текущий контроль: контрольная работа

Текущий контроль: тестирование

Текущий контроль: контрольная работа, опрос, тестирование

Текущий контроль: практическая работа, контрольная работа

Текущий контроль: практические работы

Текущий контроль: контрольная работа, опрос

Промежуточный контроль по освоению учебной дисциплины Основы аналитической химии - экзамен

3. Оценка освоения учебной дисциплины

Формы и методы оценивания

Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по дисциплине ОП.02 Основы аналитической химии, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.

         Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам).

Таблица 3.1

Элемент учебной дисциплины

Текущий контроль

Форма контроля

Проверяемые  ОК, У, З

Раздел 1

У1-У 5 З1,З2,З4,З5,З10

ОК 1-6,9,10

ПК 4.1,4.2

Тема 1.1

Устный опрос, тестирование

Практическое занятие № 1,2

У1-У 5 З2,З4,З5,З10

ОК 1-6,9,10

ПК 4.1,4.2

Раздел 2

Тема 2.1

Устный опрос

Самостоятельная работа

Практическое занятие № 3,4,5,6

У1-У 6,З1, З2,З4,З5,З 6, З10

ОК 1-6,9,10

ПК 4.1,4.2

Раздел 3

Тема 3.1

Устный опрос

Самостоятельная работапрактическое занятие № 7

У1-У6,З1,З2,З4,З5,З6, 10,З11

ОК 1-6,9,10

ПК 4.1,4.2

Тема 3.2

Устный опрос

Тестирование

Самостоятельная работа

Лабораторная работа № 1,2

У1-У6,З1,З2,З4,З5,З6, 10,З11

ОК 1-6,9,10

ПК 4.1,4.2

Тема 3.3

Устный опрос

Практическая работа № 8, 9

Тестирование

Самостоятельная работа

Лабораторная работа № 3,4

У1-У6,З1,З2,З4,З5,З6, 10,З11

ОК 1-6,9,10

ПК 4.1,4.2

Тема 3.4

Устный опрос

Тестирование

Самостоятельная работа

Лабораторная работа № 5,6

У1-У6,З1,З2,З4,З5,З6, 10,З11

ОК 1-6,9,10

ПК 4.1,4.2

Тема 3.5

Устный опрос,

Практическая работа № 10,11

Тестирование

Самостоятельная работа

Лабораторная работа № 7,8

У1-У6,З1,З2,З4,З5,З6, 10,З11

ОК 1-6,9,10

ПК 4.1,4.2

Тема 3.6

Устный опрос

Тестирование

У1-У6,З1,З2,З4,З5,З6, 10,З11

ОК 1-6,9,10

ПК 4.1,4.2

Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена

У1 -8, З1 – 11,  ОК 1-6,9,10, ПК 4.1,4.2

  1. Фонд оценочных средств по дисциплине

ОП.02 Основы аналитической химии

 Контрольная работа по разделу: «Теоретические основы аналитической химии»

Вариант 1

Часть А

А1. В каком веке "Аналитическая химия" начала развитие как научная дисциплина:

А) в начале 17в;              Б) в конце 17в;

В) в середине 17в;          Г) в середине 18в.

А2. Целью аналитической химии является:

А) исследование изотопного состава и определение элементных концентраций;

Б) отделение мешающих компонентов или выделение определяемого компонента в виде, пригодном для количественного определения;

В) вопросы о степени влияния отдельных видов антропоген-ных воздействий на живую природу;

Г) определение химических элементов или групп элементов, входящих в состав веществ.

А3. Чувствительность метода - это:

А) минимальное количества вещества, которым можно определять или обнаруживать данным методом;

Б) собирательная характеристика метода, включающая его правильность и воспроизводимость. Точность часто характеризуют относительной погрешностью (ошибкой) измерений;

В) методы атомно-эмиссионной спектроскопии с применением квантометров дают возможность определять 15 – 20 элементов за несколько секунд;

Г) кулонометрический метод, позволяющий проводить определение компонентов с относительной погрешностью 10-3 ÷ 10-2 %.

А4. Формулировка для закона действия масс:

А) скорость химической реакции пропорциональна произведению концентраций реагирующих веществ;

Б) с повышением давления скорость химической реакции возрастает;

В) скорость химической реакции равна произведению концентраций реагирующих веществ;

Г) при введении катализатора скорость химической реакции возрастает.

А5. Кислой средой является:

А) раствор с рН = 7;          Б) раствор с рН = 7,9;

В) раствор с рН= 5,5;        Г) раствор с рН = 8,1.

А6. К какому типу веществ относится мел:

А) растворимые;                  Б) нерастворимые;

В) малорастворимые;          Г) кристаллические.

А7. Состояние химического равновесия характеризуется:

А) прекращением протекания прямой и обратной химической реакций;

Б) равенством скоростей прямой и обратной реакций;

В) равенством суммарной массы продуктов суммарной массе реагентов;

Г) равенством суммарного количества вещества продуктов суммарному количеству вещества реагентов.

А8. Начальная скорость растворения цинка в соляной кислоте не зависит от:

А) степени измельчения цинка;       Б) температуры раствора HCl;

В) концентрации HCl;                       Г) размера пробирки.

А9. Окислитель – это атом, молекула или ион, который:

А) увеличивает свою степень окисления;    Б) принимает электроны;

В) окисляется;                                                  Г) отдаёт свои электроны.

А10. К окислительно-восстановительным реакциям относят:

а) растворение натрия в кислоте;            б) растворение оксида натрия в кислоте;

в) растворение гидроксида натрия в кислоте;

г) растворение карбоната натрия в кислоте.

А11. В комплексном соединении К4[Fe(CN)6] группа атомов (CN) является:                  

А) внешней сферой;                        

Б)комплексообразователем;                                                                                                                            В) внутренней сферой;                      

 Г) лигандом.

А12. Сокращѐнное ионное уравнение реакции Ba(NO3)2 + K2SO4 = BaSO4 + 2KNO3 :

А) Ba2++ SO42- = BaSO4 ↓;                                    

Б) K+ + NO3- = KNO3↓;                                    

В) Ba(NO3)2 + SO42- = BaSO4 ↓+ 2 NO3-;            

 Г) Ba2++ K2SO4 = BaSO4 ↓+ 2K+.

