Методическое пособие по самостоятельной работе
методическая разработка
Методическое пособие по самостоятельной работе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_posobie_po_samostoyatelnoy_rabote.doc | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Организация самостоятельной работы обучающихся»
Составил: преподаватель физической культуры СПБ ГБПОУ «РКК»
Храмова Маргарита Александровна
Методические рекомендации предназначены для преподавателей
Цели методических рекомендаций:
- Методическое сопровождение процесса введения и реализации требований Федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) начального профессионального образования (далее НПО) и среднего профессионального образования (далее СПО);
- Помощь при разработке рабочих учебных программ дисциплин и профессиональных модулей основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП).
- Создания в образовательном учреждении учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Методические рекомендации определяют сущность самостоятельной работы обучающихся в учебном заведении, ее назначение, планирование, формы организации и виды контроля.
Содержание
I. Нормативное обеспечение самостоятельной работы в ФГОС. | 4 |
II. Назначение и виды самостоятельной работы обучающихся. | 5 |
III. Требования к организации внеаудиторной самостоятельной работы. | 8 |
IV.Контроль самостоятельной работы обучающихся преподавателями. | 12 |
I. Нормативное обеспечение самостоятельной работы в ФГОС НПО и СПО
1.1. ФГОС раздел: «Требования к результатам освоения основной образовательной программы».
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы:
-образовательное учреждение обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
-обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения.
В частности, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать самостоятельность обучающихся в «планировании и осуществлении учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками» (см. пункт 6), «готовность и способность к образованию, в том числе к самообразованию (см. пункт 7, №№9), самостоятельность в определении целей и планов деятельности; в контроле и корректировке учебной деятельности (см. пункт 8).
Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной нагрузки (п.23Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднего специального учебного учреждения).
Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, находит отражение:
- в рабочем учебном плане - в целом по теоретическому обучению, каждому из циклов дисциплин, профессиональных модулей и междисциплинарных курсов,
- в рабочих программах учебных дисциплин, профессиональных модулей и междисциплинарных курсов с распределением по разделам или конкретным темам.
Общий объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу в целом должен составлять 50% от объема времени, отведенного на обязательную учебную нагрузку.
Увеличение доли самостоятельной работы обучающихся, внедрение и реализация новых ФГОС требует соответствующей организации учебного процесса и составления учебно-методической документации, разработки новых дидактических подходов для глубокого самостоятельного усвоения учебного материала.
II. Назначение и виды самостоятельной работы обучающихся
Самостоятельная работа проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
- развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;
- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;
- формирования практических (общеучебных и профессиональных) умений и навыков;
- развитию исследовательских умений.
В учебном процессе ОУ выделяются два вида самостоятельной работы:
Внеаудиторная самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Виды самостоятельной работы студентов
- Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по литературным источникам.
- Работа с библиотечным каталогом, самостоятельный подбор необходимой литературы.
- Работа со словарем, справочником.
- Поиск необходимой информации через Интернет.
- Конспектирование источников.
- Реферирование источников.
- Составление аннотаций к прочитанным литературным источникам.
- Составление рецензий и отзывов на прочитанный материал.
- Составление обзора публикаций по теме.
- Составление и разработка словаря (глоссария).
- Составление хронологической таблицы.
- Составление библиографии (библиографической картотеки)
- Ведение дневника (дневник практики, дневник наблюдений, дневник самоподготовки и т.д.)
- Прослушивание учебных аудиозаписей, просмотр видеоматериала.
- Выполнение аудио - и видеозаписей по заданной теме.
- Подготовка к различным формам промежуточной и итоговой аттестации (к тестированию, диктанту, контрольной работе, зачету, экзамену).
- Выполнение домашних контрольных работ.
- Самостоятельное выполнение практических заданий репродуктивного типа (ответы на вопросы, тренировочные упражнения, опыты, задачи, тесты).
- Выполнение творческих заданий.
- Подготовка презентационных пакетов.
- Проведение опыта и составление отчета по нему.
- Подготовка устного сообщения для выступления на семинарском или лекционном занятии.
- Написание реферата. Подготовка к защите (представлению) реферата на семинарском занятии.
- Подготовка доклада и написание тезисов доклада.
- Выполнение комплексного задания (проекта) по отдельной дисциплине. Подготовка к его защите на семинарском или практическом занятии.
- Выполнение интегрированного (межпредметного) проекта. Подготовка к его защите.
- Подготовка к участию в деловой игре, конкурсе, творческом соревновании.
- Написание курсовой работы. Подготовка к выступлению на конференции (к защите курсовой работы).
- Выполнение расчетов по проекту технического изделия.
- Выполнение чертежа и эскиза изделия.
- Изучение аналогов технического изделия.
- Изучение инструкционной и технологической карты;
- Самостоятельная разработка технологической карты изделия;
- Подготовительная работа к выполнению изделия, подбор материала, подготовка инструмента и т.д.
