Современные средства оценивания базовых учебных действий на уроках математики для обучающихся с НОДА
проект на тему
Кризис существующей системы оценки сегодня очевиден. Традиционная система контроля качества образования в силу своих организационных и технологических особенностей уже не способна решать современные задачи. С введением ФГОС образование полностью переходит на компетентностный подход, главной целью которого является формирование метапредметных компетенций, выстраиваемых поверх традиционных знаний, умений и навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektirovanie_gubareva.docx | 14.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Минобразования науки России Федеральное государственное образовательное учреждение
Поволжская государственная социально гуманитарная академия
Факультет психологии и специального образования кафедра специальной педагогики и специальной психологии
Достижение результатов в реализации индивидуальной образовательной программы для обучающихся с ОВЗ в современных условиях развития социального образования.
Современные средства оценивания базовых учебных действий на уроках
математики для обучающимися с НОДА
Дата прохождения курса: 21.09.2015 – 30.09.2015
Губарева Елена Геннадьевна
школа-интернат №113
учитель математики
1.Постановка проблемы проекта.
Кризис существующей системы оценки сегодня очевиден.
Традиционная система контроля и оценки качества образования в силу своих организационных и технологических особенностей уже не способна решать современные задачи. Отметка все более становится простой формальностью. В условиях, когда образование ориентировано на развитие познавательных интересов и творческого потенциала учащихся, система традиционной оценки не в состоянии создать условия для индивидуального развития школьника. C введением ФГОС образование полностью переходит на компетентностный подход, главной целью которого является формирование метапредметных компетенций, выстраиваемых поверх традиционных знаний, умений и навыков.
2.Актуальность проекта:
необходимость более качественной подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к современной жизни требует оценивать не только академические знания, но и сформированность УУД (например, регулятивные) которые обучающийся
Актуальность выбора темы мне видится в следующем:
- необходимость детальной проработки условий применения информационно коммуникативных технологий на уроках математики;
-Необходимостью анализа существующих средств ИТК возможностью и целесообразностью их применения;
-необходимостью выявить пути повышения эффективности и результативности учебного процесса в коррекционных классах с использованием ИТК на уроках математики;
-необходимостью реализации новой концепции образования – непрерывного обучение на протяжении всей жизни как условие успешной жизнедеятельности;
-необходимостью формирования нового типа обучающегося – грамотный пользователь информационных образовательных услуг.
3.Степень разработки проекта:
в последние 10 лет компьютеры стали использоваться в образовании появился термин «новые информационные технологии». Если при этом используются телекоммуникации, то появляется термин «информационно-коммуникационные технологии» - ИКТ. Формирование информационной культуры в школе происходит, прежде всего с помощью и при посредстве средств ИКТ.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать и требования к компьютерной грамотности обучающихся с НОДА будут увеличиваться. Однако нет ни перечня компьютерных программ, ни каталога, позволяющих учителю применять для подготовки урока математики те или иные программы в своей работе, ни норм оценивания.
4. Объект – компьютерные технологии на уроках математики. Исследовать существующие компьютерные программы и способы использования их на уроках математики для обучающихся с НОДА.
5. Предмет – изучение и сравнительный анализ возможностей компьютерных программ и Интернета в обучении математике, а также практическое применение результатов исследования на уроках по математики в специальном (коррекционном) классе; возможности успешного использования компьютерных технологий на уроках математики.
6. Цель проекта: создание каталога информационных технологий и компьютерных программ, для интенсификации процесса обучения, направленных на формирование коммуникативных навыков у обучающихся с НОДА.
7. Задачи проекта:
- Повысить уровень познавательных способностей обучающихся через использование ИКТ.
- Повысить интерес и мотивацию обучающихся к изучению математики.
- Развивать навыки самостоятельной деятельности обучающих.
- Разработать каталог компьютерных программ и технологий, направленных на формирование коммуникативных навыков у обучающихся с НОДА на уроках математики.
- Повысить эстетическую привлекательность урока.
