КОНСОЛИДИРОВАННОЕ ОЦЕНИВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
статья

Сорокина Валерия Ивановна

Значительные изменения приоритетов в среднем профессиональном образовании за последние годы (переориентация на компетентностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технологиями, умение сотрудничать и работать в группах и др.) нашли отражение в вопросах обновления содержания и структуры образования – развитие адекватных современным требованиям методов и средств оценки образовательных достижений обучающихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoreticheskiy_seminar.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

Сорокина В.И., мастер п/о

ГАПОУ АО «СТСИ»

КОНСОЛИДИРОВАННОЕ ОЦЕНИВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Значительные изменения приоритетов в среднем профессиональном образовании за последние годы (переориентация на компетентностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технологиями, умение сотрудничать и работать в группах и др.) нашли отражение в вопросах обновления содержания и структуры образования – развитие адекватных современным требованиям методов и средств оценки образовательных достижений обучающихся.

Современные научно-методологические основы образовательного процесса, базирующиеся на них методы оценки образовательных достижений обучающихся дают педагогу широкий спектр возможностей для локальной оценки различных качеств обучающегося, развиваемых и приобретаемых в образовательном процессе. Вместе с тем, существует проблема отбора методов и их оптимального сочетания, учитывающего специфику образовательной ситуации в конкретной образовательной организации и дающего системное представление как об индивидуальном развитии обучающегося, так и всего коллектива в целом.

Наряду с осуществлением методов оценки образовательных достижений обучающихся, педагогу требуется сегодня знание и грамотное применение специфических методов оценки образовательных достижений обучающихся, обеспечивающих непрерывное наблюдение за развитием последнего и своевременное корректирование образовательного процесса в случае обнаружения нежелательных тенденций развития.

Одним из таких методов является консолидированное оценивание, представляющее собой многоступенчатую оценку достижений обучающегося по конкретной выполненной им работе. В таком оценивании участвуют все субъекты образовательного процесса: сам обучающийся, педагог и студенческий коллектив.

Данный метод оценивания занимает достаточно большое количество времени, поэтому целесообразно использовать его в течение всего урока.

Алгоритм проведения урока консолидированного оценивания:

  1. Обучающиеся распределяются на микрогруппы.
  2. Преподавателем совместно с обучающимися разрабатываются критерии оценивания работ обучающихся. Целесообразней всего разработать пять критериев, к каждому из которых отнести десять баллов.
  3. Самооценка. Каждый обучающийся удаляется из группы и оценивает свою работу на основе выделенных критериев. По каждому критерию выставляется оценочный балл. При этом важно не общаться с группой и работать автономно. Посчитав общую сумму баллов, необходимо разделить ее на пять (по числу критериев). Полученное число необходимо записать и хранить в тайне.
  4. Обучающиеся снова собираются в группу. Каждый выбирает для себя эксперта и передает ему свою работу, соответственно получая для экспертизы работу любого другого члена группы.
  5. Оценка экспертом. Каждый обучающийся удаляется из группы и оценивает предоставленную ему для экспертизы работу. При этом важно не общаться с группой и работать автономно. По каждому критерию выставляется оценочный балл. Посчитав общую сумму баллов, необходимо разделить ее на пять (по числу критериев). Полученное число необходимо записать вместе с фамилией автора и хранить в тайне.
  6. Оценка группой. Обучающиеся снова собираются в группу и пускают работы всех членов группы «по кругу». Все члены группы должны прочитать работу каждого члена группы. Затем обучающиеся приступают к коллегиальному оцениванию каждой работы посредством обсуждения. По каждому критерию выставляется оценочный балл. Посчитав общую сумму баллов, необходимо разделить ее на пять (по числу критериев). Полученное число необходимо записать вместе с фамилией автора.
  7. Оценка преподавателем. Каждый обучающийся получает оценку его работы от преподавателя (не более 10 балов).
  8. Заполнение таблицы консолидированного оценивания. Каждый обучающийся узнает тайную оценку эксперта и вносит все полученные баллы в таблицу:

Самооценка

Оценка экспертом

Оценка группой

Оценка преподавателем

Сумма баллов

Итоговый бал (сумма баллов / 5)

Отметка (перерасчет на 4-балльную систему оценивания)

При этом преподавателем предлагается таблица перерасчета на 4-балльную систему оценивания:

Баллы

Отметка

8,0-7,5

5 (отлично)

7,4-6,1

4 (хорошо)

6,0-4,1

3 (удовлетворительно)

4,0 и менее

2 (неудовлетворительно)


Необходимо отметить, что оценочная деятельность в рамках метода консолидированного оценивания строится на следующих принципах:

  1. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты выполнения учебной работы. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогу, и обучающимся. Они должны вырабатываться ими совместно.
  2. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
  3. В оценочной деятельности реализуется принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса.

Таким образом, метод консолидированного оценивания заключается в том, что проверка, контроль, учет знаний остаются органическими элементами обучения. При этом его эффективность обусловлена тем, что обучающийся постоянно находится в процессе рефлексии, анализирует собственную деятельность, ищет способы преодоления трудностей, коррекции и самокоррекции учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценивание сформированности ПК и ОК обучающихся в ходе проектной деятельности

Оценивание сформированности общих и профессиональных компетенций обучающихся осуществляется в процессе проектной деятельности и защиты проектов, охватывающих базовое содержание учебных дисциплин и вкл...

Современные средства оценивания базовых учебных действий на уроках математики для обучающихся с НОДА

Кризис существующей системы оценки сегодня очевиден. Традиционная система контроля качества образования в силу своих организационных и технологических особенностей уже не способна решать современные з...

Портфолио студентов как инновационное средство оценивания уровня сформиро-ванности компетенций выпускников

Современный этап развития системы образования в России характеризуется необходимостью модернизации ее структуры и содержания на основе внедрения инновационных подходов к организации, управлению, содер...

Портфолио достижений студентов колледжа как эффективное средство оценивания компетенций

В современном мире портфолио становится важным инструментом образовательных достижений, при этом мы сами его составляем, анализируем, формулируем самооценку и устанавливаем цели для будущего развития....

Презентация на тему: «Формирование и оценивание позитивных социальных компетенций у обучающихся».

Презентация к выступлению на заседании Областного совета по научно- методической и инновационной деятельности системе СПО по внедрению технологии формирования толерантности по методике «vid...

Статья в журнале /Мавлонова, И.В. Формирование и оценивание позитивных социальных компетенций у обучающихся ЧТПиГХ им.Я.П. Осадчего

Мавлонова, И.В. Формирование и оценивание позитивных социальных компетенций у обучающихся ЧТПиГХ им.Я.П. Осадчего / Инновационное развитие профессионального образования: научно-практический журнал. - ...

Рейтинго-накопительная система оценивания знаний и учебных достижений как средство развития компетентности обучающихся.

Каждая система оценивания предназначена для контроля знаний и оценки учебных достижений. Оценивание деятельности учащихся-важный стимул не только обучения,но и воспитания. Она формирует навыки са...