III. Требования к организации внеаудиторной самостоятельной работы.
Технология организации самостоятельной работы студентов включает использование информационных и материально-технических ресурсов образовательного учреждения.
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение самостоятельной работы студентов включает в себя:
- библиотеку с читальным залом, укомплектованную в соответствии с существующими нормами;
- учебно-методическую базу учебных кабинетов, лабораторий и методического центра;
- компьютерные классы с возможностью работы в Интернет;
- учреждения практики (базы практики) в соответствии с заключенными договорами;
- аудитории (классы) для консультационной деятельности;
- учебную и учебно-методическую литературу, разработанную с учетом увеличения доли самостоятельной работы студентов, и иные материалы.
- При разработке рабочего учебного плана образовательного заведения учитываются предложения цикловых комиссий по объему внеаудиторной самостоятельной работы, отведенной на циклы дисциплин и профессиональных модулей, при необходимости вносятся коррективы.
- Общий объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу по учебной дисциплине (междисциплинарному курсу профессионального модуля) в целом должен составлять 50% от объема времени, отведенного на обязательную учебную нагрузку по данной дисциплине (междисциплинарному курсу профессионального модуля).
- Объем времени на самостоятельную внеаудиторную работу определяется на основе учета общего лимита времени, не выходящего за рамки 54-часовой учебной недели, включающей аудиторные и внеаудиторные виды учебной работы.
- Планирование и содержание форм внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся необходимо вести с учетом часов общей трудоемкости учебной дисциплины (междисциплинарного курса), не превышая в учебном плане установленной нормы.
- При планировании заданий для внеаудиторной самостоятельной работы рекомендуется использовать следующие типы самостоятельной работы:
- воспроизводящая (репродуктивная), предполагающая алгоритмическую деятельность по образцу в аналогичной ситуации;
- реконструктивная, связанная с использованием накопленных знаний и известного способа действия в частично измененной ситуации;
- эвристическая (частично-поисковая), которая заключается в накоплении нового опыта деятельности и применении его в нестандартной ситуации;
- творческая, направленная на формирование знаний-трансформаций и способов исследовательской деятельности.
- Разрабатывая программу учебной дисциплины (междисциплинарного курса профессионального модуля), включить самостоятельную работу в тематическое планирование и содержание дисциплины (междисциплинарного курса профессионального модуля), определить формы и методы контроля результатов.
- Содержание самостоятельной внеаудиторной работы определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно примерной и рабочей программ учебной дисциплины (междисциплинарного курса, профессионального модуля). Преподавателем учебной дисциплины, междисциплинарного курса профессионального модуля эмпирически определяется затраты времени на самостоятельное выполнение конкретного содержания учебного задания: на основании наблюдений за выполнением обучающихся аудиторной самостоятельной работы, опроса обучающихся о затратах времени на то или иное задание, хронометража собственных затрат на решение той или иной задачи с внесением поправочного коэффициента их расчета знаний и умений обучающихся. По совокупности заданий определяется объем времени на внеаудиторную самостоятельную работу по учебной дисциплине.
- Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности (профессии), данной дисциплины междисциплинарного курса, профессионального модуля, индивидуальные особенности обучающегося.
- Перед выполнением обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержания, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает обучающихся о возможных типичных ошибках, которые могут встретиться при выполнении задания.
- Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины, междисциплинарного курса, профессионального модуля.
- В случае необходимости дополнительного объяснения вопросов по самостоятельной работе, преподаватель вправе использовать время, отведенное на консультации.
- Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами обучающихся и на занятиях в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений.
Методическая цикловая комиссия
- готовит пакет документов, необходимых для самостоятельной работы обучающихся;
- отслеживает обеспеченность учебниками и учебными пособиями (в том числе, и на электронных носителях) всех преподаваемых курсов;
- осуществляет контроль соблюдения нормативов при планировании самостоятельной работы;
Преподаватель
- разрабатывает самостоятельную работу обучающихся по учебному курсу, отражая содержание самостоятельной работы в рабочей программе по дисциплине, междисциплинарному курсу профессионального модуля;
- определяет объем учебного содержания и количества часов, отводимых на самостоятельную работу обучающихся;
- готовит пакет четких контрольно-измерительных материалов и определение периодичности контроля;
- определяет систему индивидуальной работы с обучающимися;
- своевременно доносит полную информацию о самостоятельной работе до обучающихся.
Методист ОУ:
- осуществляет контроль самостоятельной работы в рабочих программах учебных дисциплин и междисциплинарных курсов профессиональных модулей;
- отслеживает обеспеченность учебной и учебно-методической литературой для самостоятельной работы обучающегося колледжа;
- осуществляет контроль соблюдения нормативов при планировании самостоятельной работы обучающихся.
IV. Контроль самостоятельной работы обучающихся преподавателями.
Контроль предусматривает:
- соотнесение содержания контроля с целями обучения;
- объективность контроля;
- валидность контроля (соответствие предъявляемых заданий тому, что предполагается проверить);
- дифференциацию контрольно-измерительных материалов.
