Современные средства оценивания базовых учебных действий на уроках математики для обучающихся с НОДА
проект на тему

Кризис существующей системы оценки сегодня очевиден. Традиционная система контроля качества образования в силу своих организационных и технологических особенностей уже не способна решать современные задачи. С введением ФГОС образование полностью переходит на компетентностный подход, главной целью которого является формирование метапредметных компетенций, выстраиваемых поверх традиционных знаний, умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektirovanie_gubareva.docx14.7 КБ

Предварительный просмотр:

Минобразования науки России Федеральное государственное образовательное учреждение

Поволжская государственная социально гуманитарная академия

Факультет психологии и специального образования кафедра специальной педагогики и специальной психологии

Достижение результатов в реализации индивидуальной образовательной программы для обучающихся с ОВЗ в современных условиях развития социального образования.

Современные средства оценивания базовых учебных действий на уроках

математики для обучающимися с НОДА

Дата прохождения курса: 21.09.2015 – 30.09.2015

Губарева Елена Геннадьевна

школа-интернат №113

учитель математики

1.Постановка проблемы проекта.

       Кризис существующей системы оценки сегодня очевиден.

Традиционная система контроля и оценки качества образования в силу своих организационных и технологических особенностей уже не способна решать современные задачи. Отметка все более становится простой формальностью. В условиях, когда образование ориентировано на развитие познавательных интересов и творческого потенциала учащихся, система традиционной оценки не в состоянии создать условия для индивидуального развития школьника.  C введением ФГОС образование полностью переходит на компетентностный подход, главной целью которого является формирование метапредметных компетенций, выстраиваемых поверх традиционных знаний, умений и навыков.

 2.Актуальность проекта:

необходимость более качественной подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к современной жизни требует оценивать не только академические знания, но и сформированность УУД (например, регулятивные) которые обучающийся

Актуальность выбора темы мне видится в следующем:

- необходимость детальной проработки условий применения информационно коммуникативных технологий на уроках математики;

-Необходимостью анализа существующих средств ИТК возможностью и целесообразностью их применения;

-необходимостью выявить пути повышения эффективности и результативности учебного процесса в коррекционных классах с использованием ИТК на уроках математики;

-необходимостью реализации новой концепции образования – непрерывного обучение на протяжении всей жизни как условие успешной жизнедеятельности;

-необходимостью формирования нового типа обучающегося – грамотный пользователь информационных образовательных услуг.

           3.Степень разработки проекта: 

          в последние 10 лет компьютеры стали использоваться в образовании появился термин «новые информационные технологии». Если при этом используются телекоммуникации, то появляется термин «информационно-коммуникационные технологии» - ИКТ. Формирование информационной культуры в школе происходит, прежде всего с помощью и при посредстве средств ИКТ.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать и требования к компьютерной грамотности обучающихся с НОДА будут увеличиваться. Однако нет ни перечня компьютерных программ, ни каталога, позволяющих учителю применять для подготовки урока математики те или иные программы в своей работе, ни норм оценивания.

4. Объект – компьютерные технологии на уроках математики. Исследовать существующие компьютерные программы и способы использования их на уроках математики для обучающихся с НОДА.

5. Предмет – изучение и сравнительный анализ возможностей компьютерных программ и Интернета в обучении математике, а также практическое применение результатов исследования на уроках по математики в специальном (коррекционном) классе; возможности успешного использования компьютерных технологий на уроках математики.

6. Цель проекта: создание каталога информационных технологий и компьютерных программ, для интенсификации процесса обучения, направленных на формирование коммуникативных навыков у обучающихся с НОДА.

7. Задачи проекта:

  • Повысить уровень познавательных способностей обучающихся через использование ИКТ.
  • Повысить интерес и мотивацию обучающихся к изучению математики.
  • Развивать навыки самостоятельной деятельности обучающих.
  • Разработать каталог компьютерных программ и технологий, направленных на формирование коммуникативных навыков у обучающихся с НОДА на уроках математики.
  • Повысить эстетическую привлекательность урока.