Часть В

В1. Рассчитайте недостающие данные о растворах в таблице:

№ п/п

Массовая доля W, %

Масса раствора, г

Масса растворителя, г

Масса растворенного вещества, г

1.

50

5

2.

10

100

3.

25

15

Вариант 2

Часть А

А1. Наука о методах определения химического состава вещества и его структуры:

А) физическая химия;             Б) аналитическая химия;

В) химическая физика;           Г) квантовая химия.

А2. Отношение числа молей эквивалентов растворенного вещества к объему раствора: 

А) молярная масса эквивалентности;                  Б) фактор эквивалентности;

В) молярная концентрация эквивалентности;   Г) эквивалент.

А3. Слабым электролитом является:

А) H2SO4;          Б) HClО;

В) HBr;              Г) HNO3.

А4. Среди предложенных солей CH3COONH4, CuBr2, Al2(SO4)3 – гидролизу подвергается (подвергаются)

А) CH3COONH4;               Б) CuBr2;

В) Al2(SO4)3;                      Г) все вещества.

А5. какую окраску имеет индикатор фенолфталеин в кислой среде:

А) бесцветный;                    Б) желтый;

В) малиновый;                     Г) синий.

А6. Растворимость вещества при данных условиях – это:

А) концентрация вещества в насыщенном растворе;

Б) концентрация вещества в растворе;

В) масса вещества в объёме раствора;

 Г) масса вещества в массе растворителя.

А7. Обратимая реакция 2NO (г.) + O 2 (г.) ↔ 2NO 2 (г.) + Q находится в состоянии равновесия. При каких условиях скорость обратной реакции увеличится в большей степени, чем скорость прямой реакции?

А) понижение давления;          Б) повышение температуры;

В) повышение давления;          Г) применение катализатора.

    А8. Введение катализатора в систему, находящуюся в состоянии динамического равновесия:

А) увеличит скорость только прямой реакции;

Б) увеличит скорость только обратной реакции;

В) увеличит скорость как прямой, так и обратной реакции;

Г) не оказывает влияние на скорость ни прямой, ни обратной реакции.

А9. К типичным восстановителям относятся:

А) оксид марганца (IV), оксид углерода (IV) и оксид кремния (IV);

Б) вода, царская водка и олеум;

В) перманганат калия, манганат калия и хромат калия;

Г) сероводород и щелочные металлы.

А10. Соляная кислота – восстановитель в реакции:

А) PbO2 + 4HCl = PbCl2 + Cl2 + 2H2O;  

Б) Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2;

В) PbО + 2HCl = PbCl2 + H2О;                

      Г) LH3 + HCl = LH4Cl.

А11. В соединении К3[Fe(CN)5 H2O] координационное число равно:

А) 5;              Б) 6;

В) 1;              Г) 3.

А12. Какая реакция соответствует сокращенному уравнению Н+ + ОН- = Н2О:

А) ZnCl2 + 2NaOH = Zn(OH)2 + 2NaCl;

Б) NaOH + HNO3 = NaNO3 + H2O;

В) H2SO4 + Cu(OH)2 = CuSO4 + 2H2O;

Г) H2SO3 + Ba(OH)2 = BaSO3 + 2H2O.

Часть В

В1. Рассчитайте недостающие данные о растворах в таблице:

№ п/п

Массовая доля W, %

Масса раствора, г

Масса растворителя, г

Масса растворенного вещества, г

1.

300

15

2.

500

450

3.

0,1

1000

Контрольная работа составлена в 2-х вариантах.

Каждый вариант состоит из двух частей. Эти части выделяются.

Часть А состоит из 12 заданий с выбором правильного ответа из четырех предложенных вариантов (все 12 заданий базового уровня сложности). Правильный ответ оценивается в 1 балл.

Часть В содержит 1 задание в виде задачи на вычисление процентной концентрации. Правильный ответ оценивается в 2 балла.

Критерии оценивания:

Процент результативности (правильных ответов)

Оценка уровня подготовки

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100 (13-14 баллов)

5

отлично

80 ÷ 89 (11-12 баллов)

4

хорошо

70 ÷ 79 (9-10 баллов)

3

удовлетворительно

менее 70 (менее 9 баллов)

2

неудовлетворительно

Ключ к тестовому заданию.

№ варианта/

№ задания

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

1

г

г

б

а

в

б

б

г

б

а

г

а

2

б

в

б

г

а

г

б

в

г

а

б

б

Правильное решение части В.

Вариант 1.

№ п/п

Массовая доля W, %

Масса раствора, г

Масса растворителя, г

Масса растворенного вещества, г

1.

10

50

45

5

2.

10

100

90

10

3.

37,5

40

25

15

Вариант 2.

№ п/п

Массовая доля W, %

Масса раствора, г

Масса растворителя, г

Масса растворенного вещества, г

1.

5

300

285

15

2.

10

500

450

50

3.

0,1

1000

999

1

Контрольная работа по разделу: «Качественный анализ».

Вариант 1

Часть А

А1. К катионам 1 аналитикой группы относятся:

1) Na+, NH4+, K+;                   2) Ba2+, Ca2+, Sr2+;

3) Ag+, Hg2+, Pb2+;                 4) Cu2+, Hg+, Co2+,Ni2+.

А2. В какой цвет окрашивают пламя ионы натрия Na:

1) зеленый;                 2) фиолетовый;

3) желтый;                 4) красный.

А3. Какой реагент является групповым для катионов 2 аналитической группы:

1) азотная кислота;                                        2) раствор гидроксида натрия;

3) раствор хлороводородной кислоты;        4) раствор серной кислоты.

А4. Для какого катиона реакция взаимодействия с реактивом Несслера является качественной:

1) Na+;              2) Ba2+;

3) NH4+;           4) K+.

А5. Какого цвета осадок образуется при взаимодействии катионов свинца Pb2+ с хроматом калия K2CrO4?

1) желтый;                        2) красно-бурый;

3) желто-зеленый;           4) белый.

А6. Какого цвета осадок образуется при взаимодействии катионов ртути Hg22+ с раствором йодида калия KI?

1) черный;               2) грязно-зеленый;

3) белый;                4) красный.