Формы контроля самостоятельной работы
- Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем.
- Самопроверка, взаимопроверка выполненного задания в группе.
- Обсуждение результатов выполненной работы на занятии.
- Тестирование.
- Письменный опрос.
- Устный опрос.
- Индивидуальное собеседование.
- Собеседование с группой.
- Коллоквиум.
- Отчет о проделанной работе.
- Защита рефератов или курсовой работы.
- Творческий конкурс.
- Интернет-конференции.
- Олимпиада.
- Зачет.
- Экзамен.
Критерии оценки результатов самостоятельной работы
Критериями оценок результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся являются:
- уровень освоения обучающимися учебного материала;
- умения обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- сформированность общеучебных умений;
- умения обучающихся активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
- обоснованность и четкость изложения ответа;
- оформление материала в соответствии с требованиями;
- умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
- умение четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
- умение показать, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;
- умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее.
Критерии оценки самостоятельной работы обучающихся:
Оценка «5» ставится:
- Обучающийся свободно применяет знания на практике;
- Не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала;
- Выделяет главные положения в изученном материале и не затрудняется в ответах на видоизмененные вопросы;
- Усваивает весь объем программного материала;
- Материал оформлен аккуратно и в соответствии с требованиями;
Оценка «4» ставится:
- Обучающийся знает весь изученный материал;
- Без особых затруднений на вопросы преподавателя;
- Умеет применять полученные знания на практике;
- В условных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет определенные неточности с помощью дополнительных вопросов преподавателя;
- Материал оформлен недостаточно аккуратно, но в соответствии с требованиями;
Оценка «3» ставится:
- Обучающийся обнаруживает освоение основного материала, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных дополняющих вопросов преподавателя;
- Предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднения при ответах на воспроизводящие вопросы;
- Материал оформлен неаккуратно или не в соответствии с требованиями;
Оценка «2» ставится:
- У обучающегося имеются отдельные представления об изучаемом материале, однако большая часть не усвоена;
- Материал оформлен не в соответствии с требованиями;
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и итогового контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | не удовлетворительно |
|
|
|
|
| |
|
|
Программа внеаудиторной
самостоятельной работы обучающихся
Учебная дисциплина___________________________________________
Специальность________________________________________________
Преподаватель________________________________________________
Пояснительная записка
Программа внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся составлена на основе рабочей программы по дисциплине «____________», Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования специальности «________________»
Самостоятельная работа проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
- развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;
- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;
- формирования практических (общеучебных и профессиональных) умений и навыков;
- развитию исследовательских умений.
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Курс, семестр | Учебная нагрузка обучающихся (час.) | ||||||
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа обучающегося | Обязательная аудиторная нагрузка | |||||
Всего часов | в т.ч. | ||||||
теоретические занятия | лабораторные работы | практические занятия | курсовая работа (проект) | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Всего: |
Содержание внеаудиторной самостоятельной деятельности обучающихся
Дидактическая единица (модуль, тема)_________________________
Таблица 1.
Вид деятельности, компетенции | Задачи | Задания | Форма представления материала по каждому заданию | Вид контроля каждого задания |
Вид деятельности ОК ПК
| Изучить_______ (уровень освоения: 1- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции); 3- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач). Выполнить (степень владения) |
|
|
|
Литература: основная/дополнительная с указанием страниц;
Методические указания обучающемуся по выполнению заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ТЕМУ: «CЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ ГЕРПЕСВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ»
Герпетическая инфекция, в том числе и с поражением внутренних органов, — актуальная проблема медицины XXI века. Клиническая картина герпесвирусной инфекции настолько разнообразна, а опасность дл...
Методическое пособие для самостоятельной работы по теме "Инфекционный контроль и безопасность медицинского персонала" для дисциплины "Иностранный язык"
Методическое пособие разработано на основе рабочей программы по дисциплине Иностранный язык в соответвии Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профес...
Методическое пособие для самостоятельной работы студентов по ПМ 02 МДК 02.01 Раздел 1 "Сестринская помощь в терапии" Тема: "Сестринская помощь при неотложных состояниях в терапии"
В данном методическом пособии для самостоятельной работы студентов представлены алгоритмы оказания доврачебной помощи по дисциплине «Сестринский уход в терапии», составле...
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по теме "Гестозы" по специальности "Сестринское дело".
В разработке даны рекомендации по самостоятельной подготовке студента, используя материлы лекции и рекомендуемой литературы, к практическому занятию по теме "Гестозы"...
Учебно-методическое пособие для самостоятельных работ по дисциплине «Управление качеством»
Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной работы, подготовки к практическим занятиям и их проведению по дисциплинам «Управление качеством», «Системы управле...
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по теме: Шоковые состояния
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по теме: Шоковые состояния...
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для самостоятельной работы по дисциплине «Анализ финансово-хозяйственной деятельности».
Предмет «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» изучается студентами специальности 38.02.1 «Экономика и бухгалтерский учёт по отраслям». В соответствии с разработан...