8. Гипотеза - процесс обучения математики школьников с НОДА может быть эффективным, если в учебной деятельности будут использоваться ИТК, т.к. их использование:

-оптимизирует деятельность учителя и обучающегося;

-позволит моделировать различные ситуации, развивая при этом творческие и познавательные способности обучающегося;

-усилит мотивацию школьников;

-будет способствовать индивидуализации обучения;

-будет способствовать формированию нового типа обучающегося - грамотного пользователя электронно образовательными ресурсами.

9.Ресурсы:

 кабинет математики и информатики, интернет, мультимедийный проектор, ПК, программа «Живая математика», программы-тренажеры, электронные пособия.

10. Этапы реализации проекта

Этап

Задачи

Деятельность

Результат

Аналитический этап

Анализ педагогической литературы, нормативно правовых актов:  с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

 с Федеральным базисным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 №29/2065-п);

 с Федеральным перечнем учебников на 2014/2015 учебный год, утвержденным приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253П.,

методических материалов

Анализ нормативно – правовой документации;

Анализ психолого – педагогической литературы;

Анализ открытых уроков учителей по данной теме

Аналитическая справка

Диагностический этап

1.Выявить особенности коммуникативных компетенций у учащихся с НОДА

2.Анализ полученных результатов диагностики

3.Оценка образовательной среды: направленной на формирование коммуникативных навыков

Проведение диагностики сформированности коммуникативных навыков у обучающихся.

Анализ компьютерных программ и технологий, с целью определить частоты их использования на уроках и во внеурочных занятиях, направленных на формирование коммуникативных навыков.

Оценка компьютерных технологий для формирования коммуникативных навыков на уроках математики

Аналитическая справка

Справка об использовании компьютерных программ и технологий, направленных на формирование коммуникативных навыков.

Моделирование

1.Отбор компьютерных программ и технологий, направленных на формирование коммуникативных навыков.

2.Адаптировать компьютерных программ и технологий, направленных к обучающимся с НОДА.

3.Систематизировать компьютерные программы и технологии, для удобства применения на уроках математики и во внеурочной деятельности для обучающихся с НОДА.

Отобрать компьютерные программы и технологии, направленных на формирование коммуникативных навыков в практике учителя – математика и доступные для реализации у обучающихся с НОДА.

Адаптировать данные программы применительно к психофизическим возможностям детей с НОДА.

Определить место компьютерных программ и технологий у обучающихся. С НОДА на уроках математики.

Каталог компьютерных программ и технологий, направленных на формирование коммуникативных навыков у обучающихся с НОДА на уроках математики.

Технологические карты уроков с использованием данных программ и технологий, направленных на развитие коммуникативных навыков.

Реализация

Включение компьютерных программ и технологий, направленных  на формирование коммуникативных навыков в процесс обучения.

Включить компьютерные программы и технологии, направленные на формирование коммуникативных навыков в уроки математики при изучении темы « Построение графика функции».

12. Конечный продукт:

  • Разработки нестандартных уроков (использование межпредметной связи, ИКТ, проектного и исследовательского метода обучения, проблемного обучения и т.д.)
  • Проекты и презентации учащихся.
  • Разработки внеклассных мероприятий с использованием продуктов проектной деятельности ребят.
  • Каталог компьютерных программ.
  • Формирование интерактивного пособия.

13. Критерии оценки эффективности реализации проекта

Критерии

Показатели

Диагностический инструментарий

1.Качество обученности школьников

1.1.Уровень предметных результатов обучающихся:

-качество знаний, показанное на контрольных работах, промежуточной аттестации;

- умение применять компьютерные программы для выполнения поставленных задач;

-участие во внеурочной работе по предмету, направленной на развитие познавательных интересов;

-сформированность общих и специальных умений учащихся;

-сформированность положительной социально значимой мотивации учения.

1.2.Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах.

Статистика.

Анкетирование.

Статистика.

2.Самосовершенствование личности

2.1.Отношение обучающихся к учебному труду.

2.2.Уровень развития:

-развитие психических процессов (мышление, воображение, речь, внимание, восприятие);

-развитие эмоционально-волевой сферы учащихся;

-развитие творческого воображения.