 А7. При взаимодействии гексацианоферрата калия (желтой кровяной соли) K4[Fe(CN)6] с катионом железа Fe3+ образуется:

1) белый осадок;                                                  2) желтый осадок;

3) берлинская лазурь – осадок синего цвета;    4) зеленый осадок.

А8. Какой реагент является групповым для катионов 1 аналитической группы:

а) нет группового реагента;                        в) раствор гидроксида натрия;

б) раствор хлороводородной кислоты;      г) раствор серной кислоты.

А9. При взаимодействии катиона цинка Zn2+ с групповым реагентом протекает следующая реакция:

1) 3ZnCl2 + 2K3[Fe(CN)6] = Zn3 [Fe(CN)6]2 + 6KCl;

2) ZnCl2 + 2NaOH = Zn(OH)2 + 2NaCl;

3) ZnCl2 + (NH4)2S = ZnS + 2NH4Cl;

4) ZnSO4 + H2S = ZnS +H2SO4.

А 10. Раствор гексацианоферрата калия (желтой кровяной соли) K4[Fe(CN)6] является качественным на катионы:

1) Fe3+;                  2) Fe2+;

3) Mg2+;                4) Ba2+.

А11. К катионам 3 аналитикой группы относятся:

1) Fe2+, Fe3+, Mn2+, Bi+, Mg2+;           2) Ba2+, Ca2+, Sr2+;

3) Al3+, Zn2+, Cr3+;                         4) Cu2+, Hg+, Co2+,Ni2+.

А12. При взаимодействии  хлорида железа FeCl3 c роданидом калия КSCN образуется осадок:

1) желтый;                        2) белый;

3) кроваво-красный;        4) синий.

А13. При взаимодействии солей калия K+ с винной кислотой образуется соединение:

1) КНС4Н4О6;                 2) К2Na[Co(NO2)6] ;

3) K2PbCu(NO2)6;           4) KHC2H6O6.

А 14. Какой реагент является групповым для катионов 6 аналитической группы:

1) раствор хлороводородной кислоты;   2) раствор серной кислоты;

3) раствор аммиака;                                 4) нет группового реагента.

А15. В какой цвет окрашивают пламя ионы кальция Са2+:

1) желтый;                 2) кирпично-красный;

3) зеленый;                4) бесцветный.

Часть В

В1.Составьте схему анализа раствора, содержащего катионы I и II аналитических групп.

Вариант 2

Часть А

А1. К катионам 2 аналитикой группы относятся:

1) Na+, NH4+, K+;                2) Ba2+, Ca2+, Sr2+;

3) Ag+, Hg2+, Pb2+;              4) Cu2+, Hg+, Co2+,Ni2+.

А2. В какой цвет окрашивают пламя ионы калия К:

1) зеленый;                   2) фиолетовый;

3) желтый;                   4) красный.

А3. На какой катион реакция с соляной кислотой HCl является качественной:

1) Na+;                 2) Сa2+;

3) Ag+;                4) K+.

А4. Какой реагент является групповым для катионов 1 аналитической группы:

1) нет группового реагента;                    2) раствор гидроксида натрия;

3) раствор хлороводородной кислоты;  4) раствор серной кислоты.

А5.Какого цвета осадок образуется при взаимодействии нитрата серебра AgNO3 с тиосульфатом натрия Na2S2O3:

1) бурый;                                 2) зеленый;

3) белый, затем буреет;           4) черный.

А6. Реакция взаимодействия солей кальция Са2+ с групповым реагентом:

1) СаCl2 + (NH4)2CO3 = CaCO3 + 2NH4 Cl;

2) CaCl2 + H2SO4 = CaSO4 + 2HCl;

3) CaCl2 + (NH4)2C2O4 = CaC2O4 + 2NH4Cl;

4) СaCl2 + 2NH4Cl + K4[Fe(CN)6] = Ca(NH4)2[Fe(CN)6] + 4KCl.

А7.Каков результат взаимодействия солей марганца Mn2+ с сульфидом аммония (NH4)2S:

     1) осадок телесного цвета;                2) пепел синего цвета;

     3) ярко красное окрашивание;          4) осадок желтого цвета.

А8. К катионам 5 аналитикой группы относятся:

1) Na+, NH4+, K+;                              2) Ba2+, Ca2+, Sr2+;

3) Ag+, Hg2+, Pb2+;                           4) Fe2+, Fe3+, Mn2+, Bi+, Mg2+.

А9. Какой реагент является групповым для катионов 4 аналитической группы:

1) раствор хлороводородной кислоты;         2) раствор серной кислоты;

3) раствор аммиака;                                        4) раствор гидроксида натрия.

А10. При взаимодействии  хлорида бария BaCl2 c дихроматом калия K2Cr2O7 образуется осадок:

1) BaCr2O7;                   2) BaCrO4;

3) Ba2Cr2O;7                       4) BaCr2O4.

           А11. Реакция взаимодействия солей свинца Pb2+ с групповым реагентом:

1) Pb(NO3)2 + 2KOH = Pb(OH)2 + 2KNO3;

2) Pb(NO3)2 + 2HCl = PbCl2 + 2HNO3;

3) Pb(NO3)2 + H2SO4 = PbSO4 + 2HNO3;

    4) Pb(NO3)2 + 2KI = PbI2 + 2KNO3.

А12. Какой реагент является групповым для катионов 5 аналитической группы:

1) нет группового реагента;              2) раствор серной кислоты;

3) раствор аммиака;                           4) раствор гидроксида натрия.

А13. Какого цвета осадок образуется при взаимодействии катионов свинца Pb2+ с хроматом калия K2CrO4:

1) желтый;                       2) красно-бурый;

3) желто-зеленый;          4) белый.

           А14. При взаимодействии  хлора кальция CaCl2 c оксалатом аммония (NH4)2C2O4 образуется осадок:

1) красный;                  2) желтый;

3) белый;                     4) зеленый.

А15. В какой цвет окрашивают пламя ионы бария Bа2+:

1) желто-зеленый;                 2) красный;

3) желтый;                             4) синий.

Часть В

В1.Составьте схему анализа раствора, содержащего катионы IV и V аналитических групп.

Контрольная работа составлена в 2-х вариантах.

Каждый вариант состоит из двух частей. Эти части выделяются.