8. Гипотеза - процесс обучения математики школьников с НОДА может быть эффективным, если в учебной деятельности будут использоваться ИТК, т.к. их использование:
-оптимизирует деятельность учителя и обучающегося;
-позволит моделировать различные ситуации, развивая при этом творческие и познавательные способности обучающегося;
-усилит мотивацию школьников;
-будет способствовать индивидуализации обучения;
-будет способствовать формированию нового типа обучающегося - грамотного пользователя электронно образовательными ресурсами.
9.Ресурсы:
кабинет математики и информатики, интернет, мультимедийный проектор, ПК, программа «Живая математика», программы-тренажеры, электронные пособия.
10. Этапы реализации проекта
Этап | Задачи | Деятельность | Результат |
Аналитический этап | Анализ педагогической литературы, нормативно правовых актов: с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; с Федеральным базисным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 №29/2065-п); с Федеральным перечнем учебников на 2014/2015 учебный год, утвержденным приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253П., методических материалов | Анализ нормативно – правовой документации; Анализ психолого – педагогической литературы; Анализ открытых уроков учителей по данной теме | Аналитическая справка |
Диагностический этап | 1.Выявить особенности коммуникативных компетенций у учащихся с НОДА 2.Анализ полученных результатов диагностики 3.Оценка образовательной среды: направленной на формирование коммуникативных навыков | Проведение диагностики сформированности коммуникативных навыков у обучающихся. Анализ компьютерных программ и технологий, с целью определить частоты их использования на уроках и во внеурочных занятиях, направленных на формирование коммуникативных навыков. Оценка компьютерных технологий для формирования коммуникативных навыков на уроках математики | Аналитическая справка Справка об использовании компьютерных программ и технологий, направленных на формирование коммуникативных навыков. |
Моделирование | 1.Отбор компьютерных программ и технологий, направленных на формирование коммуникативных навыков. 2.Адаптировать компьютерных программ и технологий, направленных к обучающимся с НОДА. 3.Систематизировать компьютерные программы и технологии, для удобства применения на уроках математики и во внеурочной деятельности для обучающихся с НОДА. | Отобрать компьютерные программы и технологии, направленных на формирование коммуникативных навыков в практике учителя – математика и доступные для реализации у обучающихся с НОДА. Адаптировать данные программы применительно к психофизическим возможностям детей с НОДА. Определить место компьютерных программ и технологий у обучающихся. С НОДА на уроках математики. | Каталог компьютерных программ и технологий, направленных на формирование коммуникативных навыков у обучающихся с НОДА на уроках математики. Технологические карты уроков с использованием данных программ и технологий, направленных на развитие коммуникативных навыков. |
Реализация | Включение компьютерных программ и технологий, направленных на формирование коммуникативных навыков в процесс обучения. | Включить компьютерные программы и технологии, направленные на формирование коммуникативных навыков в уроки математики при изучении темы « Построение графика функции». |
12. Конечный продукт:
- Разработки нестандартных уроков (использование межпредметной связи, ИКТ, проектного и исследовательского метода обучения, проблемного обучения и т.д.)
- Проекты и презентации учащихся.
- Разработки внеклассных мероприятий с использованием продуктов проектной деятельности ребят.
- Каталог компьютерных программ.
- Формирование интерактивного пособия.
13. Критерии оценки эффективности реализации проекта
Критерии | Показатели | Диагностический инструментарий |
1.Качество обученности школьников | 1.1.Уровень предметных результатов обучающихся: -качество знаний, показанное на контрольных работах, промежуточной аттестации; - умение применять компьютерные программы для выполнения поставленных задач; -участие во внеурочной работе по предмету, направленной на развитие познавательных интересов; -сформированность общих и специальных умений учащихся; -сформированность положительной социально значимой мотивации учения. 1.2.Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах. | Статистика. Анкетирование. Статистика. |
2.Самосовершенствование личности | 2.1.Отношение обучающихся к учебному труду. 2.2.Уровень развития: -развитие психических процессов (мышление, воображение, речь, внимание, восприятие); -развитие эмоционально-волевой сферы учащихся; -развитие творческого воображения. 2.3.Уровень воспитанности: -готовность к межличностному общению (умение слушать собеседника, вести диалог, проектировать и анализировать результаты общения); -сформированность качеств «делового» человека (самостоятельность в выборе способов решения задач, настойчивость в преодолении трудностей, критичность в оценке способов деятельности и полученных результатов). | Наблюдение, анкетирование. Наблюдение, анкетирование. Наблюдение, анкетирование. |
3.Информационная культура учащихся | Сформированность умений использования информационных технологий в самооценке, самообразовании учащихся | Анкетирование, тестирование обучающихся |
Информационная компетентность учителя | Авторские разработки уроков для обучающихся с НОДА, методических рекомендаций с последующей публикацией (распространение опыта). | Рецензирование методических рекомендаций |
14. Прогнозируемые результаты.