2.3.Уровень воспитанности:

-готовность к межличностному общению (умение слушать собеседника, вести диалог, проектировать и анализировать результаты общения);

-сформированность качеств «делового» человека (самостоятельность в выборе способов решения задач, настойчивость в преодолении трудностей, критичность в оценке способов деятельности и полученных результатов).

Наблюдение,

анкетирование.

Наблюдение,

анкетирование.

Наблюдение,

анкетирование.

3.Информационная культура учащихся

Сформированность умений использования информационных технологий в самооценке, самообразовании учащихся

Анкетирование, тестирование обучающихся

Информационная компетентность учителя

Авторские разработки уроков для обучающихся с НОДА, методических рекомендаций с последующей публикацией (распространение опыта).

Рецензирование методических рекомендаций

14. Прогнозируемые результаты.

В соответствии с поставленной целью проекта, ИКТ должны помочь обучающемуся с НОДА получить более качественные знания, полное удовлетворение образовательных потребностей как способных и мотивированных учащихся, так и недостаточно подготовленных.

Кроме этого, в качестве ожидаемых результатов проекта, можно выделить:

  • формирование ключевых компетенций учащихся в процессе обучения и во внеурочной деятельности;
  • повышение мотивации к обучению учащихся;
  • овладение компьютерной грамотности учащимися, повышение уровня компьютерной грамотности у учителя;
  • организация самостоятельной и исследовательской деятельности учащихся;
  • создание собственного банка учебных и методических материалов, готовых к использованию в учебном процессе.
  • эстетическая привлекательность уроков.

 Накопленный мною опыт, частично отраженный в настоящей работе, показывает, что применение информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества, как учителя, так и обучающихся, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками довольно серьезных тем по математике, что, в итоге, ведет к интенсификации процесса обучения.

Прогнозируемые риски:

1.Данный проект не может быть реализован без соответствующей материально – технической поддержки.

2.Анализ сетевых ресурсов показал, что во многих их них встречаются фактические ошибки, выразительные возможности экрана часто не связаны с дидактическими задачами, интерактивность пользователя не поддерживается познавательной значимостью.

3.Не все обучающиеся готовы к самостоятельной работе с сетевыми ресурсами, т.к. у многих существует зависимость от компьютерных игр.

Список используемой литературы:

  • Селевко Г.К. Современные педагогические технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 2007. 256 с.
  • "Подготовка обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ по математике" Из опыта работы учителя математики МОУ СОШ  № 20 Кнышенко Л.Н., г.Старый Оскол
  • Информационные технологии на уроках математики. Старцева Надежда Алексеевна, с.н.с. Института электронных программно-методических средств обучения РАО.
  • www.ege.edu.ru
  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Фе-федерации»;
  • Федеральный базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 №29/2065-п);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимый проект "Универсальные учебные действия на уроке математики".

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обно...

Статья. «Системно–деятельностный метод как средство формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе».

Статья на тему: "Системно -деятельностный метод как средство формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе" опубликована в сборнике " Применение инновационных ...

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ПОНЯТИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СПО, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Остановимся на некоторых межпредметных понятиях в математике.Например, понятия «корень», «корень уравнения», «корень слова», «сфера», «сфера услуг...

Презентация для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по формированию универсальных учебных действий на уроке русского языка по теме:«Имя существительное как часть речи»

В презентации представлена методическая разработка, для обучающихсяс  ограниченными возможностями здоровья, по формированию универсальных учебных действий на уроке русского языка по теме::&l...

Реализация метапредметного подхода в обучении математике как средство формирования универсальных учебных действий

Для решения жизненных задач, помимо способностей и личностных качеств, необходимы учения. Имеенно умения и развивает прпеодаватель, работая с обучающимися....

Статья "Компетентностно - ориентированное задание как современное средство оценивания качества подготовки квалифицированных рабочих и специалистов"

В связи с ростом требований к содержанию образования, к формам его организации, педагогическим технологиям и методам обучения растут и требования к современным средствам оценки образовательных результ...

Статья по теме "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе"

Данная статья посвящена теме формирования коммуникативных УУД на уроках математики в начальной школе...