Часть А состоит из 15 заданий с выбором правильного ответа из четырех предложенных вариантов (все 15 заданий базового уровня сложности). Правильный ответ оценивается в 1 балл.

Часть В содержит задание на составление схемы анализа катионов. Правильный ответ оценивается в 2 балла.

Критерии оценивания:

Процент результативности (правильных ответов)

Оценка уровня подготовки

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100 (16-17 баллов)

5

отлично

80 ÷ 89 (14-15 баллов)

4

хорошо

70 ÷ 79 (12-13 баллов)

3

удовлетворительно

менее 70 (менее 12 баллов)

2

неудовлетворительно

Ключ к тестовому заданию

№ варианта/

№ задания

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

А13

А14

А15

1

1

3

2

3

1

2

3

1

2

1

2

3

1

3

2

2

3

2

3

1

3

2

1

4

4

2

2

4

1

3

1

Правильное решение части В.

Вариант 1.

В1. Обнаружение катионов в анализируемом растворе проводят в соответствии со схемой хода анализа смеси катионов I и II аналитических групп, которая приведена на рис. 1 и показывает последовательность проведения отдельных операций.

Вариант 2.

В1. Обнаружение катионов в анализируемом растворе проводят систематическим методом в соответствии со схемой хода анализа смеси катионов IV и V аналитических групп, которая приведена на рис.2 и показывает последовательность проведения отдельных операций.

Вариант 1.

http://info.anchem.pro/sites/files/user_files/user3/pict/katio/image017.gif

Рис 1. Схема хода анализа смеси катионов I и II аналитических групп.

Вариант 2.

http://info.anchem.pro/sites/files/user_files/user3/pict/katio/image034.gif

Рис. 2. Схема хода анализа катионов IV и V аналитических групп.

Контрольная работа по разделу: «Качественный анализ».

Вариант 1

Часть А

А1. К анионам 1 аналитикой группы относятся:

1) В4O72-;                2) Cl-;

3) NO3-;                  4) CO32-;

А2. Какой реагент является групповым для анионов 2 аналитической группы:

1) раствор BaCl2;                            2) раствор AgNO3;

3) нет группового реагента;         4) раствор HCl.

А3. При взаимодействии нитрат и нитрит ионов с раствором соли железа образуется:

       1) оксид азота NO2;                 2) оксид азота NO;

       3) оксид железа Fe2O3;           4) оксид железа FeO.

А4. Какого цвета осадок образуется при взаимодействии сульфат-иона с групповым реагентом?

1) белый;                           2) красно-бурый;

3) желто-зеленый;            4) желтый.

А5. Какого цвета осадок образуется при взаимодействии хлорид-иона с групповым реагентом?

1) черный;              2) желтый;

3) белый;                4) малиновый.

А6. При взаимодействии хромат-иона с групповым реагентом протекает следующая реакция:

1) BaCl2 + К2CrO4 = BaCrO4↓ + 2KCl;

2) 2AgNO3 + К2CrO4 = Ag2CrO4↓ + 2KNO3;

3) 2BaCl2 + К2Cr2O4 = 2BaCrO4↓ + 2KCl + 2HCl;

4) К2Cr2O7 + 4Н2О2 + 2НNO3 = 2H2CrO6 + 3KNO3 + 3H2O.

А7. К анионам 2 аналитикой группы относятся:

1) В4O72-;                   2) Br-;

3) NO3-;                     4) CO32-.

А8. Какой реагент является групповым для анионов 1 аналитической группы:

1) раствор NaOH;                              2) раствор AgNO3;

3) нет группового реагента;            4) раствор BaCl2.

А9. При взаимодействии нитрит-ионов с реактивом Грисса-Лунге образуется:

       1) желтое окрашивание;       2) красное окрашивание;

       3) зеленое окрашивание;      4) белое окрашивание.

А10. Какого цвета осадок образуется при взаимодействии сульфит-иона с групповым реагентом:

1) желтый;           2) красно-бурый;

3) белый;             4) зеленый.

А11. Какого цвета осадок образуется при взаимодействии йодид-иона с нитратом свинца:

1) черный;               2) желтый кристаллический;

3) белый;                 4) красно-бурый.

А12. Ацетат-ион – это анион:

1) уксусной кислоты;                 2) хлороводородной кислоты;

3) этилуксусной кислоты;         4) азотной кислоты.

А13. Оксалат-ион – это:

1) СО2-;                    2) СО32-;

3) С2О42-;                 4) SO42-;

А14. К анионам 3 аналитикой группы относятся:

1) В4O72-;                  2) Br-;

3) NO3-;                    4) Cl-.

А15. Какой реагент является групповым для анионов 3 аналитической группы:

1) раствор BaCl2;                 2) раствор AgNO3;

3) раствор HCl;                   4) нет группового реагента.

Часть В

В1. В чем заключается качественный анализ?

Вариант 2

Часть А

А1. К анионам 1 аналитикой группы относятся:

1) В4O72-;                 2) Cl-;

3) NO3-;                   4) SCN;

А2. Какой реагент является групповым для анионов 3 аналитической группы:

1) раствор BaCl2;                        2) раствор AgNO3;

3) нет группового реагента;     4) раствор NaOH.

А3. Анализ сухой соли необходимо начинать с:

1) растворения соли;     2) подбора растворителя;

3) нагревания;               4) охлаждения.

А4. К анионам II аналитической группы относятся анионы:

1) SO42-; S2-; NO3¯;                 2) S042-; NO3¯; S¯;

3) S2-; Сl¯; I¯;                          4) NO3-, NO2-, СН3СОО-.

А5. Какой реагент является групповым для анионов 2 аналитической группы:

1) раствор BaCl2;                               2) раствор AgNO3;

3) нет группового реагента;            4) раствор HCl.

А6. При взаимодействии фосфат-иона с групповым реагентом протекает реакция:

       1) NaHPO4 + BaCl2 = BaHPO4↓ + 2NaCl;

       2) Na3PO4 + 3AgNO3 = AgPO4↓ + 3NaNO3;

       3) Na2HPO4 + MgCl2 + NH4OH = MgNH4PO4 + 2NaCl + H2O;

      4) Na2HPO4 + 12(NH4)2MoO4 + 23НNO3 = (NH4)3H4[P(Mo2O7)6] + 10H2O.

