КОНСОЛИДИРОВАННОЕ ОЦЕНИВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
статья
Значительные изменения приоритетов в среднем профессиональном образовании за последние годы (переориентация на компетентностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технологиями, умение сотрудничать и работать в группах и др.) нашли отражение в вопросах обновления содержания и структуры образования – развитие адекватных современным требованиям методов и средств оценки образовательных достижений обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoreticheskiy_seminar.docx | 20.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Сорокина В.И., мастер п/о
ГАПОУ АО «СТСИ»
КОНСОЛИДИРОВАННОЕ ОЦЕНИВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Значительные изменения приоритетов в среднем профессиональном образовании за последние годы (переориентация на компетентностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технологиями, умение сотрудничать и работать в группах и др.) нашли отражение в вопросах обновления содержания и структуры образования – развитие адекватных современным требованиям методов и средств оценки образовательных достижений обучающихся.
Современные научно-методологические основы образовательного процесса, базирующиеся на них методы оценки образовательных достижений обучающихся дают педагогу широкий спектр возможностей для локальной оценки различных качеств обучающегося, развиваемых и приобретаемых в образовательном процессе. Вместе с тем, существует проблема отбора методов и их оптимального сочетания, учитывающего специфику образовательной ситуации в конкретной образовательной организации и дающего системное представление как об индивидуальном развитии обучающегося, так и всего коллектива в целом.
Наряду с осуществлением методов оценки образовательных достижений обучающихся, педагогу требуется сегодня знание и грамотное применение специфических методов оценки образовательных достижений обучающихся, обеспечивающих непрерывное наблюдение за развитием последнего и своевременное корректирование образовательного процесса в случае обнаружения нежелательных тенденций развития.
Одним из таких методов является консолидированное оценивание, представляющее собой многоступенчатую оценку достижений обучающегося по конкретной выполненной им работе. В таком оценивании участвуют все субъекты образовательного процесса: сам обучающийся, педагог и студенческий коллектив.
Данный метод оценивания занимает достаточно большое количество времени, поэтому целесообразно использовать его в течение всего урока.
Алгоритм проведения урока консолидированного оценивания:
- Обучающиеся распределяются на микрогруппы.
- Преподавателем совместно с обучающимися разрабатываются критерии оценивания работ обучающихся. Целесообразней всего разработать пять критериев, к каждому из которых отнести десять баллов.
- Самооценка. Каждый обучающийся удаляется из группы и оценивает свою работу на основе выделенных критериев. По каждому критерию выставляется оценочный балл. При этом важно не общаться с группой и работать автономно. Посчитав общую сумму баллов, необходимо разделить ее на пять (по числу критериев). Полученное число необходимо записать и хранить в тайне.
- Обучающиеся снова собираются в группу. Каждый выбирает для себя эксперта и передает ему свою работу, соответственно получая для экспертизы работу любого другого члена группы.
- Оценка экспертом. Каждый обучающийся удаляется из группы и оценивает предоставленную ему для экспертизы работу. При этом важно не общаться с группой и работать автономно. По каждому критерию выставляется оценочный балл. Посчитав общую сумму баллов, необходимо разделить ее на пять (по числу критериев). Полученное число необходимо записать вместе с фамилией автора и хранить в тайне.
- Оценка группой. Обучающиеся снова собираются в группу и пускают работы всех членов группы «по кругу». Все члены группы должны прочитать работу каждого члена группы. Затем обучающиеся приступают к коллегиальному оцениванию каждой работы посредством обсуждения. По каждому критерию выставляется оценочный балл. Посчитав общую сумму баллов, необходимо разделить ее на пять (по числу критериев). Полученное число необходимо записать вместе с фамилией автора.
- Оценка преподавателем. Каждый обучающийся получает оценку его работы от преподавателя (не более 10 балов).
- Заполнение таблицы консолидированного оценивания. Каждый обучающийся узнает тайную оценку эксперта и вносит все полученные баллы в таблицу:
Самооценка | Оценка экспертом | Оценка группой | Оценка преподавателем | Сумма баллов | Итоговый бал (сумма баллов / 5) | Отметка (перерасчет на 4-балльную систему оценивания) |
При этом преподавателем предлагается таблица перерасчета на 4-балльную систему оценивания:
Баллы | Отметка |
8,0-7,5 | 5 (отлично) |
7,4-6,1 | 4 (хорошо) |
6,0-4,1 | 3 (удовлетворительно) |
4,0 и менее | 2 (неудовлетворительно) |
Необходимо отметить, что оценочная деятельность в рамках метода консолидированного оценивания строится на следующих принципах:
- Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты выполнения учебной работы. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогу, и обучающимся. Они должны вырабатываться ими совместно.
- Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
- В оценочной деятельности реализуется принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса.
Таким образом, метод консолидированного оценивания заключается в том, что проверка, контроль, учет знаний остаются органическими элементами обучения. При этом его эффективность обусловлена тем, что обучающийся постоянно находится в процессе рефлексии, анализирует собственную деятельность, ищет способы преодоления трудностей, коррекции и самокоррекции учебной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оценивание сформированности ПК и ОК обучающихся в ходе проектной деятельности
Оценивание сформированности общих и профессиональных компетенций обучающихся осуществляется в процессе проектной деятельности и защиты проектов, охватывающих базовое содержание учебных дисциплин и вкл...
Современные средства оценивания базовых учебных действий на уроках математики для обучающихся с НОДА
Кризис существующей системы оценки сегодня очевиден. Традиционная система контроля качества образования в силу своих организационных и технологических особенностей уже не способна решать современные з...
Портфолио студентов как инновационное средство оценивания уровня сформиро-ванности компетенций выпускников
Современный этап развития системы образования в России характеризуется необходимостью модернизации ее структуры и содержания на основе внедрения инновационных подходов к организации, управлению, содер...
Портфолио достижений студентов колледжа как эффективное средство оценивания компетенций
В современном мире портфолио становится важным инструментом образовательных достижений, при этом мы сами его составляем, анализируем, формулируем самооценку и устанавливаем цели для будущего развития....
Презентация на тему: «Формирование и оценивание позитивных социальных компетенций у обучающихся».
Презентация к выступлению на заседании Областного совета по научно- методической и инновационной деятельности системе СПО по внедрению технологии формирования толерантности по методике «vid...
Статья в журнале /Мавлонова, И.В. Формирование и оценивание позитивных социальных компетенций у обучающихся ЧТПиГХ им.Я.П. Осадчего
Мавлонова, И.В. Формирование и оценивание позитивных социальных компетенций у обучающихся ЧТПиГХ им.Я.П. Осадчего / Инновационное развитие профессионального образования: научно-практический журнал. - ...
Рейтинго-накопительная система оценивания знаний и учебных достижений как средство развития компетентности обучающихся.
Каждая система оценивания предназначена для контроля знаний и оценки учебных достижений. Оценивание деятельности учащихся-важный стимул не только обучения,но и воспитания. Она формирует навыки са...