В соответствии с поставленной целью проекта, ИКТ должны помочь обучающемуся с НОДА получить более качественные знания, полное удовлетворение образовательных потребностей как способных и мотивированных учащихся, так и недостаточно подготовленных.
Кроме этого, в качестве ожидаемых результатов проекта, можно выделить:
- формирование ключевых компетенций учащихся в процессе обучения и во внеурочной деятельности;
- повышение мотивации к обучению учащихся;
- овладение компьютерной грамотности учащимися, повышение уровня компьютерной грамотности у учителя;
- организация самостоятельной и исследовательской деятельности учащихся;
- создание собственного банка учебных и методических материалов, готовых к использованию в учебном процессе.
- эстетическая привлекательность уроков.
Накопленный мною опыт, частично отраженный в настоящей работе, показывает, что применение информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества, как учителя, так и обучающихся, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками довольно серьезных тем по математике, что, в итоге, ведет к интенсификации процесса обучения.
Прогнозируемые риски:
1.Данный проект не может быть реализован без соответствующей материально – технической поддержки.
2.Анализ сетевых ресурсов показал, что во многих их них встречаются фактические ошибки, выразительные возможности экрана часто не связаны с дидактическими задачами, интерактивность пользователя не поддерживается познавательной значимостью.
3.Не все обучающиеся готовы к самостоятельной работе с сетевыми ресурсами, т.к. у многих существует зависимость от компьютерных игр.
Список используемой литературы:
- Селевко Г.К. Современные педагогические технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 2007. 256 с.
- "Подготовка обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ по математике" Из опыта работы учителя математики МОУ СОШ № 20 Кнышенко Л.Н., г.Старый Оскол
- Информационные технологии на уроках математики. Старцева Надежда Алексеевна, с.н.с. Института электронных программно-методических средств обучения РАО.
- www.ege.edu.ru
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Фе-федерации»;
- Федеральный базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 №29/2065-п);
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико-значимый проект "Универсальные учебные действия на уроке математики".
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обно...
Статья. «Системно–деятельностный метод как средство формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе».
Статья на тему: "Системно -деятельностный метод как средство формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе" опубликована в сборнике " Применение инновационных ...
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ПОНЯТИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СПО, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Остановимся на некоторых межпредметных понятиях в математике.Например, понятия «корень», «корень уравнения», «корень слова», «сфера», «сфера услуг...
Презентация для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по формированию универсальных учебных действий на уроке русского языка по теме:«Имя существительное как часть речи»
В презентации представлена методическая разработка, для обучающихсяс ограниченными возможностями здоровья, по формированию универсальных учебных действий на уроке русского языка по теме::&l...
Реализация метапредметного подхода в обучении математике как средство формирования универсальных учебных действий
Для решения жизненных задач, помимо способностей и личностных качеств, необходимы учения. Имеенно умения и развивает прпеодаватель, работая с обучающимися....
Статья "Компетентностно - ориентированное задание как современное средство оценивания качества подготовки квалифицированных рабочих и специалистов"
В связи с ростом требований к содержанию образования, к формам его организации, педагогическим технологиям и методам обучения растут и требования к современным средствам оценки образовательных результ...
Статья по теме "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе"
Данная статья посвящена теме формирования коммуникативных УУД на уроках математики в начальной школе...