А7. Какого цвета осадок образуется при взаимодействии карбонат-иона с групповым реагентом:

1) желтый;                2) красно-бурый;

3) белый;                  4) синий.

А8. Большинство солей, образованных анионами III аналитической группы:

1) плохо растворимы в воде;         2) имеют групповой реактив;

3) хорошо растворимы в воде;      4) не имеют группового реактива.

А9. Какого цвета образуется раствор при взаимодействии йодид-иона с хлорной водой:

1) черный;           2) малиновый;

3) желтый;          4) белый.

А10. Большинство анионов I аналитической группы с групповым реактивом образуют соли:

1) не растворимые в воде;                 2) растворимые в воде;

3) не растворимые в кислотах;         4) растворимые в щелочах.

А11. Ацетат-ион – это анион:

1) азотной кислоты;                 2) хлороводородной кислоты;

3) этилуксусной кислоты;       4) уксусной кислоты.

А12. Какого цвета осадок образуется при взаимодействии йодид-иона с нитратом свинца?

1) черный;                 2) желтый кристаллический;

3) белый;                   4) красно-бурый.

А13. Для открытия нитрат и нитрит-ионов применяют:

1) окислительно-восстановительные реакции;

2) реакции осаждения;

3) кислотно-основные реакции;

4) индикаторную бумагу.

А14. При взаимодействии сульфит-иона с групповым реагентом протекает реакция:

1) BaCl2 + Na2CO3 = BaCO3↓ + 2NaCl;

2) Na2SO3 + ВаСl2 = BaSO3↓ + 2NaCl;

3) Na2SO3 + 2AgNO3 = Ag2SO3 + 2NaNO3;

4) Na2SO3 + I2 + Н2О = Na2SO4 + 2HI.

А15. Групповым реактивом на анионы I аналитической группы является раствор:

1) нитрата серебра;              2) нитрата бария;

3) хлорида бария;                4) сульфат серебра.

Часть В

В1. Где применяются анионы 3 аналитической группы?

Контрольная работа составлена в 2-х вариантах.

Каждый вариант состоит из двух частей. Эти части выделяются.

Часть А состоит из 15 заданий с выбором правильного ответа из четырех предложенных вариантов (все 15 заданий базового уровня сложности). Правильный ответ оценивается в 1 балл.

Часть В содержит теоретический вопрос по группам анионов. Правильный ответ оценивается в 2 балла.

Критерии оценивания:

Процент результативности (правильных ответов)

Оценка уровня подготовки

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100 (16-17 баллов)

5

отлично

80 ÷ 89 (14-15 баллов)

4

хорошо

70 ÷ 79 (12-13 баллов)

3

удовлетворительно

менее 70 (менее 12 баллов)

2

неудовлетворительно

Ключ к тестовому заданию

№ варианта/

№ задания

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

А13

А14

А15

1

4

2

2

1

3

1

2

4

2

3

2

1

3

3

4

2

1

3

2

3

2

1

3

4

2

1

4

2

1

2

3

Контрольная работа по разделу: «Количественный анализ»

Вариант 1

Часть А

А 1. В чем заключается сущность весового анализа?

    1) в точном измерении массы определяемого вещества;

    2) в точном измерении массы осадителя;

     3) в точном измерении массы составных частей вещества, выделяемых в

    химически чистом состоянии или в виде труднорастворимого соединения;

    4) в измерении объемов растворов.

А2. Какова точность взвешивания на аналитических весах?

    1) 0,002 г.             2) 0,0002 г.            3)  0,01 г.              4) 0,1 г.

А3. Что такое осаждаемая форма осадка?

      1) соединение, полученное после прокаливания;

      2) соединение, полученное при осаждении определяемой составной части;

      3) соединение, полученное после просушивания осадка при 150° С;

      4) соединение, взвешиваемое на аналитических весах.

А4. Способы очистки осадка от загрязнений:

1) промывание;                                2) прокаливание;

3) центрифугирование;                  4) высушивание при температуре 100-120 °C.

А5. Гравиметрическую форму из осаждаемой получают:

1) фильтрацией осадка;

2) охлаждением осаждаемой формы;

3) декантацией осадка;

4) прокаливанием осадка в муфельной печи.

А6. Осадители, применяемые для осаждения серебра в виде AgCl:

1) NH3;              2) NaCl;

3) HCl;              4) KCl.

А7. Тигли считаются доведенными до постоянной массы, если результаты их взвешивания после предыдущих прокаливаний отличаются на:

1) 0,005 г;            2) 0,0004 г;         3) 0,03 г;             4) 0,2 г.

А8. Минимальная масса навески анализируемого вещества в гравиметрическом анализе:

1) 0,5 г;     2) 0,4 г;    3) 0,3 г;      4) 0,1 г;

А9. При гравиметрическом определении бария его чаще всего осаждают в виде:

  1. BaSO4;     2) BaC2O4;      3) BaCO3;    4) Ba(OH)2.

А10. Чем лучше осаждать кальций?

    1) (NH4)2C2O4  ;       2) NaC2O4;            3) K2C2O4;           4) H2C2O * 2H2O.

А11. С какой целью перекристаллизовывают вещество?

     1)  для получения  более крупных кристаллов;        

     2)  для получения мелких   кристаллов;                  

     3) для получения вещества в более чистом виде;                    

     4) для получения  смешанных кристаллов.        

А12. Найдите фактор пересчета  Fe  по  Fe2O3 :

      1) 0,7;           2) 0,8998;             3) 1,4297;             4) 1,5025.

А13. Какое из указанных требований предъявляются к весовой форме осадка? Осадок должен обладать:

      1) высокой гигроскопичностью;

      2) достаточной химической устойчивостью;

      3) несоответствием состава осадка его химической формуле;

      4) негигроскопичностью.

А14. Какое из указанных соединений наиболее всего пригоден в качестве

       весовой формы при определении железа?

     1)  Fe(OH)3 ;             2) Fe(OH)2;        3)  Fe2O3 ;      4) FeO.

А15. В каких случаях можно осадки прокаливать вместе с фильтром?

     1) если осадок взаимодействует с углеродом обуглившегося фильтра;

     2) если осадок гигроскопичен;

     3) если осадок негигроскопичен;

     4) если осадок не взаимодействует с углеродом обуглившегося фильтра.

Часть В

В1. Какую навеску сульфата железа FeSO4·7H2O следует взять для определения в нем железа в виде Fe2O3, считая норму осадка равной 0,2 г?

Вариант 2

Часть А

А1. Что такое весовая форма осадка?

    1) осадок, полученный после прокаливания;

    2) осадок, полученный при осаждении;

    3) определяемое вещество;

    4) осадок, после операции созревания;

А2. Какой должна быть определяемая составная часть в навеске при

     определении бария, осаждаемого в виде BaSO4 ?

      1) 0,5 г.          2)  0,1 г.           3) 0,2 г.             4) 0,07 г.

А3. Какие требования должны предъявлять к осаждаемой форме осадка?

      Осадок должен обладать:

     1) высокой растворимостью;        

     2) трудно переходить в весовую форму;

     3) кристаллической структурой        ;

     4) легко переходить в весовую форму.

А4. Чем лучше осаждать ионы Ag:

     1) HCl  ;         2) KCl ;            3) NaCl ;        4) CaCl 2.

А5. Найдите фактор пересчета Al по Al2O3?

      1) 0,4672;            2) 0,3430;        3) 0,5294;      4) 0,4291.

А6. В каких случаях осадок нельзя прокаливать вместе с фильтром?

      1)если осадок негигроскопичен;            

      2) если осадок  не взаимодействует с углеродом обуглившегося фильтра;

      3) если   осадок  гигроскопичен;

      4) если осадок взаимодействует с углеродом обуглившегося фильтра.

А7. Для чего добавляют избыток осадителя:

     1) для получения крупных кристаллов;          

     2)  для полноты осаждения;          

     3) для получения посторонних ионов;        

     4) для предотвращения образования коллоидных растворов.          

А8. Как повлияет на растворимость осадка CaC2O4 присутствие в растворе

         (NH4)2C2O4 ?

      1) понизит растворимость осадка;      2) повысит растворимость осадка;

      3) не скажется на растворимости;      4) растворимость увеличится.

А9.  В методе гравиметрия применяется посуда:

  1. мерные колбы;
  2. тигли;
  3. бюретки;        4) пипетки.

А10. Прокаливание осадка осуществляют в:

  1. муфельной печи;
  2. сушильном шкафу;
  3. электроплитке;
  4. эксикаторе.

А11. Тигли считаются доведенными до постоянной массы, если результаты их взвешивания после предыдущих прокаливаний отличаются на:

1) 0,005 г;       2) 0,0004 г;        3) 0,03 г;              4) 0,2 г.

А12. Способы очистки осадка от загрязнений:

1) промывание;                 2) прокаливание;

3) центрифугирование;    4) высушивание при температуре 100-120 °C.

А13. Что такое гравиметрический фактор:

  1. отношение молярной массы определяемого компонента к молярной массе гравиметрической формы;
  2. отношение массовой доли определяемого вещества к молярной массе;
  3. отношение процентной концентрации компонента к молярной массе;
  4. отношение молярной массы гравиметрической формы к молярной массе определяемого компонента.

А14. Какова точность взвешивания на аналитичеких весах?

    1) 0,002 г.             2) 0,0002 г.            3)  0,01 г.              4) 0,1 г.

А15. В каком случае осадок будет лучше промыт, если промывать его:

      1)  2 раза по 50 мл;             3) 10 раз по 10 мл;

      2)  3 раза по 30 мл;             4)  5 раз по 20 мл.

Часть В

В1. После соответствующей обработки раствора 0,9г КАI(SO4)2 получено 0,0967г осадка АI2О3. Найти массовую долю (%) алюминия в исследуемом веществе.

Контрольная работа составлена в 2-х вариантах.

Каждый вариант состоит из двух частей. Эти части выделяются.

Часть А состоит из 15 заданий с выбором правильного ответа из четырех предложенных вариантов (все 15 заданий базового уровня сложности). Правильный ответ оценивается в 1 балл.

Часть В содержит задачу по гравиметрическим определениям. Правильный ответ оценивается в 3 балла.

Критерии оценивания:

Процент результативности (правильных ответов)

Оценка уровня подготовки

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100 (17-18 баллов)

5

отлично

80 ÷ 89 (15-16 баллов)

4

хорошо

70 ÷ 79 (13-14 баллов)

3

удовлетворительно

менее 70 (менее 13 баллов)

2

неудовлетворительно

Ключ к тестовому заданию

№ варианта/

№ задания

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А

11

А

12

А

13

А

14

А

15

В1

1

3

2

2

1

4

3

2

4

1

1

3

1

2

3

4

0,7г

2

1

2

4

1

3

4

2

3

2

1

2

1

1

2

3

5,69%

Контрольная работа на разделу: «Количественный анализ».

Вариант  1

1.   К физико-химическим методам анализа относятся:

А)  нейтрализация;                                 Б)  комплексонометрия;

В)  потенциометрический анализ;       Г)  качественный анализ.

2. На ФЭКе определяют:

А)  оптическую плотность;           Б)  показатель преломления;

В)  рН раствора;                              Г) температуру кипения.

3.  Растворы сравнения это:

а)  растворы, с точно известной концентрацией;

б)  рабочие растворы;

в)  растворы, содержащие все компоненты, кроме определяемого вещества;

г) насыщенные растворы.

4.  Потенциометрическое титрование применяют:

А) для анализа катионов;

Б) для определения показателя преломления;

В) для анализа неэлектролитов;

Г) при анализе мутных и тёмноокрашенных растворов.

5.  В качестве электрода сравнения используют:

А)  стеклянный;              Б)  ртутный;

В)  водородный;             Г)  каломельный.

6.  Вольтамперометрия основана на:

А) изучении поляризационных кривых;

Б) исследовании силы тока в зависимости от внешнего напряжения;

В) определении качественного и количественного состава веществ, не способных окисляться и восстанавливаться;

Г) определении точки эквивалентности при исследовании мутных и тёмноокрашенных растворов.

7.  Хроматография:

А) метод анализа веществ по показателю преломления;

Б) метод разделения и анализа смесей веществ по их сорбционной способности;

В) метод анализа веществ по их способности отклонять поляризованный луч;

Г) метод анализа, основанный на поглощении веществами электромагнитного излучения.

8.  С помощью ионно-обменной хроматографии можно:

А) разделять неэлектролиты;

Б) умягчать жёсткую воду;

В) определять концентрацию этилового спирта;

Г) разделять электролиты.

9.  Спектральные методы анализа:

А) основаны на измерении интенсивности электромагнитного излучения, которое поглощается или испускается анализируемым веществом;

Б) основаны на измерении поглощения веществом электромагнитного излучения в видимой и ближней ультрафиолетовой области спектра;

В) основаны на исследовании спектров отражения веществ;

Г) основаны на изучении взаимодействия веществ с электромагнитным излучением.

10.  Фотометрия пламени - это:

А) разновидность атомно-эмиссионного анализа;

Б) разновидность атомно-абсорбционного анализа;

В) разновидность электрохимического анализа;

Г) разновидность хроматографического анализа.

11.  Фотометрический анализ основан:

А) на анализе сорбционной способности различных веществ при прохождении через поглотитель;

Б) на измерении поглощения излучения оптического диапазона;

В) на исследовании способности молекул деформироваться под действием ультрафиолетового излучения;

Г) на различной проходимости веществ через фильтр.

12.  Нефелометрия позволяет:

А) анализировать мутные растворы;

Б) анализировать прозрачные окрашенные растворы;

В) определять размер частиц в коллоидных растворах;

Г) определять концентрацию растворённых веществ по показателю преломления

13.  Люминесцентный анализ:

А) разновидность фосфоресценции;

Б) используется для анализа веществ, способных светиться под действием УФ – лучей;

В) используется для определения интенсивности поглощения излучения анализируемым веществом;

Г) явление, позволяющее определять концентрацию веществ, помещённых в высокочастотное магнитное поле.

14. Чем отличается спектрофотометрический метод анализа от фотоколориметрического метода?

А) спектрофотометрический анализ основан на поглощении полихроматического света;

Б) спектрофотометрический анализ основан на поглощении монохроматического света;

В) ничем;

Г)  в спектрофотометрическом анализе обходятся без использования светофильтра или монохроматора.

15. В каких единицах измеряется удельная электрическая проводимость? 

А) моль/л;              Б) Н/м;

В) См/м;                 Г) Па*с.

Вариант 2

1. Физико-химические методы анализа относятся к:

А) инструментальным методам;               Б) титриметрическим методам;

В) комплексонометрическим методам;   Г) гравиметрическим методам.

2. Потенциометрия относится к:

А) оптическим методам;                   Б) радиометрическим методам;

В) электрохимическим методам;     Г) абсорбционным методам.

3.  В основе потенциометрического метода анализа лежит:

А)  измерение потенциала электродов погружённых в раствор;

Б)  зависимость между составом вещества и его свойствами;

В)  измерение длины волны;

Г) измерение оптической плотности.

4.  Система для измерения электродного потенциала состоит из:

А)  индикаторный электрод;        Б)  температурный электрод;

В)  электрод сравнения;                Г)  ртутный электрод.

5. Основу хроматографии составляет:

А) титрование;                Б) ионный обмен;

В) растворение;               Г) сорбция.

6. Укажите виды хроматографии в зависимости от механизма разделения:

А) жидкость - жидкостная;      Б) газо - жидкостная;

В) жидкость - твердофазная;    Г) колонная.

7.  Фотоколориметрический анализ:

А) требует применения монохроматического излучения;

Б) основан на способности веществ окисляться или восстанавливаться под воздействием видимого излучения;

В) требует получения окрашенных форм анализируемых соединений;

Г) позволяет определять концентрации мутных и тёмноокрашенных растворов.

  1. На чем основаны фотометрические методы анализа?

А)  на отражении света растворами анализируемых соединений;

Б)   на избирательном поглощении света растворами анализируемых соединений;

В) на свечении, вызванным переходом электрона в возбужденное состояние;

Г)  на излучении атомов, содержащихся в анализируемом образце.

  1. Каково назначение светофильтров, использующихся в фотоколориметрии?

А)  светофильтры пропускают световое излучение лишь в определенном интервале длин волн, которое максимально поглощается раствором;

Б)  светофильтры пропускают лучи монохроматического света;

В)  светофильтры пропускают лучи полихроматического света;

Г)  светофильтры разлагают полихроматический свет на монохроматические составляющие.

  1. Что является аналитическим сигналом в фотометрических методах анализа?

А)  максимальная длина волны в спектре поглощения;

Б) ширина спектральной линии;

В) оптическая плотность раствора;

Г) концентрация определяемых компонентов.

  1. Что понимают под контрастностью фотометрических реакций идентифицируемых соединений?

А) сумму длин волн максимумов поглощения идентифицируемых соединений;

Б) максимальную длину волны поглощения определяемого элемента;

В) разность длин волн поглощения определяемого элемента и примесных элементов, присутствующих в растворе;

Г) разность длин волн максимумов поглощения идентифицируемых соединений.

12. Какой физический показатель измеряет кондуктометр?

А) оптическую плотность;

Б) показатель преломления ;

В) удельную электрическую проводимость;

Г) рН.

13. Какой тип измерения используется при нефелометрическом анализе образования иммунных комплексов сразу после добавления регента?

А) кинетическое;             Б) по конечной точке;

В) непрерывное;              Г) по одной точке.

14. Люминесценция - это:

А) изменение потоков видимого света при прохождении через исследуемый раствор;

Б) свечение вещества, возникающего после поглощения им энергии возбуждения;

В) сравнение интенсивности световых потоков, прошедших через стандартный и исследуемый растворы;

Г) электрохимические процессы, протекающие на границе двух фаз.

15. Каковы области применения ионообменной хроматографии? 

А) разделение неполярных жидких компонентов и определение состава смесей;

Б) определение следовых количеств веществ, количественное определение состава смесей;

В) качественное определение катионов и анионов в растворах электролитов;

Г) определение общей концентрации солей в растворе, очистка растворов от примесей, концентрирование при определении следовых коли.

Контрольная работа составлена в 2-х вариантах.

Каждый вариант состоит из 15 заданий с выбором правильного ответа из четырех предложенных вариантов (все 15 заданий базового уровня сложности). Правильный ответ оценивается в 1 балл.

Критерии оценивания:

Процент результативности (правильных ответов)

Оценка уровня подготовки

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100 (14-15 баллов)

5

отлично

80 ÷ 89 (12-13 баллов)

4

хорошо

70 ÷ 79 (10-11 баллов)

3

удовлетворительно

менее 70 (менее 10 баллов)

2

неудовлетворительно

Ключ к тестовому заданию

№ варианта/

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1

В

А

В

Г

Г

А,Б

Б

Б,Г

А,Г

А

Б

А,В

Б

Б

В

2

А

В

А

А,Б,В

Г

Б

А,В

Б

А

В

Г

В

А

Б

В

Фонд оценочных средств  для промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины  ОП.02 Основы аналитической химии

Перечень вопросов для подготовки к экзамену

1.  Аналитическая химия как наука о методах анализа вещества, ее место в системе наук.

2. Характеристики реальных объектов, особенности их анализа.

3. Равновесие в гомогенной  системе.

4. Ионное произведение воды.

5. Окислительно-восстановительные реакции в анализе.

6. Равновесие в гетерогенных системах.

7. Дробное осаждение

8. Аналитическая классификация катионов. Характеристика аналитических групп катионов.

9. Групповые реагенты, характерные реакции катионов. Условия проведения аналитических реакций.

10. Общая характеристика катионов 1 группы.

11. Общая характеристика катионов 2 группы

12. Общая характеристика катионов 3 группы.

13. Общая характеристика катионов 4 группы.

14. Общая характеристика катионов 5-6 групп.

15. Анализ катионов шести групп.

16. Аналитическая классификация анионов.

17. Первая аналитическая группа анионов.

18. Вторая аналитическая группа анионов. Третья аналитическая группа анионов.

19. Задачи и методы количественного анализа.

20. Сущность и классификация методов титриметрического анализа.

21. Способы выражения концентрации рабочих растворов.

22. Классификация методов редоксиметрии.

23. Окислительно-восстановительный потенциал и направление окислительно-восстановительных реакций.

24. Пермангонатометрия.

25. Дихроматометрия.

26. Йодометрия.

27. Сущность кислотно-основного титрования.

28. Фиксирование точки эквивалентности.

29. Теоретические основы комплексонометрического титрования.

30. Сущность гравиметрического анализа.

31. Гравиметрические определения. Расчеты в гравиметрии.

32. Сущность физико-химического метода.

33. Фотометрический метод. Фотоколориметрический метод.

34. Нефелометрический метод. Люминесцентный метод.

35. Потенциометрический метод. Кулонометрический метод.

36. Хроматографический метод

Билеты к экзамену

Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения учебной дисциплины обучающимися  за 1 курс.

Для проведения экзамена по основам аналитической химии составлены 20 билетов, соответствующие базовому уровню изучения дисциплины.

С помощью билетов можно проверить усвоение содержания всех ведущих разделов (тем): теоретические основы аналитической химии; качественный и количественный анализ веществ.

Билеты состоят  из двух теоретических вопросов и одной задачи на определение  концентрации раствора.

Темы рефератов, докладов, сообщений для устного опроса

1. Применение катионов в жизни и быту.

2. Кислотно-основное титрование в пищевой промышленности.

3. Определение жёсткости воды.

4. Определение хлоридов и бромидов в фармацевтических препаратах.

5. Определение аскорбиновой кислоты в соках.

6. Цель автоматизации в химическом производстве.

7. Химическое производство в XXI веке.

Критерии оценки:

Реферат, доклад, сообщение оценивается по следующим критериям:

• соблюдение требований к его оформлению;

• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата, доклада, сообщения информации;

• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате, докладе, сообщении;

• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.

5. Информационное обеспечение фонда оценочных средств

Нормативно-правовая документация:

  1. ГОСТ 31954-2012. Вода питьевая. Методы определения жесткости. Методы анализа.  - Введ. 2013-09-05. – М.: Стандартинформ, 2013. – 12 с. Режим доступа http://docs.cntd.ru/document/1200097815.
  2. ГОСТ 25794.1-83. Реактивы. Методы приготовления титрованных растворов для кислотно-основного титрования. - Введ. 1985-06-30. – М.: Стандартинформ, 1983. – 40 с. Режим доступа http://docs.cntd.ru/document/1200017569

Основные источники:

  1. Аналитическая химия: учебное пособие для СПО / А. И. Апарнев, Г. К. Лупенко, Т. П. Александрова, А. А. Казакова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. – 237 с.

Дополнительные источники:

  1. Саенко, О.Е. Аналитическая химия: учебник для СПО / О.Е. Саенко. – Изд. 2-е, перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 234 с.
  2. Ищенко, А.А.  Аналитическая химия : учебник для студ. СПО / Ю.М. Глубоков, В.А. Головачева, Ю.А. Ефимова и др. ; под ред. А.А. Ищенко. - 6-е изд., стер. - М.: Академия, 2012. – 272 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка Фонд оценочных средств по общепрофессиональной дисциплине Основы технической механики и слесарных работ

Фонд оценочных средств по общепрофессиональной дисциплине Основы технической механики и слесарных работ...

Фонд оценочных средств о химии

для профессии 23.01.07. «Машинист крана»...

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ Контрольно-измерительные материалы по учебной дисциплине ОП.05 Химия

Комплект   КИМ для проведения текущей оценки знаний в форме тестовых заданий по учебной дисциплине ОП.05   Химия в рамках программы подготовки специалистов среднего звена по специа...

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ Контрольно-измерительные материалы по учебной дисциплине ОП.05 Химия

Комплект   КИМ для проведения текущей оценки знаний в форме тестовых заданий по учебной дисциплине ОП.05   Химия в рамках программы подготовки специалистов среднего звена по специа...

Фонд оценочных средств ОД.12 Химия

Фонд оценочных средств ОД.12 Химия...

Фонд оценочных средств ОД.12 Химия

Для формирования, контроля и оценки результатов освоения общеобразовательной дисциплины «Химия» разработана система оценочных мероприятий, учитывающая требования ФГОС СОО (предметные резул...